Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 9 классе по химии: "Общие химические свойства металлов".»
Разработка урока по химии в 9 классе.
Конспект урока в 9 классе.
Тема урока: Общие химические свойства металлов.
Задачи:
Обучающие: научить анализировать, делать выводы, записывать уравнения реакций, взаимодействия веществ, самостоятельно, с соблюдением ТБ, проводить опыты, решать экологические проблемы.
Развивающие: развивать интерес к химии, логическое мышление, навыки составления уравнений реакций и проведения лабораторных опытов.
Воспитательные: воспитывать культуру химического эксперимента, умение создавать на уроке творческую и демократическую обстановку, исключающую равнодушие.
Методы и методические приемы:
Самостоятельная работа с текстовым заданием.
Иллюстративно- поэтическое объяснение материала.
Практическая работа с реактивами.
Работа в группе и обмен информацией.
Ход урока:
Организационный момент. (приветствие учащихся, подготовка к уроку, сообщение целей и формы проведения урока, учащимся раздаются листы для оценивания своей деятельности).
Химическая разминка.
Экспресс- опрос (с использованием сигнальных знаков). Учащиеся поднимают карточку со знаком «+», если физическое свойство относится к металлам, и карточку со знаком «- «, если не относится.
- металлический блеск.
- газообразное состояние вещества.
- ковкость.
-отсутствие электропроводности.
- теплопроводность.
- аллотропия.
- электропроводность.
- твердое состояние вещества.
- резкий запах.
2. Фронтальная беседа по вопросам.
1) Почему у металлов сходные свойства?
2) Где расположены металлы в периодической системе химических элементов?
3) Сколько электронов находится, как правило, на внешнем энергетическом уровне в атомах металлов? Есть исключения?
4) Используя ряд напряжений металлов, покажите на какие группы можно разделить металлы по химической активности?
5) Назовите 10 активных, 7 неактивных и 10 малоактивных металлов.
6) Какие свойства могут проявлять атомы металлов: окислительные или восстановительные?
Отдельное внимание уделяется вопросу, какие правила ТБ нужно соблюдать при нагревании веществ; при работе с кислотами, щелочами.
Изучение нового материала в ходе работы в группе.
Класс заранее поделен на 5 групп. Каждая группа получает свое задание. На обсуждение и подготовку доклада дается 5 минут. Затем учащиеся выполняют у доски (демонстрационно) практическую часть задания, делают выводы, записывают на доске правила и уравнения химических реакций.
Задания для групп. (при ответе групп задания высвечиваются на экране).
Группа 1.
Взаимодействие металлов с простыми веществами.
Ответьте на вопрос: атомам каких элементов могут отдавать свои электроны атомы металлов?
Запишите уравнения реакций взаимодействия: а) магния с хлором; б) лития с кислородом; в) железа с серой.
Составьте электронные балансы уравнений реакций, указанных в п.2. Укажите восстановитель и окислитель.
Проведите опыт: «Взаимодействие железа с серой»: смешайте порошки железа и серы, осторожно нагрейте. Продемонстрируйте классу результат.
Сделайте вывод по проведенному эксперименту.
Предположите экологический аспект этого взаимодействия.
Группа 2.
Взаимодействие металлов с водой.
Запишите уравнения реакций взаимодействия с водой натрия и алюминия. Укажите условия.
Составьте электронные балансы уравнений реакций из п.1; укажите окислитель и восстановитель.
Допишите обобщающую схему:
Н2О + М (активный)=…+…
Н2О + М (средней активности)= …+ …
Н2О + М (неактивный)= ….
Проведите опыт: «Взаимодействие металлов с водой»: в три пробирки с водой, в которую добавлен ф/ф, опустите одновременно небольшие кусочки натрия, цинка, меди. Объясните происходящие изменения, опираясь на электрохимический ряд напряжения металлов.
Сделайте вывод по проведенному опыту.
Предположите экологический аспект этого взаимодействия.
Группа 3.
Взаимодействие металлов с кислотами.
Запишите уравнения реакций взаимодействия с соляной кислотой натрия и цинка. Укажите условия.
составьте электронные балансы уравнений реакций из п.1; укажите окислитель и восстановитель.
Допишите обобщающую схему:
М (до Н2) + кислота (кроме НNO3)= … +….
4. Проведите опыт «Взаимодействие металлов с кислотами»: в три пробирки с растворами соляной кислоты опустите небольшие кусочки натрия, цинка, меди. Объясните происходящие изменения, опираясь на электрохимический ряд напряжения металлов.
5. Сделайте вывод по проведенному опыту.
6. Предположите экологический аспект этого взаимодействия.
Группа 4.
Взаимодействие металлов с растворами солей.
Запишите молекулярные и ионные уравнения реакций взаимодействия железа и цинка с раствором CuSO4.
Составьте электронные балансы уравнений реакций из п.1; укажите окислитель и восстановитель.
Допишите схему:
М + растворимая соль менее активного М1= растворимая соль М + М1
4. Проведите опыт «Взаимодействие железа и цинка с раствором сульфата меди (2): в две пробирки с раствором сульфата меди (2) опустите железный гвоздь, гранулу цинка. Объясните происходящие изменения, опираясь на электрохимический ряд напряжений металлов.
5. Сделайте вывод по проведенному опыту.
6. Предположите практическое применение и экологический аспект этого взаимодействия.
Учитель добавляет к ответу учеников, что активные металлы взаимодействуют с растворами солей по- иному, и демонстрирует взаимодействие натрия с раствором сульфата меди (2). Объясняет, что в данном случае натрий, в первую очередь взаимодействует с водой с образованием гидроксида натрия и водорода, гидроксид натрия в свою очередь, взаимодействует с раствором сульфата меди (2) и образуется осадок гидроксида меди (2). Ученики записывают уравнения этих процессов и, суммируя их, записывают общее уравнение ( на слайде):
2 Na+2 H2O= 2 NaOH + H2
2 NaOH + CuSO4= Na2SO4 + Cu(OH)2
2 Na + H2O + CuSO4= Cu(OH)2 + H2 + Na2SO4
Затем составляют схему- вывод:
М (акт) + Н2О + раствор. соль малоакт. М1= раствор. соль М + гидроксид М1 + Н2
Группа 5.
Взаимодействие амфотерных металлов со щелочами.
Назовите известные вам амфотерные металлы.
Запишите молекулярные формулы гидроксида цинка как а) основания; б) кислоты.
Допишите обобщающую схему:
…
Амфотерный М1 + щелочь М =… +….
Проведите опыт «Взаимодействие цинка с раствором щелочи»: в концентрированный раствор гидроксида натрия опустите гранулы цинка и осторожно нагрейте. Объясните наблюдаемые явления.
Запишите уравнения реакций взаимодействия цинка с гидроксидом натрия.
t
Zn + 2NaOH=Na2ZnO2 + H2
t
Zn + 2NaOH + 2 H2O = Na2(Zn(OH)4) + H2
Сделайте вывод.
Учащиеся и учитель совместно оценивают работу каждой группы. Далее учитель добавляет, что металлы могут реагировать с органическими веществами, но этот вопрос будет рассмотрен в 10 классе.
Закрепление материала.
Вместе с учащимися составляется обобщающая схема. Устно повторяются правила.
Обобщающая схема «Химические свойства металлов». (на слайде).
Далее учащимся предлагаются иллюстрированные сказки: они должны узнать описываемое вещество и ответить на предлагаемые вопросы. (рисунки к сказкам на слайдах : Ртуть на лавочке сидела, На дискотеке(если остается время можно обсудить все сказки).
Иллюстрированные сказки.
«А у нас во дворе».
Ртуть на лавочке сидела, рядом Медь дремала.
Цинк взобрался на забор, очень рад- все видит он!
Ну а Натрий непоседа, всем спортсмен известный,
Лихо на одной руке крутит «солнце» на турнике.
Дело было вечером, делать было нечего.
Вдруг, откуда ни возьмись, тучка прибежала.
Озорница все металлы с лейки обливала.
Через несколько секунд вдруг один металл исчез.
Через некоторое время второй металл прибавил вес.
Долго, долго обливала тучка двух лентяев.
А они не шелохнулись, так и сидят до сих пор.
Почему? Кто мне ответит? Что случилось с остальными?
(идет обсуждение с учащимися).
«На дискотеке».
Сегодня праздник у ребят- у Серебра с Железом.
И щеки их с утра горят, сверкая металлическим блеском.
Принарядившись вечерком и захватив с собою электроны,
Отправились друзья все в «Бриз», который в парке рядом с морем.
А в «Бризе» музыка гремит, и под нее кружатся пары.
Бейк-данс танцует лихо Медь на пару здесь с сульфат- ионом.
А рядом с ними в ритме танго проплыл, качаясь, Алюминий
В обнимочку с нитратом. Нитрат- ион понравился друзьям.
«Я первое танцую с ним!»- Железо вслух сказало.
И в «па», и в «де», и в «па-де-де» Железо так крутилось!
Но не смогло с Нитратом быть, никак не получилось!
Вперед выходит Серебро, сверкая в лунном свете.
Но Алюминий , ну никак не видит гневный блеск тот!
Тогда сердитое Железо подходит быстро к Меди.
И Медь безропотно садится отдыхать.
Сульфат танцует брейк с Железом!
Не суждено в тот вечер было размяться в танце Серебру.
Но почему? Кто может дать ответ?
(идет обсуждение с учащимися).
Рефлексия.
С помощью сигнальных карточек «+» и «-« учащиеся дают ответы на предложения учителя: