kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме «Простые вещества - металлы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучение особенностей металлов как простых веществ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Простые вещества - металлы»»

Конспект урока

по теме «Простые вещества-металлы»

(8 класс)

Цель: изучение особенностей металлов как простых веществ.

Задачи:

образовательные:

-повторить особенности строения атомов металлов и металлическую химическую связь;

-познакомить с общими физическими свойствами металлов;

-развивать межпредметные связи;

- показать практическое применение полученных знаний.

развивающие:

- развитие умений: анализировать, сравнивать, логически мыслить;

-развитие познавательной активности, умений самостоятельно приобретать знания.

воспитательные:

-развитие коммуникативных компетенций, умений высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование и реактивы: коллекция «Металлы», химические стаканы, ложки - алюминиевая, стальная, серебряная, фольга. золотое кольцо, женский волос, деревянная палочка, колокольчики, ПК, медиапроектор.



Ход урока.

I.Организационный момент

II.Актуализация знаний.

Сообщение темы и цели урока со стихотворения:

Семь металлов создал свет

По числу семи планет:

Медь, железо, серебро…

Дал нам Космос на добро.

Злато, олово, свинец…

Сын мой, сера – их отец.

А еще ты должен знать:

Всем им ртуть – родная мать.

Ребята, вы прослушали стихотворение, в котором говорится о теме сегодняшнего урока. Сформулируйте тему урока. Сообщается тема и цель урока.

Вопрос. Какие металлы вам известны? (на доске запись ответов учеников).

Обратимся к историческим сведениям. Металлы составляют одну из основ цивилизации на планете Земля. С ними человек познакомился приблизительно за 7000-5000 лет до н.э., когда огонь уже использовался для обработки руд, отделения металлов от примесей. Первыми металлами, с которыми столкнулся человек, были золото, серебро, ртуть, медь, железо, олово и свинец. Эти элементы можно назвать доисторическими, так как они применялись человеком ещё до изобретения письменности. Астрологи того времени утверждали, что каждой планете на небе соответствует свой металл на Земле, например, красноватому Марсу – гремящее в боях железо. Каждая планета издревле обозначалась особым знаком. Этими же знаками обозначали и «родственные» этим планетам металлы

На часах человеческой истории каменный век сменился медным, затем бронзовым и железным.

Металлы составляют фундамент нашего общества. Без металлов не было бы автомобилей, самолётов, невозможно строительство и в быту мы постоянно пользуемся изделиями из металлов. Это ложки, вилки, ножи, кастрюли, сковородки и т.д.

Вопрос: что вам известно о металлах из уроков химии? (Строение металлов, расположение их в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, металлическая химическая связь)

Вопрос: где расположены металлы в Периодической системе?

(Если провести диагональ от бора до астата, то слева внизу под этой диагональю в Периодической системе все элементы являются металлами, кроме этого металлами являются все элементы побочных подгрупп. Справа вверху над диагональю находятся элементы неметаллы (исключая металлы побочных подгрупп).

Вопрос: каких элементов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева больше? (Металлов)

Вопрос: как изменяются по периоду металлические свойства химических элементов? (Слева направо уменьшаются).

Вопрос: как по группе изменяются металлические свойства химических элементов? ( Сверху вниз по группе металлические свойства химических элементов увеличиваются).

Вопрос: где в Периодической таблице находятся самые активные металлы?

(В первой группе главной подгруппе).

Вопрос: какой металл самый активный? (Франций).

Вопрос: почему металлы первой группы главной подгруппы самые активные металлы? (На внешнем энергетическом уровне один электрон, который они легко будут отдавать, чтобы их внешний энергетический уровень стал устойчивым).

Задание: запишите строение атомов натрия, кальция, алюминия.

Вопрос: сколько всего электронов у металлов на внешнем энергетическом уровне? (От 1 до 3 электронов).

Вопрос: зная, что металлы имеют сравнительно большие радиусы атомов и небольшое количество электронов на внешнем энергетическом уровне к чему стремятся атомы металлов?

(Атомы металлов отдают электроны внешнего энергетического уровня).

Вопрос: во что превратятся атомы металлов, отдавшие электроны?

(В положительно заряженные ионы)

Вопрос: что же удерживает атомы металлов в единое целое? Давайте вспомним строение кристаллической решетки металлов. (Кристаллическая решетка металлов имеет следующее строение: в узлах находится положительные ионы и атомы металлов, а между узлами – электроны. Эти электроны могут свободно перемещаться по всему кристаллу металла и поэтому называются свободными электронами, или «электронным газом». Свободные электроны имеют отрицательный заряд и притягивают катионы металлов, в результате чего кристаллическая решетка металлов является устойчивой).

Вопрос: как называется связь между положительными ионами металлов и свободными электронами в кристаллической решетке металлов? (Металлическая связь).

Вывод: свободные электроны внутри металлической кристаллической решетки могут переносить теплоту и электричество, отражать световые волны, поэтому они являются причиной главных физических свойств, отличающих металлы от неметаллов, – высокой электро- и теплопроводностью.


III. Изучение нового материала.


Твердостьвсе металлы при обычных условиях твердые вещества (исключение составляет ртуть). По твердости металлы делятся на мягкие и твердые. Самый твердый из металлов – хром (он царапает стекло). Самые мягкие – щелочные металлы и свинец.

Вопрос: как Кащей хранил свою смерть? (На конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук на дубе, дуб на острове Буяне).

Рассказ о хранении щелочных металлов.

Тепло- и электропроводностьметаллы, характеризующиеся высокой электрической проводимостью, обладают и высокой теплопроводностью. Достаточно даже небольшой разности потенциалов, и беспорядочно движущиеся электроны начинают двигаться строго упорядоченно. Лучшие проводники - серебро, медь, золото, алюминий, железо. В приведенном списке они расположены в порядке уменьшения электропроводности.

Вопрос: если самый лучший проводник–серебро, то почему электрические провода из него не делают?(Высокая себестоимость металла).

Худшей тепло-, электропроводностью обладают ртуть, свинец, вольфрам.

Опыт: в 3 стакана – ложки (серебряная, стальная, алюминиевая) налить горячей воды. Потрогать какая быстрее нагрелась.

Металлический блесквсе металлы обладают металлическим блеском. Свет поглощается поверхностью металла, и его электроны начинают испускать свои вторичные волны излучения, которые мы воспринимаем как металлический блеск. Самые блестящие металлы – это ртуть и серебро. Из ртути изготавливали в средние века знаменитые «венецианские зеркала», современные зеркала изготавливают из серебра. (Сообщение ученика о зеркалах).

Пластичность, ковкостьэто важнейшее свойство металлов изменять свою форму при ударе. Прокатываться в тонкие листы и вытягиваться в проволоку. Механическое воздействие на кристалл с металлической решеткой вызывает только смещение слоев атомов и не сопровождается разрывом связи и поэтому металл характеризуется высокой пластичностью. Самым пластичным из драгоценных металлов является золото. Один его грамм можно вытянуть в проволоку длиной 2 км. (Демонстрация алюминиевой фольги). Алюминиевая фольга появилась сравнительно недавно и раньше чай, шоколад паковали в фольгу из олова.

Плотность металлов изменяется в широких пределах. Металл с наименьшей плотностью – литий 0,53 г/см3. Металл с наибольшей плотностью - осмий 22,6 г/см3. Металлы с плотностью меньше 5 г/см3 называются легкими, остальные тяжелыми.

Температура плавления металлов изменяется в широких пределах. Самый легкоплавкий металл – ртуть (t0пл. = -38.90С), самый тугоплавкий – вольфрам (t0пл. = 33900С).

Металлы звенят это свойство используется для изготовления колоколов, музыкальных инструментов и т.д. Cамые звонкие металлы – это золото, серебро и медь. Медь звенит густым гудящим звоном – «малиновым звоном». Малиновый звон, но не в честь ягоды - малины, а в честь голландского города Малина, из которого привозили первые церковные колокола в Россию. Потом русские мастера стали лить колокола даже лучшего качества, а жители городов и поселков жертвовали золотые и серебряные украшения, чтобы отливаемые для храмов колокола звучали лучше.
Давайте этот звон послушаем. (Демонстрация звона золотого кольца, колокольчиков).
Так в некоторых русских ломбардах определяли подлинность принимаемых на комиссию золотых колец.

Физминутка

А теперь немного разомнемся. Встаньте ровно. Внимательно смотрите на экран. На нем будут появляться знаки химических элементов. Если знак на экране – металл, руки прямо перед собой, если – неметалл, руки на пояс.

Внимание на экран.

Мы получили теоретические знания, а сейчас применим их на практике. Проведем лабораторную работу, соблюдая технику безопасности. Результаты фиксируем в тетради.


Инструктивная карта по выполнению работы

  1. Внимательно рассмотрите образцы и установите: твердыми или жидкими являются металлы. Запишите результат.

  2. Рассмотрите образцы металлов и определите цвет каждого из них. Запишите результат.

  3. Поднесите образцы металлов на расстояние 10 см от лица и, вдыхая воздух, определите запах металлов. Запишите результат.

  4. Несколько раз перегните образцы металлов и, установите,  пластичны ли они? Запишите результат.

  5. Опустите образцы металлов в стакан с теплой водой на 10 сек. Выньте из воды, протрите салфеткой, прикоснитесь к тыльной стороне ладони. Что можете сказать о теплопроводности металлов? Запишите результат.

  6. Какой вывод о свойствах металлов можно сделать?


Вывод: Металлы имеют общие свойства - они твердые, без запаха, проводят тепло, пластичны, но имеют разный цвет.


Свойства металлов

Медь

Алюминий

Железо

Агрегатное состояние




Цвет




Запах




Пластичность




Теплопроводность





IV. Закрепление материала:

Задание: найти соответствие между свойствами и названием металлов:


  1. Электропроводный

  2. Тугоплавкий

  3. Тяжелый

  4. Пластичный

  5. Жидкий

  6. Мягкий

1.Вольфрам

2.Ртуть

3.Золото

4.Литий

5.Серебро

6.Осмий


(Ответы:1-5, 2-1, 3-6, 4-3, 5-2, 6-4)

Вспомните пословицы, в которых упоминаются металлы.

(Куй железо, пока горячо. Не все золото, что блестит. Слово серебро, молчание – золото. Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает).


Игра «Узнай металл»

Как превратить слово «вол» в тугоплавкий металл серебристого цвета?
(Вол – вольфрам).

Прибавьте к названию единицы измерения давления две буквы в конце слова и получите название мягкого металла серебристого цвета. (Бар – барий).

Замените предпоследнюю букву в названии вида искусства, объединяющего выступление клоунов, акробатов, и получите название ковкого металла синевато – белого цвета. (Цирк – цинк).

Подводя итог нашей работе, прослушайте стихи о металле:

Металл – это точность
Металл – это прочность,
Металл – это свет,
Скорость, высота,
Блеск и красота.


V. Домашнее задание: 13, упр.1-4

Творческое задание: сочинить сказку о металлах.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме «Простые вещества - металлы»

Автор: Тополь Вера Николаевна

Дата: 22.09.2016

Номер свидетельства: 345172

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "конспект урока химии на тему: Простые вещества-металлы и неметаллы."
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-khimii-na-tiemu-prostyie-vieshchiestva-mietally-i-niemietally"
    ["file_id"] => string(6) "247875"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446638968"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему "Простые вещества неметаллы". "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-prostyie-vieshchiestva-niemietally"
    ["file_id"] => string(6) "193057"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427559165"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока «Общие химические свойства металлов. Ряд активности металлов» "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-obshchiie-khimichieskiie-svoistva-mietallov-riad-aktivnosti-mietallov"
    ["file_id"] => string(6) "232928"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442943544"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Простые вещества - металлы"
    ["seo_title"] => string(27) "prostye_veshchestva_metally"
    ["file_id"] => string(6) "518006"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1566291433"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока по теме "Строение атома" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-po-tiemie-stroieniie-atoma"
    ["file_id"] => string(6) "129225"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415647713"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства