Конспект урока "Водород – химический элемент и простое вещество"
Конспект урока "Водород – химический элемент и простое вещество"
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по теме «Водород»
Форма урока: урок – игра
Задачи урока
Обучающие: на примерах знаний репродуктивного, учебно-поискового и творческого характера создать условия для осмысленного применения учащимися знаний о водороде как химическом элементе и простом веществе в новой ситуации (развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между строением вещества и его свойствами, получением, применением)
Развивающая: развитие творческого и логического мышления, наблюдательности, памяти.
Воспитательная: воспитание способности к сотрудничеству, взаимопомощи, формирование опыта делового общения, групповой творческой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Водород – химический элемент и простое вещество" »
Тема урока «Водород – химический элемент и простое вещество»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по теме «Водород»
Форма урока: урок – игра
Задачи урока
Обучающие: на примерах знаний репродуктивного, учебно-поискового и творческого характера создать условия для осмысленного применения учащимися знаний о водороде как химическом элементе и простом веществе в новой ситуации (развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между строением вещества и его свойствами, получением, применением)
Развивающая: развитие творческого и логического мышления, наблюдательности, памяти.
Воспитательная: воспитание способности к сотрудничеству, взаимопомощи, формирование опыта делового общения, групповой творческой деятельности.
Оборудование:
«Карта – маршрут» изображающая склон «Пика Победы», «Остановочные пункты маршрута» (полоски плотной бумаги с надписями «Скала Достижений», «Бездна Формул», «Вершина Успеха», «Хребет Усилий»; магнитная доска, набор магнитов, «карты – маршруты» где фиксируют успехи учащихся в баллах.
Маршрутный лист ________________(ФИО ученика)
Шиф
ровка
Внимание, на старт!
Скала достижений
Наскальные рисунки
Бездна формул
Хребет усилий
Сумма
баллов
Класс делится на группы по рядам
Учитель: Ребята, сегодня нам предстоит отправиться в серьезную экспедицию, цель которой – покорить пик Победы – одну из высочайших точек в горном плато Знаний (слайд 1 «Карта маршрута»). Для этого мы с вами разделимся на 3 группы. Каждый ряд – это одна группа. Но это не значит, что в группе работает за всех один ученик. Каждый ученик вносит свой посильный вклад в работу и оценивает свою деятельность в маршрутном листе в баллах. От количества набранных баллов зависит ваша оценка за урок.
С чего начинается любая экспедиция? (Ответы учащихся. Итог – багаж знаний.) В качестве актуализации наших знаний я предлагаю вам первое испытание.
Задание №1 Шифровка. ( на слайде 2 появляются ряд утверждений, относящихся к водороду как к химическому и простому веществу. Учащимся необходимо определить правильность утверждения. Ели утверждение правильно, учащиеся ставят в контрольных листах знак (+), а если нет, то знак (-). Результат работы сверяется с правильными ответами (слайд 3). Учащиеся в своих листах отмечают результативность.)
Водород – это:
Самый распространенный элемент на Земле.
Самый распространенный элемент в космосе.
Самый легкий газ
Хорошо растворим в воде
Горючий газ.
Тяжелее воздуха.
Поддерживает горение.
Собирают вытеснением воды.
Собирают вытеснением воздуха.
В смеси с кислородом взрывоопасен при обычных условиях.
Собирают в посуду, которую держат отверствием вверх.
Собирают в посуду, перевернутую вверх дном.
Легко окисляет простые вещества.
Важная составная часть воздуха.
Задание №2. Внимание, на старт! (необходимо ответить на вопросы. Оценивается быстрота и правильность)
Почему воздушные шары можно заполнять водородом?
Почему перед работой с водородом его необходимо проверить на чистоту?
Как называется смесь, состоящая из двух объемов водорода и одного –кислорода?
Какими способами можно собирать водород?
На каких физических способах базируются эти способы?
В каком виде встречается водород на нашей планете и за её пределами?
Назовите общие физические свойства водорода и кислорода.
Составьте предложение, в котором идет речь о водороде как простом веществе.
