kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока химии по теме: "Соли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является уроком обобщения по теме: "Соли". Здесь разработаны различные задания, в которых учащиеся закрепляют свои знания. Также по различным заданиям можно производить контроль уровня знаний. разработана задача, задания на классификацию сложных неорганических соединений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии по теме: "Соли" »

Урок химии в 8 классе

Автор: учитель химии и биологии МКОУ Коб-Кордоновской основной школы 1 квалификационной категории Аверченко Лилия Сергеевна


Тема урока: Соли.

Цели урока:

    1. проверка усвоения базовых понятий и правильность написания химических веществ

    2. Закрепление знаний учащихся о правилах составления формул и их названий

    3. обобщение знаний о сложных неорганических веществах

    4. развитие творческого потенциала учащихся


Задачи урока:

  • Отразить современные представления о связи между строением вещества и его свойствами, о принципах перехода от химической реакции к технологическому процессу

  • Предоставить учащимся возможность реализовать свои индивидуальные особенности через разнообразие учебной деятельности

  • Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи

  • Повторить способы получения солей, их превращение.


Оборудование:

  • Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

  • Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде

  • Пробирки

  • Реактивы: гидроксид кальция, карбонат магния, соляная кислота

  • Правила по технике безопасности – плакат, карточки

  • Дидактический материал:

- раздаточный материал

- карточки с заданиями





Организационный момент:

Химия везде, химия во всём

Во всём, чем мы дышим, во всём что мы пьём,

Во всём, что мы носим, во всём чем стираем

Что же ещё мы про химию знаем.



Учитель:

Мы изучили различные химические соединения: кислоты, основания, оксиды, летучие водородные соединения и соли.

Сейчас мы отправимся в гости в большую химическую лабораторию, которая состоит из мини-лабораторий, а именно:

  • Лаборатория состава солей

  • Лаборатория получения солей

  • Лаборатория взаимодействий и превращений.


Прежде чем мы приступим к выполнению практических и теоретических заданий, мы должны знать основные правила :

  • Работа в химической лаборатории

  • Определение соли экспериментально

  • Название соли и составление формул


(повторение правил; для повторения используем плакат с информацией о работе в химической лаборатории и карточки на парту каждому ученику с правилами))

  1. Работа в химической лаборатории.1 мин

    • Вещества нельзя брать руками и проверять их на вкус

    • При выяснении запаха веществ нельзя подносить сосуд близко к лицу, ибо вдыхание паров и газов может вызвать раздражение дыхательных путей. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.

    • Без указания учителя не смешивать неизвестные вещества

    • При работе нужно пользоваться небольшими дозами веществ.

    • Особую осторожность проявлять при работе с кислотами и щелочами

    • Кислоты следует медленно тонкой струёй при перемешивании наливать в воду, а не наоборот.

    • Всегда пользоваться только чистой лабораторной посудой

    • Остатки веществ не высыпать и не вливать обратно в сосуд с чистыми веществами


  1. Название соли и составление формул.3 мин

Название соли показывает её состав:

  • Кислотный остаток

  • Металл

  • Валентность металла (если она переменная)

Чтобы составить формулу соли по её названию, нужно:

  • Написать символ металла и над ним валентность металла:

  • Рядом написать формулу кислотного остатка и над ним его валентность

  • Составить формулу по валентности



Учитель: Итак, мы знаем все правила, значит, можем приступать к работе.

А отправимся мы в первую лабораторию под названием:


«лаборатория состава солей»

На доске

Задание №1. 1 мин

На доске написаны формулы солей, им необходимо устно дать названия, ребята отвечают по цепочке:

NaBr , CaCO3, Na2CO3, FeSO4, KNO3, K3PO4, CaCl2, Na2SO3

(бромид натрия, карбонат кальция, карбонат натрия, сульфат железа, нитрат калия, ортофосфат калия, хлорид кальция, сульфит натрия)


Задание №2. (письменно)3 мин

Учитель диктует название солей, один ученик идёт к доске, составляет формулы солей, а остальные работают письменно в тетради. Затем учитель вслух проверяет правильность написанных формул.

Составьте формулы солей:

Хлорид меди (II), иодид железа (II), сульфат кальция, бромид калия.

(CuCl2,FeI2, CaSO4, KBr).


Задание №3. 3 мин

Раздаются карточки, ребята работают в группе, а после выполнения задания обмениваются карточками: один человек называет оксиды, другой – кислоты, третий – соли.

Учитель:В каждой химической лаборатории реактивы хранятся в строго определённых местах. В кабинете химии реактивы расставлены на полках так, чтобы легко можно было найти соли, кислоты, оксиды. Помогите «расставить вещества по полкам», которые привезли в школу перед началом учебного года.

Даны вещества: CaO, ZnCl2, H2SO4, HCl, CuO, H3PO4, K3PO4, Fe2(SO4)3, Fe2O3 .

Полка №1.

ОКСИДЫ

Полка №2

КИСЛОТЫ

Полка №3

СОЛИ










Проверка работы



ЛАБОРАТОРИЯ №2.

Лаборатория Получения

Учитель:

Мы отправляемся с вами в следующую лабораторию, где мы научимся получать разные вещества различными способами.

Способы написаны на доске

1 способ.3 мин


Металл + кислота = соль + водород

Задание №4.

Учитель:

Справедливо ли утверждение, что взяв любую кислоту и любой металл, всегда можно получить соль и водород? Дайте аргументированный ответ, подтвердив его уравнениями реакций.

(ученики на задание отвечают устно, а уравнения реакции записывают письменно, затем устно называют продукты реакции)

(При взаимодействии азотной кислоты с металлами водород не выделяется. Азотная кислота по-разному реагирует с металлами. В этих реакциях в зависимости от концентрации кислоты и восстановительной способности металла выделяются различные оксиды азота, иногда азот и даже аммиак.)


Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O (концентр.)


3Cu + 8HNO3 = 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O (разбавл.)


2 способ 4 мин.

Оксид металла + кислота = соль + вода

Задание№5

Учитель диктует условия задачи, а один ученик решает задачу у доски, остальные дети в тетради)

Задача.

В азотной кислоте растворили 8 грамм CuO. Определите массу полученной соли.


(Дано: CuO + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O

m = 8 г 8 гр х

79,5г/моль 113,5 г/моль


Находим массу соли через пропорцию:

Найти:

m(Cu(NO3)2) 8г : 79,5 г/моль = х : 113,5 г/моль

Отсюда, х =11,42 г.


Ответ: 11,42 г

Задание №6 4 мин

Предложите способы получения сульфата меди (II) или хлорида меди (II) из меди. Подробно опишите ваши действия, часть описания можно заменить рисунками, схемами. Напишите уравнения реакции.



ФИЗМИНУТКА1-2 мин

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали

Вправо ниже наклоняйся

Влево тоже наклоняйся.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем,

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.



Задание №7.6 мин

Учитель: Находясь в химической лаборатории, нам с вами предоставляют возможность помочь лаборанту, а именно из раствора гидроксида кальция получить карбонат кальция, а затем хлорид кальция. Воспользуйтесь своими знаниями по химии.



Экспериментальная задача. Работа с реактивами

Дан раствор гидроксида кальция. Необходимо получить карбонат кальция, а из него – раствор хлорида кальция.

Напишите формулы всех веществ, о которых идёт речь в задаче, а под ними – название класса, к которому принадлежит вещество.

Вспомните, как можно превратить растворимое основание в соль.


  • Прилить раствор кислоты

  • Прилить раствор другой соли

  • Подействовать на раствор щелочи кислотным оксидом.

(первый способ использовать нельзя, так как угольная кислота неустойчива, быстро разлагается на оксиды. Поэтому для решения задачи нужно взять карбонат натрия или углекислый газ. Затем приливаем соляную кислоту).








ЛАБОРАТОРИЯ №3.

Лаборатория превращений.

Учитель: Мы научились составлять формулы солей, давать им названия и получать их практически и теоретически. Сейчас мы переходим в ещё одну лабораторию – лабораторию превращений.


«Страшная история.» 4 мин

Один Ученик шёл по школе и нашёл шпаргалку. Она перед вами:

  • Все соли азотной кислоты растворимы

  • Все соли соляной кислоты растворимы, кроме хлорида серебра

  • Все соли серной кислоты растворимы, кроме сульфатов бария, кальция, стронция, свинца и серебра

  • Все соли угольной кислоты нерастворимы, кроме солей щелочных металлов

  • Все соли фосфорной кислоты нерастворимы, кроме солей щелочных металлов

  • Все соли сероводородной кислоты нерастворимы, кроме щелочных металлов


Учитель: Можно ли верить этой шпаргалке? Объясните это пользуясь таблицей растворимости.



Учитель: А теперь давайте проверим домашнее задание 2 мин.

Задача

Все бабушки очень любят внучат. Особенно они любят кормить их всякими вкусностями: пирогами, плюшками, ватрушками… Но вот беда: у бабушки нет дрожжей и питьевой соды (гидрокарбонат натрия), есть только стиральная (карбонат натрия).

    • вот была бы питьевая сода! – сокрушается бабушка.

Может быть, Вы сможете ей помочь, владея своими знаниями по химии)


(карбонаты в водном растворе в присутствии оксида углерода (II) превращаются в гидрокарбонаты:

Na2CO3 + H2O + CO2 = 2NaHCO3 )


Учитель : мы возвращаемся из наших лабораторий в класс. Давайте подведём итоги нашего путешествия:

  • Что узнали на уроке?

  • Чему научились?

  • Какие правила необходимо соблюдать при нахождении в лаборатории



Какую роль в жизни человека играют соли.

Индивидуальные сообщения: 5-7 минут



Хлорид натрия.

Хорошо растворимая в воде соль, известная под названием поваренная соль. Без этой соли невозможна жизнь растений, животных и человека, так как она обеспечивает важнейшие физиологические процессы в организмах: в крови создает необходимые условия для существования красных кровяных телец, в мышцах обеспечивает способность к возбудимости, в желудке образует соляную кислоту, без которой невозможно переваривание пищи .

Говорят6 «Чтобы узнать человека, надо сним пуд соли съесть». Оказывается, ждать не так уж долго: за два года двое съедают пуд соли ( 16 кг), так как в год каждый человек с пищей потребляет от 3 до 5,5 кг соли.

Хлорид натрия широко используют в химической промышленности для

получения натрия, хлора, соляной кислоты, в медицине, для приготовления

пищи, для консервирования продуктов питания.


Фосфат кальция – это основа минералов фосфоритов и апатитов. Из них производят необходимые в сельском хозяйстве фосфорные удобрения, без которых , в свою очередь, было бы невозможно получение высоких урожаев.


Карбонат кальция – важнейшая соль, из которой многочисленные морские животные строят покровы своего тела - раковины. Раковины за десятки, сотни миллионов лет образовали мощные пласты соединений кальция, давших начало образованию горных пород – известняков.

Мрамор, мел. Из известняка получают негашеную и гашеную известь, строят дома.


Мы теперь видим с вами, что соли играют очень большую роль в химии и имеют не мало важное значение для человека.

Давайте подведем итоги нашей с вами экскурсии: 3 мин

  • Что узнали на уроке?

  • Чему научились?

  • Какие правила необходимо соблюдать при нахождении в лаборатории?

Выставление оценок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока химии по теме: "Соли"

Автор: Аверченко Лилия Сергеевна

Дата: 20.04.2015

Номер свидетельства: 203556

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Методическая разработка урока "Необходимость и достаточность или химия Жизни". "СОЛИ". "
    ["seo_title"] => string(88) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-nieobkhodimost-i-dostatochnost-ili-khimiia-zhizni-soli"
    ["file_id"] => string(6) "193093"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427563221"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по химии на тему "Способы получения металлов""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-khimii-na-tiemu-sposoby-poluchieniia-mietallov"
    ["file_id"] => string(6) "251740"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447271972"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Урок на тему «Соли. Определение, состав, классификация и номенклатура»"
    ["seo_title"] => string(67) "urok_na_temu_soli_opredelenie_sostav_klassifikatsiia_i_nomenklatura"
    ["file_id"] => string(6) "617310"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1668407893"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока  на тему "Классы неорганических веществ". "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-klassy-nieorghanichieskikh-vieshchiestv"
    ["file_id"] => string(6) "147398"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419370412"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "конспект урока химии "Кальций, соединения кальция" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-khimii-kal-tsii-soiedinieniia-kal-tsiia"
    ["file_id"] => string(6) "218128"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433665836"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства