kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Простые вещества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволит актуализировать знания учащихся о строении атома.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Простые вещества"»

Разработка проблемно-эвристического урока.


Автор: Максимова Наталья Евгеньевна.

Образовательное учреждение: ГБОУ школа №93 Пушкинского района г.Санкт-Петербурга.

Предмет: Химия

Класс: 8

Тема: Металлы – простые вещества.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Габриелян О.С. Химия. 8кл. Учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2006г.

  2. Мультимедийное приложение к УМК «Химия. 8класс». Электронное учебное издание «Физикон». Дрофа 2006г.

  3. Фотографии Иерусалимского храма, репродукции и фотографии семи чудес света и произведений искусств из металлов и сплавов: «Древние монеты из серебра, золота и меди», «Колосс Родосский», «Царь-колокол», «Царь-пушка», «Рабочий и колхозница», «Родина-Мать», «Решетки Летнего сада».

4. Модели различных атомов, таблица «Кристаллическая решетка металлов».

Необходимое оборудование и материалы для занятия:OC Windows 2000; проектор; экран; образцы металлов (алюминия, цинка, меди, свинца, железа); штатив с пробирками, алюминиевая и медная проволоки с кнопками на пластилине, простейшая электрическая цепь.

Время реализации занятия: 45 мин.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Актуализировать знания учащихся о строении атома, физический смысл порядкового номера, номера группы и периода.

  • Сформулировать у учащихся знание о том, что металлам в особом состоянии присущи особые свойства.

  • Показать зависимость физических свойств металлов от наличия в них металлической связи.

Развивающие:

  • Включить учащихся в активный познавательный процесс.

  • Заинтересовать учащихся, используя лабораторную, игровую, стихотворную, групповую формы работы.

  • Формировать умения анализировать полученную информацию.

  • Видеть причинно – следственные связи.

Воспитательные:

  • Развивать самостоятельность, ответственность.

  • Формировать навыки работы в группах.

Проблемные вопросы:

  1. Почему металлы так важны для человека?

  2. Какими физическими свойствами обладают металлы?

  3. От чего зависят эти свойства?

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: Лабораторно – исследовательский.


Ход урока:

Вводно-мотивационный этап.

Актуальность темы: С глубокой древности человеку были известны 7 металлов, которые считались представителями семи планет. На часах человеческой истории каменный век сменился медным веком, затем – бронзовым, далее – железным. Сейчас у металлов имеются очень серьёзные «конкуренты» в виде продуктов современной химии – пластмасс, синтетических волокон, керамики и стекла. Но ещё многие и многие годы человечество будет использовать металлы, которые продолжают играть ведущую роль в жизни человека.

(обращаем внимание учащихся на фотографии и репродукции).

расплавив, металлы возможно в форму любую отлить

и любую придать им фигуру…

Тит Лукреций Кар (отрывок из оды «Открытие металлов».)


1.Сообщение темы урока, цели и задачи.

2.Беседа по вопросам:

  • Вещество состоит из молекул, молекулы из атомов. А из чего состоит атом? («Планетарные модели» различных атомов.)

  • Атомы (химические элементы) встречаются двух видов: металлы и неметаллы. А есть ли различие атомов металлов и неметаллов? (Число электронов, Rat)

  • А как определить по ПСХЭ заряд ядра, число электронных уровней и число электронов на последнем энергетическом уровне?

3. Закрепление: игра «Крестики – нолики». Выигрышный путь: Me - соседи по периоду или группе.

K

Na

B

Ca

Mg

O

P

Al

S


He

F

Al

K

Na

Li

P

Cu

N


Итог: Актуализация знаний о строении атомов металлов и положении их в ПСХЭ:

(повторили физический смысл порядкового номера, номера группы и периода, элементарный состав атомов металлов и неметаллов).

4.Проблемная задача -1.

