kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по химии. Тема: "Угольная кислота и её соли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока содержит материал теоретичекой и практической направленности. Способствует углублению знаний по предмету, а так же расширению кругозора и уважительного отношению к предмету.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии. Тема: "Угольная кислота и её соли"»

Муниципальное казенное образовательное учреждение Боровская средняя общеобразовательная школа



Конспект урока

в 9 классе

«Угольная кислота

и её соли»





учитель: Гришина Н.М.

















Тема урока по учебно-методическому плану: «Угольная кислота и её соли».

Место урока в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану.

Номер урока: 33

Форма урока: традиционная

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: Формирование знаний о составе и химических свойствах угольной кислоты, карбонатах и их значении в природе и жизни человека,

Задачи урока:

  • образовательная: познакомиться со свойствами и взаимодействием карбонатов и гидрокарбонатов при переходе карбонатов в гидрокарбонаты и обратно;

  • развивающая: развитие умения проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент; практически распознавать карбонат-ион среди других ионов, развитие умений сравнивать, обобщать, анализировать;

  • воспитательная: воспитание коммуникативных навыков при работе в группе и навыков самоконтроля. Повышение положительной мотивации учения у школьников путем постановки проблемных вопросов и их решение через работу с тестовыми заданиями различной формы.

Методы, применяемые на уроке: словесные, наглядные

Оборудование урока: демонстрационный материал: карбонат натрия(кальцинированная сода), карбонат кальция (мел, известняк) гидрокарбонат натрия (питьевая сода), гидрокарбонат кальция; известковая вода, пробирки, штатив, газоотводная трубка, лабораторная посуда. ЦОР, АРМ.

Требования согласно федеральному компоненту образовательного стандарта:

Ученик должен

Знать /понимать состав, строение ,свойства, применение угольной кислоты и ее солей.

Уметь доказывать химические свойства угольной кислоты и ее солей, записывать УХР. Применять полученные знания на практике, устанавливать причинно- следственные связи. Владеть языком предмета, давать аргументированную оценку информации



План- конспект урока

Этап урока

Ход урока

Органи-зационный

момент

  • приветствие учащихся

  • подготовка аудитории к работе

  • наличие учащихся

Проверка знаний


Вводное слово учителя

Поговорим? О чем?

О разном и о прочем

О том, что хорошо

И хорошо не очень

О чем-то знаешь ты?

А что- то мне известно

Поговорим? Поговорим.

Вдруг будет интересно

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с соединениями углерода.

Узнаем новое и интересное, я надеюсь, что наша встреча будет плодотворной.



I.Тестовое задание (индивидуальная работа учащихся)

1.Ряд химических элементов, высшие оксиды которых имеют состав, выражающийся формулой ЭО2.

а). B, C, N; б) C, Si, Ge; в)Al, Si, P; г) Si, P, S.

2.Формула кислотного оксида, который при реакции с гидроксидом натрия может образовать соль карбонат натрия.

а) CO; б) Na2O; в) SO2; г) CO2.

3.Из перечисленных ниже веществ с углеродом взаимодействуют:

А) CuO; б) CO2 ; в) CO; г) O2.

4.Углекислый газ для лабораторных опытов удобнее получать:

а) окислением угарного газа

б)разложением малахита

в) действием кислоты на мрамор, мел или известняк

г) брожением глюкозы

5.Установите соответствие между веществом и их свойствами

Свойства вещества Вещество

А. легче воздуха 1.СО (угарный газ)

Б. тяжелее воздуха 2.СО2(углекислый газ)

В. бесцветный газ

Г. Плохо растворим в воде

Д. хорошо растворим в воде

Примерные ответы учащихся

I. Тестовые задания

1.б) 2.г) 3.г) 4.в)

5

А

Б

В

Г

Д

1

2

12

1

2


II.Проверка д\з решение задачи у доски

Задача: «Имеется 100г оксида углерода (IV). Определите количество вещества СО2 его объём, а также число имеющихся молекул СО2»

Дано:

m (CО2)=100г

Vm=22,4л

NA=6,02*1023

Найти:

v=?

V =?

N=?

Решение:

1.Записываем формулы необходимые для решения задачи

v =m/M

V=Vm*v

N=NA*v

2. Находим

М (СО2)=44г/моль

3. Подставляем значение в формулы и находим неизвестное

v=100г/44г/моль=2,27 моль

V=22,4л*2,27моль=50,9л

N(CO2)=6,02*1023*2,27=

1,37*1024 молекул

Ответ:

количество углекислого газа 2,27 моль;

объем углекислого газа 50,9 литра;

число молекул углекислого газа1,37*1024

III. Фронтальный опрос

  1. каков тип химической связи в молекуле СО

  2. опишите действие угарного газа на организм человека

  3. охарактеризуйте химические свойства СО2

Примерные ответы учащихся

  1. В молекуле угарного газа ковалентная полярная связь

2.Угарный газ действует на организм человека следующим образом: наблюдается головная боль, головокружение, потеря сознания

3.Углекислый газ обладает общими свойствами с другими кислотами:

1) в реакциях с водой образует непрочное соединение угольную кислоту

2) реагирует с основаниями в результате реакции образуется соли

3) при взаимодействии с оксидами образует соль

А так же имеет специфические свойства:

1)Известковая вода мутнеет при пропускании через нее СО2

2) При повышенной температуре обладает окислительными свойствами (СО2 никогда не проявляет восстановительных свойств)


Изучение нового материала

Демонстрационный опыт «Открытие бутылки лимонада»

-Открывая бутылку лимонада, или любого другого газированного напитка мы сталкиваемся с незнакомкой. Это она, угольная кислота. Как часто предательски вырывается она из бутылки, разбрызгиваясь вокруг. Это происходит от того, что молекулы её крайне неустойчивы, а в бутылке она находится под большим давлением, когда мы открываем крышку, она сразу разлагается:

H2CO3=H2O + CO2

Угольная кислота- это тот редкий случай вещества, формулу которого принято считать условной, т. е. такой молекулы не существует, однако возможно рассматривать не только свойства её соединений, но и собственные свойства этой кислоты.

Дадим характеристику угольной кислоте

Примерный ответ учащихся:

1)по наличию кислорода- кислород содержащая

2) по основности- двухосновная

3)по растворимости в воде- растворимая

4)по степени диссоциации- слабая

5) по стабильности- нестабильная, непрочная, так как летучая

Видеоролик «Получение угольной кислоты»

Вопросы учащимся после просмотра видеоролика:

1.Что наблюдаете?

2.Как изменяется окраска лакмуса?

3.Почему?

4.Какой вывод о силе угольной кислоты можно сделать?

Ответ учащихся. Вывод: угольная кислота является слабой, что подтверждает розовая окраска лакмуса, а не красная, как в растворах сильных кислот.

Физиологическое действие угольной кислоты (сообщение учащегося)

- Когда человек пьёт газированную воду, то в организм поступает раствор угольной кислоты, которая разлагается в желудке, выделяя углекислый газ. Именно поэтому после употребления такой воды «пучит» живот. Газированная вода содержит угольную кислоту, которая разрушает эмаль зубов. Поэтому нельзя пить много газированной воды.



- Переходит к изучению солей угольной кислоты Н2СО3.Так как угольная кислота двухосновная, то ей соответствуют соли двух типов. Какие именно? (примерный ответ: средние и кислые соли)

Средние соли Кислые соли

CaCO3 Ca(HCO3)2

Дайте названия этим солям

(Карбонат кальция ) (Гидрокарбонат кальция)



Задание I группе

Составьте формулы следующих солей, находящихся у вас на партах: карбонат натрия(кальцинированная сода), карбонат кальция (мел, известняк). Поработайте с таблицей растворимости определите растворимые и нерастворимые карбонаты.(Примерный ответ: карбонат натрия- Na 2CO3 карбонат кальция- CaCO3 .Растворимыми являются только карбонаты щелочных металлов и аммония.)

Задание II группе

Составьте формулы следующих солей, находящихся у вас на партах: гидрокарбонат натрия (питьевая сода), гидрокарбонат кальция. Поработайте с таблицей растворимости определите растворимые и нерастворимые гидрокарбонаты (Примерный ответ: гидрокарбонат натрия NaHCO3 гидрокарбонат кальция- Ca(HCO3)2 Почти все карбонаты хорошо растворимы в воде.)



Дополнение к ответам учащихся о практическом применении.

В сельском хозяйстве карбонат кальция служит для известкования сильнокислых (дерновоподзолистых) почв. А также в строительстве, стекольной и бумажной промышленности. Карбонат калия раньше использовался как удобрение, сейчас применяется в фотографии, мыловаренной и стекольной промышленности.

Карбонат натрия содержится в воде некоторых озер. Потребляется мыловаренной, стекольной, текстильной, бумажной, нефтяной промышленностью. Карбонат натрия вырабатывается в наибольших количествах (около 4 млн т в год)для нужд химической промышленности.

Гидрокарбонат натрия применяется в кондитерском деле, в медицине, лабораторной практике.



- Особенностью солей угольной кислоты является их способность превращаться друг в друга

(демонстрация видеоролика «Взаимопревращения карбонатов и гидрокарбонатов) Какой вывод можно сделать из наблюдаемых явлений?: (Примерный ответ: в избытке кислоты карбонаты превращаются в гидрокарбонаты, а при нагревании - наоборот).

