Почему одни вещества нам кажутся сладкими, другие горькими, кислыми, солеными. Почему об одних вещах мы говорим – «ой, как вкусно!», а о других – «совсем пресно»? Почему одни люди едва могут отличить вкус мяса от вкуса рыбы, а другие по малейшим оттенкам вкуса могут отличить различные сорта чая? Почему одни разбираются в тончайших букетах вин, а другие нет?
Направляющие вопросы
Основополагающий вопрос:
На вкус, на цвет товарища нет?
Вопросы учебной темы:
Что произойдет, если люди перестанут ощущать вкус веществ?
Как вкус связан с химической природой соединений
Правда, что сладкие вещества съедобны, а горькие – ядовиты?
Что важнее: соль или золото?
За какое время можно съесть пуд соли?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока ХИМИИ Дело вкуса »
Урок «Дело вкуса»
Цели занятия:
Дидактическая:
-ознакомиться с основными законами диалектики и доказать их выполнение на конкретных примерах из органической и общей химии; показать мировоззренческую значимость химических знаний.
Воспитательная:
-продолжить формирование нравственных черт: доверия, ответственности, требовательности к себе, веры в свои возможности; формирование мировоззрения и целостного восприятия мира.
Развивающая:
-развитие познавательных интересов, коммуникативных качеств. способствовать развитию логического мышления, умения анализировать, прогнозировать желаемые результаты; способствовать повышению познавательной мотивации к изучению предметов естественнонаучного цикла, а в дальнейшем – философии.
Вид занятия: защита проекта; Тип занятия: сообщения новых знаний
Внутрипредметные связи: связь между классами неорганических и органических веществ.
Межпредметные связи:
обеспечивающие: практическая направленность, расширение кругозора в области изучения профессиональных предметов
обеспечиваемые: за счет знаний, полученных на смежных предметах
Оборудование и методическое обеспечение урока: использование мультимедийного оборудования
Студент должен в соответствии с ФГОС СПО:
уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла
жизни как основе
формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
определять с помощью качественных реакций органические вещества, проводить количественные расчеты
состава веществ;
применять безопасные приемы работы с органическими реактивами и химическими приборами;
проводить реакции с органическими веществами в лабораторных условиях;
проводить количественный и качественный анализ с соблюдением правил техники безопасности;
проводить реакции с органическими веществами в лабораторных условиях; готовить растворы
заданной концентрации;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
влияние строения молекул на химические свойства органических веществ;
влияние функциональных групп на свойства органических веществ;
изомерию как источник многообразия органических соединений;
особенности строения и свойства органических веществ, содержащих в составе молекул атомы серы, азота, галогенов, металлов;
агрегатные состояния вещества;
способы выражения концентрации веществ;
проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений;
диссоциацию электролитов в водных растворах, сильные и слабые электролиты; гидролиз солей;
окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена;
характерные химические свойства неорганических веществ различных классов
Специальность: 240125 Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров
280711 Рациональное использование природохозяйственных комплексов
Творческое название проекта «Дело вкуса»
Краткая аннотация проекта
Почему одни вещества нам кажутся сладкими, другие горькими, кислыми, солеными. Почему об одних вещах мы говорим – «ой, как вкусно!», а о других – «совсем пресно»? Почему одни люди едва могут отличить вкус мяса от вкуса рыбы, а другие по малейшим оттенкам вкуса могут отличить различные сорта чая? Почему одни разбираются в тончайших букетах вин, а другие нет?
Направляющие вопросы
Основополагающий вопрос:
На вкус, на цвет товарища нет?
Вопросы учебной темы:
Что произойдет, если люди перестанут ощущать вкус веществ?
Как вкус связан с химической природой соединений
Правда, что сладкие вещества съедобны, а горькие – ядовиты?
Что важнее: соль или золото?
За какое время можно съесть пуд соли?
Частные вопросы (Вопросы исследований):
Какие классы веществ имеют характерные для человека вкусы?
Какие сходные свойства имеются у сладких, кислых, солёных, горьких веществ?
В чем уникальность этих веществ?
Как наш организм различает вкусы?
Как организм различает одни и те же вещества разной концентрации?
Какое применение можно найти для соединений с разным вкусом?
Как в устном народном творчестве отражается способность различать вкусы?
Какие вещества можно назвать солями?
Какой химической связью образована поваренная соль?
Каким вкусом обладают соли различного состава?
Пример студенческой работы
Презентации на темы: сладкие, кислые, горькие, солёные вещества
Промежуточное оценивание
Критерии оценки студентов
Самооценка студентов
Оценивание работы групп
Обобщающее оценивание
Оценивание наблюдения групп
Контрольный лист наблюдений
Дидактические и методические материалы
Презентация проекта Дело вкуса
Визитка проекта Дело вкуса
Практическая работа определение концентрации раствора сахарозы
Практическая работа качественный анализ растворов хлорида натрия, глюкозы, соляной кислоты.
Подборка пословиц и поговорок русского народа о вкусах
Организация проектной деятельности
Методические приёмы
Другие документы
Среда общения для студентов
Отзыв на портфолио проекта
В какой-то праздник, Случилось так, что с дедом за столом, В собрании гостей большом, О вкусах начал спор его же внук, проказник. Старик, разгорячась, сказал среди обеда: «Щенок! Тебе ль порочить деда? Ты молод: все тебе и редька, и свинина, Глотаешь в день десяток дынь; Тебе и горький хрен – малина, А мне и бланманже – полынь!»
Козьма Прутков «Разница вкусов»
Вкус воспринимается рецепторами, находящимися в составе вкусовых почек. Вкусовая почка имеет в длину 60...80 микрон, а диаметр ее наиболее широкой части равен 40 микронам. Расположены вкусовые почки преимущественно на спинке языка в составе желобовидных, грибовидных и листовидных сосочков. Общее количество вкусовых почек у человека равно примерно 2000. Наилучшая температура для их работы составляет +24 градуса. Разные области языка обладают неодинаковой чувствительностью к различным вкусовым веществам. В настоящее время твердо установлено, что у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью к сладкому обладает кончик языка, к горькому – область его корня. Зоны, чувствительные к каждому из четырех раздражений, перекрывают друг друга. Поэтому можно вызвать практически любое из четырех основных ощущений, воздействуя на любую из названных областей, но, чтобы получить, например, ощущение сладкого с корня языка, приходится применять растворы большей концентрации, чем, если воздействовать на его кончик.
Генетическая предрасположенность
Впервые вопрос о генетической предопределенности обоняния и вкуса был поднят в 1931 году, когда химик фирмы «Дюпон» Артур Фокс синтезировал пахучую молекулу фенилтиокарбамида (ФТК). Его коллега заметил острый запах, который исходил от этого вещества, к большому удивлению Фокса, который ничего не чувствовал. Он также решил, что вещество безвкусно, а тот же коллега нашел его очень горьким. Фокс проверил ФТК на всех членах своей семьи — никто не чувствовал запаха...
Эта публикация 1931 года породила целый ряд исследований чувствительности — не только к ФТК, но и вообще к горьким веществам. Нечувствительными к горечи фенилтиокарбамида оказались примерно 50% европейцев, но лишь 30% азиатов и 1,4% индейцев Амазонии. Ген, ответственный за это, обнаружили только в 2003 году. Оказалось, что он кодирует рецепторный белок вкусовых клеток. У разных индивидов этот ген существует в разных версиях, и каждая из них кодирует немного другой белок-рецептор — соответственно фенилтиокарбамид может взаимодействовать с ним хорошо, плохо или вообще никак. Поэтому разные люди различают горечь в различной степени. С тех пор обнаружено около 30 генов, кодирующих распознавание горького вкуса.
Если обратиться к понятию «вкус», то в БСЭ можно про читать, что «вкусовые ощущения по сравнению со зрительными и слуховыми, имеют небольшое познавательное значение и не играют существенной роли в развитии духовной жизни человека. Поэтому они относятся к так называемым низшим чувствам».
Тем не менее, эти «низшие чувства» играют немаловажную роль в жизни человека и животных. Ни люди, ни животные не будут употреблять пищу, вкус которой им не подуше.
Как же связан вкус с природой различных химических соединений?
Классификации вкусовых ощущений.
Одна из первых классификаций была предложена еще в 1752 г. гениальным М. В. Ломоносовым. Он писал: «Главные из более отчетливых вкусовых ощущений такие: 1) вкус кислым, как в уксусе; 2) едкий, как в винном спирте; 3) сладкий как в меде; 4) горький, как в смоле; 5) соленый, как в соли; 6) острый, как в дикой редьке; 7) кисловатый, как в диких плодах». Ломоносов писал: «...которые из них просты, которые сложные, можно будет объяснить не раньше когда будет известна причина начал».
В настоящее время из Ломоносовских начал выделены четыре, которые считаются чисто вкусовыми. Это ощущение кислого, сладкого, соленого и горького. Остальные являются комбинацией этих четырех начал.
Опыты показали, что такие разные по химической природе горькие на вкус вещества, как хинин и пикриновая кислота, при разбавлении в 10 000 раз по своим вкусовым ощущениям неразличимы. То же самое можно сказать и о веществах с кислым вкусом. При надлежащем разбавлении соляная, азотная, серная, фосфорная, уксусная, муравьиная, щавелевая, лимонная и другие кислоты на вкус неразличимы. Правда, некоторые органические кислоты можно распознать даже при разбавлении в 20 000 раз, но не по вкусу, а по запаху. К этой категории относятся такие кислоты, как уксусная, муравьиная, масляная, валериановая и др. Неразличимы в разбавленных растворах и сладкие вещества.
Одинаковые вкусовые качества кислот приписывают их способности диссоциировать вводных растворах с образованием иона гидроксония Н3О+, который и определяет кислый вкус. По этой же причине кислым вкусом обладают растворы многих кислых солей. Однако экспериментально было доказано, что катион Н3О+ не является единственной причиной кислого вкуса кислот. Определенную роль здесь играют и анионы кислот. Растворы соляной, азотной, серной, фосфорной, муравьиной, щавелевой, винной, лимонной и яблочной кислот, взятые в соответствующем разведении, неотличимы на вкус. Механизм восприятия кислого аналогичен механизму восприятия соленого. Так как кислый вкус зависит от концентрации ионов водорода, он может возникать при диссоциации воды в момент прохождения электрического тока через слюну (так проверяют «свежесть» электрических батареек). Однако не все так просто, не все кислоты обладают кислым вкусом: например, пикриновая кислота имеет горький вкус. В растворах не все кислоты в равной степени диссоциируют на водородные ионы и анионы. Если бы только ионы водорода были ответственны за кислый вкус, то тогда по величине активной кислотности (рН) можно было бы предсказать интенсивность кислого вкуса, но при одинаковой величине рН слабые органические кислоты (например, уксусная) имеют более кислый вкус, чем сильные кислоты, например, соляная. Именно уксусная кислота принята за эталон кислого вкуса. Установлено, что он начинает ощущаться уже при 0,001% кислоты уксусной кислоты в пище.
Некоторые кислоты широко используются в пищевой промышленности. Уксус (разбавленный раствор уксусной кислоты, пищевая добавка Е260) добавляют в маринады, салаты. Фосфорную кислоту (пищевая добавка Е338) в небольших количествах добавляют к напиткам типа «Фанты» − для улучшения их вкусовых качеств и создания кислой среды, которая препятствует размножению микроорганизмов. С этой же целью некоторые сухие вина насыщают сернистым газом (пищевая добавка Е220): образующаяся в растворе слабая сернистая кислота Н2SО3 обладает не только консервирующим, но и антиокислительным действием. Сильным антиокислителем является аскорбиновая кислота и ее соли (пищевые добавки Е300−Е303). Все эти кислоты имеют явный кислый вкус. А вот очень плохо растворимая в холодной воде сорбиновая (2,4-гексадиеновая) кислота (пищевая добавка Е200) практически безвкусная. Зато она является совершенно безвредным веществом, предохраняющим продукты от плесени. Недаром не плесневеют ягоды рябины, в которых содержится производное сорбиновой кислоты (оно называется лактоном и в горячей воде превращается в сорбиновую кислоту). Кстати, эта кислота и получила название благодаря рябине (на латыни sorbus). Кислы на вкус также соли, которые при растворении в воде реагируют с ней (гидролизуются) и образуют ионы водорода. Примером может служить хлорид алюминия; при его гидролизе образуется соляная кислота; А1С13 + Н2O → А1(ОН)С12 + НС1. Многие кислые (с химической, точки зрения) соли имеют кислый вкус. Например, кислый фосфат натрия NаН2РО4, при растворении в воде диссоциирует с образованием ионов водорода: Н2РO4- Н+ + НРО42- . Некоторые соли и кислоты имеют «двойной вкус». Например, бромид калия и иодид аммония − соленые и горькие одновременно, а лимонная кислота имеет и кислый, и сладкий вкус. Последнее легко объясняется тем, что при диссоциации лимонная кислота образует «кислый» катион Н+ и «сладкий» кислотный остаток.
Строгого соответствия между химическим строением вкусом несуществует. Так, аминокислоты, несмотря на наличие в них карбоксильной группы, в большинстве случаев обладают сладким вкусом, а нитрокислоты, например нитрокоричные, горькие на вкус. В этом отношении представляют интерес орто-, мета- и пара-ксилофталевые кислоты, которые на вкус сначала горькие, а через некоторое время — сладкие, что, вероятно, связано схимическим процессом, происходящим в полости рта
Интересно отметить такой факт, что если съесть две-три чайные ложки спелых ягод черной смородины, обладающих кислым вкусом, азатем ополоснуть рот водой, то появляется выраженный сладкий вкус. Изменение вкуса объясняется небольшими изменениями, происходящими в структуре соединения
Одинаковые вкусовые ощущения могут вызвать химические вещества, различающиеся по своей природе. Так, сладкие на вкус кроме сахаровсоединения, молекулы которыхсодержат две илиболее гидроксильные группы. Сладким вкусом характеризуются гликоли— соединения, молекулы которых содержат две гидроксильные группы (простейшие гликоли ядовиты). Глицерины — соединения, молекулы которых содержат три гидроксильные группы, ит. д. Больным сахарнымдиабетом рекомендуют употреблять в качестве заменителей сахара ксилит, молекула которого содержит пять гидроксильные групп, исорбит, содержащий шестьгидроксильных групп. Сладка навкус аминокислота глицин (+NН3СН2СОО-). Префикс «глико» указывает на сладкий вкус.
Многие неорганические вещества сладки на вкус. Так, сладки на вкус соединения бериллия (кстати, ядовитые). Отсюда другое название этого элемента — глициний. Сладок ацетат свинца (свинцовый сахар), мало уступающий по ядовитости соединениям бериллия. Еще более ядовитые соединения мышьяка также сладки на вкус.
Ощущение сладости вызывают простейшие насыщенные углеводороды. В еще большей степени сладкий вкус выражен у углеводородов, молекулы которых содержат двойные связи. В то же время углеводороды, молекулы которых содержат тройную связь, горьковаты на вкус.
Сладкие на вкус многие органические хлорпроизводные, такие, как хлористый метил (хлорметан) СНзС1, дихлорметан СН2Сl2, дихлорэтан С2Н4Сl2, хлороформ СНС13 и др.
Многие пространственные изомеры могут различаться по вкусовым свойствам. В данном случае речь идет не об усилении или ослаблении производимого ими вкусового ощущения, а о совершенно разных вкусовых свойствах стереоизомеров. Аминокислота валин (2-амино-3-метилбутановая) (СН3)2СНСН(NН3+)СОО-. Ее L-изомер сладкий; на вкус, а D-изомер — горьковат. Л-аспарагин – сладок, а его D-изомер – безвкусен. В большинстве случаев α-аминокислоты сладкие на вкус, а β-аминокислоты чаще всего безвкусны.
Степень сладости различных веществ колеблется в очень широких пределах. Известны вещества, сладость которых меньше сладости тростникового сахара в 2—4раза, и такие, сладость которых превышает сладость тростникового сахара в 2000и более раз (табл. 1).
Таблица 1 Относительная сладость некоторых веществ
Тростниковый сахар
1
Молочный сахар
0,28
Сорбит
0,48
Глицерин
0,48
Глюкоза
0,5
Фруктоза
1,5
Хлороформ
40
Глицин
100
Сахарин
550
Отдельно стоит соленый вкус. Единственным известным соединением, вкус которого можно назвать чисто соленым, является поваренная соль (хлорид натрия). Заменить поваренную соль каким-либо другим веществом не удается, поэтому поваренная соль принята за эталон соленого вкуса. Значительный интерес вызывают имеющиеся в литературе данные, что в очень разбавленных растворах поваренная соль становится сладковатой на вкус. В табл. 2приведены качественные характеристики вкуса разбавленных растворов хлорида натрия.
Чем же обусловлен соленый вкус хлорида натрия? Раньше считали, что определяющая роль в этом принадлежит иону хлора С1-. Однако хлориды других элементов, находящихся в одной группе с натрием, на вкус отличаются от поваренной соли. Так, хлорид лития солено-кислый на вкус, хлорид калия — солено-горько-кислый, а хлориды рубидия и цезия — горькие.
Другое предположение, что вкус хлорида натрия определяет ион натрия, также не может быть принято. Сравнение на вкус этой соли с бромидом и иодидом натрия показало существенные различия: бромид натрия — горьковато-соленый, а иодид натрия — солоновато-горький. Если же взять для сравнения сульфат натрия, то он просто горький. Сульфат натрия содержится во многих природных минеральных водах, в том числе в карлсбадской. Под названием «глауберова соль» он также применяется в медицине как слабительное. Видимо, «ответственны» за соленый вкус хлорида натрия и ион натрия, и ион хлора.
Вкус всех чисто горьких веществ совершенно одинаков. Так, растворы опия, стрихнина, морфия, хинина могут отличаться друг от друга по интенсивности вызванного ими чувства горечи, но не по его качеству. Если же уравнять интенсивность ощущения, взяв перечисленные растворы в разной концентрации, то они становятся неразличимыми. Что же касается веществ, обладающих горьким вкусом, то чаще всего они содержат атомы азота в различных комбинациях. Этим обусловлен горький вкус большого числа лекарственных препаратов, являющихся производными азотсодержащих гетероциклических соединений. По этой же причине горьким вкусом характеризуются алкалоиды. К веществам с горьким вкусом относятся и соединения, содержащие серу. Чувствительность языка неодинакова к «разным вкусам». На первом месте чаще всего стоят вещества горькие. Это именно тот случай, когда ложка дегтя портит бочку меда. Действительно, вкус таких горьких веществ, как хинин и стрихнин, отчетливо воспринимается при разведении 1:100000 и более (это примерно чайная ложка вещества, разведенная в полутонне воды). Эталон горечи – хинин при разведении 1 части на 100000 частей воды еще ощутим на вкус (самое горькое вещество - денатониум, в 1000 раз более горький, чем хинин), тогда как сладкие, кислые и соленые вещества при неизмеримо большей концентрации делаются незаметными. Хинин − белое кристаллическое вещество, впервые выделенное из коры южноамериканского хинного дерева. Оно используется как одно из самых эффективных средств против малярии. В очень малых количествах хинин добавляют к некоторым горчащим напиткам типа тоника, которые хорошо утоляют жажду. Обнаружить хинин в тонике можно не только по вкусу, но и по яркому светло-голубому свечению напитка под лучами ультрафиолетовой лампы. Когда хинин используют в качестве лекарства, порошок этого нестерпимо горького вещества обычно заключают в капсулы из желатина. Человек глотает капсулу, не ощущая никакого вкуса; потом в пищеварительном тракте желатин растворяется, и лекарство попадает в кровь. Однако описаны случаи, когда после приема хинина в капсулах, исключающих непосредственный контакт лекарства с языком, люди жаловались на горький вкус во рту. Объясняли это удивительное явление тем, что, попав в кровь, хинин возбуждал вкусовые нервы «изнутри языка». С химической точки зрения хинин относится к классу алкалоидов − природных соединений, содержащих один или несколько атомов азота в молекуле. Алкалоиды содержатся в некоторых растениях, откуда их можно выделить. К алкалоидам относятся и многие горькие и очень горькие вещества − кофеин, никотин, стрихнин. Известно более тысячи алкалоидов, и многие из них не только горькие, но и очень ядовитые (стрихнин, кураре). Возможно, ощущение их горького вкуса выработалось у человека в процессе эволюции как защитная реакция против отравления.
Из простых неорганических солей горьким вкусом обладают CsCl, , КI, СsI, МgSO4. Многие знакомы со вкусом последнего вещества из этого списка: сульфат магния содержится в морской воде, а в чистом виде его используют в медицине (обладает слабительным и желчегонным действием). Фармацевты так это вещество и называют: «горькая соль», хотя до хинина ей далеко.
Химические фокусы
Фокусник собрал зрителей - любителей химии и попросил всеобщего внимания. Он показал всем темно - фиолетовые кристаллы хромокалиевых квасцов, растворил их в воде и продемонстрировал фиолетовый раствор. Затем он прилил к этому раствору бесцветную жидкость, и раствор стал изумрудного цвета. Добавив к нему еще одну жидкость, тоже бесцветную, он превратил зеленый раствор в желтый. Затем он превратил желтый раствор в оранжевый, добавив новую бесцветную жидкость. Наконец, к оранжевому раствору была добавлена бесцветная жидкость из числа уже участвовавших в опыте и одновременно - диэтиловый эфир (С2Н5)2О. И тут все увидели в колбе два слоя жидкости, один из которых был ярко - голубого цвета. Какие реакции провел фокусник?
Ответ.
Фокусник использовал реакции:
Пероксид водорода реагирует с дихроматом калия в среде эфира и дает пероксокомплекс состава [СrO(O2)2 {(С2Н5)2О}] голубого цвета.
Задание: Рассчитайте, за какое время можно съесть пуд соли?
Пуд соли - это 16 кг. Все пищевые продукты содержат в себе некоторое количество NaCl: мука- 0,01%, картофель - 0,04%, фрукты - 0,05%, мясо, рыба, кофе - 0,01%, молоко - 0,15%, бульон - до 10%. Прибавляя к пище ежедневно около 20 г соли, человек съедает в год 7-5 кг, а за 70 лет- 500 кг NaCl.
Викторина
Самое горькое вещество добывают из коры этого дерева. (Хинное дерево)
(формула сорбита) какой вкус у этого вещества? Где его применяют? (сладкий, в медицине, пищевой промышленности)
Чем отличается белый и коричневый сахар? (цветом)
Где используют свинцовый сахар? (в производстве волокна, в медицине)
Какую пищевую добавку открыл для лунатиков Пончик из сказки Носова «Незнайка на Луне?» (соль)
Почему все кислоты кислые? (ионы водорода)
Какая на вкус глауберова соль? (горько-солёная)
(растение какао) семена этого растения горькие. С каким вкусом мы его ассоциируем? (сладким)
Какой на вкус сахарин в больших количествах? (горький)
Фамилия этого композитора переводится «сладкий» (Глюк)
Какая на вкус пищевая добавка глутамат натрия? (безвкусная)
Что измеряют глюкометром? (уровень глюкозы в крови)
Практическая работа «Определение концентрации раствора сахарозы»
На столах у студентов растворы глюкозы разной концентрации. На вкус необходимо наиболее точно назвать массовую долю сахарозы.
Практическая работа «Качественный анализ»
В разных стаканах находятся растворы хлорида натрия, соляной кислоты, глюкозы, сульфаниловой кислоты. Задание: распознать соединения.
Реактивы: растворы АgNО3, NаОН, СuSО4, лакмус,
Ход анализа
С помощью лакмуса определяем раствор НСl, сульфаниловая кислота не диссоциирует. АgNО3 дает осадок с NаСl. Глюкоза с гидроксидом меди образует ярко-синий раствор глюконата меди.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫСТУПЛЕНИЯ ДОКЛАДЧИКА НА ЗАЩИТЕ ПРОЕКТА:
- обоснованность структуры доклада; - вычленение главного; - полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите; - использование наглядно-иллюстративного материала; - компетентность, эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро ориентироваться в своей работе при ответах на вопросы. Задаваемые комиссией (членами жюри или экспертной комиссией); - уровень представления доклада по проекту (умение пользоваться при изложении доклада и ответах на вопросы материалами, полученными в ходе исследования), четкость и ясность при ответах на все возникающие в ходе доклада вопросы по проекту, что является неотъемлемым показателем самостоятельности выполнения работы по выбранной теме.
ПАМЯТКА РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Этапы работы над исследовательским проектом. 1.Подготовительный, или вводный (погружение в проект) 1.1.Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта). 1.2.Определение цели, формулирование задач. 1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей. 1.4. Выдача письменных рекомендаций студентам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.). 1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы. 1.6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.
2.Поисково-исследовательский этап 2.1. Определение источников информации. 2.2. Планирование способов сбора и анализа информации. 2.3. Подготовка к исследованию и его планирование. 2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций. 2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты студентов, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3. Трансляционно-оформительский этап 3.1. Предзащита проекта (в группе) 3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. 3.3. Подготовка к публичной защите проекта: 3.4. Определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиа поддержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.); 3.5 стендовая информация о проекте. 4. Заключительный этап 4.1. Публичная защита проекта. 4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы. 4.3. Итоговая конференция
Литература:
1. Артеменко А.И. Органическая химия М.: Высшая школа, 2000.
Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. Ярославль АКАДЕМИЯ ХОЛДИНГ, 2000.
2. Леенсон И.А. Чет или нечет? Занимательные очерки по химии. М.: ХИМИЯ, 1988.