kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по химии по теме: " Химические явления. Химические реакции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ознакомления учащихся с физическими и химическими явлениями, их сравнением, отличием. Вводится понятие химическая реакция, признаки химических реакций. Положительные и отрицательные стороны химических реакций.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии по теме: " Химические явления. Химические реакции"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №10
им. Героя России А.Р. Савченко










Конспект урока по химии в 8-м классе



Тема: «Химические явления. Химические реакции.»





Подготовила и провела:

учитель Абакумова Т.Н.

Тема урока. Химические явления. Химические реакции.

Класс: 8

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний (изучения нового материала).

УМК: Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ О.С Габриелян.- 5-е изд. - М.: Дрофа, 2016.-287с.

Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая.

Технологии, применяемые на уроке: технология проблемного диалога, исследовательская технология

Цель урока: способствовать формированию знаний учащихся о химических явлениях, химических реакциях и закрепить знания о физических явлениях.

Планируемые результаты

Личностные:

- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе химических знаний;

- развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

- умение обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

- составлять план решения проблемы;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- проводить экспериментальное исследование по предложенному плану;

- анализировать результаты эксперимента с выделением существенных признаков;

- на основании результатов эксперимента формулировать выводы.

Коммуникативные УУД

- планировать учебное сотрудничество в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

- формулировать и аргументировать свое мнение.

- описывать химические реакции с помощью родного языка и языка химии.

Предметные:

знать / понимать

- понятия "физическое явление", "химическое явление", "признаки химической реакции", "условия возникновения и протекания химических реакций»

уметь

- определять физические и химические явления,

- описывать признаки химических реакций,

- приводить примеры химических процессов в природе и технике,

- объяснять роль физических и химических явлений в природе и технике,

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием, проводить эксперимент с учетом ТБ.

Обеспечение урока: компьютер, проектор, электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint, раздаточный материал (памятки по ТБ, карточки-инструкции для выполнения лабораторной работы, карточки с заданием), оборудование и реактивы.


Ход урока.

- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке химии. А что изучает химия? (сл.3) ( Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращения). Что такое вещество? (Вещество – это из чего состоит тело) Какие бывают вещества? Что значит простое вещество? Сложное вещество? (приведите примеры)

Нас окружает удивительный мир веществ. Мы и сами состоим из веществ. Но всегда ли вещества остаются неизменными? Давайте посмотрим несколько слайдов.

Слайды презентации: извержение вулкана, образование инея, образование тумана, образование облаков, таяние льда, плавление металла.(сл.4)

Давайте посмотрим ещё один слайд.

Слайд презентации: гниение листьев осенью, горение древесины, горение бумаги, скисание молока.(сл.5)

- Что мы с вами видим, ребята, что объединяет все эти картинки? Остаются ли вещества неизменными?

На картинках изображены различные явления природы. Вспомните, на какие группы делятся явления. Вы уже многое знаете о веществах, но ваши знания о веществах будут неполными, если мы не изучим превращения происходящие с ними.(сл.6)

- Как Вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Какова тема нашего сегодняшнего урока?

-Молодцы! Тема нашего урока «Химические явления. Химические реакции.»(сл.7)

- Откройте тетрадь, запишите тему урока.

- Как вы думаете, чему нам нужно сегодня научиться, что узнать? Какова цель урока? (сл.8)

• повторим-

• познакомимся-

• узнаем-

• отметим-

•повторим - физические и хим. явления

• познакомимся- с видами хим. реакций

•узнаем- признаки хим. реакций

• отметим - условия протекания реакций



В природе с момента ее зарожденья:(сл.9)

Всегда с веществами идут превращенья.

Про эти природные измененья

Мы с вами сказали бы: "Это явленья!"

Явленья бывают различными,

Рассмотрим химические и физические.

Должны научиться мы их наблюдать,

А самое главное их различать



Девизом урока я предлагаю взять слова великого русского ученого М.В Ломоносова:

«Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции». (сл.10)

- Как вы понимаете эти слова?

Химия наука экспериментальная, эксперимент учит на практике проверять свои выводы. Сегодня мы с вами проведем урок-исследование. В ходе исследования попробуем определить, какие явления являются физическими, а какие – химическими, чем они отличаются друг от друга. Прежде вспомним правила техники безопасности при работе с веществами.(сл.11)

Возьмите инструктивную карточку №1, внимательно её изучите и выполните предложенные Вам опыты.

Лабораторная работа № 1. (сл.12)

Проведите лабораторные опыты, предложенные вам в карточке №1. Полученные результаты заносим в таблицу.

№ опыта

Что делали?

Что произошло с веществом?

Какое это явление?















Инструктивная карточка № 1.

Вариант 1.

1.Согните алюминиевую проволоку.

2.Растереть кусочки мела в ступке.

Вариант 2.

1.Согните медную проволоку в спираль, закрутив её вокруг карандаша.

2. Растворите пол-ложки сахара в воде.



Обсуждение результатов опытов.

- Я вам сейчас продемонстрирую ещё один опыт. Вы внимательно наблюдайте за явлением, которое происходит. И дайте ему определение.

Опыт. Вскипятить 1 мл (1см) воды в пробирке.(сл.13)

-Что вы наблюдали? Какое это явление? Дайте ему определение.

Физическое явление – явление, которое не сопровождается образованием новых веществ, оно проявляется в изменении формы тела или агрегатного состояния вещества.

- Таким образом, в проделанных опытах изменяется форма тела или же его агрегатное состояние, но не произошло образование новых веществ.

- Приведите еще примеры физических явлений.

Физические явления широко используются человеком в деятельности.(сл.14)

- Многие способы получения чистых веществ, по сути, являются физическими явлениями. К ним относят фильтрование (очистка питьевой воды), дистилляцию или перегонку (для получения чистых жидких или газообразных веществ, например, для получения нефтепродуктов, отдельных составных частей воздуха), выпаривание (для получения твердых веществ из растворов, например, поваренной соли), отстаивание.

- Давайте вспомним ещё раз, что изучает химия?

Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.(сл.15)

- Превращения – это явления. Какие явления или реакции называются химическими? (сл.16)

Явления, в результате которых из одних веществ образуются другие, называются химическими явлениями или химическими реакциями.

- В отличие от физических явлений при химических явлениях, или химических реакциях, происходит превращение одних веществ в другие, образуются новые вещества.

- По каким признакам можно определить, что образовалось новое вещество, то есть прошла химическая реакция?

- Как мы это можем узнать?

- Только выполнив эксперимент.

- Итак, в нашей исследовательской лаборатории перед вами ставится задача: исследовать химические реакции и выяснить признаки этих реакций.(сл.17)

- Сейчас вы выполните лабораторную работу по инструктивной карте № 2, и все результаты своих наблюдений запишите в виде таблицы.

Прежде всего, обратим внимание на технику безопасности (инструктаж на партах).

Работаем аккуратно, быстро, слаженно.

Лабораторная работа № 2.

Инструктаж по технике безопасности:

1. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.

2. Для работы использовать вещества предусмотренные работой.

3. При работе с кислотами и щелочами необходимо соблюдать осторожность, т.к. это едкие вещества. Все работы проводить над разносами.

4. Растворы веществ наливать в пробирки в небольших количествах, по 1 мл, что соответствует 1 см.

5. Не пробуйте вещества на вкус.

6.При выяснении запаха не подносите сосуд близко к лицу, для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.

7. Прежде чем нагревать пробирку – прогрейте её всю. Держите её так, чтобы открытый конец её был направлен в сторону от себя и от соседей.

8. Действовать только по указанию учителя.

Инструктивная карточка № 2.

Вариант 1.

Опыт 1. «Взаимодействие раствора сульфата меди (II) с раствором гидроксида натрия»

В пробирку с 2 мл раствора сульфата меди (II)добавить несколько капель раствора гидроксида натрия, результат наблюдения занести в соответствующую графу таблицы.

Опыт 2. «Взаимодействие раствора уксусной кислоты с кусочком мела»

В пробирку с несколькими кусочками мела налить 2 мл раствора уксусной кислоты. Наблюдаемый результат занести в графу таблицы.

Опыт 3. «Взаимодействие сырого картофеля с раствором йода»

На свежий срез картофеля капнуть капельку раствора йода, наблюдаемый результат занести в таблицу.

Опыт 4. «Горение спички». Будьте предельно осторожны!

Зажгите спичку, результат наблюдения занести в соответствующую графу таблицы.

№ п/п

Что делали?

Что наблюдали?

Выводы

(в выводах указать какое явление вы пронаблюдали)

1





2





3





4









Вариант 2.

Опыт 1. «Взаимодействие хлорида бария с раствором серной кислоты»

В пробирку с 2 мл хлорида бария добавить несколько капель серной кислоты, результат наблюдения занести в соответствующую графу таблицы.

Опыт 2. «Взаимодействие пищевой соды с раствором уксусной кислоты»

В пробирку насыпать немного пищевой соды, а затем добавить несколько капель раствора уксусной кислоты, результат наблюдения занести в таблицу.

Опыт 3. «Взаимодействие картофельного крахмала с раствором йода»

В пробирку с 2 мл раствора крахмала добавить несколько капель йода, наблюдаемый результат занести в таблицу.

Опыт 4. «Горение спички». Будьте предельно осторожны!

Зажгите спичку, результат наблюдения занести в соответствующую графу таблицы.

№ п/п

Что делали?

Что наблюдали?

Выводы

(в выводах указать какое явление вы пронаблюдали)

1





2





3





4






Обсуждение результатов опытов.

После проведения опытов по группам проводится беседа о наблюдаемых явлениях, по плану: какое явление наблюдаем (физическое/химическое), по каким признакам определили. Высказывают свое мнение учащиеся группы.

- По каким признакам вы определяли, какое явление – химическое или физическое происходит?

Ученики высказывают свое мнение. В результате беседы подводится итог – признаки химических реакций (явлений), которые записывается учащимися в рабочую тетрадь по заданиям в маршрутной карте.

Признаки химического явления:(сл. 18)запись в тетради

  • Выпадение осадка (растворение осадка);

  • Выделение газа;

  • Изменение окраски;

  • Выделение или поглощение тепла;

  • Появление запаха;

  • Выделение света

- Все признаки, которые вы наблюдали при химических явлениях, относятся к признакам химических реакций.

- В чем же сущность химических реакций?

Сущность химических реакций в том, что одни связи разрушаются, а другие образуются.

- Последнее явление (опыт №4) относится к химическому, так как выделяется свет и тепло.

Учитель дает определение реакциям горения: (сл.19)

- Реакции, протекающие с выделением теплоты и света, называют реакциями горения.

Горение – одна из первых реакций, освоенных человеком. Переоценить роль, которую сыграл в развитии цивилизации факт овладения огнем невозможно.

Для первобытного человека огонь стал источником тепла, способом защиты от диких зверей, средством труда. Люди с его помощью научились готовить пищу, добывать соль, плавить руду. Горение стало первым процессом, которым человек научился управлять.,

- Реакции горения – это частный случай большой группы химических реакций, протекающих с выделением теплоты. В химии встречаются реакции, которые происходят с поглощением теплоты. У таких реакций есть тоже свои названия.

-Как называются эти реакции в химии, вы узнаете из учебника.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ (О.С. Габриелян. § 27 с.157)

- Что вы узнали, прочитав учебник?

Реакции, протекающие с выделением теплоты, называются экзотермическими (рис. 95).

Реакции, протекающие с поглощением теплоты – эндотермическими (рис.95).



- А теперь рассмотрим, какие условия должны выполняться, чтобы произошла химическая реакция. Вспомните, что вы делали с веществами, когда проделывали опыты? -Вещества для реакции смешивали.

- Вещества, которые вступают в химическую реакцию, должны находиться в контакте. Для быстроты прохождения химической реакции вещества измельчают или растворяют. И чаще всего, чтобы произошла химическая реакция необходимо нагревание веществ до определенной температуры.(сл.20)запись в тетради

Значение физических и химических явлений

Физические явления широко используются человеком в деятельности.(сл.14).

Группы для обсуждения получают задания:

1 группа – значение физических явлений в природе и жизни человека.

2 группы –значение химических явлений в природе и жизни человека. Запишите на плакатах. Обменяйтесь плакатами, другие группы дополните своими предложениями. Возвращение плакатов в свою группу с дополнениями. Перечислите ваши примеры значения явлений. Презентация, дополнение. (Можно в виде кластера)

- Как вы думаете пользу или вред приносят химические реакции? (ответы учащихся)

- Давайте рассмотрим вредное влияние химических реакций.

- Что такое коррозия?

- Чем загрязняется окружающая среда? (Бытовые отходы, нефтепродукты, выбросы фабрик и машин)

Примеры: разложение

Бумага – 2-10 лет

Консервная банка – более 90 лет

Фильтры от сигарет – 100 лет

Полиэтиленовые пакеты – более 200 лет

Пластмасса – 500 лет

Стекло – более 1000 лет

Вывод о бережном отношении к природе.

- Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов. Назовите химический процесс, который вы изучали на уроках биологии, обеспечивающий существование всех живых организмов на Земле? (фотосинтез)

- Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без химических процессов.

- Химия приносит радость и восторг. Это салюты и фейерверки.



Закрепление.

Демонстрация опыта «Вулкан» (сл.21)

- Что мы наблюдали в ходе реакции, о каких признаках реакции говорится в стихотворении?

- Давайте вернемся к цели нашего урока. Как вы думаете, достигли ли вы поставленных целей? (слайд 22)

- А сейчас проверим, как Вы усвоили сегодняшний урок.

- Завершите предложенную схему:(сл.23)

Явления





- Дайте определение этим явлениям.

- Выполните тест «Физические и химические явления», проведем взаимопроверку по эталону. (сл.24). В тетради запишите «Тест» и распределите предложенные явления на физические и химические явления.

- Кто выполнил всё верно? Молодцы!

- Вы правильно ответили на вопросы. Хорошо потрудились, многое узнали и усвоили.

В ходе урока вы пытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие ученые прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались.

Вы же с помощью опытов нашли свою истину.



Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Домашнее задание: § 27, у.1 с.159 (сл.25) составить кроссворд «Физические и химические явления).



Я бы хотела закончить наш урок словами великого химика, академика Александра Николаевича Несмеянова: (сл.26)

« Тысячи неразгаданных тайн таит в себе наука, и без вас, без вашей молодости, смелости, энтузиазма, они не будут разгаданы. Наука ждет вас, друзья!»

На этом наш урок окончен. Успехов вам, ребята!(сл.27)



Дополнительно:

1.Задание для закрепления. Явления, протекающие в чайнике. Используя стратегию «Думай. Общайся в паре. Делись», объясните все явления, протекающие от момента наливания вода и до чаепития.(Приложение 2)

2.Укажите, о каких явлениях, физических или химических, идет речь в высказываниях поэтов, ответ обоснуйте.

:Господень Великий Архангел Михаила
Избави меня раба Божия:
От труса и от потопа, от огня и меча
От ирада нашествия, от града губительнаго,
От напрасной смерти, от нападения разбойников,
От врага и супостата лукаваго мерскаго:

(Молитва архангелу Михаилу. Перевод церковно-славянской рукописи из семейного архива Павловой Т.А.)

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса - 
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса!
А.С. Пушкин

И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко,
Освещая тьму ночную
Далеко и ярко!
И. Суриков

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре,
Нашу речку, словно в сказке, 
За ночь вымостил мороз:
С.Я. Маршак

: А если медь в печи нагреть,
То станет тяжелее медь
С окалиною вместе.
Не верите - так взвесьте:
Е. Ефимовский

Ездил на облацех обладая и манием
Святаго пророка Илии
Водным облакам страшнаго и грознаго судии: 
(Молитва архангелу Михаилу. Перевод церковно-славянской рукописи из семейного архива Павловой Т.А.)

Что за звездочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке?
Е. Благинина

На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть.
А. Ахматова

Световых частиц поток
Падает на зеленый листок,
Листок кислород выделяет,
Углекислый газ поглощает.
Учащийся школы № 50 г. Калининграда

Когда металл в крутые формы льем,
мне верится, что оживут в металле
горячие полдневные поля.
Кипит металл, и ждут его поля.
А.Кравцов



Приложение

Инструктивная карточка № 1.

Лабораторная работа № 1.

Проведите лабораторные опыты, предложенные вам в карточке №1.

Полученные результаты заносим в таблицу.

№ опыта

Что делали?

Что произошло с веществом?

Какое это явление?


































Вариант 1.

1.Согните алюминиевую проволоку.

2.Растереть кусочки мела в ступке.


























Инструктивная карточка № 1.

Лабораторная работа № 1.

Проведите лабораторные опыты, предложенные вам в карточке №1.

Полученные результаты заносим в таблицу.

№ опыта

Что делали?

Что произошло с веществом?

Какое это явление?





































Вариант 2.

1.Согните медную проволоку в спираль, закрутив её вокруг карандаша.

2.Растворите1/4-ложки сахара в воде.

























Инструктивная карточка № 2.

Лабораторная работа № 2.

Вариант1.

Опыт 1. «Взаимодействие раствора сульфата меди (II) с раствором гидроксида натрия»

В пробирку с 2 мл раствора сульфата меди (II) добавить несколько капель раствора гидроксида натрия, результат наблюдения занести в соответствующую графу таблицы.

Опыт 2. «Взаимодействие раствора уксусной кислоты с кусочком мела»

В пробирку с несколькими кусочками мела налить 2 мл раствора уксусной кислоты. Наблюдаемый результат занести в графу таблицы.

Опыт 3. «Взаимодействие сырого картофеля с раствором йода»

На свежий срез картофеля капнуть капельку раствора йода, наблюдаемый результат занести в таблицу.

Опыт 4. «Горение спички». Будьте предельно осторожны!

Зажгите спичку, результат наблюдения занести в соответствующую графу таблицы.

№ п/п

Что делали?

Что наблюдали?

Выводы

(в выводах указать какое явление вы пронаблюдали)

1









2











3











4
























Инструктивная карточка № 2.

Лабораторная работа № 2.

Вариант 2.

Опыт 1. «Взаимодействие хлорида бария с раствором серной кислоты»

В пробирку с 2 мл хлорида бария добавить несколько капель серной кислоты, результат наблюдения занести в соответствующую графу таблицы.

Опыт 2. «Взаимодействие пищевой соды с раствором уксусной кислоты»

В пробирку насыпать немного пищевой соды, а затем добавить несколько капель раствора уксусной кислоты, результат наблюдения занести в таблицу.

Опыт 3. «Взаимодействие картофельного крахмала с раствором йода»

В пробирку с 2 мл раствора крахмала добавить несколько капель йода, наблюдаемый результат занести в таблицу.

Опыт 4. «Горение спички». Будьте предельно осторожны!

Зажгите спичку, результат наблюдения занести в соответствующую графу таблицы.

№ п/п

Что делали?

Что наблюдали?

Выводы

(в выводах указать какое явление вы пронаблюдали)

1





2





3











4



























Тест: «Физические и химические явления»

Вариант I.

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Появление ржавчины на железном гвозде;

  2. Золотую проволоку вытянули в нить;

  3. Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле);

  4. Ледяная игрушка весной растаяла;

  5. Высыхание дождевых луж;

  6. Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;

  7. Морской прилив;

  8. Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он «исчез», «растворился», при этом выделился бурый газ;

  9.  Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек.

  10. Вода в озере покрылась коркой льда.




Тест: «Физические и химические явления»




Вариант II.

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Выветривание горных пород;

  2. Серебряная ложка на воздухе потемнела;

  3. Горение керосина в лампе;

  4. Испарение воды с поверхности реки;

  5. Движение воздуха (ветер);

  6. Скисание молока с образованием кефира;

  7. Горение спички;

  8. Дети на пляже построили из песка замок;

  9.  Плавление куска железа;

  10. Кусочек цинка бросили в соляную кислоту, при этом интенсивно начал выделяться газ.

 









Приложение 2

Задание для закрепления: Явления, протекающие в чайнике. Используя стратегию «Думай. Общайся в паре. Делись», выполните задание.

С незапамятных времен были известны многочисленные полезные свойства чая. В народной медицине использовали чай уже более 5000 лет назад для лечения инфекционных заболеваний, простуды, а также для улучшения работы пищеварительной системы и успокоения нервной системы. С расширением исследований в области химического состава чая и его свойств ученые находят все больше фактов, подтверждающих связь регулярного употребления чая с уменьшением вероятности заболевания разными недугами, например сердечно-сосудистыми или раковыми.
Основное преимущество чая заключается в том, что это абсолютно натуральный продукт, без усилителей вкуса, консервантов или красителей. В зависимости от технологии производства чая в напитке преобладают те или иные полезные качества. Также, чай без сахара, варенья, меда или молока не имеет калорий и является важнейшим компонентом, поддерживающим в организме человека баланс жидкостей.

Объясните все явления, протекающие от момента наливания воды в чайник и заканчивая завариванием чая, наливанием его в пиалу и растворением в нем сахара.

Ответьте на вопросы: 1. Кипение воды в чайнике относится к химическим явлениям Да/ Нет 2. Образование накипи в чайнике – это химическое явление Да/Нет 3. При кипении вода переходит в газообразное состояние Да/Нет

Составьте список последовательных действий при чаепитии, какие из них являются физическими, а какие - химическими?






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по химии по теме: " Химические явления. Химические реакции"

Автор: Абакумова Татьяна Николаевна

Дата: 13.12.2020

Номер свидетельства: 566816

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока "Физические и химические явления.Признаки химических реакций" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-fizichieskiie-i-khimichieskiie-iavlieniia-priznaki-khimichieskikh-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "222018"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435767001"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока химии "Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость реакции" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-khimii-skorost-khimichieskikh-rieaktsii-faktory-vliiaiushchiie-na-skorost-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "110561"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406196800"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока химии по теме "Оксиды углерода" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-khimii-po-tiemie-oksidy-ughlieroda"
    ["file_id"] => string(6) "184596"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426072825"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Конспект урока на тему "Сера""
    ["seo_title"] => string(30) "konspiekt_uroka_na_tiemu_siera"
    ["file_id"] => string(6) "383114"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485241769"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока химии 8 класс "Реакции разложения""
    ["seo_title"] => string(51) "konspekt_uroka_khimii_8_klass_reaktsii_razlozheniia"
    ["file_id"] => string(6) "501335"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1551076185"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства