Информационные и коммуникационные технологии на уроках химии
Информационные и коммуникационные технологии на уроках химии
Информационные и коммуникационные технологии позволили учителю перейти на новый качественный уровень преподавания предмета и взаимодействия с учащимися.
В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Информационные и коммуникационные технологии на уроках химии»
Методическая разработка
«Информационные и коммуникационные технологии на уроках химии»
Безусловно, когда речь идет о деятельностном подходе на уроках химии нельзя обойтись без информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), об этом уже говорилось выше.
Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы сегодня является информатизация, представляющая собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью поиска, обработки, хранения, распространения и использования информации в образовательной и воспитательной деятельности. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий.
Сегодня использование цифровых ресурсов – электронных учебников, наглядных пособий, схем, интерактивных рисунков, мультимедийных плакатов, игр-тренажёров, презентаций, разработанных как программистами, так и самостоятельно, – играет существенную роль при подготовке уроков, исследовательских работ, олимпиад. Применение электронных пособий создаёт красочное эмоционально-насыщенное восприятие. На мой взгляд, время и энергия, потраченные на подготовку цифровых образовательных ресурсов, компенсируются в виде достигнутых результатов – высокое качество обученности.
Информационные и коммуникационные технологии позволили учителю перейти на новый качественный уровень преподавания предмета и взаимодействия с учащимися.
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Функции компьютера в качестве инструмента деятельности обучающего, основаны на его возможностях точной регистрации фактов, хранения и передачи большого объема информации, группировки и статистической обработки данных. Это позволяет применять его для оптимизации управления обучением, повышения эффективности и объективности учебного процесса при значительной экономии времени преподавателя по следующим направлениям:
получение информационной поддержки;
диагностика, регистрация и систематизация параметров обучения;
работа с учебными материалами (поиск, анализ, отбор, оформление, создание);
организация коллективной работы; осуществление дистанционного обучения.
На своих уроках я широко использую возможности ИКТ как:
Средство наглядности
Возможности информационных технологий для реализации принципа наглядности в обучении очевидны и неисчерпаемы.
В своей работе я использую материалы электронных пособий, таких как: «Образовательная коллекция 1С», «Электронные уроки и тесты. Химия в школе», видеофильмы, например, серия фильмов канала Дискавери «Заводские будни».
Данные ресурсы позволяют на уроке химии увидеть то, что на обычном уроке невозможно: химические процессы, химические реакции и их механизмы, динамические модели работы химических аппаратов, строение молекул и атомов.
Собственные мультимедийные презентации позволяют мне проиллюстрировать учебный материал рисунками, схемами, анимационными и видео фильмами и представить его как систему ярких опорных образов.
Дидактический инструмент: средство контроля и тестирования
ИКТ – современный дидактический инструмент обеспечивающий эффективный контроль качества усвоения знаний.
Компьютерные программы, например, программа «Знак», предлагают учителю воспользоваться как разработанными тестами, так и возможностью самостоятельно сформулировать задания. Разнообразен выбор электронных пособий, многие из которых имеют тестовые разделы.
Информационные технологии открывают возможности для дистанционного обучения. Размещение материалов и заданий на сайте экономит время на уроке и дает возможность учащемуся изучить темы самостоятельно в комфортных домашних условиях.
Инструмент образовательной технологии
Включение ИКТ в проектную, исследовательскую, поисковую, проблемную деятельность повышает результативность, развивает навыки работы со значительными объемами новой информации. Обращаясь к сети интернет в поисках учебно-значимого материала, дети учатся
отбирать и систематизировать нужную информацию;
воспринимать информацию в целом, а не фрагментарно;
выделять главное в информационном сообщении.
Поэтому актуальны домашние задания по подготовке электронных тематических презентаций. При этом подготовка презентаций в группах развивает коммуникативные навыки.
Исследовательские работы, в основе которых лежит эксперимент, дают возможность связать химию с экологическим и здоровьесберегающим направлениями, познакомиться с предметом не только с чисто научной, но и с прикладной точки зрения, а также сконцентрировать внимание на бережном отношении к природным ресурсам, к своему здоровью, привить экологическую культуру, сформировать целостный взгляд на мир и человека.
Использование графических редакторов, табличных процессоров, мультимедиа-программ незаменимо при оформлении результатов проектной деятельности учащихся.
Темы проектов, как правило, берутся самые актуальные и предлагаются самими учащимися. Учителю отводится роль куратора, консультанта. Моя задача задать верное направление, обозначить общую цель, остальное ученики делают сами.
Уже традиционным в моей практике стал конкурс проектов, учащиеся получают возможность на моем сайте ознакомиться со всеми презентациями и проголосовать за понравившийся материал.
Соревновательный этап повышает заинтересованность ребят в более качественном выполнении проекта.
Учащиеся 10-х классов, изучающие органическую химию, каждый год готовят в группах проекты в форме мультфильмов, рассказывающие о влиянии на наш организм таких важных соединений, как жиры, белки, углеводы, аминокислоты и представляют их младшим школьникам.
Рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века нельзя без умения самостоятельно работать с информацией, приобретать знания, постоянно развивать свои познавательные навыки и применение информационных технологий в интерактивной форме способствует этому.