Конспект интегрированного урока на тему: "Строение атома"
Конспект интегрированного урока на тему: "Строение атома"
Интегрированный урок по химии и физики для 8 класса по теме: "Строение атома". Тип урока: по физике - изучение нового материала, а по химии - повторение и обобщение. В данном уроке представлены химические загадки. (Л.Аликберова "Занимательная химия",М., "АСТ-ПРЕСС",1999, с 20-21). В этом уроке есть приложения: схема опорного конспекта для ученика, тест по данной теме на 2 варианта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока на тему: "Строение атома" »
Интегрированный урок: химия и физика по теме: "Строение атома" (провели Черванева Елена Фёдоровна – учитель химии и Шапорова Юлия Михайловна – учитель физики МБОУ СОШ №32 г. Хабаровска)
Другого ничего в природе нет ни здесь, ни там, в космических глубинах: все — от песчинок малых до планет — из элементов состоит единых.
(С. Щипачёв)
Тип урока: урок изучения нового материала (физика), повторение и обобщение (химия).
Вид урока: интегрированный урок (физика, химия) 8 класс.
Цель урока: изучить строение атома, показать единство законов химии и физики.
Задачи:
Образовательные:
Изучить планетарную модель атома.
Познакомить учащихся с гипотезой Томсона и фундаментальным опытом Резерфорда.
Углубить представления об элементарных частицах атома: электронах, протонах, нейтронах.
Развивающие:
Продолжить развитие навыков работы с опорным конспектом, таблицами и схемами.
Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.
Развивать познавательный интерес к химии и физики.
Воспитательные:
Воспитывать умения работать коллективно
Воспитывать культуру поведения, общения друг с другом в процессе учебной деятельности.
Оборудование: мультимедийные пособия по физике и химии; таблица периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева; бланк опорного конспекта (у каждого учащегося, см. Приложение).
План урока:
Повторение материала.
Вступительное слово учителя химии, постановка цели урока.
Изложение нового материала.
Закрепление изученного материала.
Подведение итогов. Домашнее задание.
1. Фронтальный опрос проводит учитель физики.
Как показать на опыте, что электрический заряд можно разделить?
Имеет ли электрический заряд предел делимости?
Можно ли разделить элементарный электрический заряд на 4?, 3?, 2?
Что можно сказать о величине заряда любого заряженного тела?
Можно ли передать телу заряд величиной 1,6 • 10 – 20 Кл?; 48 •10 – 20 Кл?
2. Учитель химии. Всем известно, что на одну и ту же проблему или какой-либо факт, можно взглянуть с различных точек зрения, что вы порой и делаете, даже не подозревая об этом, на уроках химии, физики, биологии, географии. Сегодня мы решили объединить уроки химии и физики, чтобы раскрыть строение одной очень маленькой частички - атома. Слово “атом” придумал очень давно более 2500 лет назад древнегреческий философ Демокрит. С греческого “атом” переводится как “неделимый”. Так ли это?
3. Учитель физики. В истории развития физики одна из самых интересных и увлекательных страниц – это история открытия сложного строения атома. В конце XIX- начале XX в. идеи о строении атома витали в воздухе, в то время ничего о внутреннем строении атома не было известно.
Понятие атома существует уже по край ней мере 25 столетий.
Мнение Демокрита на строение атома(460 – 370 гг. до нашей эры) – происходил из богатого и знаменитого рода в Северной Греции. Все доставшиеся в наследство деньги он потратил на путешествия, где приобрел обширные знания. Горожане признали его мудрецом. Демокрит был убежденным атомистом. Основные элементы его картины природы таковы:
- все тела состоят из атомов, которые неделимы и имеют неизменную форму; - число атомов бесконечно, число различных типов атомов тоже бесконечно;
-атомы обладают различными выступами, углублениями, крючками, что позволяет им образовывать устойчивые соединения;
-атомы находятся в постоянном движении.
В России теорию о мельчайших частицах вещества развивал Михаил ВасильевичЛомоносов. Различая два вида частиц материи, он дает им названия «элементы» - атомы и «корпускулы» - молекулы.
« Элемент есть часть тела , не состоящая из каких-либо других частиц, а «корпускула» есть собрание элементов в одну большую массу»
Так прозвучала мысль о том, что молекула состоит из атомов.
Однако к концу 19-го века появляются неопровержимые факты, которые свидетельствуют о сложном строении атома. Наиболее серьезный удар по привычным представлениям об атомах нанесло открытие электрона – частицы, входящей в состав атома и последовавшая после этого первая попытка создания модели атома.
Итак, Джозеф Джон Томсон.
Учащийся.(Делает небольшое сообщение о модели атома, предложенной английским физиком Дж. Дж. Томсоном)
“Атом” в переводе с греческого - неделимый. Но после открытия в 1897 г. электрона, входящего в состав атома, был сделан вывод о сложном строении атома. Первая достаточно разработанная модель атома была предложена английским физиком Дж. Дж. Томсоном, открывшим электрон. Согласно этой модели, вещество в атоме несет положительный заряд и равномерно заполняет весь объем атома. Электроны “вкраплены” в атом. Предполагалось, что их очень много. В целом атом электрически нейтрален. Для устойчивости атома необходимо, чтобы электроны располагались концентрическими слоями, в каждом слое определенное число электронов. Томсон с помощью данной модели объяснил ряд физических явлений. Например, хорошая проводимость металлов объяснялась тем, что атомы металлов легко теряют часть электронов.
Первая модель атома сыграла положительную роль: в дальнейшем была использована верная идея о слоях электронов в атоме, о потере электронов атомами. Однако скоро обнаружилось несоответствие модели реальной действительности. В частности, модель атома Томсона оказалась в противоречии с результатами опыта Резерфорда”.
Учитель физики. Чтобы проверить гипотезу Дж. Дж. Томсона необходимо провести эксперимент. (Просматривается фрагмент об опыте Э.Резерфорда).
“В 1909 - 1911 гг. Резерфорд экспериментально доказал, что у атомов есть ядра. В мае 1911 г. на страницах лондонского “философского журнала” он изложил результаты экспериментальных и теоретических поисков в области строения атома. Ядро занимает в атоме ничтожную часть объема, оно положительно заряжено, и в нем сосредоточена почти вся масса атома, так как электроны по сравнению с атомом очень легкие частицы. Электроны движутся вокруг ядра.
Альфа-частицы от радиоактивного источника, пройдя через диафрагму, попадают на тонкую фольгу из золота. Она имеет толщину около микрона, т.е. состоит приблизительно из 3000 атомных слоев. Большая часть альфа-частиц легко проходит через фольгу, мало отклоняясь. Но некоторые, редкие альфа-частицы отклоняются на значительные углы и даже на углы, близкие к 180°, т.е. отбрасываются назад.
Результаты опыта можно объяснить следующим образом. Альфа-частицы, проходя через фольгу, проходят сквозь атомы золота. Это возможно потому, что легкие электроны почти не влияют на движение тяжелой альфа-частицы. Так как они в большинстве случаев отклоняются на малые углы, атомы в большей части своего объема заполнены электронами и лишь небольшую их часть занимает положительно заряженное вещество. Эта центральная часть атома получила название ядра. Из опытов следует, что ядро и отталкивает альфа-частицу, причем тем сильнее, чем ближе к ядру она проходит. По соотношению между общим числом частиц и числом отклонившихся на определенные углы частиц рассчитывается размер ядра и заряд ядра. Оказалось, что радиус ядра имеет порядок 10 - 12 см (10 - 14 м). Заряд же ядра положителен и определяется формулой q = Z•e, где Z - порядковый номер элемента в периодической системе, а е- модуль заряда электрона”.
Учитель химии.
Из каких элементарных частиц состоит атом? Давайте вспомним.
Он бежит по проводам,
Он бывает тут и там.
Свет зажёг, нагрел утюг
…….наш лучший друг.
Если в атом он попал-
То, считай, почти пропал:
Он с утра и до утра носится вокруг ядра ( электрон)
Зарядом я похвастать не могу,
А потому сижу в ядре и ни гу-гу.
А то ещё подумают шпион…
А я нейтральный и зовусь……. (нейтрон)
Очень положительный,
С массою внушительной.
А таких, как он, отряд
Создаёт в ядре заряд,
Лучший друг его нейтрон…
Догадались? Он …! (протон)
Таким образом, известно точно, из каких частиц состоит атом (1 ученик на доске, ребята - в тетради составляют схему-таблицу строения атома).
Учитель химии. Строение всех атомов зашифровано в периодической системе химических элементов. Порядковый номер химического элемента показывает заряд ядра атома Z , этот заряд численно равен числу протонов в ядре атома; т.к. атом в целом нейтральная частица, то число протонов равно числу электронов в оболочке атома. Чтобы вычислить число нейтронов в ядре из округлённого значения
относительной атомной массы вычитаем заряд ядра: n0 = Ar – p+
заполняем таблицу, пользуясь ПСХЭ , вместе с учащимися:
Химические
элементы
ядро
оболочка
p+
n0
e
Zn
30
35
30
Mn
25
30
25
Hg
80
121
80
Fe
26
30
26
Ag
47
61
47
Когда из элементарных частиц мы начинаем «конструировать» атомы, то придётся
Собрать, сколько надо, частиц всех сортов,
И атом, пожалуйста, вот он, готов!
Но в общее дело их вклады неравны…
Так, кто же из этих частиц самый главный?
Пузатый протон, флегматичный нейтрон,
А может быть, юркий малец электрон?
Если для нас самое главное хим. свойства вещества, то самыми важными являются электроны. Но атом должен быть элекроотрицательным. Значит, сколько электронов - столько и протонов. И все атомы, у которых одинаковое число протонов, считаются атомами одного и того же хим. элемента: хим. свойства у них тоже одинаковые. Значит, каждый элемент состоит из атомов с одинаковым зарядом ядра. А зачем же тогда нужны нейтроны? Нейтроны утяжеляя ядро атома, придают ему больше прочности. При этом в ядре атома одного и того же хим. элемента может содержаться разное число нейтронов. О чем идёт речь? Что такое изотопы?
( Разновидности атомов одного и того же хим. элемента с одинаковым числом протонов и разным числом нейтронов или одинаковым зарядом ядра и разной массой.)
Так какая же из частиц самая главная в атоме?
4. Закрепление изученного материала
а) фронтальный опрос:
Учитель химии: Где сосредоточена масса атома?
Ученики: В ядре атома.
Учитель химии: Что собой представляет масса атома?
Ученики: Сумму протонов и нейтронов.
Учитель химии: Чему равно число протонов?
Ученики: Порядковому номеру.
Учитель химии: Как найти число нейтронов?
Ученики: От относительной атомной массы отнять число протонов.
Учитель химии: Какой заряд имеет атом?
Ученики: Атом имеет заряд 0, т.е. электронейтрален.
Учитель химии: Почему?
Ученик: количество электронов равно количеству протонов
Чем отличаются протоны и электроны?
Чем отличаются протоны и нейтроны?
а) Опроверг ли своими опытами Э. Резерфорд модель атома Томсона?
Какая модель атома вытекает из опытов Э. Резерфорда?
Что принимается за размер атома в планетарной модели атома?
Выполнение тестовой работы на два варианта (задания на рабочем листе у каждого учащегося, работы сдаются для проверки)
Вывод по уроку. Что узнали? Чему научились? С какой бы точки зрения, химической или физической, мы не рассматривали мир, он един и в нём действуют одинаковые законы.
Подведение итогов:(выставляем оценки, благодарим активных учащихся, ребят, подготовивших интересные сообщения.)
7. Домашнее задание:
по физике: §30;
по химии: §6,7
Предлагаем ребятам по желанию творческое задание (записано на доске):
1. Используя изученные на уроке термины: атом, ядро, оболочка, протон, нейтрон, электрон; фамилии ученых: Томсон, Резерфорд, составить кроссворд.
2. Сочинить историю в любом жанре (сказка, басня, детектив и т.д.) по теме: «Приключения атома».
Тема урока: "Строение атома"
опорный конспект
1. Демокрит (др. греч.): 2. Модель Дж. Дж. Томсона: «атом» - «». (дорисуй модель)
3. Планетарная модель атома:
1. - ;
2. - ;
4. Заполни схему: «Состав атома».
химические элементы
ядро
Электроны,
Протоны, p+
Нейтроны, n0
Zn
Mn
Hg
Fe
Ag
Заполни таблицу:
6.Ответьте на вопрос: Что произойдёт с атомом, если изменить количество электронов?
3. Атом хлора принял один электрон. Как называется полученная частица? Чему равен её заряд?____________________________________________________________
4. В результате трения стеклянной палочки о шёлк ей сообщён положительный заряд. Объясните, все ли атомы, из которых состоит заряженная палочка, нейтральны. Почему? Изменилась ли масса стеклянной палочки после сообщения ей положительного заряда? Как? Почему?