Сформировать представление о химических уравнениях;
Дать понятие о реакциях разложения;
Начать формировать умения составлять уравнения химических реакций.
Задачи:
- образовательные: обеспечить повторение и закрепление представлений учащихся о химических уравнениях. Рассмотреть химические уравнения на примере реакций разложения, и, практически изучить распространённые примеры реакций разложения.
- воспитательные: способствовать формированию основных мировоззренческих идей: материальность мира, причинно-следственные связи явлений, познаваемость мира. Содействовать трудовому и эстетическому воспитанию учащихся. Воспитать дисциплинированность, самостоятельность, внимательность и аккуратность в работе.
- развивающие: развивать у учащихся интерес к предмету, умение работать на уроке, работать с наглядным материалом, учебником; развивать умение логически мыслить, делать собственные выводы; развивать у учащихся внимание, воображение, память, восприятие. Развивать умение выделять главное и существенное, сравнивать и анализировать.
Форма организации занятия: урок
Форма организации работы в классе: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии 8 класс "Реакции разложения"»
Конспект урока по химии в 8 классе.
Тема: Реакции разложения.
Цель:
Сформировать представление о химических уравнениях;
Дать понятие о реакциях разложения;
Начать формировать умения составлять уравнения химических реакций.
Задачи:
- образовательные: обеспечить повторение и закрепление представлений учащихся о химических уравнениях. Рассмотреть химические уравнения на примере реакций разложения, и, практически изучить распространённые примеры реакций разложения.
- воспитательные: способствовать формированию основных мировоззренческих идей: материальность мира, причинно-следственные связи явлений, познаваемость мира. Содействовать трудовому и эстетическому воспитанию учащихся. Воспитать дисциплинированность, самостоятельность, внимательность и аккуратность в работе.
- развивающие: развивать у учащихся интерес к предмету, умение работать на уроке, работать с наглядным материалом, учебником; развивать умение логически мыслить, делать собственные выводы; развивать у учащихся внимание, воображение, память, восприятие. Развивать умение выделять главное и существенное, сравнивать и анализировать.
Форма организации занятия: урок
Форма организации работы в классе: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ученик: Образование осадка (AgNO3 + NaCl → AgCl … + NaNO3); образование газа (CaCO3 →CaO + CO2); изменение цвета (FeCl3 + KCNS → Fe(CNS)3 + 3KCl), FeCl3 имеет жёлтый цвет, а образовавшийся Fe(CNS)3 – красную окраску; выделение (C + O2 → CO2) или поглощение (2H2O → 2H2 + O2) теплоты.
Учитель: Какие реакции называют реакциями горения? Приведите примеры.
Ученик: Реакции горения – это реакции, протекающие с выделением теплоты и света. Например, (C2H5OH + 3O2 → 2CO2 + 3H2O).
Учитель: Какие реакции называют экзотермическими? Приведите примеры.
Ученик: Экзотермическими называют реакции, протекающие с выделением теплоты. Например, (CH4 + 2O2 → CO2 + 2H2O).
Учитель: Какие реакции называют эндотермическими? Приведите примеры.
Ученик: Эндотермическими называют реакции, протекающие с поглощением теплоты. Например, электролиз воды (2H2O → 2H2 + O2).
Учитель: Кто и когда открыл закон сохранения массы веществ?
Ученик: Закон сохранения массы веществ открыл Ломоносов М.В. в 1756 году.
Учитель: Сформулируйте закон сохранения массы веществ?
Ученик: Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате её.
2) Изучение нового материала.
Учитель: Откройте свои тетради, запишите на полях сегодняшнее число 18.02.14, в центре листа тему урока: Реакции разложения.
Учитель: Давайте вспомним, какие же типы химических реакций выделяют «по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции».
Ученик: По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции выделяют 4 типа химических реакций: разложения, соединения, обмена и замещения.
Учитель: Сегодня мы с вами рассмотрим первый тип химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции – это реакции разложения.
Записи в тетради:Реакции разложения – это реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется два или более простых или сложных новых веществ.
В 1774 году английский химик Дж. Пристли, используя стеклянную двояковыпуклую линзу, направил сконцентрированный ею пучок солнечных лучей на оксид ртути (II) и получил кислород (рис. 100). Чтобы подчеркнуть, что кислород – это газ, в уравнении реакции рядом с его формулой записывают стрелку, направленную вверх:
2HgO → 2Hg + O2↑.
В этом уравнении химической реакции видно, что из одного сложного вещества образуется два простых вещества.
Записи в тетради:
2HgO → 2Hg + O2↑.
Рассмотрим другую, аналогичную, реакцию: разложение воды электрическим током с помощью специальной установки – электролизёра (рис. 101):
2H2O → 2H2↑ + O2↑.
Этот процесс является одним из способов получения чистого кислорода.
В лаборатории кислород часто получают разложением другого вещества – пероксида водорода (H2O2):
2H2O2 → 2H2O + O2↑.
Записи в тетради:
2H2O → 2H2↑ + O2↑;
2H2O2 → 2H2O + O2↑.
Если подогревать некоторый объем пероксида водорода в пробирке, не доводя его до кипения, то кислород выделяется медленно и его будет недостаточно, чтобы увидеть, как вспыхнет, внесённая в верхнюю часть пробирки, тлеющая лучинка. В этом случае реакция идёт с небольшой скоростью.
Скорость химической реакции можно увеличить.
Демонстрационный опыт. Нальём в химический стакан на ¼ его объёма пероксида водорода и с помощью ложечки всыплем в него немного порошка оксида марганца (IV) (рис.102, а). Жидкость в стакане мгновенно «вскипает» от бурно выделяющегося кислорода (рис. 102, б). Внесённая в верхнюю часть стакана, тлеющая лучинка ярко вспыхивает, доказывая наличие кислорода (рис. 102, в). В этом случае реакция протекает с большей скоростью. Следовательно, скорость химической реакции – это быстрота её протекания, т.е. быстрота превращения одних веществ – в другие. В этой реакции MnO2 является катализатором.
Записи в тетради:Катализаторы – это вещества, ускоряющие скорость химической реакции, но сами в реакцию не вступающие.
По окончании химической реакции разложения пероксида водорода ускоривший её протекание оксид марганца (IV) не изменился. Если вылить из химического стакана оставшийся в нём продукт реакции – воду, а затем вновь прилить в него свежую порцию пероксида водорода, то реакция будет протекать снова.
Аналогичный процесс происходит при обрабатывании ранки перекисью водорода. Бурное выделение кислорода катализируется содержащимся в крови биологическим катализатором – ферментом каталазой.
Записи в тетради:Ферменты – это катализаторы белковой природы.
Большинство химических процессов в живых организмах протекает с участием ферментов.
Ферменты входят в состав качественных стиральных порошков, и помогает отстирывать пятна крови, белков, чая и других загрязнителей. С помощью ферментов изготавливают сыры и лекарства.
Обратим внимание на признак реакции разложения пероксида водорода: в реакцию вступило одно сложное вещество, а образовалось два новых - простое и сложное.
Демонстрационный опыт.Рассмотрим ещё один опыт – разложение свежеполученного голубого студенистого осадка гидроксида меди (II) в пробирке при нагревании.
Записи в тетради:
Cu(OH)2 → CuO + H2O.
В этой реакции из одного сложного вещества образовалось два новых сложных вещества.
Демонстрационный опыт.В промышленности реакцией разложения минерала известняка получают негашёную известь (оксид кальция).
Записи в тетради:
CaCO3 → CaO + CO2↑.
Этот производственный процесс называют обжигом известняка. Его также применяют для производства углекислого газа, который имеет большое промышленное значение.
В результате разложения может образовываться и более двух веществ. Рассмотрим такую реакцию. Разложение перманганата калия при нагревании:
2KMnO4 → K2MnO4 + MnO2 + O2↑.
В данном случае в реакцию вступило одно сложное вещество, а образовалось одно простое и два новых сложных вещества.
Разложение дихромата калия при нагревании:
4K2Cr2O7 = 4K2CrO4 + 2Cr2O3 + 3O2↑.
В данном случае в реакцию вступило одно сложное вещество, а образовалось одно простое и два новых сложных вещества.
3) Закрепление пройденного материала.
Учитель:При разложении аммиака под действием температуры образуются свободные азот и кислород, напишите эту схему и расставьте коэффициенты.
Ученик:2NH3 → N2 + 3H2.
Из одного сложного вещества образуется два простых.
Учитель:При разложении нитрата калия под действием температуры образуются нитрит калия и кислород, напишите эту схему и составьте химическое уравнение, т.е. расставьте коэффициенты.
Ученик:2KNO3 → 2KNO2 + O2↑.
Из одного сложного вещества образуется одно сложное и одно простое вещества.
Учитель:При разложении гидроксида железа (III) под действием температуры образуются оксид железа (III) и вода, напишите эту схему и расставьте коэффициенты.
Ученик:2Fe(OH)3→ Fe2O3 + 3H2O.
Из одного сложного вещества образуется два новых сложных вещества.
Учитель:При разложении азотной кислоты под действием света образуются оксид азота (IV), кислород и вода, напишите эту схему и расставьте коэффициенты.
Ученик: 4HNO3 → 2H2O + 4NO2 + O2↑.
Из одного сложного вещества образуется два новых сложных вещества и одно простое.
Учитель: При разложении нитрата серебра под действием температуры образуются оксид азота (IV), серебро и кислород, напишите эту схему и расставьте коэффициенты.
Ученик: 2AgNO3 → 2Ag + 2NO2↑ + O2↑.
Из одного сложного вещества образуется два простых и одно новое сложное вещества.
Резюме.
Итак, ребята, сегодня на уроке мы изучили трудную, сложную тему. Познакомились с химическими уравнениями и научились их составлять. Также разобрали ещё одну классификацию химических реакций. Изучили первый тип реакций – это реакции разложения, а так же познакомились с ними на практике, т.е. провели опыты. Начали формировать понятия о катализаторах и ферментах. Рассмотрели действие катализатора – оксида марганца (IV) на пероксид водорода.
III. Заключительный часть.
1) Подведение итогов
Учитель выставляет оценки за работу при повторении пройденного материала и за работу на уроке в целом.
2) Сообщение и комментирование домашнего задания.
Прочитайте § 30, упр. 1, 5, 6.
На этом урок окончен! Все свободны!
Записи в тетради.
Химическим уравнением называют условную запись химической реакции с помощью химических формул и индексов.
Правила составления химических уравнений:
В левой части уравнения пишутся формулы исходных веществ, а в правой – формулы продуктов реакции.
Число атомов каждого химического элемента в правой части уравнения должно равняться числу атомов этого же элемента в левой части.
Перед формулой простого вещества можно записывать дробный коэффициент, но затем все коэффициенты удваивают.
Если в схеме реакции есть формула соли, то вначале уравнивают число ионов, образующих соль.
Если участвующие в реакции вещества содержат водород и кислород, то атомы водорода уравниваются в предпоследнюю очередь, а атомы кислорода – в последнюю.
Если в схеме реакции имеется несколько формул солей, то необходимо начинать уравнивание с ионов, входящих в состав соли, содержащей большее их число.
С + О2 → СО2
2SO2 + O2 → 2SO3
Классификация реакций, в основу которой положен признак числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.
Реакции разложения – это реакции, в результате которых из одного сложного вещества получается несколько простых или новых сложных веществ.
2HgO → 2Hg + O2
2H2O → 2H2 + O2
2H2O2 → 2H2O + O2
Катализаторы – это вещества, ускоряющие скорость химической реакции, но сами в реакцию не вступающие.
Ферменты – это катализаторы белковой природы.
Большинство химических процессов в живых организмах протекает с участием ферментов.