Презентация для урока химии по теме "Глюкоза - представитель углеводов"
Презентация для урока химии по теме "Глюкоза - представитель углеводов"
Данный урок является первым в группе уроков “Углеводы”.
Цель: Изучить состав, особенности строения, свойства глюкозы.
Образовательные задачи: 1. На примере глюкозы конкретизировать знания учащихся об особенностях строения веществ-моносахаридов, принадлежащих к классу углеводов; рассмотреть зависимость свойств вещества от его строения. 2. Познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами глюкозы, с классификацией углеводов. Изучить качественные реакции на глюкозу. 3. Рассмотреть нахождение в природе, применение глюкозы, её биологическую роль.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока химии по теме "Глюкоза - представитель углеводов" »
«Откуда всё сие окружающее?
Уж не химия ли это?»
М. Зощенко
Сказка
В большом царстве углеводородов случилась беда – разорился старый углеводород Гексан. От тоски и безысходности он начал чахнуть и болеть. Ему не могли ничем помочь лучшие лекари. И вдруг однажды перед ним оказалась красивая белолицая девушка, она улыбнулась и сказала: «Не печалься, я помогу тебе вернуть богатство и силы! Я осыплю тебя серебром, только прикажи доставить сюда аммиачный раствор оксида серебра». Удивился Гексан, но просьбу выполнил. И действительно, через некоторое время посыпались на пол серебряные монеты. От удивления старик даже рот открыл, сказать ничего не может. А девушка продолжает: «Чтобы твои силы восстановились – ешь виноград». Гексан кое-как вымолвил: «Кто ты? Как тебя зовут?» девушка ответила, что она его дальняя родственница, поскольку у них одна углеродная цепь, а живёт она в царстве кислородсодержащих соединений, и её имя в переводе с греческого значит «сладкая». Больше она ничего не сказала, улыбнулась на прощанье и исчезла. Только огромное количество серебра убеждало старика о том. Что эта встреча была явью, а не сном. А когда старик стал есть виноград, к нему действительно вернулись силы.
Одна мысль не давала ему покоя – кто эта незнакомка? Позвал он лучшего сыщика, рассказал ему всё и приказал узнать ее состав, строение и свойства. «А иначе, - говорит – не сносить тебе головы».
Сыщик взялся за дело с радостью, потому что хорошо знал греческий язык и сразу смекнул, что сладкая значит «glukus». После недолгих рассуждений он смог назвать её имя –Глюкозаи то, что она содержится в винограде, помогло ему установить другое имя –виноградный сахар.
Он установил её родословную – она относится к классу Углеводы – это старинное название класса органических веществ, их формулаCn(H2O)m.
Сыщик ещё кое-что узнал о глюкозе и составилДосье на глюкозу
Вот такое досье сыщик представил Гексану через несколько дней. Рассердился углеводород, но дал ему время завершить начатое.
Сыщик понимал, что без знаний химии ему голову на плечах не удержать. Ноги сами привели его в наш класс.
Ну, что? Поможем сыщику дописать досье и сделать правильные выводы?
Образуется сложный эфир, содержащий 5 остатков уксусной кислоты (пентаацетилглюкоза)
5 гидроксильных групп -ОН
Синее окрашивание
многоатомный спирт
сCu(OH)2
Жёлтый осадок, переходящий при дальнейшем нагревании в морковно-красный
альдегид
сCu(OH)2,tº
Специфические свойства
Строение молекулы глюкозы
Химические свойства
Восстановительные свойства:
1.реакция «Серебряного зеркала»
О
+Ag2O
Н2СОН – СНОН– СНОН – СНОН – СНОН – С
Н
О
+2Ag ↓
Н2СОН – СНОН– СНОН – СНОН – СНОН – С
OН
Глюконовая кислота
Химические свойства
Восстановительные свойства:
2.реакция «Медного зеркала»
О
tº
Н2СОН – СНОН– СНОН – СНОН – СНОН – С
+Cu(OH)2
Н
О
+2 CuOH↓ + H2O
Н2СОН – СНОН– СНОН – СНОН – СНОН – С
OН
tº
2CuOHCu2O + H2O
Специфические химические свойства
Процессы брожения:
1. спиртовое брожение:
дрожжи
2С2Н5ОН + 2СО2
С6Н12О6
2. молочнокислое брожение:
Молочнокислые бактерии
2СН3 – СН – СООН
С6Н12О6
ОН
Молочная кислота
«… Настала торжественная минута… Лазоверт со скрипом натянул тонкие резиновые перчатки, растёр в порошок кристаллы цианистого калия.
