kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Кислород – важнейший химический элемент на Земле».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это интегрированный урок в 8 классе. Урок был проведенн на областном семинаре по химии в Курской области. Основан на знаниях, приобретенных по химии и биологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Кислород – важнейший химический элемент на Земле».»



Тагиева Аида Степановна - учитель химии

Интегрированный урок по биологии и химии

по теме: «Кислород – важнейший химический элемент на Земле».

Цели:


Оборудование:

- Экран, мультимедийный проектор, компьютер;

- Презентация к уроку;

- Портреты учёных-химиков, открывших кислород;

Ход урока.

1 Организационный момент.

Учитель химии.Добрый день ребята, мы рады приветствовать вас на нашем уроке!Урок у нас с вами сегодня интегрированный.

Учитель биологии. Давайте вспомним, что такое интеграция, ведь с этим понятием мы знакомились на первых уроках биологии в 9 классе?

(Это объединение наук, научных знаний, направленное на обеспечение целостности знаний)

Вот мы сегодня объединим знания двух научных дисциплин– биологии и химии, чтобы вы смогли получить на уроке более полную информацию по новой теме.

Учитель химии. Нам предстоит изучение отдельных элементов периодической системы Д.И. Менделеева. В этом году исполнилось 150 лет со дня открытия Дмитрием Ивановичем периодической системы. В марте 1869 года Менделеев сформулировал периодический закон и на основании этого закона создал периодическую систему.

Я не сомневаюсь в том, что вас ждут сегодня открытия, потому что, по словам швейцарского философа и психолога Пиаже «Понять что-либо, значит открыть вновь».

Наш урок посвящен химическому элементу и веществу им образованному, который занимает особое место в жизни всего живого, соединения этого элемента известны с глубокой древности. В средние века считалось, что это обязательная составная часть всех веществ. Одни его считали – источником жизни, а другие – коварным разрушителем, ведь с его участием все ржавеет, гниет, горит.


О каком элементе идет речь?

Предполагаемые ответы учащихся:

Кислород.

Правильно, это кислород.



2.Актуализация имеющихся знаний.

Уч.Ребята, мы с вами изучали кислород в 8 классе. Как вы думаете, что предстоит нам выяснить на сегодняшнем уроке об этом химическом элементе и простом веществе - кислород? ( дети отвечают)

Сегодня на уроке мы обобщим и закрепим знания по теме, расширим ваши

представления о кислороде, его значении в природе и жизни живых организмов.

Исходя из этого, сформулируйте тему нашего урока.(дети формулируют тему)

Запишите тему урока в тетрадях: «Кислород - важнейший химический элемент

на Земле»

( Слайд 1)

Эпиграфом урока станут слова Я. Берцелиуса: « Кислород – вещество, вокругкоторого вращается земная химия»

Как вы понимаете это высказывание Берцелиуса? (ответы детей)

Но более точно вы сможете ответить на мой вопрос после изучения нашей темы.

Ребята, давайте с вами вспомним каково же положение кислорода в Периодической

системе Д.И. Менделеева? (ответ детей)

- Какие еще химические элементы входят в подгруппу кислорода?

( Работа учащегося у таблицы).

-Давайте охарактеризуем кислород как химический элемент. (слайд 2)

(План характеристики дан на слайде. (ребенок выходит к доске и дает

характеристику) (слайд 3)

-Запишем электронную формулу атома кислорода. (Работа учащегося на доске).

- Какую степень окисления имеет атом кислорода?



1.История открытия кислорода.

Каждый химический элемент имеет свою историю открытия. Об элементе кислород было известно еще в 8 веке. Первые упоминания встречаются в рукописях китайского ученого алхимика Мао Хао.

Официальная история открытия кислорода связана с именами таких великих ученых как Ломоносов, Карл Шееле, Джозеф Пристли, Антуан Лавуазье. А подробно нам об этом расскажет…(слайд 4)



Ученик.

Ещё в начале 17 века газ, позже названный кислородом, был выделен изобретателем подводной лодки К. Дреббелем, который установил его способность поддерживать дыхание. Однако результаты этих исследований были засекречены из-за их военной направленности, и поэтому они не были известны современникам.

В 1750 году М.Л.Ломоносов на основании своих опытов доказал, что в состав воздуха входит вещество, окисляющее металл.

В 1771 году – это вещество было получено шведским химиком К.В. Шееле путём нагревания селитры.

В 1774 году независимо от него кислород был получен также английским химиком и философом Д. Пристли.

Дж.Пристли разложением оксида ртути получил кислород и изучил его свойства. Он проделал следующие опыты:

В сосуд с кислородом внес горящую свечу. «Свеча горит ярким пламенем», - записал он. Д. Пристли сделал вывод: «кислород поддерживает горение». Поместил мышей под 2 колокола – с воздухом и с кислородом. Вскоре под колоколом с воздухом мышь погибла, в то время как в кислороде мышь продолжала жить. Д. Пристли еще раз повторил этот опыт. Результат был такой же. Исследователь сделал вывод: «Кислород поддерживает дыхание». Тогда он попробовал сам дышать кислородом: «В кислороде дышится легко и свободно». Однако Пристли не знал, что полученный им газ входит в состав воздуха.

И всё-таки главная фигура в истории открытии кислорода - великий французский химик Антуан Лоран Лавуазье, объяснивший смысл опытов,проведённых этими учёными. В 1775 году он установил, что кислород входит в состав воздуха и содержится во многих веществах.

Поэтому вначале он назвал этот элемент «жизненным газом». А позже он назвал его – кислород -оксигениум – рождающий кислоты.

2.Нахождение в природе.

Учитель химии. Среди всех элементовнашей планеты наибольшую долю занимает

именно кислород.

Давайте проанализируем таблицу, и посмотрим, где же в природе встречается

кислород? ( в гидросфере, атмосфере, литосфере и в живых организмах) (слайд 5)

-В какой географический оболочке Земли кислорода больше всего?

- Сколько процентов?

- В какой оболочке меньше всего?

Как вы видите, кислород входит в состав почти всех окружающих нас веществ. Так, например, вода, песок, глина, многие горные породы и минералы, составляющие земную кору, содержат кислород.

Учитель биологии. (слайд 6) В неживой природе кислород широко распространен, а в живых организмах кислород содержится? (Да)

Действительно, мы видим, что кислород является неотъемлемой частью живых организмов.

-Посмотрите, какое процентное содержание кислорода в живом организме?(65%)

-В свободном или связанном состоянии кислород находится в живых организмах? (И в свободном, и в связанном)

- Где в организме человека кислород содержится в свободном состоянии?

( в органах дыхания, в клетках)

-В состав, каких веществ, находящихся в живых организмах входит кислород?

(Кислород входит в состав воды, которая составляет большую часть массы живых организмов и является внутренней средой жизнедеятельности клеток и тканей.

Кислород входит в состав биологически важных молекул, образующих живую материю (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты)

-Какой вывод вы можете сделать исходя из этой схемы?

Кислород – один из самых распространенных химических элементов.







3.Кислород – простое вещество.

Учитель химии. Химический элемент кислород образует простое вещество кислород.

Вспомнить о кислороде как о простом веществе вам поможет дополнительная информация, которая имеется у вас на столах. Работая в парах, вы заполните таблицу, которая находится в ваших рабочих листах. (ребята работают, заполняют таблицу)

Особенности

Кислород

Озон

1Агрегатное состояние



Запах, цвет, вкус.



Растворимость в воде



Температура кипения



Температура плавления



Молекулярная масса





-Ребята, дайте характеристику кислорода, как простого вещества?

(дети отвечают)

Дети. Молекула кислорода двухатомная. Кислород при нормальных условиях - газ без цвета, запаха, вкуса, легче воздуха, в небольших количествах растворим в воде. Температура кипения –(-183), температура плавления - (– 219).

Учитель.Кислород – газ невидимка. А можно ли его увидеть воочию? (ответы детей) (слайд 7)

Если его охладить до температуры -183С0 при н.у, то газ сжижается. Если снизить температуру до -218,8С0, то жидкий кислород превратится в красивые синие кристаллы.

Вот как описаны свойства жидкого кислорода в повести писателя – фантаста А.Беляева «Продавец воздуха».

«Мистер Бейли открыл шестую дверь, и я увидел изумительное зрелище. Перед нами был огромный подземный грот. Десятки ламп освещали большое озеро, вода которого отличалась необычайно красивым голубым цветом. Казалось, как будто в эту подземную пещеру упал кусок голубого неба.

- Жидкий воздух, - сказал Бейли.»

4. Аллотропные видоизменения кислорода.

Ребята, как большинство неметаллов, кислород имеет аллотропные видоизменения. Давайте вспомним, что такое аллотропия?

Какие аллотропные видоизменения кислорода вам известны?(озон)

Давайте охарактеризуем простое вещество – озон по аналогии с кислородом и продолжим заполнение таблицы.

( Дети вместе с учителем фронтально заполняют таблицу)

Учитель. Озон, в переводе с греческого, означает « пахнущий». Такое название этому газу дал в 1840 году швейцарский химик Шонбейн. Это синий газ с резким запахом образуется в атмосфере во время грозовых разрядов и является причиной голубого цвета неба. В воде растворяется лучше кислорода.

Температура кипения -112, температура плавления -193

Учитель биологии.

Ребята, подумайте, оказывает ли озон какое – либо влияние на жизнь живых организмов? (Да) Какое? (защищает живые организмы от УФ лучей.)

В атмосфере максимальная концентрация озона на высоте 25-30км., где он образует слой, защищающий Землю от коротких УФ солнца и космической радиации, эти лучи в больших дозах способны вызывать ожоги, мутации, новообразования, смерть.



Учитель химии.

5.Получение кислорода.

Кислород находит широкое применение в жизни человека. Но чтобы применять его нужно получить.

-Какие существуют способы получения веществ? (промышленный и лабораторный). Вспомним некоторые способы получения кислорода.

Ребята, как обнаружить кислород в сосуде, если этот газ не имеет цвета и запаха?

В лаборатории кислород получают разложением кислородсодержащих веществ. Основным лабораторным способом получения больших количеств кислорода служит процесс разложения воды под действием электрического тока.

Запишите уравнение реакции.

2О = 2Н2 + О2

Небольшие количества могут быть получены термическим разложением

перманганата калия. ( просмотр видеофрагмента, запись уравнения)

Иногда кислород получают каталитическим разложением пероксида водорода. (учитель демонстрируем опыт, запись реакции)

А как же получают кислород в промышленности? (слайд 9)

Дети. В настоящее время промышленным способом получения кислорода является извлечение его из воздуха сжижением с последующей ректификацией.









Учитель биологии.Действительно, проблем с промышленным поучением кислорода нет, ведь в атмосфере его достаточное количество.

Но так было не всегда. Согласно истории образования планет, первоначально в атмосфере кислорода не было. Ученые предполагают, что в первичной атмосфере Земли были такие газы как: углекислый, метан, аммиак, сероводород. Но 2.5 миллиардов лет назад, в самом начале протерозойской эры, произошла кислородная «революция», результатом которой стало появление в составе атмосферы свободного кислорода и изменение общего характера атмосферы.

- Как это вещество появилось в атмосфере?

( Ученики - в процессе фотосинтеза) .(слайд 9)

Учитель. Действительно, именно этот процесс способствовал появлению и накоплению кислорода в атмосфере.

-Давайте вспомним о процессе фотосинтеза, выполняя задание.

(дети выполняют задание, вставляют в текст, пропущенные слова)

ФОТОСИНТЕЗ

Фотосинтез происходит главным образом, в мякоти листьев растений, в которых расположена основная ---------------- ткань. В клетки этой ткани находятся ---------------- ,содержащие зеленый пигмент ---------------, способный улавливать солнечный свет. В процессе фотосинтеза из неорганических веществ ---------- и -----------------образуется органическое вещество --------------------.Побочным продуктом фотосинтеза является свободный -----------------. Он выделяется растением в окружающую среду.

Хлоропласты

Хромопласты

Фотосинтезирующая

Запасающая

Хлорофилл

Кислород

Углекислый газ

Угарный газ

Вода

глюкоза

(слайд 10)

Первые организмы, которые начали выделять кислород в атмосферу, это -цианобактерии.

-А теперь, используя текст задания, составьте уравнение реакции природного получения кислорода.

(работа в парах и представление составленных уравнений)

6СО2 + 6Н2О - С6Н12О6 + 6О2

Итак, в окружающей среде появился кислород.

Почем его появление в атмосфере названо «кислородной революцией»?

Это изменило жизнь живых организмов или нет? Если изменило , то как?

  • появилось дыхание

Действительно, первые живые организмы жили в бескислородной среде. Как мы назовем эти организмы? (Анаэробы) бактерий, сюда можно отнести некоторых червей, моллюсков,  ресничных инфузорий.)

А живущих в кислородной среде? Аэробы

Это единственная роль кислорода в жизни живой природы? (слайд 11)

Ученые считают, что«Земля могла быть каменной пустыней, если бы не кислород –элемент, питающий жизнь на нашей планете»

- Почему они так считают?

Посмотрите на слайд, где показано изменение живой природы в разные эры Подумайте, почему в протерозойской эре жизнь в воде есть, а на суше нет?

(не было озонового слоя)

  • появление озонового слоя, который защитил организмы от губительного ультрафиолетового излучения

  • выход организмов на сушу, что расширило границы биосферы

Первоначально жизнь была возможна только в воде, потому что губительные для жизни ультрафиолетовые лучи туда не доходили , появление кислорода и озонового слоя позволило выйти организмам на сушу, занять постепенно новые территории и места обитания, что привело к увеличению биоразнообразия живых организмов на планете.(слайд 12)

Учитель химии.

6. Химические свойства.

Кислород – это химически активное вещество, которое вступает в химические реакции со многими веществами.

При взаимодействии веществ с кислородом зачастую происходит

выделение большого количества тепла, и даже воспламенение. Такие реакции

называются реакциями горения.

Горение это химическая реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света.

Учитель химии. А сейчас, предлагаю вам поиграть. Я буду называть вещество или тело, а вы, если оно может гореть, хлопаете в ладони.
Бумага, вода, лед, дрова, уголь, стекло, спирт, железо...
Почему не хлопали? (Почему­, кто-­то хлопнул, кто­-то — нет.)

Взяли в ложечке железо
Заискрилось и оно.
Магний, цинк или рубидий
Всем сгорать им суждено.

Давайте проверим, горит ли железо, ведь еще Адольф Вюрц, немецкий химик, сказал: «В химии нет ничего невозможного».
Демонстрация видеофрагмента
«Горение железа в кислороде».

Вы убедились в словах Вюрца, что в химии нет ничего невозможного.

-С какими веществами может взаимодействовать кислород?

(простыми и сложными ).

С какими простыми веществами он может вступать в реакции?

(с металлами и неметаллами)

Кислород химически очень активен, он способен взаимодействовать со всеми

простыми веществами, кроме галогенов, благородных газов, золота и платиновых

металлов.

Я предлагаю вам закончить уравнения химических реакций

Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты:

  1. Взаимодействие с металлами

  • Fe2   = …….

  • Na+ ….    = Na2O2

  • Li +О2=……


2.Взаимодействие с неметаллами


(видеопросмотропыта «Горение серы»)

  • S   +O2=

  • .    +O2=CO2

  • .   +O2=NO (слайд 14)

3.Взаимодействие со сложными веществами

  • СН4 + О2 =

  • 2SO2 + … → 2SO3

  • 2H2S + 3O2 → 2SO2 +


  • Для всех реакций, рассмотренных выше, определите окислитель и восстановитель и покажите переход электронов.

  • Чем является кислород в данных химических реакциях?


Реакции окисления протекают с выделением энергии.

- Как называются реакции, идущие с выделением тепла и света?

( экзотермические)

Но есть и эндотермические. Например, взаимодействие кислорода с азотом, которое происходит только при нагревании свыше 2000 градусов или при электрическом разряде.

Как не удивительно, но сам кислород не горит. Поддерживает горение, но не горит. Иначе достаточно было одной спички, чтобы сгорел весь кислород атмосферы.

У читель биологии.

Ребята, я вспомнила наш урок в 6 классе, когда при изучении свойств живых организмов , на вопрос о значении дыхания вы мне отвечали – чтобы жить. Я надеюсь, что сегодня вы мне дадите другой ответ.

Посмотрите на рисунок, который иллюстрирует опыт Джозефа Пристли. (слайд 13)

Почему мышь под колпаком на рис.1. погибла?

( мышка погибла, потому что в сосуде нет кислорода). Следовательно, мы можем сделать вывод, что для живых организмов кислород жизненно необходим.

-Зачем? В чем состоит биологическая роль кислорода?(построение логической схемы)

-Какой процесс, происходит в клетке с участием кислорода?(Окисление органических веществ)

-Что происходит в результате реакций окисления? (выделяется энергия)

-Можем ли мы использовать эту энергию? (нет)

-На что тратится энергия, выделенная при реакциях окисления?(на образование АТФ)

- Для чего используется энергия АТФ( для процессов жизнедеятельности)


C6H12O6+6O2=6CO2+6H2O+E


Следовательно, и в живом организмезначение кислорода основано на его окислительных свойствах.

Что же такое окисление? ( дети отвечают)

Окисление – химическая реакция взаимодействия веществ с кислородом, в результате которой выделяется энергия, и образуются оксиды. Она лежит в основе процессов дыхания и горения.

(слайд 14)

В произведении Ж. Верна «Опыты доктора Окса» автор рассказывает о фантастических опытах доктора, который построил завод, получил кислород и пустил его потрубам, заполнив им дома и улицы. Жители начали жить в атмосфере чистейшего кислорода, послушайте, что происходило с живыми организмами.

«… стоило бросить в землю семечко, как из него поднимался зеленый стебелек, который рос не по дням, а по часам… Грибы становились величиной с зонтик, а кочаны капусты с кусты. Но, увы! Все эти растения быстро блекли и умирали, сожженные, истощенные, обессиленные. Все жители стали форменными обжорами. В городе стали потреблять в три раза больше продуктов.»

Попробуйте объяснить результат опыта.

Учитель химии

Роль кислорода

Кислород имеет важное значение в промышленности. Его используют в больших объемах в металлургии, химической промышленности и других технологических процессах. Окислительные способности кислорода используют для запуска ракетных двигателей. Способность кислорода поддерживать дыхание используют в медицине, а также авиации, на космических кораблях, подводных лодках, при работе водолазов и пожарных. (слайд 15)



Учитель биологии.Мы уже убедились, что содержание кислорода в окружающей среде было на постоянном уровне, который поддерживается благодаря круговороту кислорода в природе. Составьте рассказ «Круговорот кислорода в природе», используя рисунок слайда.(слайд 16)

( дети составляют и отвечают)

Кто регулирует содержание кислорода в окружающей среде?

( живые организмы)

Учитель химии .Ребята, наш урок подходит к концу. Вернёмся к эпиграфу урока. Согласны ли вы со словами Я. Берцелиуса?

Дети. Действительно, кислород - важнейший элемент на Земле. Им дышат все живые организмы, под действием кислорода происходят процессы окисления в земной коре, он необходим в промышленности, медицине. Без кислорода не было бы жизни на Земле. Берцелиус был прав.









Закрепление.

Выполнить задание. Укажите, в каких предложениях идет речь о кислороде как о химическом элементе, а в каких как о простом веществе. ( фронтальная работа) (слайд 17)

- Кислород малорастворим в воде.

- Кислород входит в состав белков, жиров, углеводов.

-в классе открывают форточку, чтобы обогатить воздух кислородом

-Рыбы не могут жить в прокипяченной и охлажденной воде, так как в ней нет кислорода, хотя около 90% массы воды приходится на долю кислорода.

-в почве находятся соединения, содержащие кислород.

-растения в доме нужны, они выделяют в воздух кислород при фотосинтезе.

Задание 2. Знания – великая сила. Я, надеюсь, что знания , полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам выбраться из лабиринта, в который мы вас хотим отправить. Вы можете выбрать любой верхний прямоугольник, если правильно ответите на вопросы, то сможете прийти к финишу.

( 2 человека выполняют, а затем работа в парах)

А теперь я предлагаю вам начать свой путь со стартовогопрямоугольник и дойти до финиша, а из букв, которые находятся впрямоугольниках с ответами, составьте слово, которое мы зашифровали.

Составить слово, используя задание «Лабиринт». (слайд 18 - 19)

Рефлексия. (слайд 20)

(слайд 21)

Домашнее задание:

  • § 17 стр. 61-62,

  • Решить задачу.

  • Какое количество вещества кислорода должно прореагировать с алюминием для получения 0,8 моль оксида алюминия.



1.Минерал малахит при нагревании разлагается на твердый оксид черного цвета, самое распространенное на Земле жидкое бинарное соединение и газ, поглощающийся при фотосинтезе. Напишите схему этой реакции и расставьте коэффициенты. В названии какой сказки «прокрался» этот минерал? Кто написал эту сказку?

2.В 1767 г. Английский ученый Джозеф Пристли начал исследовать свойства «связанного воздуха» или «воздуха, испорченного горением или дыханием» (так тогда назвали газ Y ). Растворив Y в воде, ученый впервые приготовил газированную воду, прекрасно утоляющую жажду. Запишите формулу и название Y , а также уравнение его получения из простых веществ. Какой газ сейчас используют для приготовления газированной воды?



























































Приложение 1



Ученик.

Ещё в начале 17 века газ, позже названный кислородом, был выделен изобретателем подводной лодки К. Дреббелем, который установил его способность поддерживать дыхание. Однако результаты этих исследований были засекречены из-за их военной направленности, и поэтому они не были известны современникам.

В 1750 году М.Л.Ломоносов на основании своих опытов доказал, что в состав воздуха входит вещество, окисляющее металл.

В 1771 году – это вещество было получено шведским химиком К.В. Шееле путём нагревания селитры.

В 1774 году независимо от него кислород был получен также английским химиком и философом Д. Пристли.

Дж.Пристли разложением оксида ртути получил кислород и изучил его свойства. Он проделал следующие опыты:

В сосуд с кислородом внес горящую свечу. «Свеча горит ярким пламенем», - записал он. Д. Пристли сделал вывод: «кислород поддерживает горение». Поместил мышей под 2 колокола – с воздухом и с кислородом. Вскоре под колоколом с воздухом мышь погибла, в то время как в кислороде мышь продолжала жить. Д. Пристли еще раз повторил этот опыт. Результат был такой же. Исследователь сделал вывод: «Кислород поддерживает дыхание». Тогда он попробовал сам дышать кислородом: «В кислороде дышится легко и свободно». Однако Пристли не знал, что полученный им газ входит в состав воздуха.

И всё-таки главная фигура в истории открытии кислорода - великий французский химик Антуан Лоран Лавуазье, объяснивший смысл опытов,проведённых этими учёными. В 1775 году он установил, что кислород входит в состав воздуха и содержится во многих веществах.

Поэтому вначале он назвал этот элемент «жизненным газом». А позже он назвал его – кислород -оксигениум – рождающий кислоты.



















Приложение 2

Кислород – газ, состоящий из молекул кислорода. Как и молекулы большинства других газов – простых веществ, его молекулы двухатомны.

С кислородом как с простым веществом вы не можете не быть знакомы. Так как мы все им дышим. Живые организмы, по выражению Д.И.Менделеева, «пьют воздух для того , чтобы напитаться кислородом».

Некоторые физические свойства его должны быть вам известны: это газ без запаха, цвета и вкуса.

Плотность кислорода при 00с и давлении 1 атм 1,43 г/л, что в 1, 11 раз больше плотности воздуха.

Кислород малорастворим в воде, при 200с и атмосферном давлении в 100 объемах воды растворяется 3 объема кислорода. С повышением температуры его растворимость уменьшается, а с понижением – увеличивается ( например, при 00 она составляет 5 объемов кислорода в 100 объемах воды). С этим связана рыбная продуктивность северных морей по сравнению с тропическими.

Растворимость кислорода, так же как и всех других газов, увеличивается с повышением давления и , наоборот, прямо пропорциональна давлению.

Температура кипения кислорода равна -1830с. При этой температуре и давлении 1 атм кислород превращается в жидкость голубого цвета.



Особенности

Кислород

Озон

1Агрегатное состояние



Запах, цвет, вкус.



Растворимость в воде



Температура кипения



Температура плавления



Молекулярная масса















ФОТОСИНТЕЗ

Фотосинтез происходит главным образом, в мякоти листьев растений, в которых расположена основная ---------------- ткань. В клетки этой ткани находятся ---------------- ,содержащие зеленый пигмент ---------------, способный улавливать солнечный свет. В процессе фотосинтеза из неорганических веществ ---------- и -----------------образуется органическое вещество --------------------. Побочным продуктом фотосинтеза является свободный -----------------. Он выделяется растением в окружающую среду.

1.Хлоропласты

2.Хромопласты

3.Фотосинтезирующая

4.Запасающая

5.Хлорофилл

6.Кислород

7.Углекислый газ

8.Угарный газ

9.Вода

10.глюкоза







Домашнее задание:

1.Минерал малахит при нагревании разлагается на твердый оксид черного цвета, самое распространенное на Земле жидкое бинарное соединение и газ, поглощающийся при фотосинтезе. Напишите схему этой реакции и расставьте коэффициеты. В названии какой сказки «прокрался» этот минерал? Кто написал эту сказку?



2.В 1767 г. Английский ученый Джозеф Пристли начал исследовать свойства «связанного воздуха» или «воздуха, испорченного горением или дыханием» (так тогда назвали газ Y). Растворив Y в воде, ученый впервые приготовил газированную воду, прекрасно утоляющую жажду. Запишите формулу и название Y , а также уравнение его получения из простых веществ. Какой газ сейчас используют для приготовления газированной воды?




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Кислород – важнейший химический элемент на Земле».

Автор: Аида Степановна Тагиева

Дата: 10.10.2021

Номер свидетельства: 588272

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "«Знаки (символы) химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева». "
    ["seo_title"] => string(113) "znaki-simvoly-khimichieskikh-eliemientov-pieriodichieskaia-sistiema-khimichieskikh-eliemientov-d-i-miendielieieva"
    ["file_id"] => string(6) "113451"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1410254383"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "план урока по химии в 8 классе "Кислород-химический элемент и простое вещество" "
    ["seo_title"] => string(90) "plan-uroka-po-khimii-v-8-klassie-kislorod-khimichieskii-eliemient-i-prostoie-vieshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "246067"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446291306"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) ""Алюминий: химический элемент и простое вещество" "
    ["seo_title"] => string(58) "aliuminii-khimichieskii-eliemient-i-prostoie-vieshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "158070"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421683676"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Путешествие в страну химических элементов"
    ["seo_title"] => string(47) "putieshiestviievstranukhimichieskikheliemientov"
    ["file_id"] => string(6) "291166"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455089812"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект и презентация  урока химии "КИСЛОРОД" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-khimii-kislorod"
    ["file_id"] => string(6) "140002"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417854881"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства