Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе:
Вопросы для обсуждения:
На что делятся вещества?
Простые вещества делятся на...?
Сложные делятся на....?
Что такое кислоты?
Что такое основания?
Что такое оксиды?
Что такое соли?
Можете ли вы сказать, что из веществ одного класса можно получить вещества других классов?
Можете ли вы сказать почему ?
Подсказки:генетическая вазимосвязь.
Генетической связь заключается в том, что из веществ одного класса можно получить вещества других классов.
Предыдущее обучение
Учащиеся знакомились с неметаллами и металлами.
План
Планируемын сроки
Планируемые действия(замените записи ниже запланированными действиями)
Ресурсы
Начало урока
Формирование групп методом «Палочки мороженного»
Проверка д/з. Учащиеся заранее подготовили подкаст на тему:" роль металлов и их соединений в природной среде и в живых организмах"
Взаимооценивание групп, учитывая разработанные критерии по методу «Две звезды и одно пожелание»)
Побуждающий диалог:
На что делятся вещества?
Простые вещества делятся на...?
Сложные делятся на....?
Что такое кислоты?
Что такое основания?
Что такое оксиды?
Что такое соли?
Можете ли вы сказать, что из веществ одного класса можно получить вещества других классов?
Можете ли вы сказать почему ?
Обсуждаем вместе с классом критерий успешности:
-четкое знание классификации веществ;
- -уметь составлять уравнения химических реакций, опираясь на знания о неметаллах и металлах;
-доказать генетическую взаимосвязь неметаллов , металлов и их соединений с помощью уравнений реакций.
Одноразовый стакан,
палочки мороженного,
презентация, интерактивная доска.
Середина урока
Индивидуальная работа
Метод «Чтение с пометкой»:
Работа в группах (каждой группе выдается конверт с заданием. Задача каждой группы составить генетическую связь и доказать ее уравнениями реакций)
1 группа – Ca → CaO → Ca(OH)2 → Ca3(PO4)2.
2 группа – P → P2O5 → H3PO4 → Ca3(PO4)2.
3группа – Cu → CuO → CuCl2 → Cu (OH)2 → CuSO4
4 группа –S--SO2--SO3---H2SO4---CuSO4
Учащиеся работают в течение 7 минут.
Использую метод « Светофор» для определения усвоения нового материала.
Теперь ЗАДАНИЕ: распределите вещества по группам и ответы запишите на листах бумаги.
Мы рассмотрели небольшие фрагменты взаимопревращений веществ. Эти взаимопревращения различных веществ называются генетической связью (от слова “генезис” - происхождение) или (“генео” - рождаю)
Понятия “оксид”, “кислота”, “основание”, “соль” образуют систему, находящуюся в тесной взаимосвязи, она раскрывается при получении веществ одного класса из веществ другого класса. Она проявляется в процессе взаимодействия веществ и активно используется в практической деятельности человека. Как вы думаете, ребята, достигли мы цели, которую ставили в начале урока? Сейчас мы это проверим.
Задание№2 Вам самим необходимо составить генетическую цепочку взаимопревращений для другой группы.
-Всё что пригодится в дальнейшем - Информацию переработаю - Всё выброшу
Домашнее задание: § повторить п.28-41
Написать сказку «Жили-были металлы и неметаллы»
Интерактивная доска
Презентация «Чемодан, мясорубка, корзина»
Дополнительная информация
Дифференциация.
Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся?
Оценивание.
Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?
Межпредметные связи соблюдение СанПиН
ИКТ компетентность
Связи с ценностями
индивидуальная работа, творческая работа в группе.
взаимооценивание групп по методу «Две здвезды и одно пожелание»
Само оценивание "Лестница успеха" по критериям успешности:
-четкое знание классификации веществ;
- уметь составлять уравнения химических реакций, опираясь на знания о неметаллах и металлах;
-доказать генетическую взаимосвязь неметаллов , металлов и их соединений с помощью уравнений реакций.
Использование здоровье сбержение
Математика
Бережное отношение к природе
Коммуникативное мышление
Презентация «Чемодан, мысорубка, корзина
ИКТ видеоролик
Рациональное использование времени
Смена деятельности
Рефлексия
Были ли цели обучения реалистичными? Что учащиеся сегодня изучили? На что была направлено обучение?
Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?какие изменения из данного плана я реализовал и почему?
Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока. Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева.
Итоговая оценка
Какие два аспекта в обучении прошли хорошо (с учетом преподования и учения?)
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (с учетом преподования и учения?)
Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?
Приложение 1
Генетической называют связь между веществами разных классов, основанную на их взаимопревращениях и отражающую единство их происхождения, т. е. генезис веществ.
Генетический ряд неметаллов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один неметалл.
Генетический ряд металлов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один и тот же металл
Рассмотрим признаки генетического ряда веществ:
Все вещества генетического ряда должны быть образованы одним химическим элементом.
Вещества, образованные одним и тем же химическим элементом, должны принадлежать к разным классам ( т.е. отражать разные формы существования химического элемента)
Вещества, образующие генетический ряд одного химического элемента, должны быть связаны взаимопревращениями.
Деление веществ на классы достаточно условно. Например, мы знаем, что кислоты подразделяются на одно-, двух- и трехосновные, но их обычно не выделяют в отдельные классы соединений. Точно также не являются отдельными классами сильные и слабые кислоты. Это же справедливо и для оснований.
Между классами существует важная связь, которую называют генетической ("генезиз" по-гречески обозначает "происхождение"). Эта связь заключается в том, что из веществ одного класса можно получить вещества других классов.
Существует два основных пути генетических связей между веществами: один из них начинается металлами, другой – неметаллами.
Такие цепочки называются генетические ряды. Эти ряды образуют “родственные вещества”, которые взаимосвязаны между собой генетическими связями. Т.е.имеют одно начало.
Генетические связи - это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях. Зная классы неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент. Среди металлов можно выделить две разновидности рядов: 1.Генетический ряд , в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следуюших превращений: металл--основный оксид--щёлочь--соль, например генетический ряд калия K--K2O--KOH--KCl. 2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений: металл--основный оксид--соль--нерастворимое основание--основный оксид--металл. Например:Cu--CuO--CuCl2--Cu(OH)2--CuO--Cu
Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов: 1. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде: неметалл--кислотный оксид--растворимая кислота--соль.
Например: P--P2O5--H3PO4--Na3PO4. 2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота : неметалл--кислотный оксид--соль--кислота--кислотный оксид--неметалл, Например: Si--SiO2--Na2SiO3--H2SiO3--SiO2--Si.
КГУ "Средняя общеобразовательная школа Махамбет Зеленовского районного отдела образования"