- У карбонатов есть специфические свойства:

1) сильные кислоты вытесняют из солей угольной кислоты СО2, наблюдается «вскипание». Это качественная реакция на карбонат –ион

2) взаимные превращения карбонат- гидрокарбонат

1. гидрокарбонаты превращаются в карбонаты при нагревании

2.карбонаты в присутствии СО2 превращаются в гидрокарбонаты

Задания группам составить УХР

I-по 1 свойству

II- по 2 свойству

Примерные ответы учащихся

I группа

Сильные кислоты вытесняют из солей угольной кислоты СО2, наблюдается «вскипание». Это качественная реакция на карбонат –ион

2CO3+HCl=2NaCl+CO2 /+H2O

II группа

Взаимные превращения карбонат- гидрокарбонат

1.гидрокарбонаты превращаются в карбонаты при нагревании

Сa(HCO3)2—CaCO3/+CO2+H2O

2.карбонаты в присутствии СО2 превращаются в гидрокарбонаты

CaCO3+CO2+H2O=Ca(HCO3)2

Демонстрационный опыт

Пропускание углекислого газа через известковую воду. (Примерный ответ: наблюдается помутнение прозрачного раствора Ca(OH)

Дальнейшие пропускание раствора вызывает исчезновение мути, т.е. переход CaCO3 в Ca(HCO3)2

Последующие нагревание раствора вызывает новое появление мути вследствие выделения осадка карбоната кальция. Данные превращения можно изобразить схемой:

Ca(OH)2—CaCO3—Ca(HCO3)2 – CaCO3

Закрепление

изученного

Составить УХР по схеме Ca(OH)2—CaCO3—Ca(HCO3)2 – CaCO3

Примерный ответ учащихся

  1. Ca(OH)2+CO2=CaCO3/+H2O

  2. CaCO3+CO2+H2O=Ca(HCO3)2

  3. Ca(HCO3)2=CaCO3/+CO2+H2O

Тестовое задание

1.Валентность и степень окисления в молекуле угольной кислоты

1) IVи - 4 2) IV и +4 3) III и +4 4) IVи +2

2. Формула гидрокарбоната калия

1) Ca(HCO3)2 2) CaCO3 3) K2CO3 4) KHCO3

3. Для определения присутствия карбонат –ионов в растворе к этому раствору добавляют раствор

1) гидроксида натрия 2) соляной кислоты

3) хлорида натрия 4) нитрата калия

4.Щелочную среду имеет раствор

1) NaCl 2) Na2SO4 3) Na2CO3 4)NaNO3

5.Укажите характеристики, которые относятся к угольной кислоте:

А. сильная кислота Б. слабая кислота В. кислая на вкус

Г. Ядовитая Д. двухосновная Е. бескислородная

1) БВЕ 2) АВД 3)БГД 4) БВД

(ответы учащихся 1-2 ; 2-4; 3-2; 4-3; 5-4)

Домашнее задание

  1. Прочитать параграф 28, ответить на вопросы 18-20

  2. Выполнить задание 106, 107 в рабочей тетради

рефлексия

1.На уроке я работал активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3.Урок для меня показался интересен / скучен

4.За урок я не устал / устал

5.Мое настроение стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был понятен / не понятен

7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным

Итог урока:

Угольная кислота и ее соли

Угольная кислота – слабая кислородсодержащая, двухосновная кислота. Образует соли: карбонаты и гидрокарбонаты, которые обладают специфическими свойствами:

1) Сильные кислоты вытесняют из солей угольной кислоты СО2.

2) Взаимные превращения карбонат- гидрокарбонат

а) гидрокарбонаты превращаются в карбонаты при нагревании

б) карбонаты в присутствии СО2 превращаются в гидрокарбонаты




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока по химии. Тема: "Угольная кислота и её соли"

Автор: Гришина Наталья Михайловна

Дата: 05.11.2020

Номер свидетельства: 562554

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока по химии в 9 классе по теме "Угольная кислота и ее соли" УМК О.Габриеляна "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-khimii-v-9-klassie-po-tiemie-ughol-naia-kislota-i-ieie-soli-umk-o-gabriieliana"
    ["file_id"] => string(6) "140225"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417894361"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Методическая разработка урока "Необходимость и достаточность или химия Жизни". "СОЛИ". "
    ["seo_title"] => string(88) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-nieobkhodimost-i-dostatochnost-ili-khimiia-zhizni-soli"
    ["file_id"] => string(6) "193093"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427563221"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока химии в 9 классе по теме : "Карбонаты""
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekturokakhimiiv9klassiepotiemiekarbonaty"
    ["file_id"] => string(6) "286880"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454412084"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Урок "Угольная кислота и ее соли""
    ["seo_title"] => string(29) "urokugholnaiakislotaiieiesoli"
    ["file_id"] => string(6) "323207"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461776627"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Конспект урока "Гидролиз солей" "
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekt-uroka-gidroliz-soliei"
    ["file_id"] => string(6) "219346"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434123822"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства