Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии «Ионная связь»»
Конспект урока химии «Ионная связь»
Цели урока: сформировать понятие об ионной связи, изучить механизм образования ионной химической связи
Задачи:
Образовательные:
Повторить и закрепить знания по теме «Строение атомов»;
Ввести понятия «ионы», «ионная связь»;
Научить составлять схемы образования и электронные формулы ионных соединений, уравнения реакций с обозначением перехода электронов
Развивающие:
Закрепить знания учащихся о строении атома, об изменении свойств металлов и неметаллов в группах и периодах
Развивать логическое мышление.
Формировать умения определять вид ионной химической связи.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в группах, оказывать взаимопомощь.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока: таблицы: «Ионная связь», коллекция природных соединений с ионным типом связи.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Работа учащихся у доски.
Задание:
1) написать схемы строения атомов кальция и серы.
2) написать электронные формулы атомов калия и фтора.
3) определить число протонов, нейтронов и электронов в атомах алюминия и брома.
Фронтальный опрос.
1. Как изменяется радиус атома в периоде слева направо?
(уменьшается)
2. Как изменяются свойства химических элементов с увеличением порядкового номера в периодах? Почему?
(слева направо в периодах с увеличением порядкового номера элемента металлические свойства ослабевают, неметаллические усиливаются, т.к. радиус ядра атома уменьшается, количество энергетических уровней не изменяется, число электронов на последнем энергетическом уровне возрастает.)
3. Как изменяются свойства химических элементов с увеличением порядкового номера в группах (главных подгруппах)? Почему?
(Сверху вниз металлические свойства в группах с увеличением порядкового номера элемента усиливаются, неметаллические ослабевают, т.к. радиус ядра атома увеличивается, количество энергетических уровней увеличивается, число электронов на последнем энергетическом уровне не изменяется.)
4. Что представляет собой электрон?
(Сгусток отрицательного заряда, непрерывно движутся вокруг ядра с огромной скоростью, обладают разным запасом энергии).
5. Чем же отличаются наружные электронные слои металлов и неметаллов?
(у металлов на внешнем электронном слое один, два, реже три электронов, их валентный слой далек до завершения; электронный слой неметаллов стремится к завершению)
6. С какими простыми веществами могут взаимодействовать металлы?
(Металлы взаимодействуют с неметаллами).
Проверка заданий, выполненных у доски.
Изучение нового материала
Задание для всех учащихся: нарисовать схемы строения атомов натрия и хлора.
Как известно, при образовании химической связи каждый атом стремится к завершению внешнего электронного слоя (как у инертных газов).
У атома натрия один валентный электрон, до завершения недостает семи электронов. У атома хлора семь валентных электронов, до завершения недостает одного электрона. Поэтому атому натрия легче отдать один электрон хлору и тогда его внешний электронный слой станет завершенным. Атому хлора легче принять электрон и тогда его внешний слой тоже будет завершенным. Смещение электронов происходит от атомов с меньшей электроотрицательностью к атомам с большей электроотрицательностью. При этом атомы превращаются в ионы,
Ионы — это заряженные частицы, в которые превращаются атомы в результате отдачи или присоединения электронов. Атомы натрия превращаются в положительные ионы Na+, а атомы хлора в отрицательные ионы Cl-. Из курса физики известно, что положительно и отрицательно заряженные частицы притягиваются. Связь между разноименно заряженными ионами в результате электростатических сил притяжения называется ионной.
IV. Рефлексия
1. Между какими элементами возникает ионная связь?
2. Составить схему образования ионной связи между литием и фтором.
3. Определить вид химической связи между атомами в соединениях.
4. Чем отличается ионная связь от ковалентной.
Демонстрация коллекции природных соединений с ионным типом связи. В узлах кристаллической решетки веществ с ионной связью находятся ионы.