Составьте предложение, в котором идет речь о водороде как химическом элементе.
Задание №3. Скала Достижений. (В течение 5 минут необходимо определить какие из реакций, схемы которых приведены, можно использовать для получения водорода в лаборатории, а какие – в промышленности? Почему? Напишите уравнения химических реакций, определите их тип. Учащиеся работают на ватмане. Оценивается правильность работы)
Вариант I.
Mg + HCl =
H2 O =
Вариант II.
Al + H2 SO4 =
HCl =
Вариант III.
CH4 =
Zn + HCl =
Учитель: «Место привала – маленький грот. Удивительное место! Но вокруг на каменной породе мы обнаруживаем какие-то рисунки. Кто их оставил и что они обозначают? Необходимо расшифровать информацию».
Задание 4. Наскальные рисунки. (показывается рисунок «Получение водорода в аппарате Киппа» Учащиеся отвечают на вопросы. Оценивается правильность ответов)
Для чего предназначен данный прибор?
Подпишите названия составных частей прибора.
Назовите вещества, формулы которых указаны на рисунке.
К каким классам они относятся?
Напишите уравнения реакций, которые происходят
Укажите тип данных реакций.
Задание 5. Бездна формул. (На листах выдаются задания трёх уровней сложности, вариант III – наиболее сложный. Учащиеся в течение определенного времени должны выполнить задания. Оценивается количество выполненного задания и его правильность.)
Вариант I
Даны вещества: магний, кислород, оксид меди (II), соляная кислота. Составьте уравнения реакций, в результате которых можно получить воду, медь, оксид магния, водород.
Вариант II
Даны вещества: вода, оксид железа (III), сера. Составьте уравнения реакций, в результате которых можно получить водород, кислород, железо, оксид серы (IV).
Вариант III
Даны вещества: алюминий, соляная кислота, оксид свинца (II), кислород. Составьте уравнения реакций, в результате которых можно получить не менее четырех новых веществ. Укажите условия их протекания.
Учитель: «Преодолев одну из самых сложных преград, вы можете быть уверены в успехе экспедиции. Посмотрите вокруг. Перед вами вершина Успеха. Ещё немного усилий, и вам удастся её покорить».
Учитель: «На восхождение истрачено много сил, а впереди ещё серьёзные испытания. Начинается последний этап восхождения. Вам осталось преодолеть хребет Усилий. Последний бой, как известно, самый трудный, но, преодолев Бездну Формул, взобравшись на Вершину Успеха и покорив Скалу Достижений, вы сможете пройти путь уверенно и результативно.
Определите относительную плотность по водороду оксида углерода (IV) и кислорода. Сделайте вывод.
Вариант II
Какой объем кислорода использован для сжигания водорода объемом 4 л.
Вариант III
Рассчитайте массу оксида железа (II), которую можно восстановить водородом объемом 22, 4 л.
Учитель: «Вы преодолели последние метры и покорили Пик Победы! Поздравляю вас! Достигнуть вершины было непросто, каждый находил свои пути преодоления трудностей. Впереди у вас новые дороги, новые победы. Но сегодня вы убедились, что вместе можно решить даже непосильные проблемы, а знания дают возможность достигнуть вершин успеха.
Учитель подводит итоги, дает краткую оценку работе учащихся.
Рефлексия:
Какое задание было для вас легким?
Какое задание вызвало трудности?
Как вы их преодолели?
Что нового вы узнали?
Над чем необходимо еще дома поработать?
Учитель на доске вывешивает три таблички
Табличка 1 (текст красного цвета) я удовлетворен уроком. Я все повторил и закрепил.
Табличка 2 (текст зеленого цвета) урок был интересным. Мне было комфортно. Есть материал. Который необходимо повторить дома.
Табличка 3. (текст желтого цвета) пользы от урока получил мало. Дома необходимо заново изучить данный материал, по некоторым вопросам проконсультироваться с учителем или учащимися.
(на столах у учеников лежат по 3 жетона трех цветов: красный, желтый, зеленый. В конце урока учащиеся поднимают соответствующие жетоны)