Краткоеописаниеурока:урок изучения нового материала по теме «Кислоты» и первичного закрепления знаний обучающихся. Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, на основе деятельностного подхода к организации образовательного процесса.
Описаниеурока
Типурока:урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Цельурока: Формирование представлений об кислотах их классификации.
Задачи:
Научить выделять общие признаки класса кислоты уметь составлять формулы кислот , давать им названия.
Продолжить формирование естественно-научного мышления, развитие коммуникативных умений через работу в парах, привитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля через самопроверку.
Планируемыерезультаты:
Личностные:
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
-Метапредметные:
-Познавательные:
Находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию, вести наблюдения, классификация объектов по предложенным критериям
Соотносить учебные действия с известными правилами.
Выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Оценка своих учебных достижений.
2)Предметныеумения:
Давать определение «кислоты», распознавать кислоты среди других веществ, составлять формулы кислот и называть их, описывать кисло, знать их классификацию.
Методыобучения:объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, проблемный.
Назовите, какие вы знаете? (оксиды, основания, кислоты, соли), вспомним их определение.
Задание: Представлены формулы веществ, написанные в три столбика. Предлагается в каждой строке вычеркнуть формулу вещества, которое принадлежит к другому классу соединений. (кислоты)
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии »
СеливерстоваТ.Г.
МОУСОШ № 106
г.Волгоград
Темаурока«Кислоты»
8класс
Краткоеописаниеурока:урок изучения нового материала по теме «Кислоты» и первичного закрепления знаний обучающихся. Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, на основе деятельностного подхода к организации образовательного процесса.
Описаниеурока
Типурока:урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Цельурока: Формирование представлений об кислотах их классификации.
Задачи:
Научить выделять общие признаки класса кислоты уметь составлять формулы кислот , давать им названия.
Продолжить формирование естественно-научного мышления, развитие коммуникативных умений через работу в парах, привитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля через самопроверку.
Планируемыерезультаты:
Личностные:
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
-Метапредметные:
-Познавательные:
Находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию, вести наблюдения, классификация объектов по предложенным критериям
Соотносить учебные действия с известными правилами.
Выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Оценка своих учебных достижений.
2)Предметныеумения:
Давать определение «кислоты», распознавать кислоты среди других веществ, составлять формулы кислот и называть их, описывать кисло, знать их классификацию.
Методыобучения:объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, проблемный.
Назовите, какие вы знаете? (оксиды, основания, кислоты, соли), вспомним их определение.
Задание: Представлены формулы веществ, написанные в три столбика. Предлагается в каждой строке вычеркнуть формулу вещества, которое принадлежит к другому классу соединений. (кислоты)
Задание:найти лишнюю формулу и почему? (показываю карточки)
НСI, Н2SО4, Н2СО3
Н NО3, Н3 РО4,Н2SО4
Входит ученик – историк. На нём старинная накидка, в руках свиток и гусиное перо. Он заранее подготовил материал об истории открытия уксусной, соляной, серной и азотной кислот и характеризует области их применения (см. приложение 3). Основные даты, фамилии учёных он прикрепляет на доске
CH3COOH — уксусная кислота (1 век до н. э.; «древесная кислота)
H2SO4 - серная кислота (Xв.; купоросное масло)
HCl — соляная кислота (XV в.; селитряная водка)
H2CO3-угольная кислота (XVIIIв.; содовая вода)
По каким признакам разделяют кислоты? (по основности, по наличию кислорода в кислотном остатке)
Физкультминутка
…Горы встают у нас на пути
А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые тучи.
Что же это за горы? – ПТБ…
Задание: дать характеристику 1 ряду - Н2SО4, 2 ряду - Н3 РО4, 3 ряду – НСI, используя различные признаки классификации кислот.
Назовите окраску лакмуса, фенолфталеина, метилоранжа в кислотной среде (ответы учащихся доказываю демонстрационным опытом)
Учитель: Вспомните физические свойства Н2SО4 при демонстрации (бесцветная жидкость, вязкая, не имеющая запаха, гидроскопична, обугливает древесину, кожу, ткани
Учитель: вспомните слова М. Фарадея: “Ниоднанауканенуждаетсявэкспериментевтакойстепеникакхимия.Ееосновныезаконы,теорииивыводыопираютсянафакты,поэтомупостоянныйконтрольопытомнеобходим”.
Задание:провести лабораторный опыт
Инструкция “Меры безопасности при работе с кислотами”, инструкция проведения опыта), работают по парам, учащиеся разделены на 4 группы. Перед выполнением лабораторного опыта, учащиеся читают инструкцию № 2 (см.Приложение1).
Перечисленные кислоты относятся к минеральным или неорганическим.
А вот названные вами ранее лимонная, яблочная, аскорбиновая, а также хорошо вам известная уксусная кислота и многие другие относятся к органическим.
Большинство кислот (в том числе и приведенные примеры) являются растворимыми веществами. Исключением является кремниевая кислота, формула которой H2SiO3
Применение кислот в быту. Уксусная и лимонная кислота применяется для удаления пятен от ржавчины на хлопчатобумажных, льняных и шерстяных белых тканях. 1 чайная ложка на 1 стакан воды, подогреть до кипения и ткань с пятном несколько раз окунуть в раствор или пятно протереть раствором, а затем кислоту тщательно смыть водой, лучше с добавлением несколько капель нашатырного спирта – для нейтрализации кислоты.
Для того чтобы узнать как правильно составить и записать формулу кислоты обратимся к алгоритму (на каждой парте)
3.Диагностикакачестваосвоения:
1.Выполнение работу, предложенную на слайде, выполните самопроверку.
Классификация кислот
Как вы думаете, на какие виды можно разделить кислоты?
По агрегатному состоянию:
II По составу
VII VI V VII
Например:
Выполнение работы по вариантам.
Оценки за урок.
4 этап:ДЗ
§ 20 + задание в прикреплённом файле
5этап:Рефлексия
Задание 1(самоанализ)
Закончите предложение: Мне нужно знать, что такое кислоты, потому что…
Задание 2 (самооценка)
Я могу составить формулу кислоты (да/нет/не знаю)
Я могу дать ему название (да/нет/не знаю)
Практическое значение кислот в жизни человека
Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой, не содержащей примесей. На самом деле в ней растворено немало веществ, например углекислый газ из атмосферы. Поэтому дождевая вода является слабым раствором угольной кислоты. После летней грозы в ней оказывается ещё и азотная кислота, которая получается из оксидов азота, образующихся при горении воздуха вокруг плазменного шнура молнии, при работе реактивных двигателей самолётов, ракет и под воздействием солнечной радиации.Ежегодно с дождями на землю выпадает примерно 100 млн т азотной кислоты. Это немало. Немало кислот содержится и в нашей пище – фруктах, овощах, молочных продуктах, соусах, приправах, лекарствах. Ежедневно они поставляют в наш организм целый «букет» кислот: яблочную, щавелевую, уксусную, лимонную, аскорбиновую, винную, молочную, масляную. Синильная кислота, которая считается сильнейшим ядом, знакома каждому, кто разбивал косточки слив и вишен и лакомился их ядрышками. Так что ядрышками увлекаться не следует, особенно из недозрелых плодов. Мы сталкиваемся с кислотами не только дома. Если летом в лесу присесть вблизи муравейника, то надолго запомнятся жгучие укусы его обитателей. Муравей не просто кусает, он впрыскивает в рану яд, содержащий до 70% муравьиной кислоты. Из-за этой кислоты так жжётся крапива. А тропический паук педипальпида, спасаясь от своих врагов, стреляет в них струйкой жидкости, состоящей на 84% из уксусной кислоты. «Химическое оружие» широко используется в природе, особенно в растительном царстве. Около 800 видов растений вырабатывают синильную кислоту и используют её как оружие межвидовой борьбы. Но самая значительная функция кислот в природе состоит в разрушении горных пород и создании почвы. Как же гранит – символ прочности – может превратиться в труху, из которой потом образуется почва? Оказывается, под действием кислот, выделяемых лишайниками. Их так и называют – лишайниковые кислоты. Важна роль кислот в человеческом организме: например, аскорбиновая – поставщик витамина С. Аминокислоты образуют множество белков, а из них, в свою очередь, строятся все ткани нашего организма. «Много дел» и у соляной кислоты – сильнейшего бактерицида, под действием которого большинство бактерий, попавших в желудок, погибают. Как видим, наше самочувствие в значительной степени связано с деятельностью кислот в организме. Приложение № 2
Карточки с формулами кислот ( для работы во время урока)
Формулы записаны с обеих сторон карточек: с одной стороны, например – соляная кислота, а с другой - серная кислота.
Самой первой кислотой, которую научился получать и использовать человек, была, видимо, уксусная. Знаете ли вы, что слово «уксус» происходит от греческого слова «оксос», означающего «кислый»? Почему уксусная кислота оказалась первой, понять нетрудно. С древнейших времён люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Вначале его, видимо, выливали, а потом научились использовать как лекарство, приправу к пище, как растворитель красок. В России уксус, т.е водный раствор уксусной кислоты, называли «кислая влажность» или «древесная кислота».
Сернаякислота(Хв.)
С серной кислотой люди познакомились значительно позднее, примерно в Х в. Честь её открытия приписывается персидскому химику Абубекару аль Рези. Но это установлено не совсем точно. По крайней мере серную кислоту человечество знает около 1000 лет. Серную кислоту выделили из купоросов, например из железного купороса, и соответственно назвали купоросным маслом. Именно под таким названием серная кислота была известна в России.
Соляную кислоту называли соляным спиртом, а азотную кислоту – селитряной водкой. Получали эти кислоты с помощью серной кислоты, которую потом поэтично стали называть «матерью всех кислот».
Угольнаякислота(ХVIIIв.)
Угольную кислоту получил впервые в конце ХVIII века Джозеф Пристли, английский химик, он же священник. Для этого он растворял в воде углекислый газ. Раствор углекислого газа в воде назвали содовой водой, а так как она получила широкое применение как напиток, за это открытие Д. Пристли наградили золотой медалью. К концу ХVIII в. химики уже знали более десятка кислот. Приложение № 4
Опорный конспект «Путешествие в мир кислот»
Станция Историческая
СН3СООН – уксусная кислота (1 век до н.э.; «древесная кислота»)
Н2SО4 – серная кислота (Х в.; купоросное масло)
НСl – соляная кислота (ХV в.; соляный спирт)
НNO3 – азотная кислота (ХV в.; селитряная водка)
Н2СО3 – угольная кислота (ХVIII в.; содовая вода)
Станция Информационная НR(кислоты) – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка (R)
Классификация
По основности (основность кислоты определяется числом атомов водорода):
одноосновные
двухосновные
трехосновные
НСl - соляная
H2SO4 - серная
H3PO4 - ортофосфорная
По содержанию атомов кислорода в кислотном остатке:
кислородсодержащие
бескислородные
HNO3 - азотная H2SO4 - серная
H2S - сероводородная HCl - соляная
СтанцияДегустационная Свойства
Кислоты: жидкие, твёрдые
Многие хорошо растворимы в воде
Растворы кислот – имеют кислый вкус
Многие разъедают растительные и животные ткани
«Стой!Красныйсвет!»
Разрушают кожу, ткани, древесину! Осторожно! Нейтрализовать раствором соды, смыть водой! Кислоту надо приливать к воде, а не наоборот!!!
СтанцияИндикаторная
Краснею от кислот, как от стыда
кислота Синийлакмус-красный
СтанцияЭкспериментальная
Хим. формула
Название
Агрегатное состояние
Цвет
Запах
Индикатор (синий лакмус)
H2SO4
серная кислота
Вязкая жидкость
Не имеет
Не имеет
Красный
HCl
соляная кислота
Дымящаяся жидкость
Не имеет
Не имеет
Красный
Литература:
Дендебер С.В.,Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии. -М.: 5 за знания, 2008.-112с.
Дерябина Н.Е. Химия: основные классы неорганических веществ.- М.: ИПО «У Никитских ворот», 2011.-60с.
Журин А.А. Ключевые проблемы школьного химического образования //Химия;-2012.-№5
Я иду на урок химии. 8-11 классы: Книга для учителя.- М.: Первое сентября, 2002.-272с.