Конспект урока по химии "Классификация сложных неорганических веществ"
Конспект урока по химии "Классификация сложных неорганических веществ"
Урок покажет применение на уроке активных форм обучения с использованием метода «сократовской» беседы, информационно-коммуникационных, здоровье сберегающих технологий, элементов опережающего обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии "Классификация сложных неорганических веществ"»
ПЛАН УРОКА № 130.
Группа № 64.
Дата 24.03.2016.
Профессия: повар, кондитер.
Тема урока: Классификация сложных неорганических веществ.
Методическая цель: показать применение на уроке активных форм обучения с использованием метода «сократовской» беседы, информационно-коммуникационных, здоровье сберегающих технологий, элементов опережающего обучения.
Дидактические цели урока:
Образовательные:
- закрепить знания о строении и атомов, об элементах, веществах;
- расширить знания о классификации сложных неорганических соединений;
- совершенствовать умения устанавливать существенные признаки и свойства сложных неорганических веществ, являющихся основой классификации этих веществ;
Развивающие:
-развивать познавательный интерес обучающихся к предмету химии с помощью игровых форм;
- показать преимущества диалогового стиля общения;
- развивать эрудицию, кругозор обучающихся;
- развивать у обучающихся умение мобильного использования имеющихся у них знаний;
- развивать творческое, логическое мышление и умение применять сведения, полученные из дополнительной специальной литературы;
- воспитывать чувство коллективизма, уважительного отношения к мнению других;
-воспитывать потребность в знаниях о тех веществах, с которыми человек встречается в повседневной жизни, профессии;
Тип урока: урок получения новых знаний на основе имеющихся.
Вид урока: урок-беседа.
Форма организации обучения: проблемная беседа.
Средства обучения: правила «сократовской беседы», периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблицы, характеризующие классификацию и свойства основных классов неорганических соединений, учебник химии, раздаточный материал, карточки-задания, проектор, компьютер, склянки с раствором сильной кислоты, перекиси водорода, перманганата калия, жидкое мыло, сода.
Межпредметные связи: связь с профессией - модули «Приготовление супов и соусов», «Технология приготовление хлебобулочных, мучных кондитерских изделий», « Физиология питания», физика - тема «Строение атома», литература - произведение М.М. Пришвина «Соляная кислота», история - информация о древнегреческом мыслителе Сократе.
ХОД УРОКА
Организационный момент----1мин.
Взаимное приветствие обучающихся и преподавателя, проверка отсутствующих и готовности группы к уроку, организация внимания обучающихся.
Сообщение темы и целей урока ----1 мин.
Преподаватель: Тема сегодняшнего урока: Классификация сложных неорганических веществ (слайд 1). Цель урока: систематизировать и закрепить знания о классификации сложных неорганических веществ (слайд 2).
Этот урок пройдет в форме «сократовской беседы». Прием, который мы используем для систематизации знаний о классификации сложных неорганических веществ, подарен человечеству Сократом – великим мыслителем древности. Он общался со своими учениками через проблемный диалог, когда большая проблема дробилась на более мелкие и простые вопросы, ответы на которые помогали сложить целостную картину явления. В «сократовской беседе» одинаково важно, и отвечать на вопросы, и задавать их, высвечивая новые грани явления. Чтобы наша работа в форме проблемного диалога шла организованно, необходимо придерживаться определенных правил:
«Не могу молчать» - если имеешь мнение, его обязательно нужно высказать, особенно если оно отличается от уже высказанных суждений; возможно именно твоё мнение раскроет новую грань проблемы.
«Платон мне друг, но истина дороже» - не стесняться возражать, если твоё мнение отличается от мнения других участников беседы; истина познается в споре и сомнении.
«Уважай ближнего своего» - быть вежливым и корректным, высказывая свои соображения и возражения, говорить «в круг», а не на ухо соседу (слайд 3).
Расположились мы сегодня необычно, а в кругу, для того чтобы при диалоге видеть друг друга.
Итак, вооружившись методом «сократовской беседы», мы начинаем разговор о классификации сложных неорганических веществ.
Преподаватель: Прежде, чем перейти к изучению нового материала, повторим актуальные сегодня основные понятия пройденных ранее тем, что поможет нам более успешно освоить изучаемый материал.
Начинаем разминку, цель которой – «разбудить мысль и слово», то есть разговориться, мобилизовать мыслительные процессы. Вопросы для разминки задает преподаватель.
- Наука о веществах, их свойствах и превращениях;
Ответ: Химия
- Вещества, состоящие из атомов одного химического элемента;
Ответ: Простые вещества
- Элементы, атомы которых имеют на внешнем энергетическом уровне от 1 до 3 электронов;
Ответ: Металлы
- Мельчайшая положительно заряженная частица;
Ответ: Протон
- Связь между атомами с резко различной электроотрицательностью;
Ответ: Ионная
- Положительно заряженный ион называется...
Ответ: Катион
- Как называется связь между классами соединений, осуществляемых с помощью химических реакций?
Ответ: Генетическая
- Реакция между несколькими простыми веществами с образованием одного сложного, называется…
Ответ: Реакция присоединения
- Мельчайшая химически неделимая частица вещества называется…
Ответ: Атом
- Горизонтальный ряд элементов, расположенных по возрастанию зарядов ядер атомов, начинающийся щелочным металлом, а заканчивающийся инертным газом.
Ответ: Период
- Как меняются металлические свойства металлов по группе сверху вниз.
Ответ: Усиливаются
Преподаватель: Итак, мы подготовили стартовую площадку для основной работы.
Изучение нового материала-----23 мин.
Преподаватель: Сложных неорганических веществ в окружающем нас мире насчитывается более 500 тысяч. Все их можно систематизировать на четыре большие группы – классы: оксиды, основания, кислоты, соли (слайд 4). Деление веществ на классы основано на сходстве строения и свойств веществ. При характеристике каждого класса соединений нами будет соблюдаться определенный алгоритм. Это означает, что для каждого класса соединений мы должны
дать определение,
привести примеры,
изучить классификацию.
Рассмотрим класс веществ – оксиды. Что такое оксиды?
Обучающийся: Оксиды – это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород, а вторым может быть любой элемент периодической системы элементов Д.И. Менделеева (слайд 5).
Обучающиеся записывают определение в тетрадь.
Преподаватель: Приведите примеры таких веществ (слайд 6). Из химических соединений, показанных на слайде, выберите номера тех, которые являются оксидами.
Обучающиеся называют номера соединений, поясняя свой выбор (оксиды – это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород, а вторым может быть любой элемент периодической системы элементов).
Преподаватель: Оксиды это хорошо знакомые нам вещества. Подтвердим это.
Обучающийся: Самым распространенным оксидом на Земле является оксид водорода, другими словами, самая популярная и самая загадочная из всех жидкостей, существующих на Земле – вода. Почти ¾ поверхности Земли покрыты водой. Мозг человека содержит 81% воды, в крови на воду приходится 4/5 части. Интересно, что высохшая мумия весит только 8 кг. В сутки человеку необходимо примерно 3 литра воды. Велика роль воды в клетке, она участвует во всех биохимических процессах. Вода нужна всем отраслям народного и сельского хозяйства. Но с точки зрения химии вода - оксид водорода.
Преподаватель: Ребята угадайте, о каком веществе эти строки:
«Чтоб появиться я сумел, прокаливают белый мел.
Меня даёт огонь в печи и пламя маленькой свечи.
И стоит только сделать вздох, чтоб я на свет явиться мог.
Я в газированной воде, я в хлебе, в соде…я везде».
Обучающийся: речь идет об оксиде углерода (IV) или, как мы его называем углекислом газе.
Преподаватель: Оксиды могут быть основными и кислотными и амфотерными (слайд 7).
В чем их различие?
Обучающийся: Основные оксиды-это оксиды, которым соответствуют основания. Эти оксиды образованы металлом и кислородом. Кислотные оксиды – это оксиды, которым соответствую кислоты. Они образованы неметаллом и кислородом. Амфотерным оксидам соответствуют как основания, так и кислоты, в их составе находится амфотерный элемент.
Преподаватель: Имеют ли оксиды практическое значение?Используются ли они в вашей профессии?
Обучающийся:
СаО - оксид кальция улучшает качество муки и хлеба,
СО2 - оксид углерода (IV) газирует воду,
Fe2O3 - оксид железа (III) применяется как пищевой краситель, имеющий кремовый и коричневый цвета,
N2O5 - оксид азота (V) применяется для изготовления взбитых сливок, как упаковочный газ для предотвращения порчи продуктов.
Преподаватель: Действительно, мы увидели практическую и профессиональную значимость изучаемого нами материала.
Для короткого отдыха предлагаю вашему вниманию опыт,
Описание опыта: помещаем в стакан соду, приливаем сильную кислоту, наблюдаем реакцию.
Преподаватель: Что мы наблюдаем? Предположите, какое вещество выделяется в результате реакции?
Обучающийся: Возможно, выделяется углекислый газ СО2, похожие явления происходят, когда открывают газированную воду.
Преподаватель: Мы немного забежали вперёд и посмотрели опыт,демонстрирующий свойства оксидов. Изучив свойства оксидов на следующих уроках, мы сможем дать полноценное объяснение этого опыта.
Отдохнув от напряженной работы, продолжаем знакомство с классификацией неорганических соединений.
Преподаватель: Переходим к изучению оснований. Какие вещества называются основаниями?
Обучающийся: Основания — это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и одной или нескольких гидроксильных групп (слайд 8).
Обучающиеся записывают определение в тетрадь.
Преподаватель: Приведите примеры таких веществ (слайд 9). Из химических соединений, показанных на слайде, выберите номера тех, которые являются основаниями.
Обучающиеся называют номера соединений, поясняя свой выбор (основания — это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и одной или нескольких гидроксильных групп).
Преподаватель: Пользуясь презентацией, расскажите о классификации оснований (слайд 10).
Обучающийся: Основания могут быть растворимые и нерастворимые.
Преподаватель предлагает обучающимся рассказать об известных и наиболее часто встречающихся в повседневной жизни основаниях.
Обучающийся: Достоверно установлено, что гидроксид кальция, формула которого Ca (OH)2, был одним из самых древних связующих строительных материалов. Смесь дробленного камня, песка и извести применялась еще 2000 лет назад в качестве бетона. Гидроксид кальция – это гашёная известь, которая в смеси с песком сейчас широко используется в качестве строительного материала.
Обучающийся: Известно, что женщины Древней Руси мыли волосы раствором еловой золы или золы подсолнечника. Раствор золы мылкий на ощупь и называется «щёлок». Такой раствор имеет щелочную среду, как и вещества, которые мы сегодня называем щелочами-это основания растворимыми в воде. Исторические названия важнейших щелочей: гидроксид натрия – едкий натр, гидроксид калия – едкий калий. Щелочи используют для производства мыла и стекла.
Преподаватель: Какие основания используются в вашей профессии?
Обучающийся: Mg(ОН)2 - гидроксид магния необходим для изготовления посуды из керамики, а такая посуда считается наиболее экологически чистой.
Преподаватель: Перейдём к изучению кислот. Какие вещества называются кислотами?
Обучающийся: Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода, которые могут замещаться на атомы металлов, и кислотного остатка (слайд 11).
Обучающиеся записывают определение в тетрадь.
Преподаватель: Приведите примеры таких веществ (слайд 12). Из химических соединений, показанных на слайде, выберите номера тех, которые являются кислотами.
Обучающиеся называют номера соединений, поясняя свой выбор (кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода, которые могут замещаться на атомы металлов, и кислотного остатка).
Преподаватель: Как классифицируются кислоты?
Обучающийся: По количеству атомов водорода кислоты могут быть одноосновными и многоосновными. По составу кислотного остатка кислоты могут быть кислородсодержащими и бескислородными (слайд 13).
Преподаватель: Какие кислоты имеют для нас жизненно важное значение и встречаются в вашей профессии?
Обучающийся: Соляная кислота, формула которой HCl, входит в состав желудочного сока и способствуют пищеварению. Мы можем подтвердить это, прочитав отрывок из рассказа М.М. Пришвина «Соляная кислота»: «Известно ли вам, что в кормлении волчат участвует и самец - волк? У матери в молоке не хватает необходимого для питания молодых волков количества соляной кислоты, и, чтобы пополнить этот недостаток, в добавку к молоку надо отрыгнуть волчонку своей пищи с соляной кислотой. В таком кормлении принимает участие и волк - самец».
Обучающийся: Ортофосфорная кислота используется для подкисления продуктов питания и напитков, ее используют для изготовления плавленых сыров, колбас, сахара, ароматизированных напитков, серная кислота используется в качестве вещества, защищающих вещества от порчи.
Преподаватель: Предлагаювам минутку отвлечься от напряженной умственной работы и посмотреть опыт. Опыт поможет нам перейти к следующему классу веществ – солям.
Демонстрируется опыт.
Преподаватель: Мы опять немного заглянули в будущее. Интересно? Но объяснить опыт вы пока не можете. Это мы сделаем, изучив свойства солей на следующих уроках.
А пока, следуя нашему алгоритму, ответим на вопрос: какие вещества мы называем солями?
Обучающийся: Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков (слайд 14).
Преподаватель: Приведите примеры таких веществ (слайд 15). Из химических соединений, показанных на слайде, выберите номера тех, которые являются солями.
Обучающиеся называют номера соединений, поясняя свой выбор (соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков).
Преподаватель: Как классифицируются соли?
Обучающийся: Соли бывают кислые, средние, основные и двойные (слайд 16).
Преподаватель: Расскажите об основных солях, которые встречаются в нашей жизни, имеющих непосредственное отношение к вашей профессии.
Обучающийся: Химическое вещество, относящееся к классу солей, имеется в каждом доме, в каждой семье. Это – поваренная соль, формула которой NaCl, или хлорид натрия, применяется в качестве приправы к пище. Нам трудно представить, что в прошлом во многих странах соль служила источником существенного пополнения казны, была важным предметом торговли, из-за этого невзрачного на вид белого порошка велись кровопролитные войны между народами.
Почему же поваренная соль, к которой мы привыкли относиться как к обычной вкусовой приправе, играла такую выдающуюся роль в истории человечества? Оказывается, это вещество совершенно необходимо для жизни человека и животных. В теле человека содержится около 300 грамм соли, запас которой постоянно расходуется и нуждается в пополнении. Длительное солевое голодание может привести к гибели организма. Поваренная соль служит источником образования в желудке соляной кислоты – основой желудочного сока.
Поваренная соль – одно из лучших консервирующих средств, она убивает многие микроорганизмы, поэтому применяется как один из важнейших способов сохранения пищи. В пищевой отрасли промышленности соль используется для консервирования мяса, рыбы, квашения и соления овощей.
Закрепление полученных знаний-----5 мин.
1). Для закрепления изученного материала предлагается игра «Что это?» (слайд 17).
Игра позволит оценить знания каждого обучающегося индивидуально.
На слайде в таблицу занесены химические вещества, относящиеся к различным классам и произвольно пронумерованные. Преподаватель зачитывает вопрос, а обучающиеся должны выписать номер вещества, о котором идёт речь. Предварительно даётся установка, что необходимо быть внимательными т.к. исправления не допускаются.
Вопросы
Вещество, соли которого называются сульфатами. (3)
Этот оксид - самое распространенное и необходимое вещество на нашей планете. (1) Эта кислота используется для получения взрывчатых веществ, красителей, пластмасс. (5)
Вещество, получаемое при взаимодействии оксида натрия с водой. (4)
Кислота, входящая в состав желудочного сока. (8)
Это основание в смеси с песком используется в качестве строительного материала. (6)
Историческое название этого вещества - едкий кали . (9)
Этот оксид без цвета и запаха образуется при дыхании и сгорании топлива. ( 7)
Эта соль обеспечивает человеческий организм жизненно необходимым хлором. (2)
По окончании работы обучающимся предлагается обменяться листочками и исправить ошибки товарища по парте (взаимоконтроль).
Затем правильность выполнения работы проверяется с помощью слайда (слайд 18).
2). В это время на доске трое обучающихся показывают генетическую связь между классами соединений.
Задание для работающих у доски.
Чтобы показать генетическую связь между классами соединений, расположите в определённом порядке карточки, на которых написаны химические элементы и их соединения.
S → SO3 → H2SO4 → Na2SO4
Na → Na2O → NaOH → Na2SO4
Ca → CaO → Ca(OH) → CaSO4
Обобщение и систематизация изученного материала-----5 мин.
Преподаватель: Подведём итогиработы на уроке.
- Что мы узнали?
- Мы узнали о существовании четырёх основных классов веществ: оксиды, основания, кислоты, соли, познакомились с их признаками и классификацией.
- Какие умения мы приобрели?
- Мы научились по признакам отличать классы веществ друг от друга.
- Почему изучение этого материала важно для нас?
- Потому что всё изученное тесно связано с нашей будущей профессией.
Итоговая часть занятия---3 мин.
В заключении проводится качественная и количественная оценка работы учащихся.
Домашнее задание----2 мин.
Домашнее задание: используя информацию учебника (учебник О.С. Габриелян, И. Г. Остроумов Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей), описать области применения распространенных оксидов, оснований, кислот и солей.
Для выполнения домашнего задания каждый обучающийся получает карточку с индивидуальным заданием: распределить предложенные вещества в таблице (приложение 1).
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(223) ""Конспект урока химии в 8 классе по теме "Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды, их роль в природе и жизни человека" "
["seo_title"] => string(135) "konspiekt-uroka-khimii-v-8-klassie-po-tiemie-vazhnieishiie-klassy-binarnykh-soiedinienii-oksidy-ikh-rol-v-prirodie-i-zhizni-chielovieka"
["file_id"] => string(6) "114596"
["category_seo"] => string(6) "himiya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1411575239"
}
}