Конспект урока по теме «Виды химической связи. Ионная связь» (технологическая карта).
Класс: 8 класс.
Автор учебника: О.С. Габриелян.
Цель урока: способствовать формированию знаний и умений определять формулы веществ, образованных ионной связью.
Учащиеся должны знать понятия: ион, заряд иона, ионная связь.
Учащиеся должны уметь: показывать образование ионной связи на типичных примерах, определять ионный тип связи в соединениях.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, экспериментальный.
Формы обучения: индивидуальная и групповая.
на демонстрационном столе: модель кристаллической решетки хлорида натрия; растворы веществ: хромат натрия, дихромат натрия, перманганат калия, сульфат кобальта, нитрат марганца.
На столах учащихся: модели атомов для составления моделей молекул, стержни для соединения атомов; в пробирках вода и кристаллические вещества: хлорид натрия, хлорид меди (II), хлорид железа (III).
Литература для учителя: О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс.
Литература для учащихся: О.С. Габриелян. Химия. 8 класс. М. : Дрофа. Стр. 56-58.
Этапы урока. | Учитель. | Ученик. |
Постановка проблемы. | (На столах учащихся модели атомов для составления моделей молекул, но отсутствуют стержни для их соединения. На доске записаны формулы веществ: 1 вариант. H2, CaF2 2 вариант.NaCl, CO2 3 вариант. O, S, 4 вариант. H2O, CaO). Из атомов мир создала природа… А что мы с вами научились делать на прошлых уроках? | Строить модели молекул. Изображать схемы строения атомов химических элементов. |
Практическое задание 1. | Изобразить схемы строения атомов натрия и хлора (к доске вызывается один учащийся). | Na + 11 ) ) ) Cl +17 ) ) ) 2 8 1 2 8 7 |
Практическое задание 2. | Составить модель молекулы одного из веществ, формулы которых приведены на доске (работают по вариантам. Почему не можете составить модели молекул? (раздать стержни). (проверить ответ у доски). Получилось? Оказывается, чтобы образовалась молекула, атомы необходимо чем-то соединить или связать. | (так как у учащихся отсутствуют стержни для соединения атомов , они не могут составить модели молекул). Нет стержней. Не чем соединить атомы. (учащиеся получают стержни и собирают модели) |
Побуждение к проблеме. | О чем сегодня будем говорить на уроке? | О связи между атомами. (учебная проблема как тема урока). |
Предъявление факта. | Различают несколько видов химической связи: ионную, ковалентную, металлическую и водородную. На доске записано восемь формул веществ, а их миллионы. В каждой молекуле атомы соединяются при помощи одной из связей. Мы знаем, что есть простые и сложные вещества. На этом уроке мы будем говорить о связи в молекуле сложного вещества, например NaCl. | |
Задание на известный материал. | Опишите качественный и количественный состав вещества по формуле. | Сложное вещество, состоит из одного атома натрия и одного атома хлора. Натрий это металл, а хлор –не металл. |
Побуждение к проблеме. | Какая возникает проблема? | Какой вид связи между атомами металла и неметалла (учебная проблеме как вопрос). |
Поиск решений. | | |
Побуждение к гипотезе. | Вы можете определить название связи? | Нет. Можем предположить, что одна из четырех видов. |
Проверка гипотезы. | Встретились два атома: атом натрия и атом хлора (обращаемся к схемам строения атомов натрия и хлора, записанных ранее). Докажите, что данная схема отражает строение атома натрия. Докажите , что данная схема отражает строение атома хлора. На прошлом уроке мы говорили, что каждый атом стремится к устойчивому состоянию. Что это значит? Каким путем атомы могут этого достигнуть? Атомы каких элементов будут отдавать электроны? Атома каких элементов будут принимать электроны? | Заряд ядра + 11, соответствует порядковому номеру. Атом имеет три энергетических уровня, на которых находятся 11 электронов. Число протонов равно 11 как и число электронов. Протон имеет положительный заряд, а электрон отрицательный. Число плюсов равно числу минусов. Атом нейтральная частица. Заряд ядра + 17, соответствует порядковому номеру. Атом имеет три энергетических уровня, на которых находятся 17 электронов. Число протонов равно 17 как и число электронов. Протон имеет положительный заряд, а электрон отрицательный. Число плюсов равно числу минусов. Атом нейтральная частица. Каждый атом стремится завершить внешний энергетический уровень. Отдавая или принимая электроны. Атомы, у которых на внешнем уровне мало электронов. Это атомы металлов первой и второй групп Периодической системы Д. И. Менделеева. Атомы неметаллов. Особенно те, у которых на внешнем уровне находится 6 или 7 электронов. |
Задание на новый материал. | Давайте изобразим этот процесс на схеме: Na + 11) ) ) - е → Na + 11) ) ) 2 8 1 2 8 0 Cl + 17 ) ) ) + e → Cl + 17 ) ) ) 2 8 7 2 8 8 | |
Подпроблема. | Можно ли полученные частицы назвать атомами? Верно. Это не атомы, это частицы имеют заряд, т.к. число протонов не равно числу электронов. Атом натрия, лишенный одного отрицательного электрона, становится положительно заряженной частицей, а атом хлора превратился в отрицательно заряженную частицу благодаря полученному электрону. Такие частицы называются ионами. Разноименно заряженные частицы – ионы тут же соединяются между собой, т.е. между ними возникает химическая связь. Какой вид связи между ионами? Дополним тему урока «Ионная связь». (даем определение ионной связи и записываем схему ее образования на примере хлорида натрия). | Наверное, нет. Число электронов изменилось. У натрия на один электрон больше, а у хлора на один электрон меньше. Ионная. |
Закрепление. | Давайте выберем среди предложенных формул веществ те, молекулы которых образованы при помощи ионной связи. Составить схему образования связи между атомами кальция и кислорода ( к доске приглашается один учащийся ). Откройте учебники на стр. 56 - прочтите определение ионной связи; - на стр. 57 рассматривается алгоритм рассуждений при записи схемы образования ионной связи, которым вы можете воспользоваться при выполнении домашнего задания: стр. 56- 58, упр.2, стр. 58. 4. Работа в парах. На столах лежат карточки к теме урока. Продумайте ответы на вопросы или составьте рассказ. 1). Какой вид связи мы изучили на уроке. 2). Дайте определение ионной связи. 3). Что называется ионом? 4). Из каких частиц образуются ионы? 5). Атомы каких элементов отдают электроны, каков при этом заряд иона? 6). Атомы каких элементов принимают электроны, каков при этом заряд иона? 7). Атомы каких элементов связывает ионная связь? 5. Давайте посмотрим модели молекул веществ, которые вы собрали. Покажите модели молекул веществ, которые образованы за счет ионной связи. Докажите , почему в молекуле оксида лития связь ионная? Все ионные соединения - твердые вещества. Твердые вещества называют кристаллическими. Ионы занимают строго определенные точки в пространстве. Если эти точки соединить, образуется каркас, который называют кристаллической решеткой (демонстрируем решетку хлорида натрия). В узлах решетки находятся ионы. Решетка называется ионной. Ионная связь очень прочная, поэтому ионные соединения твердые, тугоплавкие. Большинство из них хорошо растворимы в воде. Вы можете это проверить. У вас на столах в пробирках находятся вещества в кристаллическом состоянии. Прочтите формулы и запишите их ( написать на доске ). | NaCl, CaF2, Li2O, CaO. (учащийся с помощью учителя составляет схему образования связи в молекуле). Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Вызванный ученик объясняет образования связи в молекуле, опираясь на положение элементов в Периодической системе Д.И. Менделеева и их качественную характеристику (металл – неметалл). NaCl , Cu Cl2, FeCl3 |
Лабораторный опыт. | Проведите опыт, доказывающий растворимость веществ воде. Но прежде , какие правила техники безопасности необходимо соблюдать? В каждую пробирку добавьте немного воды. Что наблюдаете? Обратите внимание, что вещества и в твердом состоянии, и в растворах имеют окраску. | Не наклонятся низко над пробиркой. Не пробовать вещества на вкус. Растворение веществ. |
Побуждение к проблеме. | Здесь можно поставить проблему. Какую? Давайте попробуем ее решить. | Какие ионы обеспечивают окраску растворов? (проблема как вопрос). |
Поиск решений: Побуждение к гипотезе. | Как вы думаете? | это будут ионы хлора или ионы металла. |
Фиксация гипотезы. | Верно. Давайте рассуждать | В формулах трех веществ присутствуют ионы хлора, если бы они имели окраску, то растворы были бы оного цвета. А у нас растворы разного цвета. Следовательно, окраску растворов обеспечивают ионы металлов. |
Вывод. | И такие ионы называют «цветными». Ионы меди имеют голубую окраску, ионы железа в предложенном веществе красно-бурую. Известны и другие цветные ионы. Известны и другие цветные ионы. Например (демонстрируем растворы солей, находящихся на демонстрационном столе). | |
Итоги урока. | Что вы узнали на уроке? Понравился урок или нет? Анализ работы класса, пар и отдельных учащихся.Выставление оценок. | |