Птифуры были двух сортов – с розовым и шоколадным кремом. Приподнимая ножом их красивые сочные верхушки, доктор щедро и густо насыщал внутренность пирожных страшным ядом.
– Достаточно ли? – усомнился капитан Сухотин.
– Один такой птифурчик, – отвечал Лазоверт, – способен в считанные мгновения убить всю нашу конфиденцию.
… Феликс придвинул пирожные.
– Пирожные вот… угощайся.
– А ну их… Сладкие? Что я, не маленький.
… С неохотой съел пирожное с ядом. Понравилось – потянулся за вторым. Юсупов внутренне напрягся, готовый увидеть перед собой труп. Но Распутин жевал, жевал… Он спокойно доедал восьмой птифур. И, поднося руку к горлу, массировал его.
– Что с тобою? – спросил Юсупов в надежде.
– Да так… першит что-то.
… А если Распутин жив, тогда для меня остаётся загадкой назначение цианистого калия…
Ничего не поделаешь – надо сидеть и ждать…
– Что-нибудь одно: или наш Распутин действительно святой, или… Будь проклят Маклаков, давший нам калий! Яд беспомощен. Гриша выпил и сожрал всё, что отравлено, но только рыгает и появилось сильное слюнотечение…»
Валентин Пикуль «Нечистая сила»
Почему же яд не подействовал?
О
Н2СОН – СНОН– СНОН – СНОН – СНОН – С
+ НСN
Н
синильная кислота
Н
Н2СОН – СНОН– СНОН – СНОН – СНОН – С –
ОН
СN
циангидрид глюкозы
С давних пор при опасности отравления цианидами рекомендовалось держать за щекой кусочек сахара. В 1915 г. немецкие химики Рупп и Гольце показали, что глюкоза взаимодействует с синильной кислотой и некоторыми цианидами с образованием нетоксичного соединения циангидрида глюкозы:
Считают, что это обстоятельство было причиной неудачной попытки отравить Распутина в 1916 г. в доме Юсупова.
Физические свойства
Бесцветное кристаллическое вещество,
сладкое на вкус,
tплавления= 146°С,
хорошо растворимо в воде.
Биологическая роль глюкозы
Положительная
Отрицательная
Подумай и ответь
а
1
б
2
в
3
г
4
д
5
Подумай и ответь
Глюкоза –
а) жидкость с приятным запахом;
б) сладкая на вкус;
в) кристаллическое вещество;
г) растворима в воде;
д) сильный антисептик;
Подумай и ответь
2.Функциональными группами глюкозы являются группы атомов:
а) СОН и СООН
б) ОН и СОН
в) СООН и ОН
г)NH2и СОН
д)NO2и СООН
Подумай и ответь
3. Какие реакции характерны для глюкозы:
а) дегидрирования
б) спиртового брожения
в) «серебряного зеркала»
г) «медного зеркала»
д) изменение окраски индикатора лакмуса
Подумай и ответь
4.Качественная реакция на глюкозу, как альдегид, – это реакция с:
а)NaOH
б)CuOH
в)CuO
г)Ag2O
д) HNO3
Подумай и ответь
5. Глюкозу используют:
а) для домашнего консервирования;
б) в производстве лекарственных препаратов;
в) в производстве ёлочных украшений, зеркал;
г) в текстильной промышленности при крашении и печатании рисунков;
д) для очистки воды.
а
1
2
б
в
3
г
4
д
5
Домашнее задание
Глава ХУглеводы
§1Глюкоза
«3»- с. 137 вопросы 1-3
«4»- с. 137 вопросы 5-7
«5»- с. 137 вопросы 8,10-12, задача 1
Творческие проекты:
1. Роль глюкозы в жизненно важных процессах живых организмов.