В природе отдельных атомов не существует, они связаны друг с другом и образуются простые вещества – металлы, некоторые и использует человек в повседневной жизни. Через века и тысячелетия человек пронёс уважение к металлу и его мастерах, добывающих и обрабатывающих его. Старинная легенда повествует о таком случае (зачитать отрывок «О строительстве Иерусалимского храма»). Этой легенде уже около трёх тысячелетий. Мы не можем ручаться за достоверность описанных событий, но, как бы то ни было, в легенде отразилось огромное уважение, которым издревле пользовались мастера, покоряющие металл, заставляющие его служить людям.

- Почему же металлы так важны для человека? Как использует металлы человек?

Заполняем таблицу по приёму ЗХУ с целью актуализации знаний из курсов природоведения, физики, географии, истории.

Знаю

Хочу узнать

Узнал





5. Проблемная задача – 2.

- Какими физическими свойствами (общими и специфическими) они обладают?

  • Агрегатное состояние: твёрдые; жидкие (ртуть)

  • Общие: ковкость, пластичность, металлический блеск, электро и теплопроводность.

  • Специфические: твёрдость, плотность, температура плавления, намагничивание.

6. Лабораторная - исследовательская работа « Общие физические свойства металлов».

На столе находятся образцы металлов. Учащиеся работают по инструктивной карте (приложение 1). Рассматривают образцы и заполняют таблицу (приложение 2).

Остались две колонки в таблице не заполненными: Электропроводность и теплопроводность. Убедимся, что металлы действительно обладают такими свойствами.

Демонстрация 1. «Теплопроводность металлов».

Алюминиевую проволоку (или другие) с прикрепленными к ней пластилином кнопками нагревают с одной стороны.

Что наблюдаем? (кнопки отпадают поочередно)

Какой вывод? Металлы проводят тепло. (Заполнить таблицу).

Демонстрация 2. «Электропроводность»

Замкнуть электрическую цепь, в которой прижаты клеммами кусочки различных металлов, с лампочкой.

Что наблюдаем? (лапочка загорается).

Какой вывод? Meталлы проводят электрический ток. (заполнить таблицу).

Сделаем общий вывод и дадим определение металлам, как веществам.

Определение: Металлы – это ковкие, пластичные, тягучие вещества, которые имеют металлический блеск, тепло- и электропроводны. (Записать в тетрадь).

7. Специфические свойства металлов.

Это такие свойства, которые характерны для группы металлов или для отдельных металлов (используем слайд – фильм из Мультимедийного приложения к УМК «Химия. 8класс»)

  • Твёрдость: твёрдые (Mo,Ti,Cr)

мягкие ( Na,K)

  • Плотность: лёгкие (Li,Al,Ti)

тяжёлые (Pb,Zn,Os,Cu)

  • Температура плавления: легкоплавкие (Ga- 29,8C; Cs-29C, т.е. на ладони руки)

Тугоплавкие (Fe -1539С; W -3390С)

8. Проблемная задача – 3.

- От чего зависят такие физические свойства?

Зависимость физических свойств от наличия в металлах металлической связи и особенностей кристаллического строения.

- Что металлы делают с электронами последнего уровня?

Пример: Na0 – 1 электрон ↔Na+

Al0 – 3 электрона ↔Al 3+

Mg0 – 2 электрона ↔Mg2+

Атомы металлов ионы металлов

(Таблица «Кристаллическая решетка металлов».)

Рассказ учителя по таблице

(Такие свойства металлов, как электропроводность и теплопроводность возможны подвижности электронов. Свободные электроны отражают свет, поэтому металлы блестят и не прозрачны. Благодаря свободным электронам возможно смещение одного слоя кристаллической решетки относительно другого, поэтому металлы пластичны.)

(зарисовать схему кристаллической решетки в тетрадь и указать её составляющие).

9.Закрепление.

Прочитать стихи, и учащиеся должны определить, о каких свойствах металлов идет речь.

(Можно раздать стихи детям до начала урока)

1. Век железа был давно в зените,

Но уже у химиков в руках

Засверкал как драгоценный алюминий

Этот легкий сказочный металл.

(Металлический блеск)

2. Титан - химический реактор

И очень прочная броня,

Компрессор, рельсы элеватор,

Конструкций легких кружева.

( прочность, пластичность)

3. Без медной электропроводки

Нам свет в квартире не включить

И трансформатор без обмотки

Не мог бы технике служить.

( электропроводность).

4. Все знают, что лампе обычной

Вольфрам – раскалённая нить,

Но вы металлурга спросите

Легко ли его получить.

Теплопроводность).

10.Контроль знаний: (Учащиеся заполняют карточки – задания с индивидуальным элементом - металлом.)

«Атом _____, имеет заряд ядра___, электронных уровней___, электронов на последнем уровне __. Простое вещество ____ обладает следующими свойствами ______.»

11. Рефлексия.

На заключительном этапе урока предлагаю дать оценку уроку, используя «Спайдер» (дети должны прикрепить стикер к соответствующей картинке).

Мне урок понравился. Урок не понравился совсем.

Тема урока меня очень заинтересовала, и я постараюсь найти дополнительный материал.

Урок был содержательным. На уроке я ничего не понял.

Понравилось проводить исследование. Урок был обычным…

12. Домашнее задание: §13 в 1 – 4 письменно. В5 (по желанию).

Литература к уроку:

  1. Габриелян О.С. Химия. 8кл. Учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2006г.

  2. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия, 8 класс. Методическое пособие. М.: Дрофа 2004г.

  3. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Методическое пособие. Химия 8-9 кл. М.: Дрофа 2008г.

  4. Габриелян О.С. Программа курса химии 8-11 Кл. Общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа 2005г.

  5. Габриелян О.С., Шипарёва Г.А. Методическое пособие к пропедевтическому курсу, «Химия. Вводный курс. 7класс». М.: Дрофа 2007г.

  6. Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе. Дидактический материал. М.: Блик плюс. 2004г.

  7. Мультимедийное приложение к УМК «Химия. 8класс». Электронное учебное издание «Физикон». Дрофа 2006г.

  8. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. Методическое пособие. М.: Глобус 2007г.


Приложение 1.

Инструктивная карта.

Рассмотрите выданные вам образцы металлов и заполните 1, 2, 3, 6 колонки таблицы.

1.Возмтте в руки кусочек алюминия. Посмотрите сквозь него. Можно что – то увидеть? Прозрачен? Поставьте значок в таблице в первую колонку «+» или «-».

2. Покрутите алюминий на свету. Блестит? Поставьте значок в таблице во вторую колонку «+» или «-».

3.Попробуйте разломить. Поставьте значок в третью колонку «+» или «-».

4.Согните кусочек фольги. Поставьте значок в таблице в шестую колонку «+» или

«-».

5.Проделайте тоже самое с цинком, магнием, медью, железом.


Приложение 2.

Физические свойства металлов.


Металл

Прозрачность

Блеск

Прочность

Электропроводность

Теплопроводность

Пластичность

Al







Zn







Mg







Cu







Fe








«Атом _____, имеет заряд ядра___, электронных уровней___, электронов на последнем уровне __. Простое вещество ____ обладает следующими свойствами ______.»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Простые вещества"

Автор: Максимова Наталья Евгеньевна

Дата: 09.06.2016

Номер свидетельства: 333601

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока "Сера - простое вещество" + презентация "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-siera-prostoie-vieshchiestvo-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "147180"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419340851"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "конспект урока химии на тему: Простые вещества-металлы и неметаллы."
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-khimii-na-tiemu-prostyie-vieshchiestva-mietally-i-niemietally"
    ["file_id"] => string(6) "247875"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446638968"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему "Простые вещества неметаллы". "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-prostyie-vieshchiestva-niemietally"
    ["file_id"] => string(6) "193057"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427559165"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока химии на тему: "Металлы- простые вещества" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-khimii-na-tiemu-mietally-prostyie-vieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "136271"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417080983"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока по теме «Простые вещества - металлы»"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt_uroka_po_tiemie_prostyie_vieshchiestva_mietally"
    ["file_id"] => string(6) "345172"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474535809"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1700 руб.
2620 руб.
1530 руб.
2350 руб.
1540 руб.
2370 руб.
1700 руб.
2620 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства