kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по химии 8 класс по теме "Кислоты".

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Сформировать знание учащихся о кислотах, их составе, классификации по содержанию атомов кислорода и по числу атомов водорода в молекуле кислоты, номенклатура бескислородных и кислородосодержащих кислот.

      Выработать умение определять принадлежность веществ к классу кислот по их формулам.

      Ознакомить с формулами (молекулярными и структурными) и названиями важнейших кислот.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии 8 класс по теме "Кислоты".»





Российская Федерация

Краснодарский край г. Сочи, Лазаревский район

Управление по образованию и науке администрации города Сочи

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

гимназия № 76 имени Кононцевой Г.В г. Сочи

354207 г. Сочи, Л-207, ул. Гайдара, 11, тел. 252-29-91, факс (862) 252-29-92














Методическая разработка урока по химии в 8 классе по теме:

«Кислоты».













Разработала учитель химии: Егиазарова В.В.





Тип урока – комбинированный урок.

Методы работы – использование интерактивных методов обучения и приемов технологии РКМ.

Цели урока:

  • Сформировать знание учащихся о кислотах, их составе, классификации по содержанию атомов кислорода и по числу атомов водорода в молекуле кислоты, номенклатура бескислородных и кислородосодержащих кислот.

  • Выработать умение определять принадлежность веществ к классу кислот по их формулам.

  • Ознакомить с формулами (молекулярными и структурными) и названиями важнейших кислот.

Дидактическое и методическое оснащение урока:

  • Химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 г.

  • Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

  • Таблица «Растворимость кислот, оснований, солей в воде»;

  • Образцы бескислородных и кислородосодержащих кислот.

  • Таблица «Формулы и названия кислот и кислотных остатков».

  • ЭОР (презентация к уроку).

Оборудование:

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • экран.

Работа с терминами:

Основные понятия: кислоты, бескислородные кислоты, кислородосодержащие кислоты, одноосновные кислоты, многоосновные кислоты.

Планируемые результаты:

  • Личностные:

  • Усвоение правил экологически безопасного поведения;

  • Умение оценивать свою познавательную деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.

  • Метапредметные (УУД):

  • Коммуникативные УУД:

  • Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

  • Регулятивные УУД:

  • Умение планировать и контролировать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Познавательные УУД:

  • Умение определять понятия;

  • Устанавливать аналогии;

  • Классифицировать;

  • Самостоятельно выбирать признаки классификации.

  • Предметные:

  • Умение устанавливать внутрипредметные связи;

  • Формулировать определения понятий «кислоты» и «кислотообразующий элемент»;

  • Приводить примеры бескислородных и кислородосодержащих, одноосновных и многоосновных кислот;

  • Определять принадлежность веществ к классу кислот по их формулам;

  • Называть кислоты по химическим формулам;

  • Записывать формулы кислот по их названиям;

  • Выявлять сходство и различие в составе кислот;

  • Характеризовать важнейшие кислоты.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

    1. Фаза урока ВЫЗОВ.

Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу.


Ответить на вопросы:

- Какую тему мы изучали на протяжении последних уроков?

- Какие соединения химических элементов мы уже изучили?

- Какие вещества называют основаниями?

- На какие группы можно разделить основания?

Учитель предлагает выполнить самостоятельно в рабочих листах задание № 1 (под * на дополнительную оценку)

Ответы учащихся.


Задание № 1

Составьте формулы соединений, образованных атомами:

Назовите эти соединения.

водорода и хлора; магния и кислорода.

*водорода и серы; кальция и хлора.

*фосфора и кислорода; азота и водорода.

Определите С.О. элементов в следующих веществах:

N2, AlCl3, RClO3

*Fe, SiF4, Na2SO3

*O3, SO2, H4P2O7

Запишите формулы оснований:

гидроксид натрия, гидроксид калия, гидроксид цинка, гидроксид свинца.

1 шаг. Инициация учащихся.

Познавательная задача.

- Мы изучаем классификацию неорганических веществ. Сегодня нам с вами предстоит знакомство с еще одним классом, но с каким именно вы узнаете, правильно выполнив задание № 2.







- Из букв правильных ответов мы с вами и определим название класса веществ, которое будем сегодня изучать.



- Название какого класса веществ мы получим из букв: О, С, Т, Ы, Л, К, И ?

Задание № 2

Определите тип каждой из реакций,

уравнения, которых записаны в таблице:

Уравнения реакций

Тип химической реакции

Соединения

Разложения

Замещения

Обмена

Mg+H2SO4=MgSO4+H2

В

Б

О

М

2Na+S=Na2S

С

Д

Ж

Н

2Fe(OH)3=Fe2O3+3H2O

Г

Т

У

З

KOH+HCl=KCl+H2O

Л

Е

В

Ы

2Сa+O2=2CaO

Л

Н

Г

Б

Mg+CuCl2=Cu+MgCl2

З

П

К

Д

CaCO3=CaO+CO2

Р

И

Ф

А








кислоты

2 шаг. Подводящий диалог к теме урока.

Формулировка

Проблемы.

- Дайте названия соединениям, участвующим в выше предложенных реакциях

- Обратите внимание!

- Почему некоторым химическим формулам в таблице вы не дали названий?

- Совершенно верно. Сегодня мы расширим ваши знания о сложных веществах и познакомимся с еще одним классом неорганических соединений кислотами.

- Итак, тема нашего урока: «Кислоты».

Ответы учащихся.




Данные формулы нельзя отнести ни к оксидам, ни к основаниям, потому что они не соответствуют им по составу.


II. Фаза урока РЕАЛИЗАЦИЯ/ОСМЫСЛЕНИЕ.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1 шаг. Правила техники безопасности.





























- Первое, что вы должны знать при работе с кислотами, это: «Правила техники безопасности».

Учитель знакомит учащиеся с «Инструкцией по технике безопасности при работе с кислотами».

При работе с кислотами необходимо соблюдать некоторые правила техники безопасности:

  1. Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.

  2. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.

  3. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.

  4. При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью:
    вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. Если вливать воду в
    серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.

  5. Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем раствором

Учитель проводит демонстрационный опыт растворения в воде концентрированной H2SO4.

Наблюдается сильное разогревание пробирки. Фиксирует внимание учащихся на том, что в связи с выделением большого количества теплоты при растворении концентрированной серной кислоты в воде нельзя вливать воду в кислоту. В этом случае вода, имеющая меньшую плотность, оказывается на поверхности, закипает, и ее брызги вместе с кислотой могут обжечь лицо и руки.

Запомни:
Сначала – вода,
Затем – кислота –
Иначе случится беда!

2 шаг. Дегустация.

- Учащиеся должны убедиться в том, что большинство кислот кислые на вкус.

В химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус. Почему?

- Но сегодня перед вами лежит таблетка аскорбиновой кислоты, ее (в виде исключения) можно попробовать. Кроме того, вспомните вкус клюквы, щавеля, уксуса.

Учащиеся делают вывод.

Ответы учащихся:



Это грубейшее нарушение ПТБ.





Все кислоты кислые на вкус. (Салициловая – сладкая, никотиновая – горькая).

3 шаг. Непосредственный контакт с новой информацией.

Учитель знакомит учащихся с определением кислот, с важнейшими представителями кислот, формулами, названиями.

- Кислоты – сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков.

- Общую формулу кислот можно записать так: НnКоn- , где H- атом водорода, Ко -кислотный остаток, n – индекс (количество атомов водорода), n- – заряд кислотного остатка.

HNO3азотная кислота

HCl – хлороводородная кислота

HNO2 азотистая кислота

HF – фтороводородная кислота

H2SO4серная кислота

 

H2SO3 сернистая кислота

 

H2CO3 угольная кислота

 

H2SiO3 кремниевая кислота

 

H3PO4 фосфорная кислота

 

Заранее подготовленные учащиеся дают краткую информацию о кислотах.

Учитель предлагает выполнить задание № 3.

Подготовленные ученики рассказывают мини – сообщения по кислотам:

  1. Серная кислота

  2. Соляная кислота

  3. Азотная кислота

  4. Борная кислота

  5. Ацетилсалициловая кислота

  6. Лимонная кислота



























Задание № 3

Составить 2-3 тонких и толстых вопроса по теме урока:


Тонкие ?

Толстые ?






Изменение окраски индикаторов в кислых средах

- Индикаторы («указатели») – вещества, которые под действие кислот и щелочей изменяют свой цвет. Открыты Р. Бойлем.

Учитель предлагает выполнить задание № 4.

На столах учащихся: индикаторы – лакмус фиолетовый, метиловый оранжевый, фенолфталеин, универсальный индикатор, пробирки под номерами 1, 2, 3. В первой пробирке – кислота, во второй – щелочь, в третьей – вода.

Сделать вывод.










Задание № 4

Лабораторная работа:

Используя таблицу «Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды», распознать, в какой пробирке находится кислота.

Вывод: «Минеральные и органические кислоты проявляют общие свойства, обусловленные общностью их строения».

III. Фаза урока РЕФЛЕКСИЯ/САМОРЕФЛЕКСИЯ.

Творческая переработка и интерпретация полученной информации.


Задание № 5

«Склеенное слово».

Перед вами «текст», в котором «спрятаны» формулы кислот. Просмотрите текст и найдите формулы кислот, подчеркните и назовите их, Определите валентность кислотных остатков.

H2OSO3H3PO4Na2CO3MgAlPO4H2ОSP2O5CHNO3O2HClBaOSH2CO3Na2O
H2SO4NH3Mg(OH)2Ba(OH)2OSNH2K3NH2SNaClN2O5BaH2Ca(OH)2Al2O3

Выберите формулу «третьего лишнего» вещества в каждом ряду:

а) HCl H2SO4 K2O

б) HNO3 H2O H2CO3

в) H2S H2SO4 NaOH

Составить синквейн

1.КИСЛОТЫ

  1. 2._______________________

  2. 3._______________________

  3. 4._______________________

5._______________________


Учитель предлагает учащимся заполнить таблицу.

Поставить знаки «+» или « - » в столбцах, в соответствии с ощущениями, полученными в процессе урока:


П

(понравилось)

Н

(не понравилось)

И

(было интересно, хотелось бы узнать ещё)





Домашнее задание.

1. Прочитать параграф № 26 .

2. Вопрос 4 стр. 90





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по химии 8 класс по теме "Кислоты".

Автор: Егиазарова Валентина Валерьевна

Дата: 09.04.2017

Номер свидетельства: 407892

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока химии по теме Карбоновые кислоты "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-khimii-po-tiemie-karbonovyie-kisloty"
    ["file_id"] => string(6) "169265"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423392584"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока химии по теме "Кислоты" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-khimii-po-tiemie-kisloty-1"
    ["file_id"] => string(6) "151156"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420642268"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока химии по теме  "Кислоты" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-khimii-po-tiemie-kisloty"
    ["file_id"] => string(6) "131268"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416130690"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока химии по теме "Оксиды углерода" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-khimii-po-tiemie-oksidy-ughlieroda"
    ["file_id"] => string(6) "184596"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426072825"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "конспект урока химии по теме: Кислоты "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-khimii-po-tiemie-kisloty-2"
    ["file_id"] => string(6) "235006"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443558827"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства