kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока химии по теме "Водород"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развивает познавательную деятельность учащихся средствами технологии развивающего обучения. Урок сопровождается презентацией и видеороликами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии по теме "Водород"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 39»









(урок изучения нового материала по химии в 9 классе)









Выполнила:

Журова Нина Васильевна

учитель химии


Смоленск

2016

Тема. Водород

(урок изучения нового материала по химии в 9 классе)

Цель урока: создание содержательных и организационных условий для восприятия, осмысления. осознания и первичного запоминания характеристики химического элемента водорода, как простого вещества, особенностей способов получения и химических свойств водорода по сравнению с другими веществами.

Задачи:

-образовательные: создать и управлять ситуациями по осмыслению пути познания химии на примере химии водорода. Ознакомить учащихся со способами получения водорода в лаборатории, изучить его физические свойства, нахождение в природе.

-развивающие: организовать общение учащихся по осмыслению способа познания, заключающегося в последовательной характеристике вещества на атомарном, молекулярном, макроуровнях. Рефлексия способа познания.

-воспитательные: в плане формирования адекватного отношения учащихся, к окружающим их людям и окружающей действительности создать условия для осознания необходимости соблюдения осторожности и предельной аккуратности при работе с неизвестными веществами, так как они могут быть взрывоопасны.

Планируемые результаты урока.


Личностные:

  • в ценностно-ориентационной сфере — позитивное отношение к труду, целеустремленность;

  • мотивация на дальнейшее изучение материала;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения;

  • в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

  • в познавательной сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.

  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  • формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения,

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей,

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Предметные:

Учащиеся в результате усвоения урока

будут знать:

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом водорода, молекула водорода, простое вещество;

будут уметь:

  1. характеризовать водород по его положению в Периодической системе Д.И. Менделеева;

  2. проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и её представления в различных формах;

  3. использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учащиеся в результате усвоения урока

получат возможность:

  1. объяснения явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  2. безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием


Методы обучения: беседа, рассказ, сравнение, постановка и решение учебных проблем, самостоятельная работа, химический эксперимент.

Средства обучения: оборудование и реактивы для опытов, презентация «Водород», видеофрагмент 1 «Опыт «Наполнение мыльных пузырей водородом», видеофрагмент 2 «Получение водорода в аппарате Киппа».

Оборудование и реактивы:

  • На демонстрационном столе: раствор соляной кислоты, цинк, прибор для получения газообразных веществ, пробирки, кристаллизатор с водой, спички, спиртовка.

  • На столах учащихся: раствор соляной кислоты, цинк, прибор для получения газообразных веществ, пробирки, спички.

  • Компьютер, проектор, экран.

Ход урока

1.Ориентировочно - мотивационный этап

Задание 1.1 Актуализация знаний.

Учитель Ребята, каков путь познания химии?

Ученик. Атом-----молекула----вещество.

Учитель. На каком этапе познания сейчас находимся мы?

Ученик. Вещество.

Учитель. Что вы знаете о веществе?

Ученик. Состав некоторых веществ, строение, умеем давать качественную и количественную характеристику веществу.

Учитель. Что мы знаем о веществах?

Ученик. Химические свойства, получение, применение.

Учитель. Как вы считаете, какова задача нашего урока?

Ученик. Научиться характеризовать вещество на новом качественном уровне.

Учитель. Прежде, чем решать новую задачу, мы должны отрефлексировать, что же мы знаем. Проверить домашнее задание, оценить его в баллах. Как мы будем проверять домашнее задание?

Ученик. Обменяемся тетрадями, а двое учащихся по желанию, решат задачи на доске.

Учитель. За правильно решенную задачу, предлагаю ставить по баллу

(Двое учащихся решают задачи у доски – расчет плотности водорода и кислорода – остальные проверяют тетради.)

Учитель. Итак, мы умеем давать количественную характеристику вещества, но нам необходимо научиться характеризовать вещество на новом качественном уровне. Для этого надо вспомнить понятия атом, молекула, вещество. Обговорите в парах эти понятия, выделите всеобщий, особенный, единичный признаки данных понятий.

(Обсуждение в парах).

Учитель. Какие простые вещества вы знаете?

Ученик. Кислород, водород, азот, хлор и другие.

Учитель. Какое из этих веществ имеет более простое строение?

Ученик. Водород.

Учитель. Смоделируйте схему строения атома водорода.

(Учащиеся моделируют схему строения атома водорода, затем проверяют – демонстрация слайда № 2 мультимедийного приложения.)

Учитель. Как вы думаете, какова тема урока?

Ученик. Водород.

Учитель. Сформулируйте цель урока.

Ученик. Изучить свойства водорода, получение, нахождение в природе.

Учитель. Как будем изучать простое вещество?

Ученик. По плану: состав---строение---свойства---нахождение в природе---получение.

2. Ориентировочно – исполнительский этап.

Учитель. План урока мы составили, приступим к его исполнению. В группах охарактеризуйте водород на атомарном, молекулярном и макроуровнях.

(Трое учащихся у доски, характеризуют вещество на различных уровнях).

Атом Молекула Вещество

1H(1p; 0n)1e H2 H2

H:H n – 1 моль

Ков. неполярная связь N – 6,02 *1023

M r (H2) = 2 молекул

N – 2 атома M (H2) = 2 г/моль

V m = 22,4 л/моль

Учитель. Где может находиться водород в природе?

Ученик. В нижних или верхних слоях атмосферы?

Учитель. Как узнать?

Ученик. Определить водород легче или тяжелее воздуха.

Учитель. Что значит легче или тяжелее воздуха?

Ученик. Надо сравнить плотность газов.

Учитель. Число, которое показывает, во сколько раз плотность одного газа больше плотности другого газа, называется относительной плотностью первого газа ко второму и обозначается буквой Д. Запишите математическое выражение плотности.

(Ученик работает у доски, записывает формулы, отвечая на вопросы учителя.)

Учитель. Чему равна плотность газов?

Ученик. Д ½ = р12

Учитель. Выразите относительную плотность газа через отношение молярной массы к молярному объему.

Ученик. р1 = M1/V m р2 = M2/V m

D ½ = M1/V m M2/Vm D1/2 = M1Vm/M2Vm = M1/M2 D1/2 = M1/M2

Учитель. Чему равна относительная плотность газов?

Ученик. Относительная плотность первого газа ко второму равна отношению молекулярных масс.

Учитель. Определите относительную плотность водорода по воздуху, если молярная масса воздуха равна 29 г/моль.

(Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)

Учитель. Так, где будет находиться водород в природе?

Ученик. В верхних слоях атмосферы, т.к. он легче воздуха.

(Демонстрация слайда № 3 мультимедийного приложения).

Учитель. Наши теоретические рассуждения необходимо доказать практикой. Что для этого необходимо сделать?

Ученик. Получить водород.

Учитель. Как можно получить водород? Обсудите этот вопрос в группах.

Ученик. Разложением воды.

Учитель. Какие способы получения водорода известны?

Ученик. Промышленные и лабораторные способы.

Учитель. Как можно получить водород в лаборатории? Обсудите этот вопрос друг с другом. (Демонстрация слайда № 4 мультимедийного приложения).

Обратите внимание на реактивы, которые стоят на ваших столах. Каков ваш план действий?

Ученик. К металлу, который находится в пробирке прилить кислоту.

Учитель. Как можно собрать выделившейся водород?

Ученик. Водород легкий, следовательно, необходимо закрыть пробирку с металлом и кислотой пробкой с газоотводной трубкой, а сверху вверх дном накрыть чистой пробиркой.

Учитель. Что необходимо знать перед выполнением лабораторного опыта?

Ученик. Технику безопасности.

(Демонстрация слайда № 5 мультимедийного приложения).

Учитель. У вас в склянке находится кислота, с которой нужно осторожно обращаться, т.к. попадание ее на кожу, вызывает ожоги, она разъедает ткани. Если кислота все – таки попала на кожу, необходимо ее смыть водой и обработать раствором соды. Кроме того, полученный водород необходимо проверить на чистоту, для этого пробирку с водородом опускают в горизонтальное положение и горящей спичкой поджигают водород.

Тихий «хлопок» говорит о том, что водород чист, а резкий – указывает на то, что водород соединился с кислородом и произошел «взрыв». «Взрыв» в пробирке не страшен, но когда получают водород в больших количествах, то соединяясь с кислородом, образуется «гремучая смесь», что может привести к тяжелым последствиям.

Выполните лабораторную работу.

(Работают в парах.)

Учитель. Давайте проверим, как вы усвоили способ получения водорода из кислоты. Кто сможет продемонстрировать опыт «Получение водорода методом вытеснения воздуха» и прокомментировать его?

(Учащийся выходит к демонстрационному столу и демонстрирует опыт.)

Учитель. Можно ли взять другой металл вместо цинка?

Ученик. Да.

Учитель. Обратите внимание на ряд напряжения металлов. Все металлы, которые стоят до водорода, вытесняют его из кислот.

(Демонстрация видеофрагмента 1 «Получение водорода в аппарате Киппа»).

Можно ли собрать водород другим способом. Обсудите это друг с другом.

Учитель. Итак, каким еще способом можно собрать водород?

Ученик. Вытеснением воды.

Учитель. Чем отличается прибор на рисунке от вашего на столах?

Ученик. В пробирку с газоотводной трубкой опускается воронка с пластинкой, на которой лежит металл.

Учитель. Кто сможет продемонстрировать опыт «Получения водорода вытеснением воды» и прокомментировать его?

(Работа учащегося с учителем у демонстрационного стола.)

Учитель. Что вы можете сказать о физических свойствах водорода?

Ученик. Газ, без цвета, запаха, легче воздуха, мало растворим в воде.

(Демонстрация слайда № 6 мультимедийного приложения).

Учитель. Посмотрите опыт «Наполнение водородом мыльных пузырей», что вы можете сказать о применении водорода. Обсудите в группах этот вопрос. Смоделируйте схему.

(Демонстрация видеофрагмента 2 «Наполнение водородом мыльных пузырей»).

Учитель. Дополните свою схему, сверив её со слайдом.

(Демонстрация слайда № 7, 8, 9 мультимедийного приложения).

3. Рефлексивно – оценочный этап.

Задание 3.1

Учитель. С помощью схемы смоделируйте краткий опорный конспект. Через 3 минуты, сверим его со слайдом.

(Демонстрация слайда № 10 мультимедийного приложения).

Задание 3.2. Решите задачу.

Задание 3.3. Подсчет баллов.

Задание 3.4. Планирование домашнего задания.

Задание 3.5. Переход к проблеме следующего урока.

Учитель. Сможем ли мы на основе имеющихся знаний о составе, строении, физических свойствах водорода охарактеризовать химические свойства?

Источники

  1. Габриелян О.С. Химия 9 класс. - М.: Дрофа, 2015

  2. Сатбалдина С.Т. Организация учебной деятельности при изучении химии - Уфа. БГПИ, 1989

  3. 1С: Образовательная коллекция «Химия для всех 21. Химические опыты с взрывами и без».

  4. [Электронный ресурс]. URL: http://school–collection.edu.ru



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока химии по теме "Водород"

Автор: Журова Нина Васильевна

Дата: 12.09.2016

Номер свидетельства: 343466

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по химии на тему "Способы получения металлов""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-khimii-na-tiemu-sposoby-poluchieniia-mietallov"
    ["file_id"] => string(6) "251740"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447271972"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Разработка урока химии по теме "Предмет химии. Вещества" с использованием приёмов критического мышления."
    ["seo_title"] => string(119) "razrabotka-uroka-khimii-po-tiemie-priedmiet-khimii-vieshchiestva-s-ispol-zovaniiem-priiomov-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "264204"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449670973"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока по химии на тему "Основания" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-po-khimii-na-tiemu-osnovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "211760"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431680589"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока по теме: "Гомологический ряд, номенклатура и изомерия алкинов" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-tiemie-gomologhichieskii-riad-nomienklatura-i-izomieriia-alkinov"
    ["file_id"] => string(6) "101572"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402422233"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока по теме: Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_tiemie_avarii_na_khimichieski_opasnykh_obiektakh_i_ikh_vozmoz"
    ["file_id"] => string(6) "375204"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483479749"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства