kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация для урока химии по теме "Глюкоза - представитель углеводов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является первым в группе уроков “Углеводы”.

Цель: Изучить состав, особенности строения, свойства глюкозы.

Образовательные задачи: 1. На примере глюкозы конкретизировать знания учащихся об особенностях строения веществ-моносахаридов, принадлежащих к классу углеводов; рассмотреть зависимость свойств вещества от его строения. 2. Познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами глюкозы, с классификацией углеводов. Изучить качественные реакции на глюкозу.  3. Рассмотреть нахождение в природе, применение глюкозы, её биологическую роль.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока химии по теме "Глюкоза - представитель углеводов" »

«Откуда всё сие окружающее? Уж не химия ли это?» М. Зощенко

«Откуда всё сие окружающее?

Уж не химия ли это?»

М. Зощенко

Сказка

В большом царстве углеводородов случилась беда – разорился старый углеводород Гексан. От тоски и безысходности он начал чахнуть и болеть. Ему не могли ничем помочь лучшие лекари. И вдруг однажды перед ним оказалась красивая белолицая девушка, она улыбнулась и сказала: «Не печалься, я помогу тебе вернуть богатство и силы! Я осыплю тебя серебром, только прикажи доставить сюда аммиачный раствор оксида серебра». Удивился Гексан, но просьбу выполнил. И действительно, через некоторое время посыпались на пол серебряные монеты. От удивления старик даже рот открыл, сказать ничего не может. А девушка продолжает: «Чтобы твои силы восстановились – ешь виноград». Гексан кое-как вымолвил: «Кто ты? Как тебя зовут?» девушка ответила, что она его дальняя родственница, поскольку у них одна углеродная цепь, а живёт она в царстве кислородсодержащих соединений, и её имя в переводе с греческого значит «сладкая». Больше она ничего не сказала, улыбнулась на прощанье и исчезла. Только огромное количество серебра убеждало старика о том. Что эта встреча была явью, а не сном. А когда старик стал есть виноград, к нему действительно вернулись силы.

Одна мысль не давала ему покоя – кто эта незнакомка? Позвал он лучшего сыщика, рассказал ему всё и приказал узнать ее состав, строение и свойства. «А иначе, - говорит – не сносить тебе головы».

Сыщик взялся за дело с радостью, потому что хорошо знал греческий язык и сразу смекнул, что сладкая значит « glukus ». После недолгих рассуждений он смог назвать её имя – Глюкоза и то, что она содержится в винограде, помогло ему установить другое имя – виноградный сахар .

Он установил её родословную – она относится к классу Углеводы – это старинное название класса органических веществ, их формула C n ( H 2 O ) m .

Сыщик ещё кое-что узнал о глюкозе и составил Досье на глюкозу

Вот такое досье сыщик представил Гексану через несколько дней. Рассердился углеводород, но дал ему время завершить начатое.

Сыщик понимал, что без знаний химии ему голову на плечах не удержать. Ноги сами привели его в наш класс.

Ну, что? Поможем сыщику дописать досье и сделать правильные выводы?

С n (H 2 O) m Углеводы Моносахариды Полисахариды Дисахариды (С 6 Н 10 О 5 ) n С 12 Н 22 О 11 С 6 Н 12 О 6 С 5 Н 10 О 6 гексозы пентозы Сахароза Свекловичный, тростниковый сахар Крахмал Глюкоза Виноградный сахар Рибоза Целлюлоза клетчатка Мальтоза солодовый сахар Арабиноза Гликоген Фруктоза Фруктовый сахар Лактоза молочный сахар Хитин

С n (H 2 O) m

Углеводы

Моносахариды

Полисахариды

Дисахариды

6 Н 10 О 5 ) n

С 12 Н 22 О 11

С 6 Н 12 О 6

С 5 Н 10 О 6

гексозы

пентозы

Сахароза

Свекловичный, тростниковый сахар

Крахмал

Глюкоза

Виноградный сахар

Рибоза

Целлюлоза

клетчатка

Мальтоза

солодовый сахар

Арабиноза

Гликоген

Фруктоза

Фруктовый сахар

Лактоза

молочный сахар

Хитин

Дата: ____________ Тема урока:  Глюкоза – представитель углеводов. Классификация углеводов Углеводы Глюкоза   Сахароза    Крахмал Фруктоза   Мальтоза    Целлюлоза   Лактоза    Гликоген      Хитин Досье на глюкозу: Глюкоза реагирует Что наблюдается с аммиачным раствором Ag 2 O ( t º ) Вывод (какие функциональные группы есть в молекуле) с 5 молекулами уксусной кислоты Выделяется серебро (реакция «серебряного зеркала») Образуется сложный эфир, содержащий 5 остатков уксусной кислоты (пентаацетилглюкоза) Специфические свойства  Строение глюкозы:     Химические свойства:  С  ─ С─  ─ С ─  ─ С─  ─ С─   СН 2 ОН 1. + лакмус  нет изменений  группы ( ) нет 2. + Ag 2 O (амм. р-р); Cu(OH) 2 при t º  ( ) 3. + Cu(OH) 2 без t º  ( ) 4. + 5 СН 3 СООН  в составе имеется ( 5 групп ) Вывод : глюкоза - ________________________________  5. Специфические свойства: реакции брожения: а) спиртового б) молочнокислого в) масляннокислого

Дата: ____________

Тема урока: Глюкоза – представитель углеводов.

Классификация углеводов

Углеводы

Глюкоза Сахароза Крахмал

Фруктоза Мальтоза Целлюлоза

Лактоза Гликоген

Хитин

Досье на глюкозу:

Глюкоза реагирует

Что наблюдается

с аммиачным раствором Ag 2 O ( t º )

Вывод

(какие функциональные группы есть в молекуле)

с 5 молекулами уксусной кислоты

Выделяется серебро (реакция «серебряного зеркала»)

Образуется сложный эфир, содержащий 5 остатков уксусной кислоты (пентаацетилглюкоза)

Специфические свойства

Строение глюкозы: Химические свойства:

С

С─

С

С─

С─

СН 2 ОН

1. + лакмус  нет изменений  группы ( ) нет

2. + Ag 2 O (амм. р-р); Cu(OH) 2 при t º  ( )

3. + Cu(OH) 2 без t º  ( )

4. + 5 СН 3 СООН  в составе имеется ( 5 групп )

Вывод : глюкоза - ________________________________

5. Специфические свойства:

реакции брожения:

а) спиртового

б) молочнокислого

в) масляннокислого

Досье на глюкозу Вывод (какие функциональные группы есть в молекуле) Глюкоза реагирует Что наблюдается Выделяется серебро (реакция «серебряного зеркала») с аммиачным раствором Ag 2 O ( tº ) Альдегидная группа -СОН с 5 молекулами уксусной кислоты Образуется сложный эфир, содержащий 5 остатков уксусной кислоты (пентаацетилглюкоза) 5 гидроксильных групп -ОН Синее окрашивание многоатомный спирт с Cu(OH) 2  Жёлтый осадок, переходящий при дальнейшем нагревании в морковно-красный альдегид с Cu(OH) 2 , tº Специфические свойства

Досье на глюкозу

Вывод (какие функциональные группы есть в молекуле)

Глюкоза реагирует

Что наблюдается

Выделяется серебро (реакция «серебряного зеркала»)

с аммиачным раствором Ag 2 O ( )

Альдегидная группа -СОН

с 5 молекулами уксусной кислоты

Образуется сложный эфир, содержащий 5 остатков уксусной кислоты (пентаацетилглюкоза)

5 гидроксильных групп -ОН

Синее окрашивание

многоатомный спирт

с Cu(OH) 2

Жёлтый осадок, переходящий при дальнейшем нагревании в морковно-красный

альдегид

с Cu(OH) 2 ,

Специфические свойства

Строение молекулы глюкозы

Строение молекулы глюкозы

Химические свойства Восстановительные свойства: 1.  реакция «Серебряного зеркала» О + Ag 2 O  Н 2 СОН – СНОН– СНОН – СНОН – СНОН – С Н О + 2Ag ↓  Н 2 СОН – СНОН– СНОН – СНОН – СНОН – С O Н Глюконовая кислота

Химические свойства

Восстановительные свойства:

1. реакция «Серебряного зеркала»

О

+ Ag 2 O

Н 2 СОН – СНОН– СНОН – СНОН – СНОН – С

Н

О

+ 2Ag

Н 2 СОН – СНОН– СНОН – СНОН – СНОН – С

O Н

Глюконовая кислота

Химические свойства Восстановительные свойства: 2.  реакция «Медного зеркала» О tº Н 2 СОН – СНОН– СНОН – СНОН – СНОН – С + Cu(OH) 2  Н О + 2 CuOH  ↓ + H 2 O  Н 2 СОН – СНОН– СНОН – СНОН – СНОН – С O Н tº 2CuOH  Cu 2 O + H 2 O

Химические свойства

Восстановительные свойства:

2. реакция «Медного зеркала»

О

Н 2 СОН – СНОН– СНОН – СНОН – СНОН – С

+ Cu(OH) 2

Н

О

+ 2 CuOH ↓ + H 2 O

Н 2 СОН – СНОН– СНОН – СНОН – СНОН – С

O Н

2CuOH Cu 2 O + H 2 O

Специфические химические свойства Процессы брожения: 1. спиртовое брожение: дрожжи 2С 2 Н 5 ОН + 2СО 2  С 6 Н 12 О 6  2. молочнокислое брожение: Молочнокислые бактерии 2СН3 – СН – СООН С 6 Н 12 О 6  ОН Молочная кислота

Специфические химические свойства

Процессы брожения:

1. спиртовое брожение:

дрожжи

2 Н 5 ОН + 2СО 2

С 6 Н 12 О 6

2. молочнокислое брожение:

Молочнокислые бактерии

2СН3 – СН – СООН

С 6 Н 12 О 6

ОН

Молочная кислота

«… Настала торжественная минута… Лазоверт со скрипом натянул тонкие резиновые перчатки, растёр в порошок кристаллы цианистого калия.

Птифуры были двух сортов – с розовым и шоколадным кремом. Приподнимая ножом их красивые сочные верхушки, доктор щедро и густо насыщал внутренность пирожных страшным ядом.

– Достаточно ли? – усомнился капитан Сухотин.

– Один такой птифурчик, – отвечал Лазоверт, – способен в считанные мгновения убить всю нашу конфиденцию.

… Феликс придвинул пирожные.

– Пирожные вот… угощайся.

– А ну их… Сладкие? Что я, не маленький.

… С неохотой съел пирожное с ядом. Понравилось – потянулся за вторым. Юсупов внутренне напрягся, готовый увидеть перед собой труп. Но Распутин жевал, жевал… Он спокойно доедал восьмой птифур. И, поднося руку к горлу, массировал его.

– Что с тобою? – спросил Юсупов в надежде.

– Да так… першит что-то.

… А если Распутин жив, тогда для меня остаётся загадкой назначение цианистого калия…

Ничего не поделаешь – надо сидеть и ждать…

– Что-нибудь одно: или наш Распутин действительно святой, или… Будь проклят Маклаков, давший нам калий! Яд беспомощен. Гриша выпил и сожрал всё, что отравлено, но только рыгает и появилось сильное слюнотечение…»

Валентин Пикуль «Нечистая сила»

Почему же яд не подействовал? О Н 2 СОН – СНОН– СНОН – СНОН – СНОН – С + НС N  Н синильная кислота Н Н 2 СОН – СНОН– СНОН – СНОН – СНОН – С – ОН С N  циангидрид глюкозы С давних пор при опасности отравления цианидами рекомендовалось держать за щекой кусочек сахара. В 1915 г. немецкие химики Рупп и Гольце показали, что глюкоза взаимодействует с синильной кислотой и некоторыми цианидами с образованием нетоксичного соединения циангидрида глюкозы: Считают, что это обстоятельство было причиной неудачной попытки отравить Распутина в 1916 г. в доме Юсупова.

Почему же яд не подействовал?

О

Н 2 СОН – СНОН– СНОН – СНОН – СНОН – С

+ НС N

Н

синильная кислота

Н

Н 2 СОН – СНОН– СНОН – СНОН – СНОН – С –

ОН

С N

циангидрид глюкозы

С давних пор при опасности отравления цианидами рекомендовалось держать за щекой кусочек сахара. В 1915 г. немецкие химики Рупп и Гольце показали, что глюкоза взаимодействует с синильной кислотой и некоторыми цианидами с образованием нетоксичного соединения циангидрида глюкозы:

Считают, что это обстоятельство было причиной неудачной попытки отравить Распутина в 1916 г. в доме Юсупова.

Физические свойства Бесцветное кристаллическое вещество,  сладкое на вкус, t плавления = 146 ° С, хорошо растворимо в воде.

Физические свойства

Бесцветное кристаллическое вещество,

сладкое на вкус,

t плавления = 146 ° С,

хорошо растворимо в воде.

Биологическая роль глюкозы Положительная Отрицательная

Биологическая роль глюкозы

Положительная

Отрицательная

Подумай и ответь а 1 б 2 в 3 г 4 д 5

Подумай и ответь

а

1

б

2

в

3

г

4

д

5

Подумай и ответь Глюкоза –  а) жидкость с приятным запахом; б) сладкая на вкус; в) кристаллическое вещество; г) растворима в воде; д) сильный антисептик;

Подумай и ответь

  • Глюкоза –

а) жидкость с приятным запахом;

б) сладкая на вкус;

в) кристаллическое вещество;

г) растворима в воде;

д) сильный антисептик;

Подумай и ответь 2.  Функциональными группами глюкозы являются группы атомов:  а) СОН и СООН б) ОН и СОН в) СООН и ОН г) NH 2  и СОН д) NO 2  и СООН

Подумай и ответь

2. Функциональными группами глюкозы являются группы атомов:

а) СОН и СООН

б) ОН и СОН

в) СООН и ОН

г) NH 2 и СОН

д) NO 2 и СООН

Подумай и ответь 3. Какие реакции характерны для глюкозы:  а) дегидрирования б) спиртового брожения в) «серебряного зеркала» г) «медного зеркала» д) изменение окраски индикатора лакмуса

Подумай и ответь

3. Какие реакции характерны для глюкозы:

а) дегидрирования

б) спиртового брожения

в) «серебряного зеркала»

г) «медного зеркала»

д) изменение окраски индикатора лакмуса

Подумай и ответь 4.  Качественная реакция на глюкозу, как альдегид, – это реакция с: а) NaOH  б) CuOH в) CuO г) Ag 2 O д ) HNO 3

Подумай и ответь

4. Качественная реакция на глюкозу, как альдегид, – это реакция с:

а) NaOH

б) CuOH

в) CuO

г) Ag 2 O

д ) HNO 3

Подумай и ответь 5. Глюкозу используют: а) для домашнего консервирования; б) в производстве лекарственных препаратов; в) в производстве ёлочных украшений, зеркал; г) в текстильной промышленности при крашении и печатании рисунков; д) для очистки воды.

Подумай и ответь

5. Глюкозу используют:

а) для домашнего консервирования;

б) в производстве лекарственных препаратов;

в) в производстве ёлочных украшений, зеркал;

г) в текстильной промышленности при крашении и печатании рисунков;

д) для очистки воды.

а 1 2 б в 3 г 4 д 5

а

1

2

б

в

3

г

4

д

5

Домашнее задание Глава Х Углеводы § 1  Глюкоза «3» - с. 137 вопросы 1-3 «4» - с. 137 вопросы 5-7 «5» - с. 137 вопросы 8,10-12, задача 1 Творческие проекты: 1. Роль глюкозы в жизненно важных процессах живых организмов. 2. Сахар крови и заболевания человека.

Домашнее задание

Глава Х Углеводы

§ 1 Глюкоза

«3» - с. 137 вопросы 1-3

«4» - с. 137 вопросы 5-7

«5» - с. 137 вопросы 8,10-12, задача 1

Творческие проекты:

1. Роль глюкозы в жизненно важных процессах живых организмов.

2. Сахар крови и заболевания человека.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Презентация для урока химии по теме "Глюкоза - представитель углеводов"

Автор: Назмиева Елена Васильевна

Дата: 31.08.2015

Номер свидетельства: 227983


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства