Учебный предмет: химия
Класс: 8 класс.
Автор УМК Г.Е.Рудзитис,Ф.Г.Фельдман,8 класс.
Тема урока: «Валентность».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, алгоритм определения формул веществ по валентности, листы самооценки, учебник Г.Е.Рудзитис, Ф. Г. Фельдман . Химия 8 класс
Цель урока: Формирование на предметном уровне системы знаний о валентности
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
-использовать умение составлять химические формулы веществ по валентности; анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания;
-самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания;
Метапредметные:
-регулятивные: следовать определенному алгоритму при составлении химических формул
-познавательные:
-выделять информацию из текста учебника;
-высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из материалов учебника; использовать знаки, символы, схемы для выполнения заданий; находить закономерности, устанавливать причинно- следственные связи между реальными объектами и явлениями;
-осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей, используя различные ресурсы информационной среды;
-коммуникативные:
-уметь слушать собеседника, понимать и /или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче;
Личностные:
-проявлять интерес к предлагаемой деятельности и с учетом собственных интересов;
-оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или неуспешность и способы ее корректировки, бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности;
-руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) при выполнении парной работы
Технологическая карта урока
Этапы урока | Планируемая деятельность учащихся | Деятельность учителя | Развиваемые (формируемые) учебные действия |
предметные | универсальные |
Организационный момент Создание благоприятной атмосферы на уроке. Мотивация учащихся
Постановка проблемы | Отгадывают загадки
Предлагают варианты (вещество-вода) Отвечают – Н2О Называют и записывают на маркерной доске. Учащиеся называют состав молекул веществ записанных ими. Выдвигают гипотезы | Загадывает загадки о веществах Слайд2 Записывает химические формулы (отгадки) на доске. Слайд 3 (Приложение1) Задаёт вопросы: Какое вещество объединяет все отгадки? (Вода) Какую химическую формулу имеет вода? Слайд 4 Формулы, каких веществ вы знаете ещё? Назовите состав молекул записанных формул. Слайд 5 Почему все вещества имеют определённую формулу? | Использовать умение анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания | Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Постановка темы урока. | Работают в парах Анализируют, отвечают на вопрос учителя. Замечают, что водород может присоединять различное количество водорода, а он в свою очередь может присоединить один атом другого химического элемента Приходят к выводу, что водород может присоединять к себе только один атом другого химического элемента. Называют тему урока «Валентность» | Что общего в формулах на слайде? Слайд 5
Даёт задание: Откройте учебник, прочитайте название §5. Назовите тему урока Слайд 6 | Использовать умение анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания | Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов |
Целеполагание. Планирование деятельности | Формулируют цель и предлагают план изучения новой темы, сообщают о том, что бы хотелось узнать на уроке. | Даёт задание сформулировать цель урока Что вам хотелось бы узнать о валентности? | Самостоятельно использовать материалы учебника | Познавательная-анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, прогнозирование. Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний | Отвечают на вопрос учителя, выдвигают гипотезы | Задаёт вопрос: как вы думаете для чего нужно знать валентность химических элементов? Выслушивает ответы учащихся обобщает и дополняет высказанные предположения | Использовать умение анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования |
Изучение нового материала | Работают в тетради. Записывают число и тему урока. Находят определение. Зачитывают. Записывают его в тетрадь.
Анализируют таблицу и отвечают на вопросы Работают в паре | 1.Даёт задание: найдите в §5 ответ на вопрос: что такое валентность? Определение появляется на слайде. Слайд 7 2.Проанализируте в паре таблицу №3 стр.34 в учебнике и ответьте на вопросы: - как обозначается валентность? -какая бывает валентность? -назовите химические элементы с постоянной валентностью? Слайд 8 3.Знакомит с алгоритмом определения валентности. Слайд 9 | Использовать умение составлять химические формулы веществ по валентности; анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания; самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания; | Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. коммуникативные- сотрудничество в поиске информации регулятивные – планирование, прогнозирование. |
Первичное закрепление изученного материала | Работают индивидуально. Выполняют задание инструктивной карточки №1. Оценивают свою работу , запоняют лист сомоценки (Приложение 3) Слайд 10
Выполняют задание, оценивают свою работу Слайд12 | Раздаёт карточки с заданием.( Приложение 2) Знакомит с критериями оценивания: 8 формул написанных правильно –«5» 6,7 формул –«4» 5 формул -«3», меньше 4 –«2» Слайд 10 Обясняет, что зная валентность можно определить химические формулы. Знакомит с алгоритмом определения формул по валентности Раздаёт задания с карточками Приложение 3 | Использовать умение составлять химические формулы веществ по валентности; анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания; самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания; | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата заданным эталоном, коррекция, коммуникативные –инициативное сотрудничество в поиске информации. познавательные – построение логической цепи рассуждений, доказательств. |
Итог урока. | Отвечают на вопросы. | Задаёт вопросы: Что такое валентность? Как обозначается валентность? У каких химических элементов она постоянная? Как записать формулу вещества зная валентность химических элементов? Слайд 13 Задаёт вопрос: Достигли ли мы поставленной цели? | Использовать умение анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания | Коммуникативные -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные – смыслообразование, целеполагание. |
Рефлексия | Заполняют листы рефлексии (Приложение 4) | Заполните лист рефлексии Запишите какие минусы вы увидели на уроке, какие плюсы заметили и что вам было интересно Слайд 14 | | Регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Личностные- самоопределение. Познавательные –рефлексия. |
Домашнее задание | Записывают в дневник | Задаёт задание §11,12,упр.4,5 стр.37 По желанию упр.6,7 стр.37 | | |
Приложение 1.
Загадки:
Нет ног, но на месте она не стоит,
Ложе есть, но не спит,
Не котел, но бурлит,
Не гроза, но гремит.
Нет рта, но она никогда не молчит.
(Река)
Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(Ручеек)
Кругом вода, а с питьем беда.
(Море)
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит.(Лужа)
Приложение 2
Инструктивная карточка
Определите валентность следующих веществ:
H2O, ZnO, MnO2, P2O5, I2O7, PH3, K2O, CO2
Алгоритм определения валентности.
Алгоритм определения валентности | Пример | |
1. Запишите формулу вещества. | H2S, Cu2O | |
2. Обозначьте известную валентность элемента | I H2S, | II Cu2O |
3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) между известным значением валентности и индексом этого элемента. | 2 I H2S | 2 II Cu2O |
4. Наименьшее общее кратное разделить на индекс другого элемента, полученное число и есть значение валентности. | 2 I II H2S | 2 I II Cu2O |
5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента | I II H2S (2=2) | I II Cu2O (2=2) |
Приложение3
Инструктивная карточка
Определите формулы следующих веществ:
I IV VII II II II IV I III II I II III II III IV
СH, ClO, BaO, SiH, PO, NaO, AlO, AlC
Алгоритм определения формул по валентности
№ п/п | Последовательность действий | Выполнение действий |
1. | Запишите в данной формуле знак фосфора на первое место, а кислорода- на второе. | P O |
2. | Над знаком элемента поставьте его валентность римскими цифрами | PVOII |
3. | Найдите наименьшее кратное единиц валентности. Наименьшее общее кратное число, которое делится без остатка валентность обоих элементов Запишите его арабской цифрой сверху между элементами | PV 10 OII |
4. | Поделите наименьшее кратное на валентность фосфора. Вы найдете индекс, который пишется справа, внизу элемента арабскими цифрами. | P2V 10 OII |
5. | Найдите индекс элемента кислорода, поделив наименьшее общее кратное на валентность кислорода. Запишите его. | P2V 10 O5II |
6. | Проверьте правильность составления формулы заданного соединения, перемножив индекс на валентность соответствующих элементов. | |
Приложение 4
Лист самооценки
ФИО_____________________________________________________________________________
По теме: Валентность. Составление формул по валентности
№ п/п | Название работы | Оценка |
1 | определения валентности | |
2 | определения формул по валентности | |
3 | Итоговая отметка | |
Что бы посчитать итоговую отметку сложи оценки и подели их на 2
Приложение 5
Рефлексия