конспект урока в 9 классе на тему "Металлы в организме человека."
Конспект урока в 9 классе на тему "Металлы в организме человека."
Данный конспект урока представлен для 9 класса и может являться помощником для учителя при проведении урока на данную тему.В данном материале содержится много информации для более подробного ознакомления с металлами и их значением для организма человека.Он включает в себя материал теоретического характера с различными заданиями и схемами,решением задач на данную тему.Надеюсь кому то пригодится мой материал)))))
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока в 9 классе на тему "Металлы в организме человека." »
Металлы в нашем организме
Цель урока: создание условий для осознания девятиклассниками значения металлов для организма человека, формирование основ правильного питания школьников.
Задачи урока:
Образовательная: создать условия для усвоения знаний о значении металлов для нормального функционирования нашего организма, основных правил здорового питания, показать связь изучаемой темы с жизнью.
Развивающая: развивать умения выстраивать цепь логических суждений; продолжить развитие умений анализа, синтеза, умений обобщать и делать выводы; формировать умения работать с различными источниками информации.
Воспитательная: воспитывать коммуникативные умения при работе в коллективе сверстников, пропагандировать здоровый образ жизни.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, исследовательский.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, индивидуальные информационные карточки для составления конспекта, электронная периодическая система Д.И. Менделеева.
Реактивы и оборудование: CuSO4, куриный белок, пробирка, штатив под пробирки, лоток, пипетка, образцы металлов
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Ориентировочно-мотивационный блок (слайд 2).
Учитель: Химия и биология относятся к естественным наукам, так как имеют общие грани с разных точек зрения рассматривают одни и те же объекты. Так, биология изучает живые организмы и процессы, которые с ними и в них происходят. Все организмы состоят на микроуровне из различных химических элементов, а процессы, происходящие в живой клетке, обусловлены теми или иными химическими реакциями, которые изучает химия.
Элементы, необходимые для построения и жизнедеятельности различных клеток и организмов, называют биогенными элементами. Органы человека по-разному концентрируют в себе различные химические элементы, т.е. микро- и макроэлементы распределяются между разными органами и тканями неравномерно.
Биологическая роль химических элементов в организме человека чрезвычайно разнообразна.
Главная функция макроэлементов состоит в построении тканей, поддерживании постоянства осмотического давления, ионного и кислотно-основного состава.
Микроэлементы, входя в состав ферментов, гормонов, витаминов, биологически активных веществ в качестве комплексообразователей или активаторов, участвуют в обмене веществ, процессах размножения, тканевом дыхании, обезвреживании токсичных веществ. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим металлы, которые жизненно нам необходимы.
Учитель: Ребята, вам предлагается решить задачу.
Слайд 5. Задача
Десять металлов, необходимых живому организму, получили название “металлы жизни”. Так, установлено, что в организме человека массой 70 кг содержание металлов жизни составляет:m (Са) = 1 700 г
Макро -
m (К) = 250 г
m (Na) = 70 г
m (Mg) = 42 г
m (Fe) = 5 г
m (Zn) = З г
Микро -
m (Cu) = 0,2 r
m(Mn) = 0,l r
m(Mo) = 0,l r
m(Co) = 0,l r
Рассчитать массовую долю этих металлов.
Обучающиеся решают задачу самостоятельно, затем на слайде 5 высвечивается ответ.
Учитель: Рассмотрим, какие металлы содержатся в различных частях тела, какие функции они выполняют, и с помощью каких продуктов мы можем удовлетворить потребности нашего организма в этих металлах.
III. Информационный блок.
1. Объяснение учителем нового материала.
Девятиклассники параллельно с объяснением учителя заполняют технологическую карту (приложение 1).
I. Мозг (Слайд 7)– центр управления телом. С его помощью мы думаем, чувствуем, двигаемся, помним. Благодаря ему, мы счастливы или нам грустно. Головной мозг также отвечает за процесс мышления и восприятия мира. Он содержит 100 миллиардов нервных клеток. Мозг потребляет колоссальное количество кислорода и глюкозы, дающей ему энергию. Хотя масса мозга составляет всего 2% от массы тела, он потребляет 20% кислорода и 20% питательных веществ, полученных организмом. (Na, Zn, Си, Мn)
II. Нервная система (слайд 8).
Если мозг – центр управления телом, всей нервной системы, то нервы - это кабели нервной системы.
Нервная система – это обширная сеть нервов, которая координирует работу всего тела. С их помощью ты чувствуешь внешние раздражения, двигаешься, думаешь, нервы также контролируют все внутренние процессы в теле, даже если мы их не замечаем. Нервные клетки служат нам всю жизнь, хотя головной мозг теряет ежедневно 100клеток, которые, к сожалению не восстанавливаются. Нервные клетки, или нейроны – самые длинные из всех. Некоторые достигают в длину 1 метра. (Na, Са, Mg, Сu)
III. Скелет (Слайд 9).
Скелет – это прочная, но гибкая конструкция, которая защищает такие важные органы, как мозг, сердце, к нему прикрепляются мышцы.
Кости – это живые структуры организма, состоящие из клеток и имеющие свое кровоснабжение. Они состоят из веществ, которые делают их прочными и твердыми. (Na, Са, Mg, Zn, Си, Мп)
IV. Мышцы (Слайд 10).
В нашем теле более 640 мышц. Широкий спектр движений, которые они производят, зависит от их размера и силы, а также от того, к каким костям и суставам они прикрепляются. (Са, Mg, Zn, Си)
V.Кровеносная система(Слайд 11)
В течении жизни человека его сердце совершает более 1000 миллиардов ударов без остановки. Оно по миллионам мельчайших кровеносных сосудам перекачивает по телу кровь, которая снабжает клетки кислородом и питательными веществами. (Na, Са, Mg, Fe, Zn, Си, Mn, Со)
2. Защита проектов учащихся
Учитель: ребята, вам было предложено, подобрать и оформить в виде слайдов к презентации материал о содержании металлов в различных продуктах питания. Весь подготовленный вами материал я собрала в единую презентацию. В ходе защиты учащимися своего раздела презентации остальным ребятам предлагается заполнить таблицу “Металлы в продуктах питания” (приложение 2).
Проект по теме: “ Na в организме и в продуктах”. (Слайд 12)
Проект по теме: “К в организме и продуктах”. (Слайд 13)
Проект по теме: “Са в организме и в продуктах”. (Слайд 14)
Проект по теме: “Mg в организме и в продуктах”. (Слайд 15)
Проект по теме: “ Fe в организме и продуктах”. (Слайд 16)
Защита исследовательской работы (приложение 3)
Тема: Исследование содержания железа во фруктах.
Проект по теме: “ Zn в организме и в продуктах”. (Слайд 23)
Проект по теме: “ Cu в организме и в продуктах”. (Слайд 24)
3. Проведение лабораторного опыта:
«Действие ионов меди на куриный белок»
Алгоритм (Слайд 29)
1. К раствору белка добавить раствор сульфата меди (II).
2. Пронаблюдайте изменения
3. Сделайте вывод о действии CuSO4 на белок.
Вопрос: Можно ли использовать белок как противоядие при отравлении солями тяжелых металлов? Какое химическое взаимодействие лежит в основе обеззараживания солей тяжелых металлов?
Учитель: Токсическое действие солей тяжелых металлов обуславливается их способностью образовывать с белками нерастворимые соли. В свою очередь, это является причиной денатурации белков. В составе яичного альбумина преобладают аминокислоты ( аспаргиновая и глутаминовая) с выраженными кислотными свойствами. Таким образом, ионы тяжелых металлов попавшие в организм в ж/к тракте связываются в нерастворимые соли и выводятся наружу, не успев причинить вреда тем белкам, из которых построен организм человека.
4. Психологическая страничка
Влияние металлов на характер человека. (Слайд 31)
(Выступление учащихся)
1. Избыток железа превращает человека в агрессивное существо с жестоким, эгоистичным характером. Такие люди очень активны, постоянно чем-то заняты. Любят командовать, поэтому чаще всего становятся военными, спортивными инструкторами или бизнесменами. Но таких «железных дровосеков» можно смягчить, если давать им меньше мяса.
2. Люди, в организме которых больше всего меди, мягки и покладисты. Они любят красивую жизнь и вкусную еду, предпочтение отдают сладостям. Они всегда готовы прийти на помощь, у них дружные семьи и много друзей. Чаще всего они становятся писателями, музыкантами или художниками. Однако их часто обманывают и предают, пользуясь их слабостями. Поэтому, если в этом описании вы узнали себя, постарайтесь потреблять больше продуктов, содержащих железо, – так вы компенсируете мягкость меди.
3. Чрезмерное содержание в организме свинца делает человека вялым и апатичным. Он всегда не в настроении, вечно находит повод для недовольства. Чаще всего такие люди оказываются в положении жертвы. Из них получаются отменные подчиненные, ведь они не инициаторы, а предпочитают, скорее, подчиняться распоряжениям. Таким людям просто необходимо разбавлять свой свинец золотом, медью, оловом и серебром.
4. Драгоценные металлы и в организме - драгоценность. Серебро, например, - металл чувствительных, эмоциональных людей, обладающих огромной интуицией, или ясновидящих. Золото преобладает в организме тщеславных, заносчивых людей. Но это лишь видимость: внутри они добры и щедры, просто к ним нужно отыскать подход. Они - верные друзья, готовые в любую минуту прийти на помощь. Им необходимо пополнять свой организм и другими металлами - на характере это, возможно, не отразится, а здоровье укрепит.
5. Олово – это тот металл, который в избытке содержится в организме мыслителей, философов и путешественников. У них – отменное чувство юмора, а их энтузиазм часто переходит в одержимость. Свинец сделает их более серьезными, а железо – крепкими.
6. Болтливые люди, оказывается, любят поговорить от... обилия в организме ртути. Еще такие люди хитры, беспринципны и легко предают. Им явно необходимо разбавить этот жидкий металл железом.
IV.Оценочно-рефлексивный этап урока.
Учитель: Пища является одним из важнейших факторов окружающей среды, оказывающее влияние на состояние здоровья, работоспособности, умственного и физического развития, а также на продолжительность жизни человека.
Связь питания и здоровья была подмечена еще в древности. Некогда древнегреческий философ Сократ дал человечеству совет – «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть». Никто еще не оспорил Сократа, но следуют его советам немногие. Соблюдение же простых правил поможет избежать многих серьезных проблем.
Тест:
(Время проведения 5 минут)
I вариант
II вариант
1.Металлы Ca K Na Mg Fe относятся к
Микроэлементам
Амфотерным металлам
Макроэлементам
Щелочным металлам
1.Металлы Zn Cu Mn Mo Coотносятся к
Микроэлементам
Амфотерным металлам
Макроэлементам
Щелочным металлам
2. Ионы кальция поступают в организм человека с
1. Питьевой содой
2. Поваренной солью
3. С молочными продуктами
4. С яблоками
2. Ионы натрия поступают в организм человека с
1. Питьевой содой
2. Поваренной солью
3. С молочными продуктами
4. С яблоками
3. Нехватка железа в организме приводит к заболеванию
1.Ожирению
2.Нервным расстройствам
3. Ломкости костей
4. Низкому содержанию гемоглобина
3. Нехватка кальция в организме приводит к заболеванию
1. Ожирению
2. Нервным расстройствам
3. Ломкости костей
4. Низкому содержанию гемоглобина
4.Нехватка какого элемента может привести к инфаркту
1. Кальций
2. Железо
3.Магний
4.Цинк
4.Избыток, какого элемента может привести к инфаркту
1. Кальций
2. Железо
3.Магний
4.Цинк
5.Чтобы баланс металлов в организме был в норме необходимо
1. Заниматься спортом
2. Есть только мясные продукты
3. Есть только растительную пищу
4. Сбалансировано питаться
Наибольшее содержание в организме составляет
Железо
Натрий
Кальций
Магний
Составление синквейна (2 минуты)
1 строка – 1 существительное
2 строка- 2 прилагательных
3 строка – 3 глагола
4 строка – предложение из 4 слов
5 строка - слово резюме
V. Домашнее задание.
Составить меню на один день с использованием продуктов, содержащих металлы: 1 группа – Са, Сu; 2 группа – К, Мп; 3 группа – Мg, Zn.
Задача: рассчитать содержание металлов в своем организме (см. задачу в классе).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Металлы в нашем организме.
Мозг Нервная система
Скелет Мышцы
Пищеварение
Приложение 2
Металлы в продуктах питания
Металлы
Продукты
Nа
К
Са
Мg
Fе
Zn
Сu
Приложение 3
Исследовательская работа
Тема: Определение содержания железа во фруктах.
Слайд №1.
Каждая встреча с педиатром сопровождается определением уровня гемоглобина в крови и рекомендациями употребления продуктов, содержащих железо. Железо - основной микроэлемент, который входит в состав гемоглобина. Работа началась с теоретического изучения вопроса: углубления своих знаний о значении гемоглобина для человека, о строении молекулы гемоглобина, о роли железа в этом веществе. Я поняла, что уровень гемоглобина в прямой зависимости от содержания железа в организме и заинтересовалась продуктами, богатыми микроэлементом железом. В перечне продуктов были яблоки. Вот я и решила выяснить содержится ли железо в яблоках и насколько его много.
Актуальность настоящей работы обусловлена изучением богатых железом растительных продуктов, которые необходимо употреблять с целью повышения уровня гемоглобина в крови.
Слайд №2.
Цель проекта: Выявление содержания микроэлемента железа яблоках. В рамках достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить информацию о биологической роли железа на организм человека.
2. Провести эксперимент по качественному определению железа в яблоках, бананах и киви.
В ходе решения вышеуказанных задач, были использованы следующие методы исследования: 1) сбор информации;
2) экспериментальный анализ. Гипотеза исследования: Употребление в пищу разнообразных фруктов способствует повышению уровня гемоглобина в крови.
Опытно-экспериментальная работа состояла из следующих этапов:
1. Подготовка растительной пробы для исследования.
2. Приготовление растворов реактивов.
3. Визуальных наблюдений.
4. Проведения качественных реакций по определению содержания железа во фруктах.
Визуальные наблюдения.
- исследование цвета разрезанных фруктов
Цвет разрезанных яблок буреет в течение часа
- исследование цвета растворов очищенных проб. Цвет растворов во всех пробирках с яблочными пробами имеет зеленоватый или желтоватый цвет
Окраска растворов и сока яблок характерна для растворов железа Fe2+ и Fe3+ .
Опыт№1
На яблочные пробы подействовали раствором щелочи. Наблюдается незначительное изменение цвета и выпадение осадка.
Вывод: в яблочных пробах осадок является нерастворимым соединением железа.
Опыт №2
Реакция с гексацианоферратом (II) калия K4[Fe(CN)6] (желтой кровяной солью)
При испытании концентрированных фруктовых растворов окраска наблюдалась незначительно и была неустойчивой.
Синее окрашивание проявляется на короткое время и подавляется зеленой окраской.
В контрольной пробирке наблюдается синее окрашивание
Опыт №3Реакция с роданидом калия КSCN.
В пробе красных яблок желтоватое окрашивание приобретает красноватый оттенок
В контрольной пробирке наблюдается ярко-красное окрашивание
Любая качественная реакция имеет так называемый предел обнаружения – минимальную концентрацию вещества, которая может быть обнаружена с помощью данного реагента. На основании чего можно говорить о весьма малом содержании микроэлемента железа в исследуемых фруктах
На основании проведённого экспериментального исследования, анализа литературных данных, социологического опроса следуют выводы:
1. Яблоки содержат незначительное количество железа.
2.Употреблением растительных продуктов можно поддерживать содержание железа в организме.
3. Для повышения уровня гемоглобина в крови недостаточно употребления яблок, необходимо сбалансированное питание сочетания растительной и животной пищи.
Приложение 4
ТЕСТ
I вариант
II вариант
1.Металлы Ca K Na Mg Fe относятся к
Микроэлементам
Амфотерным металлам
Макроэлементам
Щелочным металлам
1.Металлы Zn Cu Mn Mo Coотносятся к
Микроэлементам
Амфотерным металлам
Макроэлементам
Щелочным металлам
2. Ионы кальция поступают в организм человека с
1. Питьевой содой
2. Поваренной солью
3. С молочными продуктами
4. С яблоками
2. Ионы натрия поступают в организм человека с
1. Питьевой содой
2. Поваренной солью
3. С молочными продуктами
4. С яблоками
3. Нехватка железа в организме приводит к заболеванию
1.Ожирению
2.Нервным расстройствам
3. Ломкости костей
4. Низкому содержанию гемоглобина
3. Нехватка кальция в организме приводит к заболеванию
1. Ожирению
2. Нервным расстройствам
3. Ломкости костей
4. Низкому содержанию гемоглобина
4.Нехватка какого элемента может привести к инфаркту
1. Кальций
2. Железо
3.Магний
4.Цинк
4.Избыток, какого элемента может привести к инфаркту
1. Кальций
2. Железо
3.Магний
4.Цинк
5.Чтобы баланс металлов в организме был в норме необходимо