Полисахариды (С6Н10О5)n + вода →глюкоза (nС6Н12О6).
II. ГЛЮКОЗА
Нахождение в природе: плоды и ягоды
Физические свойства: Ц (белый), З (нет), растворима в Н2О, В (сладкий)
Молекулярный состав глюкозы С6Н12О6.
Особенностью строения является наличие:
В начале XIX века ученые установили формулу глюкозы С6Н12О6.
Предположите химическое строение глюкозы.
Учащиеся делают предположения:
Глюкоза – кислородосодержащее органическое соединение, следовательно, может содержать такие функциональные группы, как спиртовая, альдегидная, кетонная, кислотная.
Чтобы доказать наличие или отсутствие этих групп в молекуле глюкозы надо провести качественные реакции (вспоминаем качественные реакции на перечисленные функциональные группы).
альдегидной группы – СОН (сходство с альдегидами);
пяти гидроксильных групп -ОН (сходство с многоатомными спиртами).
ГЛЮКОЗА – АЛЬДЕГИДОСПИРТ.
Качественные реакции
+ Cu(ОН)2, ярко синий цвет (на гидроксильные группы).
+ Сu(ОН)2 при нагревании, изменение цвета с синего на желтый и красный (на альдегидную группу).
+ Ag2О (серебряное зеркало, на альдегидную группу)
Реакции по альдегидной группе
1) Взаимодействие с аммиачным раствором Ag2O (реакция серебренного зеркала):
В связи с рассмотрением химических свойств глюкозы интересно вспомнить эпизод из романа Валентина Пикуля “Нечистая сила”, где идет речь о неудачной попытке отравления Распутина в 1916 году.“Лазоверт со скрипом натянул резиновые перчатки, растер в порошок кристаллы цианистого калия… Доктор щедро и густо насыщал внутренность пирожных страшным ядом.
…Распутин с неохотой съел пирожное с ядом. Понравилось – потянулся за вторым. Юсупов внутренне напрягся, готовый увидеть перед собой труп. Но Распутин спокойно доедал восьмой птифур…
Яд беспомощен! Гришка выпил и сожрал все, что отравлено. Но только рыгает и появилось сильное слюнотечение…”Герои Пикуля решили, что Григорий Распутин и впрямь святой или заговоренный. Однако это не так.Распутина спасло то, что доктор не знал, что люди с давних времен при опасности отравления цианидами держали за щекой кусочек сахара. А в 1915 году немецкие ученые Рупп и Гольце обнаружили, что, как и всякий альдегид, глюкоза взаимодействует с цианидами и циановодородом с образованием нетоксичного циангидрин
Применяется глюкоза медицине, в пищевой и химической промышленности.
ГЛЮКОЗА.
Изучив характеристику углеводов, используя учебный текст и материал учебника, преобразуйте изученный материал в блочный конспект
ГЛЮКОЗА.
Проверьте качество составленного вами блочного конспект, исправьте ошибки.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя химии. 10 класс. – М.: Блик-плюс, 2001.
Грузинов Е.В. Сахар, который мы едим. – Химия: еженедельное приложение к газете “Первое сентября” – №20 – 1996.
Книга для чтения по химии, ч. II – Составители К.Я. Парменов, Л.М. Сморгонский и Л.А. Цветков – 2-е изд. перераб.- Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР – Москва, 1956.
Общая биология: Учебник для 10-11 кл. с углубленным изучением биологии в шк./ Л.В. Высоцкая, С.М. Глаголев, Г.М. Дымшиц и др.; Под редакцией В.К. Шумного и др. – 3-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2001. – 462 с.: ил. – стр.30-35.
Потапов В.М. Органическая химия: Пособие для учителя. – 3-е издание, перераб. – М.: Просвещение, 1983.
Самоанализ урока потеме: «Углеводы. Глюкоза».
Общие сведения
Класс 11 А.
Дата проведения урока 02.12.10.
Цели и задачи:
Дидактические:
опираясь на знания обучающихся по кислородсодержащим соединениям, дать представление о глюкозе, как наиболее ярком представителе класса углеводов;
акцентировать внимание обучающихся на причинно - следственной связи: состав → строение → свойства → применение → получение
Развивающие:
Продолжить формировать ОУУН:
давать качественную и количественную характеристику изучаемого объекта;
устанавливать причинно – следственные связи;
организовывать самостоятельную учебную деятельность.
Краткая характеристика данного класса
Смыслотворческая деятельность занимает ведущее положение в познании как смысла жизни так и учебного процесса, потребность в самосовершенствовании, самоутверждении и самовыражении, у обучающихся на достаточном уровне. Большинство обучающихся достаточно мотивированы на учебную деятельность, учатся с желанием. Развиты навыки самоорганизации на уроке. Но так как обучение в школе происходило несколько лет назад, необходимого объема знаний для восприятия предмета недостаточно.
Содержание урока
Урок и задания к нему были подобраны с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, с целью создания комфортных условий на уроке для каждого обучающегося. Основой данного урока является прослушивание лекции и работа учащихся по составлению блочного конспекта.. Схема блочного конспекта включала пошагово организацию работы каждого ученика в течение всего урока. Задания сформулированы так, что бы возможно было установить причинно-следственные связи., установить соответствие .
Работа на уроке бала направлена на формирование главного умения – уметь учиться.
С целью проверки качества усвоения лекции, была проведена тестовая работа с последующей самопрверкой и подведены итоги..
Реализация принципов обучения
На уроке реализовался принцип доступности обучения и индивидуализации, через дифференциацию. Соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования ЗУН отраженный в структуре инструкционных карт.
Методы обучения
На уроке использовались словесно – наглядные методы, практические методы учения.
Методы, используемые при проведении урока, выбраны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, с учетом их подготовленности, позволяющие прогнозировать результаты обучения и развитияо бучающихся, и соответствуют задачам урока, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний и умений учащихся, материальному обеспечению урока,
индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся, бюджету времени