Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №13»
9 класс
Учитель: Джумалиева Г.Э
н.п Борзой
йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячс укенгшщзхъфывапролджэячс
Кислородсодержащие соединения серы ( VI ).
Цели:
актуализировать опорные знания об основных классах неорганических веществ;
расширить и углубить знания о кислотах, качественных реакциях на кислоты и их соли;
продолжить формировать умение правильно составлять молекулярные и ионные уравнения реакций, определять степени окисления элементов;
формировать умение выдвигать гипотезу, проверять ее, устанавливать закономерность, искать новые факты, объяснять причину этих изменений;
развивать познавательную активность, умения наблюдать и рассуждать, делать выводы, используя при этом проблемный, исследовательский, подход к обучению;
воспитывать у учащихся коммуникативные навыки, умение слушать и слышать друг друга.
Оборудование: периодическая таблица, таблица растворимости, ряд активности металлов. Реактивы: разбавленная серная кислота, лакмус, цинк (гранулы), оксид меди (II), раствор гидроксида натрия, раствор карбоната натрия, раствор хлорида бария, раствор сульфата натрия.
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие учащихся, представление гостей.
Опрос.
1.Как называют оксид серы (IV)?
2.Какими физическими свойствами обладает сернистый газ?
3. Как называют соли сернистой кислоты?
4. Задачник стр. 36 № 3-55 (а).
5. Какие валентности может проявлять сера?
Изучение нового материала.
Оксид серы ( VI ) – серный ангидрид, триоксид серы.
Физические свойства
Химические свойства:
Взаимодействие с водой.
Получение, изменение степени окисления серы.
СЕРНАЯ КИСЛОТА.
Физические свойства . Растворение серной кислоты в воде (демонстрация опыта), правила растворения.
Химические свойства.
1.Изменение окраски индикатора (синий лакмус)
2.Диссоциация:
H2 SO4 → H+ + HSO4 –
HSO4 - → H+ + SO4 2 –
Гидросульфаты, сульфаты.
Кристаллогидраты или купоросы: CuSO4 . 5H2 O медный купорос, FeSO4 . 7 H2 O железный купорос.
3.Окислительно-восстановительные реакции, взаимодействие с металлами: демонстрация опыта взаимодействие серной кислоты с цинком, учащиеся самостоятельно записывают уравнение реакции: (правильность выполнения )
Zn + H2 SO4 = ZnSO4 + H2 ↑
4.Реакции обмена:
а) с основными оксидами:
CuO + H2 SO4 = CuSO4 + H2 O CuO + 2H+ +SO4 2 – = Cu2+ + SO4 2 – + H2 O
CuO + 2H+ = Cu2+ + H2 O
б) с основаниями:
2NaOH + H2 SO4 = Na2 SO4 + 2H2 O
2Na+ +2OH – +2 H+ + SO4 2 – = 2Na+ + SO4 2 – + 2H2 O
2OH – +2 H+ = 2H2 O
в) с солями, если образуется газообразное вещество или выпадает осадок.
CO2
Na2 СO3 + H2 SO4 = Na2 SO4 + Н2 СO3
H2 O
2Na+ + СO3 2 – +2H+ + SO4 2 – = 2Na+ + SO4 2 – + Н2 O + СO2
СO3 2 – +2H+ = Н2 O + СO2
Опыт. Взаимодействие серной кислоты и сульфата натрия с хлоридом бария
BaCl2 + H2 SO4 = BaSO4 ↓ + 2HCl
Ba2+ + 2Cl – + 2H+ + SO4 2 – = BaSO4 ↓ + 2H+ + 2Cl–
Ba 2+ + SO 4 2 – = BaSO 4 ↓
BaCl2 + Na2 SO4 = BaSO4 ↓ + 2NaCl
Ba2+ + 2Cl – + 2Na+ + SO4 2 – = BaSO4 ↓ + 2Na+ + 2Cl–
Ba 2+ + SO 4 2 – = BaSO 4 ↓
Вывод: качественной реакцией на серную кислоту и сульфаты является реакция с растворимыми соединениями бария
Учащиеся сами должны сделать вывод.
Мы с вами познакомились со свойствами разбавленной серной кислоты
Закрепление.
К каким кислотам относится серная кислота?
Какими свойствами обладает серная кислота?
Какая реакция является качественной на серную кислоту и её соли?
Задание на дом.
§ 20 упр. 4. Задачник №3-72
Подведение итогов урока.
Zn + H 2 SO 4 = ZnSO 4 + H 2 ↑
Zn 0 + 2H + + SO 4 2- = Zn +2 + SO 4 2- + H 2 0 ↑
Zn 0 + 2H + = Zn +2 + H 2 0 ↑
CuO + H 2 SO 4 = CuSO 4 + H 2 O CuO + 2H + +SO 4 2 – = Cu 2+ + SO 4 2 – + H 2 O
CuO + 2H + = Cu 2+ + H 2 O
2NaOH + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + 2H 2 O
2Na + +2OH – +2H + + SO 4 2 – = 2Na + + SO 4 2 – + 2H 2 O
2OH – +2 H + = 2H 2 O
СO2 ↑↑ ↑
Na 2 С O 3 + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + H 2 CO 3
H2 O
2Na + + С O 3 2 – +2H + + SO 4 2 – = 2Na + + SO 4 2 – + Н 2 O + С O 2
С O 3 2 – +2H + = Н 2 O + С O 2
BaCl 2 + H 2 SO 4 = BaSO 4 ↓ + 2HCl
Ba 2+ + 2Cl – + 2H + + SO 4 2 – = BaSO 4 ↓ + 2H + + 2Cl –
Ba 2+ + SO 4 2 – = BaSO 4 ↓
BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4 ↓ + 2NaCl
Ba 2+ + 2Cl – + 2Na + + SO 4 2 – = BaSO 4 ↓ + 2Na + + 2Cl –
Ba 2+ + SO 4 2 – = BaSO 4 ↓