Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики "Доли" »
Интегрированный урок по теме «Доли» в 8 классе
Тип урока: межпредметный урок актуализации знаний по теме «Доля».
Цель: сформировать у учащихся осознанное понимание темы «Массовая доля растворенного вещества в растворе», используя межпредметные связи.
Задачи:
Образовательные: формирование универсального расчетного понятия «доля»
в теме «Растворы» применяя межпредметные связи химии и математики;
продолжить вырабатывать навык решения расчетных задач по химии.
Развивающие: развитие основных приемов мышления, умение анализировать,
сравнивать, синтезировать, делать выводы, развивать речь и творческие
способности учащихся.
Воспитательные: формирование научного мировоззрения.
Оборудование: мультимедиа-презентация к уроку, презентация на тему « Растворы»
в повседневной жизни человека»,
растворы для демонстрации: по 100 г р-ра КМnО 4 или СuSO4 разной
концентрацией; разной массы с одинаковой концентрацией.; разной
массы и разной концентрацией
листы учащихся с набором задач для решения на уроке;
ХОД УРОКА:
1. Организация класса.
Учитель химии:Здравствуйте! Сегодня мы проводим необычный урок - урок на перекрестке наук химии и математики. Мы с вами увидим как математические методы решения задач помогают при решении задач по химии.
Слайд ТЕМА УРОКА: Массовая доля растворенного вещества в растворе.
Слайд ДЕВИЗ УРОКА:
«Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи» Антуан де Сент- Экзюпери
Слайд ЦЕЛЬ УРОКА:
-- Объединить знания по химии и математике в теме «Доля» при решении расчетных задач.
-- Выяснить, для чего нужны знания о массовой доле в повседневной жизни человека.
Слайд . Запишите в тетради тему урока
По ходу урока вы будете выполнять задания на листах учащихся. Запишите на них число и свою фамилию.
2. Актуализация знаний и умений.
Учитель математики:Для начала, вспомним некоторые понятия, с которыми вы познакомились на уроках математики. И посмотрим как эти знания пригодятся вам на уроке химии. В жизни вы сталкивались с таким понятием как пол-апельсина, долька апельсина
- Что такое доля? (Часть от числа.)
- Чем она может быть выражена? (Дробью.)
- Какое еще понятие тоже дает нам представление о части от числа? (Процент.)
- Что такое процент? (Процентом числа называется сотая часть этого числа.)
- Как найти число, если известно сколько процентов оно составляет от целого? (разделить целое на сто и умножить на количество процентов.)
Слайд Задание на листах учащихся. Заполните таблицу.
Таблица 1
a
p%
b
100
12
220
25
150
10
-Проверим с вами полученные ответы. Слайды
Учитель химии: Все расчеты в химии опираются на знания по математике. Вспомните, какие виды доли вы уже изучили? Запишите на доске формулы для расчета объемной и массовой доли.
3. Изучение нового материала.
Учитель химии:
Демонстрация. На столе два стакана с растворами медного купороса.
Вопрос: - Чем отличаются эти растворы? (Отличия в интенсивности окраски.)
- Почему? (Содержание растворенного вещества в растворе различно.)
1 р-р содержит 10 г соли, а 2-ой - 2 г.
При решении задач на растворы приходится использовать понятие «массовая доля» растворенного вещества в растворе или «концентрация вещества». Иногда говорят – процентное содержание вещества в растворе.
Вопрос: - Зачем человеку необходимо знание о массовой доле растворенного вещества? Обратимся к некоторым данным.
Слайды
Учитель химии: Роль растворов в природе.
1) 97 % поверхности земного шара занимают океаны и моря,
3% - озера, реки, подземные воды.
2) Тело медузы состоит на 99.9% из воды.
3) 70% - массовая доля воды в организме млекопитающих.
4) Первичный океан содержал, по мнению ученых 1% солей.
5) Массовая доля солей в крови человека 0,9%.
6) 90% воды содержат плоды огурца, арбуза.
Природные воды, живые организмы, бытовые и промышленные жидкости – это растворы. Слайд
Вопрос: - Какое вещество чаще всего является растворителем? - вода.
Учитель математики: перейдём к заполнению таблицы 2 (задание 2) на листах учащихся. Запишите формулу р-ра.
Слайд – задание 2: Нам даны две из трех составляющих раствора. Необходимо найти третью неизвестную составляющую. Заполните таблицу на листках.
Масса вещества (г)
Масса растворителя (г)
Масса раствора (г)
5
45
50
7
100
90
120
20
220
250
300
35
1000
Проверим ответы. Слайды
Вопрос: Запишите формулу для расчета массовой доли растворенного вещества в растворе.
Слайды – формула расчета массовой доли вещества в растворе.
Учитель математики: перейдём к более сложным расчётам. (Работа по выводу формул для расчета массы растворенного вещества и массы растворителя). Нам предлагают раствор некоторого вещества. Требуется узнать сколько процентов составляет масса вещества от массы раствора. Переведем задачу на математический язык.
- Что в решении задачи на долю принимаем за целое? (m раствора)
Каким способом можно решить задачу на проценты? (Используя пропорцию)
Используя пропорцию решим з-чу№1
Слайд Задача №1 Рассчитайте массовую долю медного купороса в каждом растворе если масса растворов - 100 г , в 1-ом растворено 10 г соли, во 2-м – 2 г.
Ответ: 10%, 2%.
Слайд - Объясните, что означает запись: 100г 36% раствора
100г 12% раствора
50 г 7% раствора
Проверка ответов слайды .
(принесённые продукты разобрать)
Слайд - Задача №2. Рассчитайте массу растворенного вещества в каждом растворе, если масса 1- 80 г, 2-го -- 50 г, массовая доля растворенной соли равна 15 %.
Ответ: 12г, 7,5г
- на уроках математики мы стремимся выполнять задания рационально
- вспомним как можно упростить расчеты в задаче на проценты?
- Каким еще способом мы можем решать задачи на проценты, если мы говорим о части числа?
(используя задачи на нахождение части от числа и числа по его части)
- Что для этого необходимо сделать прежде всего? (Перевести проценты в число.)
- Как мы это можем выполнить? (Разделить количество процентов на 100.)
- Что далее необходимо сделать? (Если надо найти часть от числа, то число умножаем на часть; если надо найти число по его части, то делим число на соответствующую ему часть.)
т.е. мы могли в последней задаче 80* 0,15 и 50 * 0,15
На уроках алгебры мы преобразовывали рациональные выражения и приобрели первые представления о решении рациональных уравнениях, с этим мы столкнёмся при решении 3 задачи (дома вам надо будет составить и решить самим похожую задачу)
Задача №3 ( из сб. для пост. В УГНТУ)
Сплав меди и цинка, весом в 24 кг при погружении в воду потерял в своём весе 2 8/9 кг. Определите количество меди и цинка в этом сплаве, если известно, что медь теряет в воде 11 1/9
своего веса, а цинк 14 2/7 своего веса.
Решение: …
4) … (общий знаменатель 63, подпишем дополнительные множители)