kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по химии "Классификация сложных неорганических веществ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок покажет применение на уроке активных форм обучения с использованием метода «сократовской» беседы, информационно-коммуникационных, здоровье сберегающих технологий, элементов опережающего обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии "Классификация сложных неорганических веществ"»

ПЛАН УРОКА № 130.

Группа № 64.

Дата 24.03.2016.

Профессия: повар, кондитер.

Тема урока: Классификация сложных неорганических веществ.

Методическая цель: показать применение на уроке активных форм обучения с использованием метода «сократовской» беседы, информационно-коммуникационных, здоровье сберегающих технологий, элементов опережающего обучения.

Дидактические цели урока:

Образовательные:

- закрепить знания о строении и атомов, об элементах, веществах;

- расширить знания о классификации сложных неорганических соединений;

- рассмотреть оксиды, основания, кислоты, соли как самостоятельные классы неорганических соединений;

- совершенствовать умения устанавливать существенные признаки и свойства сложных неорганических веществ, являющихся основой классификации этих веществ;

Развивающие:

-развивать познавательный интерес обучающихся к предмету химии с помощью игровых форм;

- показать преимущества диалогового стиля общения;

- развивать эрудицию, кругозор обучающихся;

- развивать у обучающихся умение мобильного использования имеющихся у них знаний;

- развивать творческое, логическое мышление и умение применять сведения, полученные из дополнительной специальной литературы;

- развивать навыки грамотного химического языка;

- развивать навыки обобщения, сравнения, умения устанавливать причинно-следственные связи;

Воспитательные:

- воспитывать чувство коллективизма, уважительного отношения к мнению других;

-воспитывать потребность в знаниях о тех веществах, с которыми человек встречается в повседневной жизни, профессии;

Тип урока: урок получения новых знаний на основе имеющихся.

Вид урока: урок-беседа.

Форма организации обучения: проблемная беседа.

Средства обучения: правила «сократовской беседы», периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблицы, характеризующие классификацию и свойства основных классов неорганических соединений, учебник химии, раздаточный материал, карточки-задания, проектор, компьютер, склянки с раствором сильной кислоты, перекиси водорода, перманганата калия, жидкое мыло, сода.



Межпредметные связи: связь с профессией - модули «Приготовление супов и соусов», «Технология приготовление хлебобулочных, мучных кондитерских изделий», « Физиология питания», физика - тема «Строение атома», литература - произведение М.М. Пришвина «Соляная кислота», история - информация о древнегреческом мыслителе Сократе.

ХОД УРОКА

Организационный момент----1мин.

Взаимное приветствие обучающихся и преподавателя, проверка отсутствующих и готовности группы к уроку, организация внимания обучающихся.

Сообщение темы и целей урока ----1 мин.

Преподаватель: Тема сегодняшнего урока: Классификация сложных неорганических веществ (слайд 1). Цель урока: систематизировать и закрепить знания о классификации сложных неорганических веществ (слайд 2).

Этот урок пройдет в форме «сократовской беседы». Прием, который мы используем для систематизации знаний о классификации сложных неорганических веществ, подарен человечеству Сократом – великим мыслителем древности. Он общался со своими учениками через проблемный диалог, когда большая проблема дробилась на более мелкие и простые вопросы, ответы на которые помогали сложить целостную картину явления. В «сократовской беседе» одинаково важно, и отвечать на вопросы, и задавать их, высвечивая новые грани явления. Чтобы наша работа в форме проблемного диалога шла организованно, необходимо придерживаться определенных правил:

«Не могу молчать» - если имеешь мнение, его обязательно нужно высказать, особенно если оно отличается от уже высказанных суждений; возможно именно твоё мнение раскроет новую грань проблемы.

«Платон мне друг, но истина дороже» - не стесняться возражать, если твоё мнение отличается от мнения других участников беседы; истина познается в споре и сомнении.

«Уважай ближнего своего» - быть вежливым и корректным, высказывая свои соображения и возражения, говорить «в круг», а не на ухо соседу (слайд 3).

Расположились мы сегодня необычно, а в кругу, для того чтобы при диалоге видеть друг друга.

Итак, вооружившись методом «сократовской беседы», мы начинаем разговор о классификации сложных неорганических веществ.

Актуализация опорных знаний обучающихся ------5 мин.

Преподаватель: Прежде, чем перейти к изучению нового материала, повторим актуальные сегодня основные понятия пройденных ранее тем, что поможет нам более успешно освоить изучаемый материал.

Начинаем разминку, цель которой – «разбудить мысль и слово», то есть разговориться, мобилизовать мыслительные процессы. Вопросы для разминки задает преподаватель.

- Наука о веществах, их свойствах и превращениях;

Ответ: Химия

- Вещества, состоящие из атомов одного химического элемента;

Ответ: Простые вещества

- Элементы, атомы которых имеют на внешнем энергетическом уровне от 1 до 3 электронов;

Ответ: Металлы

- Мельчайшая положительно заряженная частица;

Ответ: Протон

- Связь между атомами с резко различной электроотрицательностью;

Ответ: Ионная

- Положительно заряженный ион называется...

Ответ: Катион

- Как называется связь между классами соединений, осуществляемых с помощью химических реакций?

Ответ: Генетическая

- Реакция между несколькими простыми веществами с образованием одного сложного, называется…

Ответ: Реакция присоединения

- Мельчайшая химически неделимая частица вещества называется…

Ответ: Атом

- Горизонтальный ряд элементов, расположенных по возрастанию зарядов ядер атомов, начинающийся щелочным металлом, а заканчивающийся инертным газом.

Ответ: Период

- Как меняются металлические свойства металлов по группе сверху вниз.

Ответ: Усиливаются

Преподаватель: Итак, мы подготовили стартовую площадку для основной работы.

Изучение нового материала-----23 мин.

Преподаватель: Сложных неорганических веществ в окружающем нас мире насчитывается более 500 тысяч. Все их можно систематизировать на четыре большие группы – классы: оксиды, основания, кислоты, соли (слайд 4). Деление веществ на классы основано на сходстве строения и свойств веществ. При характеристике каждого класса соединений нами будет соблюдаться определенный алгоритм. Это означает, что для каждого класса соединений мы должны

дать определение,

привести примеры,

изучить классификацию.

Рассмотрим класс веществ – оксиды. Что такое оксиды?

Обучающийся: Оксидыэто сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород, а вторым может быть любой элемент периодической системы элементов Д.И. Менделеева (слайд 5).

Обучающиеся записывают определение в тетрадь.

Преподаватель: Приведите примеры таких веществ (слайд 6). Из химических соединений, показанных на слайде, выберите номера тех, которые являются оксидами.

Обучающиеся называют номера соединений, поясняя свой выбор (оксидыэто сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород, а вторым может быть любой элемент периодической системы элементов).

Преподаватель: Оксиды это хорошо знакомые нам вещества. Подтвердим это.

Обучающийся: Самым распространенным оксидом на Земле является оксид водорода, другими словами, самая популярная и самая загадочная из всех жидкостей, существующих на Земле – вода. Почти ¾ поверхности Земли покрыты водой. Мозг человека содержит 81% воды, в крови на воду приходится 4/5 части. Интересно, что высохшая мумия весит только 8 кг. В сутки человеку необходимо примерно 3 литра воды. Велика роль воды в клетке, она участвует во всех биохимических процессах. Вода нужна всем отраслям народного и сельского хозяйства. Но с точки зрения химии вода - оксид водорода.

Преподаватель: Ребята угадайте, о каком веществе эти строки:

«Чтоб появиться я сумел, прокаливают белый мел.

Меня даёт огонь в печи и пламя маленькой свечи.

И стоит только сделать вздох, чтоб я на свет явиться мог.

Я в газированной воде, я в хлебе, в соде…я везде».

Обучающийся: речь идет об оксиде углерода (IV) или, как мы его называем углекислом газе.

Преподаватель: Оксиды могут быть основными и кислотными и амфотерными (слайд 7).

В чем их различие?

Обучающийся: Основные оксиды-это оксиды, которым соответствуют основания. Эти оксиды образованы металлом и кислородом. Кислотные оксиды – это оксиды, которым соответствую кислоты. Они образованы неметаллом и кислородом. Амфотерным оксидам соответствуют как основания, так и кислоты, в их составе находится амфотерный элемент.

Преподаватель: Имеют ли оксиды практическое значение? Используются ли они в вашей профессии?

Обучающийся:

СаО - оксид кальция улучшает качество муки и хлеба,

СО2 - оксид углерода (IV) газирует воду,

Fe2O3 - оксид железа (III) применяется как пищевой краситель, имеющий кремовый и коричневый цвета,

N2O5 - оксид азота (V) применяется для изготовления взбитых сливок, как упаковочный газ для предотвращения порчи продуктов.

Преподаватель: Действительно, мы увидели практическую и профессиональную значимость изучаемого нами материала.

Для короткого отдыха предлагаю вашему вниманию опыт,

Описание опыта: помещаем в стакан соду, приливаем сильную кислоту, наблюдаем реакцию.

Преподаватель: Что мы наблюдаем? Предположите, какое вещество выделяется в результате реакции?

Обучающийся: Возможно, выделяется углекислый газ СО2, похожие явления происходят, когда открывают газированную воду.

Преподаватель: Мы немного забежали вперёд и посмотрели опыт, демонстрирующий свойства оксидов. Изучив свойства оксидов на следующих уроках, мы сможем дать полноценное объяснение этого опыта.

Отдохнув от напряженной работы, продолжаем знакомство с классификацией неорганических соединений.

Преподаватель: Переходим к изучению оснований. Какие вещества называются основаниями?

Обучающийся: Основания — это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и одной или нескольких гидроксильных групп (слайд 8).

Обучающиеся записывают определение в тетрадь.

Преподаватель: Приведите примеры таких веществ (слайд 9). Из химических соединений, показанных на слайде, выберите номера тех, которые являются основаниями.

Обучающиеся называют номера соединений, поясняя свой выбор (основания — это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и одной или нескольких гидроксильных групп).

Преподаватель: Пользуясь презентацией, расскажите о классификации оснований (слайд 10).

Обучающийся: Основания могут быть растворимые и нерастворимые.

Преподаватель предлагает обучающимся рассказать об известных и наиболее часто встречающихся в повседневной жизни основаниях.

Обучающийся: Достоверно установлено, что гидроксид кальция, формула которого Ca (OH)2, был одним из самых древних связующих строительных материалов. Смесь дробленного камня, песка и извести применялась еще 2000 лет назад в качестве бетона. Гидроксид кальция – это гашёная известь, которая в смеси с песком сейчас широко используется в качестве строительного материала.

Обучающийся: Известно, что женщины Древней Руси мыли волосы раствором еловой золы или золы подсолнечника. Раствор золы мылкий на ощупь и называется «щёлок». Такой раствор имеет щелочную среду, как и вещества, которые мы сегодня называем щелочами-это основания растворимыми в воде. Исторические названия важнейших щелочей: гидроксид натрия – едкий натр, гидроксид калия – едкий калий. Щелочи используют для производства мыла и стекла.

Преподаватель: Какие основания используются в вашей профессии?

Обучающийся: Mg(ОН)2 - гидроксид магния необходим для изготовления посуды из керамики, а такая посуда считается наиболее экологически чистой.

Преподаватель: Перейдём к изучению кислот. Какие вещества называются кислотами?

Обучающийся: Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода, которые могут замещаться на атомы металлов, и кислотного остатка (слайд 11).

Обучающиеся записывают определение в тетрадь.

Преподаватель: Приведите примеры таких веществ (слайд 12). Из химических соединений, показанных на слайде, выберите номера тех, которые являются кислотами.

Обучающиеся называют номера соединений, поясняя свой выбор (кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода, которые могут замещаться на атомы металлов, и кислотного остатка).

Преподаватель: Как классифицируются кислоты?

Обучающийся: По количеству атомов водорода кислоты могут быть одноосновными и многоосновными. По составу кислотного остатка кислоты могут быть кислородсодержащими и бескислородными (слайд 13).

Преподаватель: Какие кислоты имеют для нас жизненно важное значение и встречаются в вашей профессии?

Обучающийся: Соляная кислота, формула которой HCl, входит в состав желудочного сока и способствуют пищеварению. Мы можем подтвердить это, прочитав отрывок из рассказа М.М. Пришвина «Соляная кислота»: «Известно ли вам, что в кормлении волчат участвует и самец - волк? У матери в молоке не хватает необходимого для питания молодых волков количества соляной кислоты, и, чтобы пополнить этот недостаток, в добавку к молоку надо отрыгнуть волчонку своей пищи с соляной кислотой. В таком кормлении принимает участие и волк - самец».

Обучающийся: Ортофосфорная кислота используется для подкисления продуктов питания и напитков, ее используют для изготовления плавленых сыров, колбас, сахара, ароматизированных напитков, серная кислота используется в качестве вещества, защищающих вещества от порчи.

Преподаватель: Предлагаю вам минутку отвлечься от напряженной умственной работы и посмотреть опыт. Опыт поможет нам перейти к следующему классу веществ – солям.

Демонстрируется опыт.

Преподаватель: Мы опять немного заглянули в будущее. Интересно? Но объяснить опыт вы пока не можете. Это мы сделаем, изучив свойства солей на следующих уроках.

А пока, следуя нашему алгоритму, ответим на вопрос: какие вещества мы называем солями?

Обучающийся: Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков (слайд 14).

Преподаватель: Приведите примеры таких веществ (слайд 15). Из химических соединений, показанных на слайде, выберите номера тех, которые являются солями.

Обучающиеся называют номера соединений, поясняя свой выбор (соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков).

Преподаватель: Как классифицируются соли?

Обучающийся: Соли бывают кислые, средние, основные и двойные (слайд 16).

Преподаватель: Расскажите об основных солях, которые встречаются в нашей жизни, имеющих непосредственное отношение к вашей профессии.

Обучающийся: Химическое вещество, относящееся к классу солей, имеется в каждом доме, в каждой семье. Это – поваренная соль, формула которой NaCl, или хлорид натрия, применяется в качестве приправы к пище. Нам трудно представить, что в прошлом во многих странах соль служила источником существенного пополнения казны, была важным предметом торговли, из-за этого невзрачного на вид белого порошка велись кровопролитные войны между народами.

Почему же поваренная соль, к которой мы привыкли относиться как к обычной вкусовой приправе, играла такую выдающуюся роль в истории человечества? Оказывается, это вещество совершенно необходимо для жизни человека и животных. В теле человека содержится около 300 грамм соли, запас которой постоянно расходуется и нуждается в пополнении. Длительное солевое голодание может привести к гибели организма. Поваренная соль служит источником образования в желудке соляной кислоты – основой желудочного сока.

Поваренная соль – одно из лучших консервирующих средств, она убивает многие микроорганизмы, поэтому применяется как один из важнейших способов сохранения пищи. В пищевой отрасли промышленности соль используется для консервирования мяса, рыбы, квашения и соления овощей.



Закрепление полученных знаний-----5 мин.



1). Для закрепления изученного материала предлагается игра «Что это?» (слайд 17).

Игра позволит оценить знания каждого обучающегося индивидуально.

На слайде в таблицу занесены химические вещества, относящиеся к различным классам и произвольно пронумерованные. Преподаватель зачитывает вопрос, а обучающиеся должны выписать номер вещества, о котором идёт речь. Предварительно даётся установка, что необходимо быть внимательными т.к. исправления не допускаются.

Вопросы

Вещество, соли которого называются сульфатами. (3)

Этот оксид - самое распространенное и необходимое вещество на нашей планете. (1) Эта кислота используется для получения взрывчатых веществ, красителей, пластмасс. (5)

Вещество, получаемое при взаимодействии оксида натрия с водой. (4)

Кислота, входящая в состав желудочного сока. (8)

Это основание в смеси с песком используется в качестве строительного материала. (6)

Историческое название этого вещества - едкий кали . (9)

Этот оксид без цвета и запаха образуется при дыхании и сгорании топлива. ( 7)

Эта соль обеспечивает человеческий организм жизненно необходимым хлором. (2)


По окончании работы обучающимся предлагается обменяться листочками и исправить ошибки товарища по парте (взаимоконтроль).

Затем правильность выполнения работы проверяется с помощью слайда (слайд 18).


2). В это время на доске трое обучающихся показывают генетическую связь между классами соединений.

Задание для работающих у доски.

Чтобы показать генетическую связь между классами соединений, расположите в определённом порядке карточки, на которых написаны химические элементы и их соединения.

S → SO3 → H2SO4 → Na2SO4

Na → Na2O → NaOH → Na2SO4

Ca → CaO → Ca(OH) → CaSO4

Обобщение и систематизация изученного материала-----5 мин.

Преподаватель: Подведём итоги работы на уроке.

- Что мы узнали?

- Мы узнали о существовании четырёх основных классов веществ: оксиды, основания, кислоты, соли, познакомились с их признаками и классификацией.

- Какие умения мы приобрели?

- Мы научились по признакам отличать классы веществ друг от друга.

- Почему изучение этого материала важно для нас?

- Потому что всё изученное тесно связано с нашей будущей профессией.

Итоговая часть занятия---3 мин.

В заключении проводится качественная и количественная оценка работы учащихся.

Домашнее задание----2 мин.

Домашнее задание: используя информацию учебника (учебник О.С. Габриелян, И. Г. Остроумов Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей), описать области применения распространенных оксидов, оснований, кислот и солей.

Для выполнения домашнего задания каждый обучающийся получает карточку с индивидуальным заданием: распределить предложенные вещества в таблице (приложение 1).











Приложение 1.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект урока по химии "Классификация сложных неорганических веществ"

Автор: Николашина Татьяна Александровна

Дата: 26.07.2016

Номер свидетельства: 338089

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока по химии на тему "Основания" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-po-khimii-na-tiemu-osnovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "211760"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431680589"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Конспект  урока по химии "
    ["seo_title"] => string(25) "konspiekt-uroka-po-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "116252"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412355429"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) ""Конспект урока химии в 8 классе по теме "Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды, их роль в природе и жизни человека" "
    ["seo_title"] => string(135) "konspiekt-uroka-khimii-v-8-klassie-po-tiemie-vazhnieishiie-klassy-binarnykh-soiedinienii-oksidy-ikh-rol-v-prirodie-i-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "114596"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411575239"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "конспект урока по химии тема "Основания. Определение, состав,  номенклатура и классификация" "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-khimii-tiema-osnovaniia-opriedielieniie-sostav-nomienklatura-i-klassifikatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "118460"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413138396"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "урок химии , конспект"
    ["seo_title"] => string(19) "urokkhimiikonspiekt"
    ["file_id"] => string(6) "270895"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451304403"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства