Генетическая связь металлов, неметаллов и их соединений
Генетическая связь металлов, неметаллов и их соединений
9 кл. Урок № 47 Тема: «Генетическая связь Ме, неМе и их соединений».
Цели и задачи урока:
· Познакомиться с понятием «генетическая связь».
· Научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.
· Опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию «генетической связи» и генетическим рядам металла и неметалла;
· Закрепить знания о номенклатуре и свойствах веществ, относящихся к разным классам;
· Развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать; выявлять и устанавливать взаимосвязи;
· Развивать представления о причинно-следственных связях явлений.
· Восстановить в памяти понятия о простом и сложном веществе, о металлах и неметаллах, об основных классах неорганических соединений;
· Сформировать знания о генетической связи и генетическом ряде, научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.
· Развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать выводы;
· Продолжать развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения.
· Воспитывать чувство ответственности за полученные знания.
Планируемые результаты:
Знать определения и классификацию неорганических веществ.
Уметь классифицировать неорганические вещества по составу и свойствам; составлять генетические ряды металла и неметалла;
иллюстрировать уравнениями химических реакций генетическую связь между основными классами неорганических соединений.
Компетенции:
Познавательные умения: систематизировать и классифицировать информацию из письменных и устных источников.
Деятельностные умения: осуществлять рефлексию своей деятельности, действовать по алгоритму, уметь самому составлять алгоритм новой деятельности, поддающейся алгоритмизации; понимать язык схем.
Коммуникативные умения: строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта и результата.
Тип урока:
· по дидактической цели: урок актуализации знаний;
· по способу организации: обобщающий с усвоением новых знаний (комбинированный урок).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний и способов действий учащихся.
Девиз урока: “Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность” (Б.Шоу). слайд 1
На первом этапе урока осуществляю актуализацию опорных знаний, которые необходимы для решения проблемы. Это готовит учащихся к восприятию проблемы. Работу провожу в занимательной форме.Провожу “мозговой штурм” по теме: “Основные классы неорганических соединений”Работа по карточкам
Задание 1. “Третий лишний” слайд 2
Учащимся выданы карточки, на которых написано по три формулы, причем одна из них лишняя
MgO
CO2
SO3
Na2SO4
HCI
H2SO4
LiOH
NaOH
KOH
H2S
KCI
MgSO4
Учащиеся определяют лишнюю формулу и объясняют, почему она лишняя ( 4 правильных –«5», 3-«4», 2-«3», 1-«2»)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Генетическая связь металлов, неметаллов и их соединений»
9 кл. Урок № 47 Тема: «Генетическая связь Ме, неМе и их соединений» .
Цели и задачи урока:
Познакомиться с понятием «генетическая связь».
Научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.
Опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию «генетической связи» и генетическим рядам металла и неметалла;
Закрепить знания о номенклатуре и свойствах веществ, относящихся к разным классам;
Развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать; выявлять и устанавливать взаимосвязи;
Развивать представления о причинно-следственных связях явлений.
Восстановить в памяти понятия о простом и сложном веществе, о металлах и неметаллах, об основных классах неорганических соединений;
Сформировать знания о генетической связи и генетическом ряде, научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.
Развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать выводы;
Продолжать развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения.
Воспитывать чувство ответственности за полученные знания.
Планируемые результаты:
Знать определения и классификацию неорганических веществ.
Уметь классифицировать неорганические вещества по составу и свойствам; составлять генетические ряды металла и неметалла;
иллюстрировать уравнениями химических реакций генетическую связь между основными классами неорганических соединений.
Компетенции:
Познавательные умения: систематизировать и классифицировать информацию из письменных и устных источников.
Деятельностные умения: осуществлять рефлексию своей деятельности, действовать по алгоритму, уметь самому составлять алгоритм новой деятельности, поддающейся алгоритмизации; понимать язык схем.
Коммуникативные умения: строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта и результата.
Тип урока:
по дидактической цели: урок актуализации знаний;
по способу организации: обобщающий с усвоением новых знаний (комбинированный урок).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний и способов действий учащихся.
Девиз урока: “Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность” (Б.Шоу). слайд 1
На первом этапе урока осуществляю актуализацию опорных знаний, которые необходимы для решения проблемы. Это готовит учащихся к восприятию проблемы. Работу провожу в занимательной форме .Провожу “мозговой штурм” по теме: “Основные классы неорганических соединений”Работа по карточкам
Задание 1. “Третий лишний” слайд 2
Учащимся выданы карточки, на которых написано по три формулы, причем одна из них лишняя
MgO
CO2
SO3
Na2SO4
HCI
H2SO4
LiOH
NaOH
KOH
H2S
KCI
MgSO4
Учащиеся определяют лишнюю формулу и объясняют, почему она лишняя ( 4 правильных –«5», 3-«4», 2-«3», 1-«2»)
Ответы: MgO, Na2SO4, H2S слайд 3
Задание 2. “Назови и выбери нас” (“Называй-ка”) слайд 4
Ме,
неМе
МехОy
НМехОy
МеХRy
Меm(ОН)n
НхRy
Металлы
неметаллы
оксиды
Кислородсодержащие кислоты
слои
гидроксиды
Бескислородные кислоты
Учащиеся дают определение выбранному классу и выбирают соответствующие вещества из предоставленного раздаточного материала.
Дают название выбранному веществу ( «4-5» записывают ответы формулами, «3» словами).
(Учащиеся работают в парах, желающие у доски. ( «4-5» записывают ответы формулами, «3» словами).
12 ответов «5», 11-10- «4», 9-8- «3», 7 и менее – «2»
Ответы: слайд 5
1. медь, магний;
2.уголь
3. оксид кремния, оксид магния;
4. фосфорная;
5. карбонат магния, сульфат натрия
6. гидроксид бария, гидроксид железа (III);
7. соляная
III. Изучение нового материала.
1.Определение темы урока совместно с учащимися.
В результате химических превращений вещества одного класса превращаются в вещества другого: из простого вещества образуется оксид, из оксида – кислота, из кислоты – соль. Иными словами, изученные вами классы соединений взаимосвязаны. Распределим вещества по классам, по усложнению состава, начиная с простого вещества, согласно нашей схеме.
Учащиеся высказывают свои версии, благодаря которым мы составляем простые схемы 2-х рядов: металлов и неметаллов. Схема генетических рядов.
Обращаю внимание учащихся на то, что в каждой цепочке есть общее – это химические элементы металл и неметалл, которые переходят из одного вещества в другое (как бы по наследству).
(для сильных уч-ся)CaO, Р2O5 , MgO, Р, H3 РO4, Ca, Na3 РO4, Ca(OH)2, NaOH, CaCO3, H2SO4
(Для слабых уч-ся)CaO, CO2, C, H2 CO3, Ca, Ca(OH)2, CaCO3 слайд 6
Ответы: слайд 7
Р Р2O5 H3РO4 Na3 РO4
Ca CaO Ca(OH)2 CaCO3
? Как в биологии называется носитель наследственной информации?(Ген).
? Как вы думаете, какой элемент будет являться “геном” для каждой цепочки? (металл и неметалл).
Поэтому такие цепочки или ряды называют генетическими. Тема нашего урока «Генетическая связь Ме и неМе» слайд 8. Откройте тетрадь запишите число и тему урока. Как вы думаете какие цели нашего урока? Познакомиться с понятием «генетическая связь».Научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.
2.Давайте дадим определение генетическая связь.
Генетической связью – называется связь между веществами разных классов, основанная на их взаимопревращениях и отражающая единство их происхождения. Слайд 9,10
Признаки которые характеризуют генетический ряд: слайд 11
1.Вещества разных классов;
2.Разные вещества образованные одним химическим элементом, т.е. представляют собой разные формы существование одного элемента;
3.Разные вещества одного химического элемента связаны взаимопревращениями.
3.Рассмотреть примеры генетической связи Ме.
2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений: слайд 12
Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов: слайд 13
2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде: неметалл→кислотный оксид→растворимая кислота→соль Например, P→P2 O5→H3 PO4→Сa3 (PO4)2 1. 4P+5O2→ 2P2O5 2. P2O5+ H2O→ 2H3PO4 3. 2H3PO4+3 Ca(ОН )2→ Ca3 (PО4)2+6 H2O
5.Составление генетического ряда. Слайд 14
1. Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений: металл→основный оксид→щёлочь→соль
+О2, +Н2О, + НCI
Например, K→ K2 O →KOH→ KCl(составить уравнения самостоятельно, кто работает «3», одна ошибка «3», две ощибки «2»).
4K+О2= 2K2 O K2 O +Н2О= 2KOH KOH+ НCI= KCl слайд 15
2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота:
Например, Si→SiO2→Na2 SiO3→H2 SiO3→SiO2→Si (составить уравнения самостоятельно, кто работает «4-5»). Самопроверка. Все уравнения верны «5», одна ошибка «4», две ошибки «3».
1.Осуществите превращения по схеме.(задание «4-5»)
Задание 1. На рисунке соедините линиями формулы веществ в соответствии с их расположением в генетическом ряду алюминия. Составить уравнения реакции. Слайд 16
2.Осуществить задание по схеме. Составьте уравнения реакций этих превращений.
+О2 +Н2О +NaOH
S SO2 H2SO3 Na2SO3 или облегченный вариант
S+ О2 = SO2+Н2О= H2SO3 +NaOH =
S+ О2 = SO2
SO2+Н2О= H2SO3
H2SO3 +2NaOH = Na2SO3+2H2O
IV.ЗакреплениеЗУН
Вариант 1.
Часть А.(задания с одним правильным вариантом ответа)
1.Генетический ряд металла – это: а) вещества, образующие ряд на основе одного металла
б) вещества, образующие ряд на основе одного неметалла в) вещества, образующие ряд на основе металла или неметалла г) вещества из разных классов веществ, связанных превращениями
2.Определить вещество «Х» из схемы превращения: C → X → CaCO3
а)CO2 б)CO в)CaO г)O2
3.Определить вещество «Y» из схемы превращения: Na → Y→NaOH а)Na2O б)Na2O2 в)H2O г)Na
4.В схеме превращения: CuCl2 → A → B→ Cu формулами промежуточных продуктов А и В являются: а)CuO и Cu(OH)2 б)CuSO4 и Cu(OH)2 в)CuCO3 и Cu(OH)2г)Cu(OH)2 и CuO
5.Конечным продуктом в цепочке превращений на основе соединений углерода CO2 → X1 → X2 → NaOH а)карбонат натрия б)гидрокарбонат натрия в)карбид натрия г)ацетат натрия
Часть А.(задания с одним правильным вариантом ответа)
1.Генетический ряд неметалла – это: а) вещества, образующие ряд на основе одного металла
б) вещества, образующие ряд на основе одного неметалла в) вещества, образующие ряд на основе металла или неметалла г) вещества из разных классов веществ, связанных превращениями
2.Определить вещество «Х» из схемы превращения: P → X → Ca3(PO4)2 а)P2O5 б) P2O3 в)CaO г)O2
3.Определить вещество «Y» из схемы превращения: Ca → Y→Ca(OH)2
а)Ca б)CaO в)CO2 г)H2O
4.В схеме превращения: MgCl2 → A → B→ Mg формулами промежуточных продуктов А и В являются: а)MgO и Mg(OH)2 б)MgSO4 и Mg(OH)2 в)MgCO3 и Mg(OH)2г)Mg(OH)2 и MgO
5.Конечным продуктом в цепочке превращений на основе соединений углерода:
VI.Д/З стр.215-216 подготовиться к пр№3 Вариант 1 задания №2,4, 6, Вариант 2 задания № 2,3, 6. слайд 20
VII. Рефлексия.
Учащиеся пишут на листочках, что у них получилось на уроке, а что нет. Какие были трудности. И пожелание учителю.
Урок окончен. Все спасибо и хорошего дня. Слайд 21
Если останется время.
Задача Однажды Юх проводил эксперименты по измерению электропроводности растворов разных солей. На его лабораторном столе стояли химические стаканы с растворами KCl, BaCl2, K2CO3, Na2SO4 и AgNO3. На каждом стакане была аккуратно приклеена этикетка. В лаборатории жил попугай, клетка которого запиралась не очень хорошо. Когда Юх, поглощенный экспериментом, оглянулся на подозрительный шорох, он с ужасом обнаружил, что попугай, грубо нарушая правила техники безопасности, пытается пить из стакана с раствором BaCl2. Зная, что все растворимые соли бария чрезвычайно ядовиты, Юх быстро схватил со стола стакан с другой этикеткой и насильно влил раствор в клюв попугаю. Попугай был спасен. Стакан с каким раствором был использован для спасения попугая? Ответ: BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 (осадок) + 2NaCl (сульфат бария настолько малорастворим, что не способен быть ядовитым, как некоторые другие соли бария).
Приложение 1
9»Б» класс Ф.И._______________________( для слабых уч-ся)
Задание 1. “Третий лишний”. Определить лишнюю формулу и объяснить, почему она лишняя.
MgO
CO2
SO3
Na2SO4
HCI
H2SO4
LiOH
NaOH
KOH
H2S
KCI
MgSO4
( 4 правильных –«5», 3-«4», 2-«3», 1-«2»)
Задание 2. “Назови и выбери нас” (“Называй-ка”). Дают название выбранному веществу, заполнить таблицу.
Металлы
неметаллы
оксиды
Кислород содержащие кислоты
слои
гидроксиды
Бескислородные кислоты
Учащиеся дают определение выбранному классу и выбирают соответствующие вещества из предоставленного раздаточного материала.
12 ответов «5», 11-10- «4», 9-8- «3», 7 и менее – «2»
Задание 3.
+О2, +Н2О, + НCI
Например, K→ K2 O →KOH→ KCl(составить уравнения самостоятельно, кто работает «3», одна ошибка «3», две ощибки «2»).
Задание 4.Осуществить задание по схеме. Составьте уравнения реакций этих превращений.
+О2 +Н2О +NaOH
S SO2 H2SO3 Na2SO3
или облегченный вариант
S+ О2 =
SO2+Н2О=
H2SO3 +NaOH =
Вариант 1.
Часть А.(задания с одним правильным вариантом ответа)
1.Генетический ряд металла – это: а) вещества, образующие ряд на основе одного металла
б) вещества, образующие ряд на основе одного неметалла в) вещества, образующие ряд на основе металла или неметалла г) вещества из разных классов веществ, связанных превращениями
2.Определить вещество «Х» из схемы превращения: C → X → CaCO3
а)CO2 б)CO в)CaO г)O2
3.Определить вещество «Y» из схемы превращения: Na → Y→NaOH а)Na2O б)Na2O2 в)H2O г)Na
4.В схеме превращения: CuCl2 → A → B→ Cu формулами промежуточных продуктов А и В являются: а)CuO и Cu(OH)2 б)CuSO4 и Cu(OH)2 в)CuCO3 и Cu(OH)2 г)Cu(OH)2 и CuO
5.Конечным продуктом в цепочке превращений на основе соединений углерода CO2 → X1 → X2 → NaOH а)карбонат натрия б)гидрокарбонат натрия в)карбид натрия г)ацетат натрия
12 ответов «5», 11-10- «4», 9-8- «3», 7 и менее – «2»
Задание 3.
Si→SiO2→Na2 SiO3→H2 SiO3→SiO2→Si (составить уравнения самостоятельно, кто работает «4-5»). Самопроверка. Все уравнения верны «5», одна ошибка «4», две ошибки «3».
Задание 4. На рисунке соедините линиями формулы веществ в соответствии с их расположением в генетическом ряду алюминия. Составить уравнения реакции. Все уравнения верны «5», одна ошибка «4», две ошибки «3».
AI(OH)3
Cu(OH)2
SO3
AI
AI2 O3
H2O
AICI3
AI2 O3
Задание 5. “Попади в цель”. Выберите формулы веществ, составляющих генетический ряд кальция. Составьте уравнения реакций этих превращений. Все уравнения верны «5», одна ошибка «4», две ошибки «3».
Вариант 2.
Часть А.(задания с одним правильным вариантом ответа)
1.Генетический ряд неметалла – это: а) вещества, образующие ряд на основе одного металла
б) вещества, образующие ряд на основе одного неметалла в) вещества, образующие ряд на основе металла или неметалла г) вещества из разных классов веществ, связанных превращениями
2.Определить вещество «Х» из схемы превращения: P → X → Ca3(PO4)2 а)P2O5 б) P2O3 в)CaO г)O2
3.Определить вещество «Y» из схемы превращения: Ca → Y→Ca(OH)2
а)Ca б)CaO в)CO2 г)H2O
4.В схеме превращения: MgCl2 → A → B→ Mg формулами промежуточных продуктов А и В являются: а)MgO и Mg(OH)2 б)MgSO4 и Mg(OH)2 в)MgCO3 и Mg(OH)2 г)Mg(OH)2 и MgO
5.Конечным продуктом в цепочке превращений на основе соединений углерода: