Тема: «Электролитическая диссоциация»
Тип урока: объяснение нового материала с использованием ИКТ.
Цели урока:
- Добиться понимания учащимися процесса распада электролита на ионы, на примере соли. Уметь определять "электролит и "неэлектролит". Знать применение электролитической диссоциации в профессии электромонтер.
- Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы
- Формировать гражданскую позицию: чувство патриотизма (работы русских ученых), формировать потребность в познавательной деятельности и ценностного отношения к полученным знаниям.
Оборудование: гальванометр, дистиллированная вода, соль, сахароза, плакат: «Закон Ома»; компьютер, интерактивная доска, презентация урока, опорные конспекты (для каждого обучающегося)
Ход урока:
Слайд № 1 – название урока.
Слайд № 2 – цели урока.
Задание для учащихся.
1. Заполните таблицу: Слайд № 3
«Проводимость неорганические и органические вещества»
Учащиеся заполняют таблицу, выбирая из списка веществ соответствующие.
Демонстрация опыта: с использованием гальванометра демонстрируются свойства веществ – соли и сахара – как источника электрического тока.
Показа видео: Соль - как проводник электрического тока.
2. Запишите фамилии ученый, которые работали над теорией электролитической диссоциации.
Учащиеся слушают доклад учащегося, во время которого выписывают в опорный конспект фамилии ученых. Доклад иллюстрируется слайдами. Слайд № 4-7.
Доклад
В начале XIX века английский ученый М. Фарадей, изучая особенности водных растворов солей, кислот и оснований проводить электрический ток, пришел к заключению, что все вещества можно разделить на электролиты и неэлектролиты.
Вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток, называются электролитами
К электролитам относятся растворы кислот, щелочей , солей. Соли и щелочи проводят электрический ток не только в растворенном, но и в расплавленном состоянии.
Вещества, растворы или расплавы которых не проводят электрический ток, называются неэлектролитами
В 1887 году шведский ученый С. Аррениус выдвинул теорию электролитической диссоциации.
Процесс распада электролита на ионы называется электролитической диссоциацией.
Аррениус, который придерживался физической теории растворов, не учитывал взаимодействие электролита с водой и считал, что в растворах находятся свободные ионы.
(Видеофрагмент " С. Аррениус")
Русские химики И.А. Каблуков и В. А. Кистяковский применили для объяснения электролитической диссоциации химическую теорию растворов Д.И. Менделеева и доказали, что при растворении электролита происходит его химического взаимодействие с водой, в результате которого электролит диссоциирует на ионы. Каблуков и Кистяковский считали, что в растворах находятся не свободные ионы, а гидратированные, то есть «Одетые в шубу» из молекул воды.
(Видеофрагмент: «Диссоциация солей»).
3. Схема электролитической диссоциации Слайд № 8
Учащиеся должны самостоятельно: указать заряд катиона и аниона, диполя водя, и отметить в схеме какой стороной диполь воды присоединится к ионам натрия и хлора. А так же указать заряды ионов этих атомов.
4. Дать определение понятиям: Слайд № 9
- электролит,
- неэлектролит,
- электролитическая диссоциация.
Учащиеся самостоятельно должны вписать пропущенные понятия в определения. Один учащийся работает на тренажере.
5.Устройство батарейки. Слайд № 10
Учащиеся должны составить с помощью карточек устройство батарейки.
6. Выводы к уроку: Слайд № 11
1.По способности проводить электрический ток в растворах (или расплавах) все вещества делят на электролиты и неэлектролиты.
2. Электролиты в растворах (или расплавах) распадаются (диссоциируют) на ионы.
3. Положительно зараженные ионы движутся к отрицательно заряженному полюсу источника тока - катоду, и называются катионами.
4. Отрицательно заряженные ионы движутся к положительно заряженному полюсу источника тока - аноду, и называются анионы.
7. Домашнее задание: Слайд № 12
Учащиеся записывают задания в тетрадь.
Закончить схему:
1. Электролиты по диссоциации можно разделить на две группы.
2. Какие химические источники тока используют в профессии электромонтер.