Данный урок является первым при изучении углеводородов. На уроке реализуется компетентностный подход в обучении. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Такой подход полностью отвечает и специфике химии. Другими словами, на уроке большую часть времени должны практиковаться учащиеся, а не учитель, как это подчас бывает.
Проблема формирования интереса учащихся к химии, активизации их познавательной деятельности – далеко не новая проблема, которая и сегодня остается постоянной. Учащиеся будут заниматься с желанием, внимательно слушать, выполнять практические задания – если им интересно. Поэтому учебный процесс должен быть ориентирован на повышение работоспособности и сохранения здоровья школьников, на поддержание умственной работоспособности на достаточном уровне, увеличение темпа урока, вселение в учащихся уверенности в свои возможностях и повышение качества знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Глюкоза, ее строение и свойства. »
Тема урока: Глюкоза, ее строение и свойства.
Цель урока: создать условия для усвоения понятия об особенностях строения молекулы глюкозы и ее свойствах.
Задачи:
Образовательные: формировать умения прогнозировать и практически доказывать наличие функциональных групп в органических соединениях, определять химические свойства веществ в зависимости от их химического строения.
Развивающие: развивать умения формулировать проблему, определять цель, выдвигать и проверять гипотезу, умения наблюдать, сравнивать изучаемые явления, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы, развивать коммуникативные компетентности учащихся.
Воспитательные: воспитывать потребность в знаниях о тех веществах, с которыми мы соприкасаемся в жизни, посредством химического эксперимента прививать навыки трудолюбия, бережного отношения к реактивам, аккуратность при проведении опытов и при оформлении конспекта.
Тип урока:
По дидактической цели – формирование новых знаний.
По способу организации – проблемный.
Вид урока: проблемно-исследовательский.
Формы работы: групповая; самостоятельная работа.
Педагогические технологии: проблемно-развивающее обучение, исследовательская деятельность.
Методы: объяснительно - иллюстративный; эмпирический; основной – репродуктивный; контроля и самоконтроля.
Частные методы и методические приемы: Преподавание; учение; рассуждение; фронтальная беседа; эвристическая беседа; воспроизводящая беседа с использованием демонстрационного эксперимента.
3) Презентация «Глюкоза, ее строение и свойства»; мультимедийный проектор.
Средства обучения: учебник «Химия 10 класс» Г.Е.Рудзитес, Ф.Г.Фельдман.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
Задачи учителя: Подготовить учащихся к работе на занятии, организовать субъект-субъектное взаимодействие на основе психолого-педагогических средств и методических приемов для обеспечения позитивной мотивации поведения и учебной деятельности учащихся.
Метод: беседа.
Задачи учащихся: Проверить свою готовность к уроку.
Метод: самопроверка, взаимопроверка.
Я приветствую учеников: - Добрый день, ребята!
Ученики: - Здравствуйте!
-Я вижу, что в классе сегодня присутствуют все, это хорошо. Проверьте, готовы ли вы к уроку, все ли принадлежности есть на парте? Поднимите руки, у кого не хватает какого- либо предмета.
-Молодцы, все готовы к уроку!
Критерий достижения цели: Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
1.Мотивирование к учебной деятельности.
Мы продолжаем изучение класса кислородсодержащих органических соединений. Сегодня мы на 45 минут станем исследователями. У нас работает три экспертные исследовательские группы. Цель – в ходе экспериментальной работы исследовать строение и свойства одного из важнейших углеводов.
II. Актуализация знаний.
Задачи учителя: Организация контроля и самоконтроля, обсуждение типичных трудностей и путей их преодоления выделение опорного материала с учетом последующего изучения нового материала. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений по теме «Углеводы».
Методы обучения: Фронтальная беседа, работа с тестом.
Задачи учащихся: Уметь осуществлять самопроверку и взаимопроверку правильности выполнение заданий, уметь оценивать себя.
Методы: Индивидуальная работа. Самопроверка. Взаимопроверка. Работа с оценочной таблицей. (Приложение №1)
Критерии достижения целей: В ходе использования оптимальности сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля учащийся должен уметь хорошо различать углеводы.
-А теперь поработаем самостоятельно. Выполним тест.
-Учащиеся работают с тестом.
Тест.
1. Расположите вещества в порядке возрастания числа атомов углерода в составе молекулы:
А. Сахарозы
Б. Глюкозы
В. Рибозы (ВБА)
2. Тетрозы, пентозы, гексозы – это:
А. Дисахариды
Б. Моносахариды
В. Полисахариды (Б)
3. Самый сладкий моносахарид:
А. Глюкоза
Б. Фруктоза
В. Рибоза (Б)
4. Какой из моносахаридов содержится в крови человека?
А. Рибоза
Б. Дезоксирибоза
В. Глюкоза
Г. Фруктоза (В)
5. Углевод, который предотвращает свертывание крови:
А. Рибоза
Б. Фруктоза
В. Гепарин (В)
-Ребята, оцените свой ответ, проверив ответы по ключу. За каждое правильно выполненное задание 1 балл.
-Обменяйтесь ответами с соседом выскажите свои замечания.
-Кто с этим заданием справился? Объясните. ( Учащиеся поясняют).
-Отлично! Хорошее пояснение, грамотное! Теперь всем ясно? Ребята, если нет вопросов по тесту, работаем дальше.
III. Изучение новой темы.
Цель для учителя: Дать классификацию углеводам. Выявить физические и химические свойства глюкозы. Изучить строение молекулы глюкозы и ее химические свойства.
Цель для учащихся: развивать умения наблюдать, сравнивать изучаемые явления, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы.
Задачи учителя:
Через проблемный метод обучения раскрыть перед учениками научный путь познания через доказательство гипотезы, способствовать переходу знаний в убеждения. Стимулировать активность и самостоятельность мышления учащихся. Посредством эксперимента привить навыки трудолюбия, бережного отношения к реактивам, к природе, эстетические качества.
Методы обучения: Рассуждение, обучение отбору, анализу, систематизации материала. Фронтальная беседа. Познавательные и эмоциональные мотивы формируются сочетанием эвристической беседы с проводимыми опытами.
Задачи учащихся:
Обнаружить наличие в глюкозе функциональных и альдегидных групп и доказать зависимость свойств веществ от их строения. Уметь писать уравнения реакций характеризирующие химические свойства глюкозы. Развивать навыки проведения лабораторного опыта.
Методы: проблемный, исследовательский. Самостоятельное получение знаний путем проведения исследований; обработка результатов.
Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к материалу:
Активные действия учащихся при проведении эксперимента. Максимальное использование самостоятельности при выдвижении гипотезы и её доказательстве, уметь добывать знания при использовании учебника.
1.Фронтальная беседа.
Учитель: - Сегодня мы изучим углеводы и поподробнее познакомимся с представителем этого класса. Химия—наука, изучающая вещества. На каждом уроке мы наблюдаем, описываем различные вещества, изучаем их свойства. Поэтому и сегодня главным участником нашего занятия будет химическое вещество. Но не любое, а то, формулу которого вы вывели, решая домашнюю задачу к этому уроку:
Определите формулу органического соединения, состоящего из углерода (массовая доля 40%), кислорода (массовая доля 53,33%) и водорода (массовая доля 6,67%), если относительная плотность паров этого вещества по воздуху составляет 6,207. Может ли это соединение относиться к классу углеводов?
Назовите ответ домашней задачи. С6Н12О6 .
- Я задаю вопрос: Что это за вещество? Что вы знаете об этом веществе?
Ответы учащихся: - Глюкоза.Мы изучали в 9 классе органические вещества «Углеводы».
Учащимся предлагаю схему классификации углеводов, показываю слайды материала «Классификация углеводов».
Слайд 3. Классификация углеводов. (Моносахариды).
Я комментирую:
- Если в молекуле углевода пять атомов углерода, то его называют – пентоза, если шесть – гексоза.
- Если в молекуле углевода присутствует альдегидная группа, то его называют альдоза, кетонная группа – кетоза.
- Если углевод не подвергается гидролизу, то его называют моносахарид.
Слайд3. Классификация углеводов. (Дисахариды).
Я комментирую:
- Если углевод при гидролизе образует две молекулы моносахаридов, то его называют дисахарид.
- Если углевод при гидролизе образует несколько молекул моносахаридов, то его называют олигосахарид.
Слайд3. Классификация углеводов. (Полисахариды).
Я комментирую:
Если углевод при гидролизе образует много молекул моносахаридов, то его называют полисахарид.
Поясняю историю возникновения названия углеводов:
- «Главной сладостью» в европейских государствах с давних пор был мёд и продукты на его основе. На первых порах сахар был заморской диковинкой и непозволительной роскошью. Потребность в новом продукте резко возросла, когда в европейских странах в моду вошли чай и кофе. Естественно стали предприниматься попытки получения сахара из растений, произрастающих в более холодных климатических условиях Европы. Производство сахара из свеклы связано с именем Андреаса Сигизмунда Марграффа, немецкого химика и металлурга. Он одним из первых применил в химических исследованиях микроскоп, с помощью которого и обнаружил в 1747 году кристаллы сахара в свекольном соке.
Термин «углеводы», предложенный в 1844г. К Шмидтом, возник потому, что эти вещества по составу отвечали сочетанию углерода с водой.
Есть два пути приобретения знаний. Какие? Эмпирический - через опыты и эксперименты, а второй теоретический. И тот и другой нельзя игнорировать в процессе познания. Ну, есть еще один, его тоже нельзя игнорировать – это жизненный опыт.
Даю задания группам: вспомните, чем же глюкоза вам знакома?
Работа проходит в форме мозгового штурма (кто больше вспомнит!).
Ответы учащихся: - Вырабатывается растениями в процессе фотосинтеза и встречается в плодах.
-Основной источник энергии в клетке.
-Особенно ее много в виноградном соке, поэтому глюкозу иногда называют виноградным сахаром.
-Служит исходным продуктом биосинтеза многих веществ.
-У человека и животных постоянный уровень глюкозы в крови поддерживается путем синтеза и распада гликогена.
-В организме человека глюкоза содержится в мышцах, в крови и в небольших количествах во всех клетках.
-Повышение концентрации глюкозы в крови приводит к усилению выработки гормона поджелудочной железы — инсулина, уменьшающего содержание этого углевода в крови. Слайд 5,6.
Правильно! Молодцы ребята! Я поощряю учащихся за ответы. За правильные ответы даю по одному баллу, учащиеся баллы фиксируют в оценочном листе.
Я задаю вопрос учащимся: - Чего вы не знаете о глюкозе?
- Что мы сегодня будем изучать на уроке?
- Каковы задачи нашего урока?
Из курса биологии вы знаете классификацию углеводов и их определение, знаете некоторых представителей глюкозы, а что еще необходимо понять, чтобы представить в полной мере о каком веществе идет речь?
Ответы учащихся: - Выясним формулу глюкозы, ее физические, химические свойства и качественные реакции;
-Познакомимся со значением глюкозы (некоторая информация окажется для вас полезной)
Я задаю вопрос: А чем же она нам не знакома?
Учащиеся отвечают: - Не знаем строение глюкозы.
- Не знаем химические свойства глюкозы.
Я задаю вопрос: - По классификации какое это соединение? А по строению?
Ответы учащихся: - Кислородосодержащее соединение. Так как в молекуле глюкозы шесть атомов углерода, то она является представителем гексоз.
- Если глюкоза - кислородосодержащее соединение, то какие функциональные группы могут содержаться в ее молекуле? Сегодня в ходе нашей исследовательской работы мы и попробуем разгадать все ее тайны.
Построение проекта выхода из затруднения.
Учащиеся выдвигают гипотезу:
А) молекула глюкозы может содержать функциональные группы атомов – ОН, одну или несколько.
Б) альдегидную группу - СНО
В) карбоксильную группу - СООН Слайд 9.
- Какова тема нашего урока? Что мы с вами должны сегодня сделать на уроке? Каковы задачи урока?
Я излагаю основные положения нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися:
- Выяснить строение глюкозы;
- Предсказать свойства глюкозы, исходя из ее строения;
- Узнать физические и химические свойства глюкозы;
- Расширить и систематизировать свои знания об углеводах;
Учащиеся с моей помощью согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства её достижения.
Принимается решение проверить гипотезу экспериментально.
- Записываем тему урока: « Глюкоза, ее строение и свойства ».
Учащихся делю на группы. Напоминаю учащимся о соблюдении правил техники безопасности.
2.Решение проблемы.
1).Задание для учащихся всех групп. Исследуйте физические свойства глюкозы. Внимательно рассмотрите выданный вам образец глюкозы. Определите цвет, запах, вкус глюкозы. Исследуйте растворимость ее в воде. Проверьте среду раствора. Для этого опустите индикаторную бумагу в раствор глюкозы. Данные исследования занесите в тетради и кратко доложите. (Приложение №2)
Учащиеся делают вывод: Глюкоза – бесцветное кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде, сладкое на вкус. Раствор глюкозы нейтрален, поэтому, метилоранж – желтый, лакмус – фиолетовый, фенолфталеин – бесцветен.
Далее учащиеся выполняют Лабораторную работу №9. «Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) и оксидом серебра (II).
2).Задание для группы №1. Исследуйте принадлежность глюкозы к многоатомным спиртам: «Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II)»
В пробирку прилейте 0,5 мл раствора глюкозы и 2 мл раствора гидроксида натрия. К полученной смеси добавьте 1 мл раствора сульфата меди (II). Что наблюдаете? Почему образовавшийся вначале осадок гидроксида меди (II) растворяется с образованием прозрачного синего раствора? Наличием, каких функциональных групп в глюкозе обусловлена эта реакция?
-Напишите уравнения реакций:
СН2ОН - (СНОН)4-СОН + Cu(OH)2→ глюколят меди, комплекс ярко- синего цвета (эту реакцию используют в больницах для определения глюкозы в моче)
3).Задание для группы №2. Исследуйте принадлежность глюкозы к альдегидам с помощью реакции «серебряного зеркала»: «Реакция глюкозы с оксидом серебра».
В пробирку, содержащую 1-2 мл глюкозы, прилейте 1-2 мл аммиачного раствора оксида серебра и осторожно нагрейте пробирку. Что наблюдаете? Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя и от соседей.
Задаю вопрос учащимся: наличием, какой функциональной группы обусловлена эта реакция? Напишите уравнение реакции: глюкоза (раствор) + Ag2O (Эту реакцию применяют для получения зеркал и новогодних игрушек)
А) соедините все шесть атомов углерода последовательно друг с другом;
Б) один из крайних атомов углерода образует альдегидную группу;
В) к остальным пяти атомам углерода присоедините по одной гидроксогруппе;
Г) добавьте к каждому атому углерода недостающие атомы водорода.
- Теперь, зная строение глюкозы, ее структурную формулу, мы можем спрогнозировать химические свойства глюкозы исходя из ее строения свойства многоатомных спиртов – взаимодействие с гидроксидом меди (II); свойства альдегидов – окисление реакции «серебряного» и «медного» зеркала; реакции присоединения (гидрирование) и особые, специфические, свойства глюкозы, т. к. согласно третьему положению теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова, атомы и группы атомов в молекулах вещества взаимно влияют друг на друга, изменяя свойства вещества в целом).Слайд 9,10.
3.Специфические свойства глюкозы. Слайд 11.
- А теперь познакомимся со свойствами, характерными только для глюкозы
Особые свойства глюкозы
Реакции брожения происходят под влиянием ферментов бактерий, и продукт определяется спецификой фермента
А) спиртовое брожение
С6Н12О6→2С2Н5ОН+ 2СО2
Я даю комментарий по опыту: - Эту реакцию начали использовать еще древние виноделы, когда заметили, что виноград, который долго лежал на солнце начал портиться, бродить. До сих пор этиловый спирт получают именно при спиртовом брожении глюкозы, полученной при гидролизе крахмала.
Б) молочнокислое брожение
С6Н12О6→2 СН3-СНОН-СООН
Объясняю суть опыта: - Именно эта реакция лежит в основе скисания молока. Получения простокваши, сыра, сметаны. С этой реакцией связан процесс квашения капусты (когда после мороза в капусте происходит гидролиз, крахмал превращается в глюкозу, капуста становится слаще), молочная кислота является консервантом, кислая среда препятствует развитию гнилостных бактерий .
Молочная кислота образуется в наших мышцах при неравномерной физической нагрузке. Приводит к болям в мышцах.
В) масляно-кислое брожение
С6Н12О6→ С3Н7СООН + 2СО2 + 2Н2
Такая реакция происходит при «прогорании» сливочного масла.
- Мы еще раз убедились, что многие процессы, происходящие, вокруг нас познаваемы, а химия – это лишь одна из сторон, из которой изучается данный объект или процесс, связь химии с жизнью. Через реакции мы записываем схематично процессы, происходящие в нашей жизни.
