Конспект урока по химии в 8 классе по теме : "Кислоты"
Конспект урока по химии в 8 классе по теме : "Кислоты"
Тема урока: Кислоты
Цели и задачи урока:
1. Познакомить учащихся с составом, классификацией, представителями кислот, качественными реакциями на кислоты.
2. Развивать умения учащихся наблюдать, анализировать опыты, делать выводы о зависимости свойств веществ от состава и строения.
3. Способствовать воспитанию любознательности и интереса к предмету с помощью эксперимента и использования электронных средств наглядности.
Оборудование: на столах учащихся пробирки с водой, растворами гидроксида калия, соляной кислоты, кристаллические лимонная и аскорбиновая кислоты, таблетка витамина С, индикаторы.
Диск с интерактивными играми, компьютер, проектор, экран.
План урока.
1. Организационная часть. Сообщение темы урока.
2. Домашнее задание.
3. Проверка знаний предыдущего материала.
4. Изучение нового материала. Лабораторный опыт «Действие кислот на индикаторы»
5. Закрепление
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии в 8 классе по теме : "Кислоты" »
Тема урока: Кислоты
Цели и задачи урока:
1. Познакомить учащихся с составом, классификацией, представителями кислот, качественными реакциями на кислоты.
2. Развивать умения учащихся наблюдать, анализировать опыты, делать выводы о зависимости свойств веществ от состава и строения.
3. Способствовать воспитанию любознательности и интереса к предмету с помощью эксперимента и использования электронных средств наглядности.
Оборудование: на столах учащихся пробирки с водой, растворами гидроксида калия, соляной кислоты, кристаллические лимонная и аскорбиновая кислоты, таблетка витамина С, индикаторы.
Диск с интерактивными играми, компьютер, проектор, экран.
Содержание урока
1. Организационная часть. Сообщение темы урока.
Мы продолжаем изучать основные классы неорганических веществ и сегодня познакомимся с кислотами.
Слайды 1-2.
Узнаем о том, где кислоты встречаются в природе, какой они имеют состав, по каким признакам кислоты классифицируют. Изучим отличительные свойства кислот от других веществ, правила безопасности при работе с кислотами, познакомимся с важнейшими представителями класса.
2. Домашнее задание: по учебнику § 20. Выучить названия кислот на стр.102, упр. 1 (дать
характеристику фосфорной кислоты письменно) и упр. 3 (на составление формул кислот соответствующих оксидам).
3. Проверка знаний предыдущего материала.
Мы изучаем основные классы химических соединений.
- Какие классы веществ мы изучили? (оксиды и основания)
- Что такое оксиды? Каковы их отличительные признаки?
- Какой состав имеют основания? Дать определение класса
оснований.
Интерактивная игра «Найди соответствие». ОКСИДЫ.
Задание: даны названия веществ, найти соответствующие им формулы.
Оксид хрома (+3)
Оксид углерода (+2)
Оксид углерода (+4)
Оксид серы (+4)
Оксид серы (+6)
Cr2O3 CO SO3 CrO Cl2O
Cr2O3 SO2 ClO2 ClO3 CO2
Запись ответов учащимися на доске.
Интерактивная игра «Найди соответствие». ОСНОВАНИЯ.
Даны названия веществ, найти соответствующие им формулы.
Гидроксид хрома (+3)
Гидроксид хрома (+2)
Гидроксид железа (+2)
Гидроксид меди (+2)
Гидроксид меди (+1)
CuOH Cr(OH)2 Fe(OH)2 Cr(OH)3 Fe(OH)3 Cu(OH)2
- Какие из этих оснований растворимы в воде? Как ещё называются растворимые основания? (щёлочи)
(работа с таблицей растворимости)
- Чем отличаются по свойствам щёлочи от нерастворимых оснований? (щёлочи изменяют окраску индикаторов)
- Какие вы знаете индикаторы, и в какой цвет они окрашиваются в щелочной среде?
(ответы учащихся оцениваются)
Экспериментальная задача:
определить, в какой из пробирок находится
гидроксид калия, а в какой – вода?
- Какой индикатор предпочтительнее в данном задании?
Результаты опыта занести в таблицу:
Что делали?
Что наблюдали?
Вывод
Прилили фенол-
фталеин.
раствор окрасился в малиновый цвет.
Окраска не изменилась
р-р КОН
вода.
- Как называются реакции, с помощью которых можно доказать наличие определённых ионов в растворе?
(качественные)
-Наличие каких ионов мы определили? (ОН)-
(оценка за задачу)
4. Изучение нового материала
Вывод – связка: вещества отличаются между собой по составу и свойствам. И сейчас нам предстоит изучить отличительные особенности кислот.
Вначале предлагаю совершить небольшое путешествие в мир кислот и узнать, какую роль играют кислоты в природе.
(Рассказ учителя с презентацией слайдов 3-10)
С кислотами мы встречаемся повсюду. Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой. На самом деле в ней растворено немало веществ. Среди них оксиды углерода и серы, растворяясь в воде, образуют угольную и серную кислоты, которые вместе с дождём выпадают на землю. После грозы в воздухе может образоваться оксид азота, дающий азотную кислоту. За год её выпадает с кислотными дождями 100 млн. тонн. Это немало.
Кислоты играют большую роль в почвообразовании. Под их влиянием даже гранит превращается в крошечные песчинки, из которых в дальнейшем в результате сложных процессов образуется почва.
Но кислотные дожди имеют и отрицательные последствия: они пагубно влияют на живые организмы, разрушают памятники и другие сооружения, вредно сказываются на здоровье людей.
Следующий объект нашей экскурсии – лес. Если летом присесть возле муравейника, то надолго запомнятся жгучие укусы его обитателей.
Муравей не просто кусает, он впрыскивает в ранку яд, содержащий муравьиную кислоту. Из-за этой кислоты жжется крапива, некоторые гусеницы.
Животные используют кислоты и их производные в качестве лекарств. Муравьиной кислотой лечатся пчёлы, а лоси используют производные кислот, содержащихся в ядовитых мухоморах.
Многие живые существа используют кислоты в качестве химической самообороны. Так, тропический жук педипальпида, спасаясь от своих врагов, стреляет в них жидкостью, состоящей на 84% из уксусной кислоты. «Химическое оружие» широко используется и в растительном царстве. Сотни видов растений вырабатывают сильнейший яд – синильную кислоту и используют её как оружие межвидовой борьбы.
Но, наряду с ядовитыми, существуют в природе очень полезные кислоты и немало их содержится в нашей пище –
фруктах, овощах, молочных продуктах. Ежедневно они поставляют в наш организм целый «букет» кислот: лимонную, яблочную, щавелевую, уксусную, аскорбиновую, масляную…
В кисломолочных продуктах содержится молочная кислота. Она принимает активное участие в обмене веществ организма и накапливается в мышечной ткани во время физических нагрузок.
Роль кислот в организме велика. Аскорбиновая кислота – поставщик витамина С. Аминокислоты образуют множество белков, а из них строятся все ткани нашего организма. Соляная кислота – сильнейший бактерицид, под действием которого большинство бактерий, попавших в желудок, погибают. Так, что наше самочувствие в значительной степени связано с деятельностью кислот в организме.
Итак, что же такое кислоты?
Давайте, обратим внимание на их состав.
(слайд 11 «Состав кислот»)
Работа с учебником: на стр.102 приведены формулы некоторых кислот.
- Кислоты относятся к простым или сложным веществам?
- Что общего в их составе? (в состав кислот обязательно входит водород)
- Какой заряд имеет водород в кислоте?
- Как называются такие частицы? (катионы)
Оставшаяся часть молекулы имеет отрицательный заряд и
называется кислотным остатком.
-Какое можно дать определение класса кислот?
(Слайд12 «Определение кислот)
Запись в тетради:
кислота = катион(ы) Н+ + анион кислотного остатка
(Слайд 13 Кислота, когда здорова,
Угостить друзей готова,
Тем, что ей дала природа-
Катионом водорода!
Число катионов водорода определяет основность кислоты.
(слайды14-15 «Классификация кислот»)
Состав кислотных остатков различен: в одни входит кислород, в другие нет.
Запись в тетради:
КИСЛОТЫ КИСЛОТЫ
кисло- бескисло-
родные родные
Одно- двух- трёх-
Н2SO4 HCl основные
HNO3 H2S HCl H2S H3PO4
HNO3 H2SO4
Закрепление: слайд 16 «К какому типу относятся кислоты:
Итак, ещё раз подчеркнём, что общее в составе всех кислот?
(наличие катионов водорода). И перед нами стоит задача-
выяснить, какие общие свойства кислот обусловлены их составом?
Какое свойство кислот положено в основу их названия? Почему кислоты назвали таким словом? (большинство из них кислые на вкус). Исключение составляют никотиновая кислота – горькая, салициловая – сладкая, стеариновая – безвкусная. Можно определить вкус таблетки аскорбиновой кислоты или кристалликов лимонной, которые лежат перед вами. А также вспомните вкус щавеля, клюквы и др. ягод.
Запишем вывод в тетрадь: Кислоты кислые на вкус.
Но ни одному химику не придёт в голову пробовать все вещества на вкус. Это может быть очень опасно.
Давайте посмотрим видеофрагмент о свойствах серной кислоты.
(Видеофрагмент «Опасные свойства серной кислоты)
Гораздо проще и безопаснее распознавать кислоты, как и щёлочи, с помощью индикаторов.
(Сообщение учащихся об истории открытия индикаторов).
Лабораторный опыт «Действие кислот на индикаторы»
Перед началом эксперимента обратим внимание на правила техники безопасности при работе с кислотами. (Слайд17)
В пробирки с раствором кислоты добавляем лакмус, фенолфталеин и метиловый оранжевый. Наблюдения оформляем в виде таблицы.
Индикатор
Цвет индикатора
В нейтральной ср.
В кислой среде
Лакмус
Фенолфталеин
Метиловый оранжевый
Фиолетовый
Бесцветный
Оранжевый
Красный
Бесцветный
Розовый
(Слайд 19 «Отношение кислот к индикаторам»)
Объяснить одинаковое поведение кислот по отношению к индикаторам можно, познакомившись с процессом диссоциации кислот, т.е. распадом их на ионы в воде.
(электронная модель диссоциации серной кислоты)
Вывод: индикаторы изменяют цвет под действиемкатионов водорода: Н2SO4 2H+ + SO42-
Заряд аниона кислотного остатка определяется количеством катионов водорода в кислоте. В таблице растворимости можно найти значения зарядов анионов и составить формулы кислот. Примеры.
Но каждый элемент в молекуле кислоты имеет своё значение степени окисления. Примеры.
Как основаниям соответствуют оксиды металлов, так и кислотам соответствуют оксиды неметаллов. Степень окисления неметалла в кислоте и в оксиде д.б.одинаковой. Примеры.
Пояснения к домашнему заданию упр. 3.
5. Закрепление
Интерактивная игра «Найди соответствие». Кислоты.
Даны названия кислот: серная, азотная, соляная, ортофосфорная, кремниевая и формулы кислот: