kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткое описание урока: урок изучения нового материала по теме «Кислоты» и первичного закрепления знаний обучающихся. Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, на основе деятельностного подхода к организации образовательного процесса.

Описание урока

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Цель урока: Формирование представлений об кислотах их классификации.

Задачи:

  • Научить выделять общие признаки класса кислоты уметь составлять формулы кислот , давать им названия.

  • Продолжить формирование естественно-научного мышления, развитие коммуникативных умений через работу в парах, привитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля через самопроверку.

Планируемые результаты:

  1. Личностные:

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

- Метапредметные:

- Познавательные:

Находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию, вести наблюдения, классификация объектов по предложенным критериям

  • информационно-коммуникативные:

Умение формулировать определение, подбирать аргументы.

  • регулятивные:

Выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Соотносить учебные действия с известными правилами.

Выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Оценка своих учебных достижений.

2) Предметные умения:

Давать определение «кислоты», распознавать кислоты среди других веществ, составлять формулы кислот и называть их, описывать кисло, знать их классификацию.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, проблемный.

Организация образовательного пространства:

Ресурсымультимедийный проектор.

Технология изучения темы

 

1 этап: Самоопределение к деятельности

Учитель: Мы приступаем к изучению сложных неорганических веществ

Назовите, какие вы знаете? (оксиды, основания, кислоты, соли), вспомним их определение.

Задание: Представлены формулы веществ, написанные в три столбика. Предлагается в каждой строке вычеркнуть формулу вещества, которое принадлежит к другому классу соединений. (кислоты)

СаО

Си(ОН)2

К NО3

ВаО

NаОН

Н NО3

К2О

НСI

CаСО3

Н2SО4

Zn(ОН)2

ВаCI2

Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус этим продуктам придают кислоты. Кислый вкус лимону придает лимонная кислота, яблокуяблочная кислота, скисшему молокумолочная кислота. Щавель имеет кислый вкус благодаря наличию в его листьях щавелевой кислоты.

2 этап: Изучение нового содержания.

Итак, цели нашего урока:

- дать определение кислотам

- классифицировать кислоты

- ознакомиться с номенклатурой кислот

- изучить способы получения кислот

Итак, что же такое кислоты?

сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка

Итак, предмет нашего изучения сегодня это … – Кислоты. Сообщаю тему урока, цели, задачи, знакомлю с планом урока (на доске)

  1. Кислоты. Определение

  2. Классификация кислот

  3. Физические и химические свойства.

Задание: составить формулы разных кислот и дать названия:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии »

Селиверстова Т.Г.

МОУ СОШ106

г. Волгоград

Тема урока «Кислоты»

8 класс

Краткое описание урока: урок изучения нового материала по теме «Кислоты» и первичного закрепления знаний обучающихся. Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, на основе деятельностного подхода к организации образовательного процесса.

Описание урока

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Цель урока: Формирование представлений об кислотах их классификации.

Задачи:

  • Научить выделять общие признаки класса кислоты уметь составлять формулы кислот , давать им названия.

  • Продолжить формирование естественно-научного мышления, развитие коммуникативных умений через работу в парах, привитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля через самопроверку.

Планируемые результаты:

  1. Личностные:

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

- Метапредметные:

- Познавательные:

Находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию, вести наблюдения, классификация объектов по предложенным критериям

  • информационно-коммуникативные:

Умение формулировать определение, подбирать аргументы.

  • регулятивные:

Выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Соотносить учебные действия с известными правилами.

Выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Оценка своих учебных достижений.

2) Предметные умения:

Давать определение «кислоты», распознавать кислоты среди других веществ, составлять формулы кислот и называть их, описывать кисло, знать их классификацию.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, проблемный.

Организация образовательного пространства:

Ресурсымультимедийный проектор.

Технология изучения темы


1 этап: Самоопределение к деятельности

Учитель: Мы приступаем к изучению сложных неорганических веществ

Назовите, какие вы знаете? (оксиды, основания, кислоты, соли), вспомним их определение.

Задание: Представлены формулы веществ, написанные в три столбика. Предлагается в каждой строке вычеркнуть формулу вещества, которое принадлежит к другому классу соединений. (кислоты)

СаО

Си(ОН)2

К NО3

ВаО

NаОН

Н NО3

К2О

НСI

CаСО3

Н24

Zn(ОН)2

ВаCI2

Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус этим продуктам придают кислоты. Кислый вкус лимону придает лимонная кислота, яблокуяблочная кислота, скисшему молокумолочная кислота. Щавель имеет кислый вкус благодаря наличию в его листьях щавелевой кислоты.

2 этап: Изучение нового содержания.

Итак, цели нашего урока:

- дать определение кислотам

- классифицировать кислоты

- ознакомиться с номенклатурой кислот

- изучить способы получения кислот

Итак, что же такое кислоты?

сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка

Итак, предмет нашего изучения сегодня это … – Кислоты. Сообщаю тему урока, цели, задачи, знакомлю с планом урока (на доске)

  1. Кислоты. Определение

  2. Классификация кислот

  3. Физические и химические свойства.

Задание: составить формулы разных кислот и дать названия:

Н, Н2, Н3 , S, NО2, РО4, СI, SО3 (Н NО2, Н СI, Н2 S, Н23, Н3 РО4)

Задание: найти лишнюю формулу и почему? (показываю карточки)

НСI, Н24, Н2СО3

Н NО3, Н3 РО4, Н24

Входит ученик – историк. На нём старинная накидка, в руках свиток и гусиное перо. Он заранее подготовил материал об истории открытия уксусной, соляной, серной и азотной кислот и характеризует области их применения (см. приложение 3). Основные даты, фамилии учёных он прикрепляет на доске

CH3COOH — уксусная кислота (1 век до н. э.; «древесная кислота)

H2SO4 - серная кислота (Xв.; купоросное масло)

HCl — соляная кислота (XV в.; селитряная водка)

H2CO3 - угольная кислота (XVIIIв.; содовая вода)

По каким признакам разделяют кислоты? (по основности, по наличию кислорода в кислотном остатке)

Физкультминутка

…Горы встают у нас на пути

А горы все выше, а горы все круче,

А горы уходят под самые тучи.

Что же это за горы? – ПТБ…

Задание: дать характеристику 1 ряду - Н24, 2 ряду - Н3 РО4, 3 ряду – НСI, используя различные признаки классификации кислот.

Назовите окраску лакмуса, фенолфталеина, метилоранжа в кислотной среде (ответы учащихся доказываю демонстрационным опытом)

Учитель: Вспомните физические свойства Н24 при демонстрации (бесцветная жидкость, вязкая, не имеющая запаха, гидроскопична, обугливает древесину, кожу, ткани

Учитель: вспомните слова М. Фарадея: Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты, поэтому постоянный контроль опытом необходим.

Задание: провести лабораторный опыт

Инструкция “Меры безопасности при работе с кислотами”, инструкция проведения опыта), работают по парам, учащиеся разделены на 4 группы. Перед выполнением лабораторного опыта, учащиеся читают инструкцию № 2 (см.Приложение1).

Перечисленные кислоты относятся к минеральным или неорганическим.

А вот названные вами ранее лимонная, яблочная, аскорбиновая, а также хорошо вам известная уксусная кислота и многие другие относятся к органическим.

Большинство кислот (в том числе и приведенные примеры) являются растворимыми веществами. Исключением является кремниевая кислота, формула которой H2SiO3

Применение кислот в быту. Уксусная и лимонная кислота применяется для удаления пятен от ржавчины на хлопчатобумажных, льняных и шерстяных белых тканях. 1 чайная ложка на 1 стакан воды, подогреть до кипения и ткань с пятном несколько раз окунуть в раствор или пятно протереть раствором, а затем кислоту тщательно смыть водой, лучше с добавлением несколько капель нашатырного спирта – для нейтрализации кислоты.

Для того чтобы узнать как правильно составить и записать формулу кислоты обратимся к алгоритму (на каждой парте)

3.Диагностика качества освоения:

1.Выполнение работу, предложенную на слайде, выполните самопроверку.

Классификация кислот

Как вы думаете, на какие виды можно разделить кислоты?


  1. По агрегатному состоянию:

II По составу

VII VI V VII

Например:

Выполнение работы по вариантам.

Оценки за урок.

4 этап: ДЗ

§ 20 + задание в прикреплённом файле

5этап: Рефлексия

Задание 1(самоанализ)

Закончите предложение: Мне нужно знать, что такое кислоты, потому что…

Задание 2 (самооценка)

Я могу составить формулу кислоты (да/нет/не знаю)

Я могу дать ему название (да/нет/не знаю)

    1. Практическое значение кислот в жизни человека

Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой, не содержащей примесей. На самом деле в ней растворено немало веществ, например углекислый газ из атмосферы. Поэтому дождевая вода является слабым раствором угольной кислоты. После летней грозы в ней оказывается ещё и азотная кислота, которая получается из оксидов азота, образующихся при горении воздуха вокруг плазменного шнура молнии, при работе реактивных двигателей самолётов, ракет и под воздействием солнечной радиации.Ежегодно с дождями на землю выпадает примерно 100 млн т азотной кислоты. Это немало.
Немало кислот содержится и в нашей пище – фруктах, овощах, молочных продуктах, соусах, приправах, лекарствах. Ежедневно они поставляют в наш организм целый «букет» кислот: яблочную, щавелевую, уксусную, лимонную, аскорбиновую, винную, молочную, масляную. Синильная кислота, которая считается сильнейшим ядом, знакома каждому, кто разбивал косточки слив и вишен и лакомился их ядрышками. Так что ядрышками увлекаться не следует, особенно из недозрелых плодов.
Мы сталкиваемся с кислотами не только дома. Если летом в лесу присесть вблизи муравейника, то надолго запомнятся жгучие укусы его обитателей. Муравей не просто кусает, он впрыскивает в рану яд, содержащий до 70% муравьиной кислоты. Из-за этой кислоты так жжётся крапива. А тропический паук педипальпида, спасаясь от своих врагов, стреляет в них струйкой жидкости, состоящей на 84% из уксусной кислоты. «Химическое оружие» широко используется в природе, особенно в растительном царстве. Около 800 видов растений вырабатывают синильную кислоту и используют её как оружие межвидовой борьбы.
Но самая значительная функция кислот в природе состоит в разрушении горных пород и создании почвы. Как же гранит – символ прочности – может превратиться в труху, из которой потом образуется почва? Оказывается, под действием кислот, выделяемых лишайниками. Их так и называют – лишайниковые кислоты.
Важна роль кислот в человеческом организме: например, аскорбиновая – поставщик витамина С. Аминокислоты образуют множество белков, а из них, в свою очередь, строятся все ткани нашего организма. «Много дел» и у соляной кислоты – сильнейшего бактерицида, под действием которого большинство бактерий, попавших в желудок, погибают. Как видим, наше самочувствие в значительной степени связано с деятельностью кислот в организме.
Приложение № 2

    1. Карточки с формулами кислот
      ( для работы во время урока)

Формулы записаны с обеих сторон карточек: с одной стороны, например – соляная кислота, а с другой - серная кислота.

HCl

H2SO4

H2S

H3PO4

H2SO3

HBr

HNO2

HNO3

H2CO3

H2SiO3


Приложение № 3

    1. Рассказы о кислотах
        1. Уксусная кислота. «Древесная кислота» (около 3 тыс. лет).

Самой первой кислотой, которую научился получать и использовать человек, была, видимо, уксусная. Знаете ли вы, что слово «уксус» происходит от греческого слова «оксос», означающего «кислый»? Почему уксусная кислота оказалась первой, понять нетрудно. С древнейших времён люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Вначале его, видимо, выливали, а потом научились использовать как лекарство, приправу к пище, как растворитель красок. В России уксус, т.е водный раствор уксусной кислоты, называли «кислая влажность» или «древесная кислота».

        1. Серная кислота в.)

С серной кислотой люди познакомились значительно позднее, примерно в Х в. Честь её открытия приписывается персидскому химику Абубекару аль Рези. Но это установлено не совсем точно. По крайней мере серную кислоту человечество знает около 1000 лет. Серную кислоту выделили из купоросов, например из железного купороса, и соответственно назвали купоросным маслом. Именно под таким названием серная кислота была известна в России.

        1. Соляная и азотная кислоты были выделены и определены химиками примерно в ХV в.

Соляную кислоту называли соляным спиртом, а азотную кислоту – селитряной водкой. Получали эти кислоты с помощью серной кислоты, которую потом поэтично стали называть «матерью всех кислот».

        1. Угольная кислота (ХVIII в.)

Угольную кислоту получил впервые в конце ХVIII века Джозеф Пристли, английский химик, он же священник. Для этого он растворял в воде углекислый газ. Раствор углекислого газа в воде назвали содовой водой, а так как она получила широкое применение как напиток, за это открытие Д. Пристли наградили золотой медалью.
К концу ХVIII в. химики уже знали более десятка кислот.
Приложение № 4

    1. Опорный конспект «Путешествие в мир кислот»

Станция Историческая

  • СН3СООН – уксусная кислота (1 век до н.э.; «древесная кислота»)

  • Н24 – серная кислота (Х в.; купоросное масло)

  • НСl – соляная кислота (ХV в.; соляный спирт)

  • НNO3 – азотная кислота (ХV в.; селитряная водка)

  • Н2СО3 – угольная кислота (ХVIII в.; содовая вода)

Станция Информационная
НR(кислоты) – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка (R)

Классификация

  • По основности (основность кислоты определяется числом атомов водорода):

    одноосновные

    двухосновные

    трехосновные

    НСl - соляная

    H2SO4 - серная

    H3PO4 - ортофосфорная

  • По содержанию атомов кислорода в кислотном остатке:

кислородсодержащие

бескислородные

HNO3 - азотная
H2SO4 - серная

H2S - сероводородная
HCl - соляная



Станция Дегустационная
Свойства

  • Кислоты: жидкие, твёрдые

  • Многие хорошо растворимы в воде

  • Растворы кислот – имеют кислый вкус

  • Многие разъедают растительные и животные ткани

«Стой! Красный свет!»

Разрушают кожу, ткани, древесину!
Осторожно!
Нейтрализовать раствором соды, смыть водой!
Кислоту надо приливать к воде, а не наоборот!!!

Станция Индикаторная

Краснею от кислот, как от стыда

кислота
Синий лакмус - красный

Станция Экспериментальная

Хим. формула

Название

Агрегатное состояние

Цвет

Запах

Индикатор (синий лакмус)

H2SO4

серная кислота

Вязкая жидкость

Не имеет

Не имеет

Красный

HCl

соляная кислота

Дымящаяся жидкость

Не имеет

Не имеет

Красный



Литература:

  1. Дендебер С.В.,Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии. -М.: 5 за знания, 2008.-112с.

  2. Дерябина Н.Е. Химия: основные классы неорганических веществ.- М.: ИПО «У Никитских ворот», 2011.-60с.

  3. Журин А.А. Ключевые проблемы школьного химического образования //Химия;-2012.-№5

  4. Я иду на урок химии. 8-11 классы: Книга для учителя.- М.: Первое сентября, 2002.-272с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по химии

Автор: Селиверстова Татьяна Григорьевна

Дата: 03.10.2014

Номер свидетельства: 116252

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспекта урока химии в 11 классе по теме "Скорость химических реакций"+презентаци "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekta-uroka-khimii-v-11-klassie-po-tiemie-skorost-khimichieskikh-rieaktsii-priezientatsi"
    ["file_id"] => string(6) "207281"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430389284"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "План-конспект урока химии по теме " "Генетическая связь между основными классами неорганических соединений""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_khimii_po_teme_geneticheskaia_sviaz_mezhdu_osnovnymi_klassam"
    ["file_id"] => string(6) "654103"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1720787742"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока химии в 11 классе по теме "Основные законы общей химии" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-khimii-v-11-klassie-po-tiemie-osnovnyie-zakony-obshchiei-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "116792"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412610763"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по химии на тему "Способы получения металлов""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-khimii-na-tiemu-sposoby-poluchieniia-mietallov"
    ["file_id"] => string(6) "251740"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447271972"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока химии-биологии на тему "Металлы" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-khimii-biologhii-na-tiemu-mietally"
    ["file_id"] => string(6) "102279"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402493824"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства