kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по химии на тему: "Классификация химических реакций"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен для учащихся 10 класса, целью которого является 

Сформировать представления учащихся о классификации   реакций в органической химии, показать общее и различное для

                          классификации реакций в органической и неорганической химии;

  • воспитание диалектико -материалистического мировоззрения ;
  • воспитание  положительного отношения к учебе.

-   экологическое воспитание ;

        -   развивать навыки написания уравнений реакций с участием органических веществ;

  • развитие умения извлекать самостоятельно необходимую информацию из текста, умения по  применению полученных знаний в новой ситуации,

- анализировать, сравнивать, логически мыслить, делать выводы, обосновывать свой ответ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии на тему: "Классификация химических реакций"»

Урок на тему: ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ

В ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ



Цели урока: Сформировать представления учащихся о классификации реакций в органической химии, показать общее и различное для

классификации реакций в органической и неорганической химии;

  • воспитание диалектико -материалистического мировоззрения ;

  • воспитание положительного отношения к учебе.

- экологическое воспитание ;

- развивать навыки написания уравнений реакций с участием органических веществ;

  • развитие умения извлекать самостоятельно необходимую информацию из текста, умения по применению полученных знаний в новой ситуации,

- анализировать, сравнивать, логически мыслить , делать выводы , обосновывать свой ответ.

Форма проведения урока: лекция.


Тип урока: урок изучения нового материала.


Оборудование : магний , уксусная кислота, спирт ,серная кислота , спиртовка, пробирки с газоотводной трубкой, бромная вода, изделия из полиэтилена,компьютер , мультимедийный центр, экран

ХОД УРОКА:

1 .Оргмомент

2. Изучение нового материала

Сегодня мы познакомимся с типами химических реакций в органической химии . Вы уже имеете представление о классификации химических реакций при изучении неорганической химии . Давайте вспомним ее.

На какие группы делят реакции:

--по числу и составу исходных веществ и продуктов(Соединения, разложения замещения ,обмена)

--по тепловому эффекту(экзо — и эндотермические)

--по изменению степени окисления атомов (окислительно-восстановительные и не окислительно-восстановительные)

--по обратимости процесса (обратимые и необратимые)?

Все эти признаки классификаций сохраняются и в органической химии ,только есть ряд особенностей, которые касаются главной классификации реакций- по структурному признаку ,т. е. по строению молекул. В органической химии упор делают на субстрат - основное органическое соединение участвующее в реакции, другой же компонент реакции рассматривают как реагент.( привлекаю внимание к ур-ям на доске).

... Решим проблему .В день самоуправления вам надо провести урок на тему «Типы химических реакций»..но ,готовясь, вы обнаружили ,что уравнения различных химических реакций «перемешаны», они бессистемно написаны на доске. Ваша задача: изучив статью учебника о типе реакции ( учащихся делю на 4 группы)(задание на миникарточках (Приложение)), определите реакции нужного вам типа и занесите в схему— таблицу.

Химические реакции

А).С 2Н 6 → С 2Н 4+Н 2

Б). С Н 4+ С12 →С Н3С1+Н С1

В). Н 2С =СН 2 + Н2 →С2 Н6

Г).Н3С-СН3 →Н 2С-СН 2 + Н 2

Д). С 2Н 5ОН →С 2Н 4

Е). СН 4+ НО NО 2→

Ж). С 2Н 4 + НОН →С 2Н 5ОН

З). СН 3-СН 2- СН 2 -СН 3 →СН 3- СН -СН 3 .

СН3



Реакции

замещения


Реакции изомеризации



Реакции присоединения

Реакции отщепления

Реакции

отщепления

(элиминирования)

А+В—С+Д

А—В


А+В—С


А—В+С



+Н -- гидрирование

+НГал—гидрогалогенирование

+Гал—галогенирование

+НОН—гидратация

-полимеризация

-Н(600,А1 2О 3) -- дегидрирование

-НГал (NаОН)—дегидрогалогенирование

-Гал—дегалогенирование

-НОН(170, Н 2 SО 4 )—дегидратация

-деполимеризация

Алканы.цикло-.аре

1.

2.

Все классы

1.

2.

Алкены,алкины,алкадиены

1.

2.

Алканы,спирты,галогеналканы и др.

1.

2.




Делаю упор на то ,что надо внимательно слушать объяснение «коллег»,т .к. знать надо все типы классификации.

Далее учащиеся дают характеристику типа реакции ,объясняют свой выбор, записывают в тетради уравнения .Учитель дополняет, корректирует ответы. 1.Реакции замещения - атом или группа атомов в субстрате заменяется атомом или группой атомов реагента (Опыт : Мg + СН 3 СООН)

2. Реакции присоединения .Вдумайтесь в смысл термина

«присоединение»(меньшее к большему) и « соединение» (соединение равноценных), чем они отличаются?



Рассмотрим реакцию СН 2=СН 22--Какое в-во здесь субстрат ,какое реагент ?Что особенного в структуре этена?(=связь ,п-связь легко разрывается ).

Какие реакции называют реакциями присоединения? Рассматриваем уравнения реакций, анализируем. Какие реагенты можно присоединять?

Н 2- гидрирование

Н 2 О—гидратация

НС1—гидрогалогенирование

С1 2- галогенирование


3. Обратная ей —реакция отщепления- элиминирование (от английского слова е11т1па1е- устранять).

Дайте понятие о реакции элиминированияприставкой де- -названия реакций Обращаю внимание на реакцию— СН 3- СН 3 → С Н 2 =СН 22

Особый тип реакций -реакции полимеризации

п(СН =СН ) (-СН-СН -)п В результате реакции получают полиэтилен,который широко используется в производстве изделий ,особенно для бытовых целей , но человек зачастую безответственно относится к его утилизации (Примеры).

4.Реакции изомеризации - реакции ,в которых состав молекулы не меняется ,а меняется только строение .Выступают учащиеся.Беседа об экологическом значении производства полимеров

11 Закрепление по карточкам

На доске

С 6Н 6 +ЗС1 2 → С 6Н 5С1 6

С 6 Н 5С1 + НОН → С6 Н 5ОН + НС1

СН 3-СН 2- СН 2 –СН 2-СН 3 → СН 3- СН –СН 2-СН 3 и др.

СН3

Выполнение заданий +Экологическая справка:

В растениеводстве для протравливания семян применяют вещество гексахлоргексан в результате реакции С 6Н 6 +ЗС1 2 → С 6Н 6С1 6

Какой тип реакции для этого используют? (Экологическая справка)

В основе производства некоторых лекарственных препаратов лежит использование фенола. Его получают из галогензамещенных производных бензола. С6 Н 5С1 + НОН →С 6Н 5-ОН + НС1 Какой тип реакции для этого используют? (Экологическая справка)

Этилен является основой для получения многих веществ . В лаборатории его можно получить из спирта реакцией

СН 3СН 2 ОН→СН 2 =-СН 2 + Н 2О

Определите тип реакции. (Экологическая справка)

Для повышения качества низкосортного бензина увеличивают октановое число в результате промышленного процесса превращения алканов с неразветвленной цепью в углеводороды с разветвленным углеродным скелетом .Например:

Н 3С –СН 2 –СН 2-СН 2 –СН 3 →Н 3С–СН -СН 2 –СН 3

СН 3

_Какой тип реакции для этого используют? (Экологическая справка)


Тест для контроля усвоения материала

Установите соответствие, занесите цифры-номера реакций в соответствующую графу таблицы


Реакции

замещения


Реакции изомеризации



Реакции

замещения


Реакции присоединения







Составьте уравнения реакций (уровеньА)

1.Присоединения : Н 2С =СН 2 + Н2 → СН 2=СН 2+ НОН→

2.3амещения :С 6Н6+ С1 2→

3.Отщепления :С Н 3-С Н 3дегидрирование

СН 3 СН 2 ОН дегидратаиия.

Составьте уравнения реакций (уровень В)

1 .Присоединения к этилену Н 2,НС 1 ,С 1 2,НОН

2.Замещения атома водорода хлором в молекуле пропана

3.Отщепления: дегидрирование этана ,дегидратации этанола


Восстановите левую часть уравнения (уровень С)

→ Н 2С =СН 2 + Н2

→ Н 2С =СН 2 + Н2--

→ Н 3С -СН - СН 3

СН 3

Д/3: 8 упражнение 1-4на стр. 47


ПРИЛОЖЕНИЕ


1 ..Изучите внимательно текст ( стр. 43-44 ).Выучите определение реакции замещения, разберите как определить тип реакции на примерах учебника . 2..Из предложенного ряда на доске выберите те уравнения ,которые соответствуют реакциям замещения и запишите их в соответствующей колонке. З.Для каких классов органических веществ характерны эти реакции? 4.Приготовьтесь объяснить понятие о реакциях замещения и свой выбор уравнений всем учащимся.

1 ..Изучите внимательно текст, (стр. 44-45 ).Выучите определение реакции присоединения, разберите как определить тип реакции на примерах учебника . 2..Из предложенного ряда на доске выберите те уравнения ,которые соответствуют реакциях присоединения и запишите их в соответствующей колонке. З.Для каких классов органических веществ характерны эти реакции? 4.Приготовьтесь объяснить понятие о реакциях присоединения и свой выбор уравнений всем учащимся. .

1 ..Изучите внимательно текст ( стр. 45-46 ).Выучите определение реакции отщепления, разберите как определить тип реакции на примерах учебника . 2..Из предложенного ряда на доске выберите те уравнения ,которые соответствуют реакциям отщепления и запишите их в соответствующей колонке. З.Для каких классов органических веществ характерны эти реакции? 4.Приготовьтесь объяснить понятие о реакциях отщепления и свой выбор уравнений всем учащимся.

1..Изучите внимательно текст ( стр. 46-47 ).Выучите определение реакции изомеризации . разберите как определить тип реакции на примерах учебника . 2..Из предложенного ряда на доске выберите те уравнения ,которые соответствуют реакциям изомеризации и запиши те их в соответствующей колонке. З.Для каких классов органических веществ характерны эти реакции? 4.Приготовьтесь объяснить понятие о реакциях изомеризации и свой выбор уравнений всем учащимся..




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока по химии на тему: "Классификация химических реакций"

Автор: Малышева Людмила Александровна

Дата: 11.11.2015

Номер свидетельства: 251454

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Конспект урока на тему: Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ"
    ["seo_title"] => string(125) "konspiekt-uroka-na-tiemu-klassifikatsiia-khimichieskikh-rieaktsii-po-chislu-i-sostavu-iskhodnykh-i-poluchiennykh-vieshchiestv"
    ["file_id"] => string(6) "258902"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448608200"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока (+презентация) по теме: "Классификация химических реакций" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-priezientatsiia-po-tiemie-klassifikatsiia-khimichieskikh-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "205960"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430063491"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока по химии 9 класс Типы химических реакций"
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-po-khimii-9-klass-tipy-khimichieskikh-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "290171"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454929387"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока по химии 9 класс Типы химических реакций"
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-khimii-9-klass-tipy-khimichieskikh-rieaktsii-1"
    ["file_id"] => string(6) "290172"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454929395"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока Типы химических реакций "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-tipy-khimichieskikh-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "208546"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430839292"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства