Химия… Химия… Удивительная, занимательная, интересная! Как много ожиданий связано с этим предметом у школьников, нам кажется, что он только и состоит из реактивов и опытов. А еще из разных чашек и колб с жидкостями, которые при добавлении чего-нибудь красочно меняют цвет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Химия – раздел естествознания, наука о веществах »
Урок №1
Дата проведения: __________
Предмет: Химия
Класс: 8
Тема урока: Химия – раздел естествознания, наука о веществах. Краткие сведения из истории возникновения, развития и значения химии. Вводный инструктаж по ТБ.
Цели урока:
Обучающая: сформировать представление о предмете химии. Дать первоначальные понятия о веществе, химическом элементе, о простых и сложных веществах, о трёх формах существования химического элемента.
Развивающая: развитие логико - смыслового мышления учащихся, памяти, химического языка, а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.
Воспитывающая: воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества личности.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Средства обучения: коллекции изделий - тел из алюминия, фарфора, пластмассы, дерева, стекла Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева компьютерная презентация Термины: химия, вещество, простые и сложные вещества, химический элемент, физические свойства вещества План урока: 1. Организационный момент. Психологический настрой урока 2. Вводный инструктаж по ТБ. Правила поведения в кабинете химии. 3. Изложение новой темы. 4. Закрепление урока 5. Рефлексия и подведение урока 6. Домашнее задание: § 1. Упр. 4,6,8 на стр. 10-11. Ход урока:
1.Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Психологический настрой урока
-Добрый день, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым.
-Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи смайликов разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красный смайлик настроение отличное, зеленая хорошее, синяя так себе.
-Я тоже покажу вам свое настроение.
Сегодня мы приступаем к изучению нового для вас предмета – химии. Химия принадлежит к числу естественных наук, которые изучают находящийся вокруг нас мир со всем обилием его форм и разнообразием возникающих в нём явлений. Новый материал запоминается легче, если он нанизывается на уже полученные знания. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти.
- индивидуальная работа – в течение 2 минут ребята индивидуально в тетради составляют кластер “Что я сам знаю о химии? ”(рис.1):
ХИМИЯ
Рис. 1. Кластер “Что я сам знаю о химии? ”
- работа в группах – в течение 5 минут ребята рассказывают о своих ассоциациях учащимся группы (группа по 4 человека), дополняют свой кластер новыми понятиями.
- “защита схемы” – каждая группа представляет свою схему учащимся других групп (четверть ватмана) и отвечает на вопрос “Что мы вместе знаем о химии?”. Составляем единый кластер на доске (каждая группа рассказывает по одной ассоциации, не повторяясь, один ученик записывает ключевые слова на доске) – 5 минут.
II.Вводный инструктаж по ТБ. Правила поведения в кабинете химии.
III.Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня вы начинаете изучать одну из самых древних и важных наук - химию. Многими химическими знаниями люди пользовались уже в глубокой древности. Что же изучает наука химия?
Хозяин своей жизн и тот, кто способен преодолевать свои настроения.
Химия… Химия… Удивительная, занимательная, интересная!!! Как много ожиданий связано с этим предметом у школьников, нам кажется, что он только и состоит из реактивов и опытов. А еще из разных чашек и колб с жидкостями, которые при добавлении чего-нибудь красочно меняют цвет.
Но это не совсем так, химия – это сложная наука, полная формул и математики, таблиц и элементов. Но, в то же время, химия – наука опытов и чудесных превращений! Чтобы нам понять, с чем мы имеем дело, давайте разберемся, что такое химия. Во-первых, химия – это наука!!! О чем? О веществах, их свойствах и превращениях.
Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.Химия – сложная наука, но удивительная сила влечет и влечет людей заниматься ею.
Химия – это одна из самых интересных наук. Ведь повсюду, куда бы мы ни обратили свой
взор, нас окружают предметы и изделия, изготовленные из веществ и материалов,
которые получены на химических заводах и фабриках. Кроме того, в повседневной жизни,
сам того не подозревая, каждый человек осуществляет химические реакции. Например,
умывание с мылом, стирка с использованием моющих средств. Я думаю, что все
вы пили чай с лимоном. Пили и, наверное, не задумывались, что в чайной чашке
происходит самая настоящая химическая реакция. Посмотрите, у меня на столе два стакана
чая, в один из них я положила кусочек лимона. Вы видите разницу?
Учащиеся:Разница очевидна. Чай с кусочком лимона стал светлый.
Учитель: Зажигая спичку, замешивая песок и цемент с водой, обжигая кирпич, мы
осуществляем настоящие, а иногда и довольно сложные химические реакции. Что такое
химические реакции, какие они бывают, от чего зависит скорость химической реакции, и многое другое вы узнаете на уроках химии. А теперь мысленно вернитесь в седьмой класс на уроки физики и вспомните, что изучает этот предмет.
Учащиеся:Физические тела.
Учитель: Верно. Я вам напомню, что любой предмет, любое живое существо ученые называют телом. Компьютер, книга, дерево, птица, кусок сахара, проволока – это тела. Перечислить все тела невозможно, их существует бесчисленное множество. Все физические тела состоят из веществ. У меня на столе находятся физические тела, можно сказать и проще – предметы. Ответьте мне, пожалуйста, из каких веществ они состоят.
Учащиеся: Гвоздь из железа, колба из стекла, линейка из пластмассы.
Учитель: Так что же такое вещество?
Из чего же состоят вещества? Из курса физики вы знаете, что многие вещества состоят из молекул, а молекулы – из атомов. Атомы так малы, что на острие иглы их может поместиться многие миллиарды. Различают 110 видов атомов.
Вещество - это то, из чего состоит физическое тело, вид материи, имеющий массу.
А могут разные тела состоять из одного и того же вещества? Если могут, приведите примеры.
Определенный вид атомов – химический элемент.
Химический элемент - определенный вид атомов.
Посмотрите в таблицу Менделеева, сколько известно химических элементоа-110
Атомы образуют вещества. Как атомы могут соединяться в вещества?
Вещества
Простые Сложные
Формы существования химических элементов:
В виде отдельных (свободных) атомов
В виде соединений - простых и сложных веществ
Простые вещества – образованы атомами одного химического элемента (S, Fe, Cu, Al).
Сложные вещества – образованы атомами разных химических элементов (вода, углекислый газ, соль, сахар).
Учащиеся:Из стекла могут быть изготовлены посуда, лампочки, оконные стекла и т. д. Из пластмассы – мешки, линейки, ручки, штатив и т. п.
Задание 1
Как вы считаете, из каких веществ (горизонтальный столбик) состоят перечисленные в таблице тела (вертикальный столбик)? Напротив верного ответа, в пустую клетку, поставьте звездочку. Сделайте вывод, что такое вещество.
Алюминий
Вода
Сахар
Золото
Железо
Стекло
Гвоздь
*
Стакан
*
Цепочка
*
Снежинка
*
Карамель
*
Проволока
*
Айсберг
*
При правильном заполнении таблицы вы увидите фигуру, напоминающую ковш.
Учитель: Молодцы.
IV. Закрепление урока
Контроль усвоения: Тест-самоконтроль с самопроверкой – ответы заранее заготовлены. (приложение 2). Об усвоении судим по числу правильных ответов.
1. Любой предмет, нас окружающий – это: а) физическое тело; б) вещество
3. Вещество – это: а) то, из чего состоит физическое тело; б) любой предмет нас окружающий.
4. В каком из предложений, приведенном ниже, речь идет о стекле как о физическом теле? а) он разбил оконное стекло; б) ваза сделана из стекла.
5. Свойства вещества – это: а) признаки, по которым вещества сходны или отличаются друг от друга; б) цвет вещества.
6. Выпишите какие качественные прилагательные – хрупкий, короткий, зеркальный, зловонное, рассыпчатое, симметричный, пористый, изогнутый, серебристый, тающий – могут быть отнесены: а) к веществам; б) к телам; в) и к телам и к веществам.
В завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого допишите предложения, посвященные сегодняшнему дню. Сегодня я узнал____________________________________________ Я удивился_________________________________________________ Я хотел бы______________________________________________