3. Самостоятельная работа. Группам учащихся даю следующие задания:
1).Задание для группы №1. Работа с учебником (стр. 207 – 208). Изучите динамическое равновесие в водном растворе глюкозы, а также циклические формы глюкозы. Запишите циклические формы альфа - и бета-глюкозы в тетрадях. Слайд12.
2).Задание для группы №2. Работа с учебником «Химия 10» (авторы Рудзитис Г.Е.; Фельдман Ф.Г. (стр. 135 в таблице); стр.134). Изучите нахождение глюкозы в природе и ее специфические свойства (брожение). Уравнения соответствующих химических реакций запишите в тетрадях. Слайд 11.
3).Задание для всей группы №3. Работа с учебником (стр.206, 210-211) , а также с учебником «Химия 10» (авторы Рудзитис Г.Е.; Фельдман Ф.Г.; стр.134). Ознакомьтесь с получением глюкозы и ее применением. Уравнения соответствующих химических реакций запишите в тетрадях. Слайд 13, 15,16,17.
1) Реакция фотосинтеза
6СО2 + 6H2O С6Н12 О6 + 6О2 +Q
2) Синтез глюкозы из формальдегида
О
6 Н – С → С6Н12О6
Н
3) Гидролиз крахмала
(С6Н10 О5 )n + n H2O → n С6Н12 О6
4.Физминутка. Слайд 14.
В растворе глюкоза находится в двух формах: линейной и циклической. Эти две формы находятся в динамическом равновесии (смотрите на слайд). Закройте глаза и представьте формулу перед собой. Медленно глазом обведите циклическую формулу сначала влево, потом направо. Постарайтесь при этом запомнить формулу. Открыли глаза, сравнили свой образ с тем, что видите, не ошиблись?
6. Применение глюкозы
Задаю вопрос классу: - Что вы можете предложить из той информации, которую уже слышали на уроке.
Дополняю учащихся: в кондитерском производстве для получения карамели, напитков, пряников; она легко усваивается организмом, поэтому ее используют в медицине в качестве укрепляющего средства ослабленным больным, послеоперационным больным, входит в состав заменяющих кровь и противошоковых жидкостей.
Делаю акцент на ответы учащихся: - Только глюкоза основной источник энергии для головного мозга, поэтому, когда предстоит решить трудную задачу или сдать экзамен, рекомендуют съесть кусочек сахара или шоколад.
III. Закрепление знаний, умений и навыков.
Задачи учителя: закрепить воспроизведение учащимися полученных знаний, умений и навыков; обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения; стимулировать творческое применение знаний, умений и навыков.
Методы: Контроль, обобщающая беседа.
Задачи ученика: самостоятельное выполнение заданий; закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения основных моментов нового материала; выполнение творческих упражнений.
Я предлагаю учащимся написать самые основные смысловые выражения и слова, в которых содержится важная информация о глюкозе:
Ответы учащихся: - Углевод, моносахарид, сладкая, растворима в воде, основной источник энергии клетки, функциональные группы, альдегидоспирт, качественные реакции окисления, специфические реакции брожения.
Выполнение тестового задания с использованием ЭОР:
1.Общая формула углеводов
А) СnH2n+2
Б) Cn(H2O)m
В) СnH2n-2
Г) СnH2n
2. Физические свойства глюкозы
А) сладкая;
Б) жидкая;
В) кристаллическая;
Г) растворяется в воде;
Д) желтая.
3. Глюкоза относится
А) полисахаридам;
Б) дисахаридам;
В) моносахаридам;
Г) гексозам;
Д) олигосахаридам.
4. В природе
А) преобладает линейная (открытая) форма глюкозы;
Б) преобладает циклическая форма глюкозы;
В) глюкоза содержится в крови, в цветах и плодах растений;
Г) образуется в процессе фотосинтеза.
5. Укажите правильные утверждения
А) линейная форма глюкозы содержит 5 гидроксильных групп;
Б) глюкоза – многоатомный спирт и альдегид;
В) β-форма глюкозы содержит 4 гидроксильных группы;
Г) циклическая форма глюкозы более распространена, чем линейная
Ответы учащихся: 1Б; 2АВГ; 3ВГ; 4Г; 5АБ.
Запасные варианты вопросов. Упражнение творческого характера:
3. Слайд 18,19.
- Некоторые лягушки нашли применение глюкозе в своём организме — любопытное, хотя и гораздо менее важное. В зимние время иногда можно найти лягушек, вмёрзших в ледяные глыбы, но после оттаивания земноводные оживают. Как же они ухитряются не замёрзнуть насмерть? Почему? Как вы думаете?
Ответ: Оказывается, с наступлением холодов в крови лягушки в 60 раз увеличивается количество глюкозы. Это мешает образованию внутри организма
Кристалликов льда. - Герои романа Жюля Верна “Дети капитана Гранта” только собирались поужинать мясом подстреленной ими дикой ламы (гуанако), как вдруг выяснилось, что оно совершенно не съедобно. Почему? Как вы думаете?
Ответ:«Быть может, оно слишком долго лежало?» - озадаченно спросил один из них. «Нет, оно, к сожалению, слишком долго бежало! - ответил учёный-географ Паганель - Мясо гуанако вкусно только тогда, когда животное убито во время отдыха, но если за ним долго охотиться и животное долго бежало, тогда его мясо несъедобно». Вряд ли Паганель сумел бы объяснить причину описанного им явления. Но, пользуясь данными современной науки, сделать это совсем нетрудно. Начать придётся, правда, несколько издалека. Когда клетка дышит кислородом, глюкоза «сгорает» в ней, превращаясь в воду и углекислый газ, и выделяет энергию. Но, предположим, животное долго бежит, или человек быстро выполняет какую-то тяжёлую физическую работу, например, колет дрова. Кислород не успевает попасть в клетки мышц. Тем не менее, клетки «задыхаются» не сразу. Начинается любопытный процесс — гликолиз (что в переводе означает «расщепление сахара»). При распаде глюкозы образуется не вода и углекислота, а более сложное вещество — молочная кислота. Каждый, кто пробовал кислое молоко или кефир, знаком с её вкусом. Энергии при гликолизе выделяется в 13 раз меньше, чем при дыхании. Чем больше молочной кислоты накопилось в мышцах, тем сильнее человек или животное чувствует их усталость. Наконец, все запасы глюкозы в мышцах истощаются. Необходим отдых. Поэтому, перестав колоть дрова или взбежав по длинной лестнице, человек обычно “переводит дух”, восполняя недостаток кислорода в крови. Именно молочная кислота сделала невкусным мясо животного, подстреленного героями Жюля Верна.
IV. Рефлексия.
- Я задаю вопросы:
- Какая задача стояла перед вами на уроке?
Ответ учащихся: доказывать наличие функциональных групп в органических соединениях, определять химические свойства веществ в зависимости от их химического строения.
- Что было сегодня необычного на уроке?
Ответ учащихся:многие процессы, происходящие, вокруг нас познаваемы.
- Есть ли те, кто сделал сегодня маленькое открытие?
Ответ учащихся: - Через реакции мы записывали процессы, происходящие в нашей жизни.
Ответ учащихся: 1) Глюкоза + Сu(OH)2 - образуется синий раствор, который при нагревании приобретает оранжевый цвет. Это доказывает наличие нескольких -ОН групп и альдегидной группы.
2) Одна молекула глюкозы реагирует с 5 молекулами кислоты, это доказывает наличие 5 гидроксо групп.
3) глюкоза + аммиачный раствор оксида серебра – стенки пробирки покрываются серебром, это доказывает наличие альдегидной группы.
-Каков результат нашего урока?
Ответ учащихся: - Цели и задачи урока выполнены.
- Усвоили сущность новых знаний.
- Закрепили умение выдвигать гипотезы и доказывать их научными методами.
VII. Подведение итогов занятия. Слайд 20.
Провожу беседу с учащимися: - Удалось ли вам на уроке установить связь между свойствами и строением глюкозы? Сможете ли вы экспериментально определить функциональные группы в молекулах органических веществ? Что вы взяли для себя с данного урока?
Ответы учащихся: Глюкоза относится к кислородосодержащим органическим соединениям. В состав, каких функциональных групп входит атом кислорода? Так как атомов кислорода в молекуле глюкозы шесть, следовательно, кислородосодержащих функциональных групп в молекуле несколько. Хорошая растворимость в воде позволяет предположить наличие в молекуле нескольких полярных функциональных групп.
1.Карбоксильной группы нет, т.к. водный раствор глюкозы имеет нейтральную реакцию среды (индикатор) и не взаимодействует с раствором карбоната натрия.
2.Тестом на определение в молекуле альдегидной группы является реакция «серебряного зеркала». Она «дает» с глюкозой положительный результат – этот углевод является альдегидом.
3.Т. К. все шесть атомов кислорода не могут входить в состав альдегидных групп, резонно предположить, что в молекуле глюкозы несколько гидроксильных групп. Образование ярко-синего комплексного соединения с гидроксидом меди(ll) указывает на то, что глюкоза относится к многоатомным спиртам.
Все это позволяет сделать вывод – простейшие углеводы – полифункциональные соединения. В их молекулах карбонильная группа и несколько гидроксильных групп.
Проводится обобщение деятельности групп и отдельных учащихся. Отмечаются наиболее удачные моменты урока и требующие доработки. Оценивается степень достижения целей.
Я комментирую работу групп на уроке: - Ребята, вы очень хорошо работали на уроке, сумели правильно проделать эксперимент в группах, сделали выводы, полностью сумели реализовать поставленные задачи. Вы молодцы!
Далее выставляю оценки и заношу их в журнал.
VIII. Домашнее задание:Слайд 21, 22.
Задачи учителя: создать условия для дифференцированного выбора учащимися упражнений и задач для самостоятельной работы по теме: « Глюкоза, ее строение и свойства».
Методы: консультирование
Задачи ученика: решение задач дифференцированного типа; повторение и обобщение опорных знаний.
Попытайтесь ответить на вопрос, почему попытка отравления Распутина из романа В.Пикуля «Нечистая сила» оказалась неудачной.
«Лазоверт со скрипом натянул резиновые перчатки, растёр в порошок кристаллы цианистого калия. Птифуры были двух сортов: с розовым и шоколадным кремом. Приподымая ножом их красивые, сочные верхушки, доктор щедро и густо насыщал внутренности пирожных страшным ядом». Когда Распутин сел за стол, он « с неохотой съел пирожное с ядом. Понравилось – потянулся за вторым. Юсупов внутренне напрягся, готовый увидеть пред собой труп. Но Распутин жевал, жевал. Он спокойно доедал восьмой птифур». Почему же яд не подействовал? Объясните суть.
Приложение №1
Таблица группового оценивания.
Группа №
Проверка домашнего
задания (задача; тест)
Теоретическая часть
(работа в группе;
дополнения)
Экспериментальная часть
Тест «Проверь
себя»
Общий балл
№1
№2
Примечание: Данная таблица должна быть увеличена и зафиксирована на доске. Учитель во время ответов учащихся ставит плюсы группам, согласно критериям; к концу урока определяется группа, набравшая наибольшее количество плюсов.
Приложение №2
Глюкоза реагирует
Что наблюдается
Вывод (какие функцио-нальные группы присутствуют в молекуле)
Образуется сложный эфир, содержащий 5 остатков уксусной кислоты
5 гидроксильных
групп
3. Cu(ОН)2 обычные усл.
Ярко синий раствор
гидроксильная
4. Cu(ОН)2 нагревание
красный осадок
альдегидная
5. Специфические свойства: Спиртовое брожение-
С6Н12О6 2С2Н5ОН +2СО2
используют в получении алкогольных напитков кефира, кумыса и
Молочнокислое брожение -
С6Н12О6 2С3Н6О3
др. молочных продуктов,
для получения молочных продуктов: простокваши, творога, сметаны, сыра
Маслянокислое брожение -
С6Н12О6 С5Н7СООН+2СО2+2Н2
может быть причиной появления дефектов или даже порчи молочных продуктов.
Полное брожение-
C6H12O6 + 6O2 6H2O + 6CO2 + 2800 кДж
выделяется энергия для обеспечения процессов жизнедеятельности организма.
Литература
1.Гузей Л. С. и др. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений /Л. С. Гузей, В. В. Сорокин, Р. П. Суровцева. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 304 с.
2.Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н., Жегин А. Ю. Химия. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Вентана-Граф», 1997. – 336 с.
3.Лидин Р. А. Задачи, вопросы и упражнения по химии: 8 – 11 кл.: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ Р. А. Лидин, Л. Ю. Аликберова. – М.: просвещение, 2002. – 189 с.
4.Рудзитис Г. Е. Химия: неорган. химия: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – 12-е изд. испр. – М.: Просвещение, 2008. – 176 с.
5.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия/ Авт.-сост. Л. А. Савина; Худож. А. В. Карадашук, О. М. Войтенко. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 448 с.