- развивать навыки написания уравнений реакций с участием органических веществ;
развитие умения извлекать самостоятельно необходимую информацию из текста, умения по применению полученных знаний в новой ситуации,
- анализировать, сравнивать, логически мыслить , делать выводы , обосновывать свой ответ.
Форма проведения урока: лекция.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование : магний , уксусная кислота, спирт ,серная кислота , спиртовка, пробирки с газоотводной трубкой, бромная вода, изделия из полиэтилена,компьютер , мультимедийный центр, экран
ХОД УРОКА:
1 .Оргмомент
2. Изучение нового материала
Сегодня мы познакомимся с типами химических реакций в органической химии . Вы уже имеете представление о классификации химических реакций при изучении неорганической химии . Давайте вспомним ее.
На какие группы делят реакции:
--по числу и составу исходных веществ и продуктов(Соединения, разложения замещения ,обмена)
--по тепловому эффекту(экзо — и эндотермические)
--по изменению степени окисления атомов (окислительно-восстановительные и не окислительно-восстановительные)
--по обратимости процесса (обратимые и необратимые)?
Все эти признаки классификаций сохраняются и в органической химии ,только есть ряд особенностей, которые касаются главной классификации реакций- по структурному признаку ,т. е. по строению молекул. В органической химии упор делают на субстрат - основное органическое соединение участвующее в реакции, другой же компонент реакции рассматривают как реагент.( привлекаю внимание к ур-ям на доске).
... Решим проблему .В день самоуправления вам надо провести урок на тему «Типы химических реакций»..но ,готовясь, вы обнаружили ,что уравнения различных химических реакций «перемешаны», они бессистемно написаны на доске. Ваша задача: изучив статью учебника о типе реакции ( учащихся делю на 4 группы)(задание на миникарточках (Приложение)), определите реакции нужного вам типа и занесите в схему— таблицу.
Химические реакции
А).С 2Н 6 → С 2Н 4+Н 2
Б). С Н 4+ С12 →С Н3С1+Н С1
В). Н 2С =СН 2 + Н2 →С2Н6
Г).Н3С-СН3 →Н 2С-СН 2 + Н 2
Д). С 2Н 5ОН →С 2Н 4
Е). СН 4+ НО NО 2→
Ж). С 2Н 4 + НОН →С 2Н 5ОН
З). СН 3-СН 2- СН 2 -СН 3 →СН 3- СН -СН 3 .
СН3
Реакции
замещения
Реакции изомеризации
Реакции присоединения
Реакции отщепления
Реакции
отщепления
(элиминирования)
А+В—С+Д
А—В
А+В—С
А—В+С
+Н -- гидрирование
+НГал—гидрогалогенирование
+Гал—галогенирование
+НОН—гидратация
-полимеризация
-Н(600,А1 2О 3) -- дегидрирование
-НГал (NаОН)—дегидрогалогенирование
-Гал—дегалогенирование
-НОН(170, Н 2 SО 4 )—дегидратация
-деполимеризация
Алканы.цикло-.аре
1.
2.
Все классы
1.
2.
Алкены,алкины,алкадиены
1.
2.
Алканы,спирты,галогеналканы и др.
1.
2.
Делаю упор на то ,что надо внимательно слушать объяснение «коллег»,т .к. знать надо все типы классификации.
Далее учащиеся дают характеристику типа реакции ,объясняют свой выбор, записывают в тетради уравнения .Учитель дополняет, корректирует ответы. 1.Реакции замещения- атом или группа атомов в субстрате заменяется атомом или группой атомов реагента (Опыт : Мg + СН 3 СООН)
2. Реакции присоединения.Вдумайтесь в смысл термина
«присоединение»(меньшее к большему) и « соединение» (соединение равноценных), чем они отличаются?
Рассмотрим реакцию СН 2=СН 2 +Н 2--Какое в-во здесь субстрат ,какое реагент ?Что особенного в структуре этена?(=связь ,п-связь легко разрывается ).
Какие реакции называют реакциями присоединения? Рассматриваем уравнения реакций, анализируем. Какие реагенты можно присоединять?
Н 2- гидрирование
Н 2 О—гидратация
НС1—гидрогалогенирование
С1 2-галогенирование
3. Обратная ей —реакция отщепления- элиминирование (от английского слова е11т1па1е- устранять).
Дайте понятие о реакции элиминирования.С приставкой де- -названия реакций Обращаю внимание на реакцию— СН 3- СН 3 → С Н 2 =СН 2 +Н 2
Особый тип реакций -реакции полимеризации
п(СН =СН ) → (-СН-СН -)п В результате реакции получают полиэтилен,который широко используется в производстве изделий ,особенно для бытовых целей , но человек зачастую безответственно относится к его утилизации (Примеры).
4.Реакции изомеризации - реакции ,в которых состав молекулы не меняется ,а меняется только строение .Выступают учащиеся.Беседа об экологическом значении производства полимеров
11 Закрепление по карточкам
На доске
С 6Н 6 +ЗС1 2 →С 6Н 5С1 6
С 6Н 5С1 + НОН → С6Н 5ОН + НС1
СН 3-СН 2- СН 2 –СН 2-СН 3 → СН 3- СН –СН 2-СН 3 и др.
СН3
Выполнение заданий +Экологическая справка:
В растениеводстве для протравливания семян применяют вещество гексахлоргексан в результате реакции С 6Н 6 +ЗС1 2 → С 6Н 6С1 6
Какой тип реакции для этого используют? (Экологическая справка)
В основе производства некоторых лекарственных препаратов лежит использование фенола. Его получают из галогензамещенных производных бензола. С6 Н 5С1 + НОН →С 6Н 5-ОН + НС1 Какой тип реакции для этого используют? (Экологическая справка)
Этилен является основой для получения многих веществ . В лаборатории его можно получить из спирта реакцией
СН 3СН 2 ОН→СН 2 =-СН 2 + Н 2О
Определите тип реакции. (Экологическая справка)
Для повышения качества низкосортного бензина увеличивают октановое число в результате промышленного процесса превращения алканов с неразветвленной цепью в углеводороды с разветвленным углеродным скелетом .Например:
Н 3С –СН 2 –СН 2-СН 2 –СН 3 →Н 3С–СН -СН 2 –СН 3
СН 3
_Какой тип реакции для этого используют? (Экологическая справка)
Тест для контроля усвоения материала
Установите соответствие, занесите цифры-номера реакций в соответствующую графу таблицы
1 ..Изучите внимательно текст ( стр. 43-44 ).Выучите определение реакции замещения, разберите как определить тип реакции на примерах учебника . 2..Из предложенного ряда на доске выберите те уравнения ,которые соответствуют реакциям замещения и запишите их в соответствующей колонке. З.Для каких классов органических веществ характерны эти реакции? 4.Приготовьтесь объяснить понятие о реакциях замещения и свой выбор уравнений всем учащимся.
1 ..Изучите внимательно текст, (стр. 44-45).Выучите определение реакции присоединения, разберите как определить тип реакции на примерах учебника . 2..Из предложенного ряда на доске выберите те уравнения ,которые соответствуют реакциях присоединения и запишите их в соответствующей колонке. З.Для каких классов органических веществ характерны эти реакции? 4.Приготовьтесь объяснить понятие о реакциях присоединения и свой выбор уравнений всем учащимся. .
1 ..Изучите внимательно текст ( стр. 45-46 ).Выучите определение реакции отщепления, разберите как определить тип реакции на примерах учебника . 2..Из предложенного ряда на доске выберите те уравнения ,которые соответствуют реакциям отщепления и запишите их в соответствующей колонке. З.Для каких классов органических веществ характерны эти реакции? 4.Приготовьтесь объяснить понятие о реакциях отщепления и свой выбор уравнений всем учащимся.
1..Изучите внимательно текст ( стр. 46-47 ).Выучите определение реакции изомеризации . разберите как определить тип реакции на примерах учебника . 2..Из предложенного ряда на доске выберите те уравнения ,которые соответствуют реакциям изомеризации и запиши те их в соответствующей колонке. З.Для каких классов органических веществ характерны эти реакции? 4.Приготовьтесь объяснить понятие о реакциях изомеризации и свой выбор уравнений всем учащимся..