Тема: Кислород- химический элемент и простое вещество
.
Цель урока:
-сформировать усвоение учащимися теорий, законов, понятий, фактов, признаков, особенностей и т.д.; повторить, систематизировать, обобщить знания; сформировать умения, навыки; устранить пробелы в знаниях.
-воспитывать у учащихся таких черт характера, как трудолюбие, гуманность, дисциплинированность, ответственность, аккуратность, положительное отношение к учёбе.
-развивать у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал ; развитие познавательных умений - слушать, выделять главное, составлять план, тезисы, конспекты, делать
Ход урока
Эпиграф урока
“Кислород — это вещество, вокруг которого вращается земная химия”.
Я. Берцелиус
Учитель: Наш урок посвящен химическому элементу и веществу им образованному, который занимает особое место в жизни человека и всего живого.
В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно без …
Ученики: Без кислорода
Учитель: На уроке вы больше узнаете о химическом элементе — кислороде, о простых веществах — кислороде и озоне, выясните, что такое аллотропия и аллотропные модификации, а также узнаете, как и кем был открыт кислород. Попытаемся получить его в лаборатории, собрать и доказать его наличие в сосуде. Запишете тему урока в своих тетрадях.
Учитель: На доске составляем план характеристику химического элемента кислорода. Выйти к доске и записать этот план (по желанию). Все остальные это делают в тетради.
План характеристика химического элемента:
- Символ — О
- Положение в ПСХЭМ — VI Г (А)
II период
Порядковый номер — 8.
- Химическая природа — неметалл.
- Относительная атомная масса — Ar (O) = 16
- Валентность — II.
Учитель: Как вы думаете, в каком виде кислород содержится в природе? Какие образует вещества? Ответы учащихся могут быть разными.
Ученик: О2 и О3. Молекула кислорода состоит из 2-х атомов кислорода, а молекула озона из 3-х атомов кислорода.
Учитель: Какова относительная молекулярная масса кислорода?
Ученик: Mr(O2) = 32; Учитель: Каковы физические свойства кислорода? Ученик: Кислород — газ, без цвета, вкуса, запаха, малорастворим в воде, тяжелее воздуха, при t = - 1870С превращается в жидкость бледно-синего цвета, а при t = -218, 80 С в синие кристаллы.
.
Учитель: Содержится ли кислород в воздухе? Как эти газы там образуются?
Ученик: Кислород содержится в воздухе (21% по объему) образуется в результате фотосинтеза. Учитель: Входит ли химический элемент кислород в состав различных сложных веществ?
Ученик: Кислород — самый распространенный химический элемент на Земле. Он входит в состав воды, углекислого газа, многочисленного класса кислот, оксидов, оснований, солей; а также образует органические вещества — белки, жиры, углеводы.
.
Учитель: Как же был получен кислород? Какие ученые впервые его получили? Ваша задача записать фамилии и имена ученых и способы получения и собирания кислорода, которые эти ученые использовали.
Многие ученые прошлого догадывались, что существует вещество со свойствами, которые, как мы теперь знаем, присущи кислороду. Упоминание об этом элементе вполне могло появиться уже в VIII в. Сведения о нем - косвенные, разумеется, - есть в трактате китайского алхимика Мао Хао. Китайцы знали “деятельное начало”, входящее в состав воздуха, и называли его “йын”. В XV в. следы кислорода можно обнаружить в трудах Леонардо да Винчи. Потом снова теряются - до XVII в., когда голландец Дреббель изобретает подводную лодку. Он использует селитру, чтобы ее кислородом обогатить воздух в подводной лодке. Но этот факт остался незамеченным.
Ученик 2: В 1758 году М.В.Ломоносов склонен был признать, что в процессе горения участвует воздух, и на основании своих опытов доказал, что в состав воздуха входит вещество, окисляющее металл.
Ученик 3: Открытие кислорода является одним из важнейших событий в истории, и связано с именами учёных Д. Пристли, К.Шееле и А. Лавуазье.
Когда - то в древней Англии
Великий Пристли жил.
Все соблюдая правила;
Оксид он разложил.
Под куполом сосуда
Бесцветный газ собрал.
Старательно исследуя
Его он onucaл.
Не видим и безвкусен
Всех запахов лишен.
В воде не растворяется
Свеча сгорает в нем.
Ученый в изумлении:
Ну что за чудеса?
Горят легко в нем многие
Простые вещества
Этот газ из колбы вышел
Никому он не знаком
Этим газом дышат мыши
Под стеклянным колпаком
Дрова лучистым пламенем
Сгорали в нем, понятно.
Сам пробовал дышать-
Легко дышать, приятно.