kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Генетическая связь металлов, неметаллов и их соединений

Нажмите, чтобы узнать подробности

9 кл. Урок № 47 Тема: «Генетическая связь Ме, неМе и их соединений».

Цели и задачи  урока:

·         Познакомиться с понятием «генетическая связь».

·         Научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

·         Опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию «генетической связи» и генетическим рядам металла и неметалла;

·         Закрепить знания о номенклатуре и свойствах веществ, относящихся к разным классам;

·         Развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать; выявлять и устанавливать взаимосвязи;

·         Развивать представления о причинно-следственных связях явлений.

·         Восстановить в памяти понятия о простом и сложном веществе, о металлах и неметаллах, об основных классах неорганических соединений;

·         Сформировать знания о генетической связи и генетическом ряде, научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

·         Развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать выводы;

·         Продолжать развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения.

·         Воспитывать чувство ответственности за полученные знания.

Планируемые результаты:

Знать определения и классификацию неорганических веществ.

Уметь классифицировать неорганические вещества по составу и свойствам; составлять генетические ряды металла и неметалла;

иллюстрировать уравнениями химических реакций генетическую связь между основными классами неорганических соединений.

Компетенции:

Познавательные умения: систематизировать и классифицировать информацию из письменных и устных источников.

Деятельностные умения: осуществлять рефлексию своей деятельности, действовать по алгоритму, уметь самому составлять алгоритм новой деятельности, поддающейся алгоритмизации; понимать язык схем.

Коммуникативные умения: строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта и результата. 

Тип урока:

·         по дидактической цели: урок актуализации знаний;

·         по способу организации: обобщающий с усвоением новых знаний (комбинированный урок).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний и способов действий учащихся.

Девиз урока: “Единственный путь,
ведущий к знанию, — это деятельность” (Б.Шоу). слайд 1

На первом этапе урока осуществляю актуализацию опорных знаний, которые необходимы для решения проблемы. Это готовит учащихся к восприятию проблемы. Работу провожу в занимательной форме.Провожу “мозговой штурм” по теме: “Основные классы неорганических соединений”Работа по карточкам

Задание 1. “Третий лишний” слайд 2

Учащимся выданы карточки, на которых написано по три формулы, причем одна из них лишняя

MgO

CO2

SO3

Na2SO4

HCI

H2SO4

LiOH

NaOH

KOH

H2S

KCI

MgSO4

Учащиеся определяют лишнюю формулу и объясняют, почему она лишняя ( 4 правильных –«5», 3-«4», 2-«3», 1-«2»)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Генетическая связь металлов, неметаллов и их соединений»

9 кл. Урок № 47 Тема: «Генетическая связь Ме, неМе и их соединений» .


Цели и задачи урока:

  • Познакомиться с понятием «генетическая связь».

  • Научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

  • Опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию «генетической связи» и генетическим рядам металла и неметалла;

  • Закрепить знания о номенклатуре и свойствах веществ, относящихся к разным классам;

  • Развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать; выявлять и устанавливать взаимосвязи;

  • Развивать представления о причинно-следственных связях явлений.

  • Восстановить в памяти понятия о простом и сложном веществе, о металлах и неметаллах, об основных классах неорганических соединений;

  • Сформировать знания о генетической связи и генетическом ряде, научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

  • Развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать выводы;

  • Продолжать развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения.

  • Воспитывать чувство ответственности за полученные знания.

Планируемые результаты:

Знать определения и классификацию неорганических веществ.

Уметь классифицировать неорганические вещества по составу и свойствам; составлять генетические ряды металла и неметалла;

иллюстрировать уравнениями химических реакций генетическую связь между основными классами неорганических соединений.

Компетенции:

Познавательные умения: систематизировать и классифицировать информацию из письменных и устных источников.

Деятельностные умения: осуществлять рефлексию своей деятельности, действовать по алгоритму, уметь самому составлять алгоритм новой деятельности, поддающейся алгоритмизации; понимать язык схем.

Коммуникативные умения: строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта и результата.


Тип урока:

  • по дидактической цели: урок актуализации знаний;

  • по способу организации: обобщающий с усвоением новых знаний (комбинированный урок).



Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний и способов действий учащихся.

Девиз урока: “Единственный путь,
ведущий к знанию, — это деятельность” (Б.Шоу). слайд 1

На первом этапе урока осуществляю актуализацию опорных знаний, которые необходимы для решения проблемы. Это готовит учащихся к восприятию проблемы. Работу провожу в занимательной форме .Провожу “мозговой штурм” по теме: “Основные классы неорганических соединений”Работа по карточкам

Задание 1. “Третий лишний” слайд 2

Учащимся выданы карточки, на которых написано по три формулы, причем одна из них лишняя

MgO

CO2

SO3

Na2SO4

HCI

H2SO4

LiOH

NaOH

KOH

H2S

KCI

MgSO4

Учащиеся определяют лишнюю формулу и объясняют, почему она лишняя ( 4 правильных –«5», 3-«4», 2-«3», 1-«2»)

Ответы: MgO, Na2SO4, H2S слайд 3

Задание 2. “Назови и выбери нас” (“Называй-ка”) слайд 4

Ме,

неМе

МехОy

НМехОy

МеХRy

Меm (ОН)n

НхRy

Металлы

неметаллы

оксиды

Кислородсодержащие кислоты

слои

гидроксиды

Бескислородные кислоты

Учащиеся дают определение выбранному классу и выбирают соответствующие вещества из предоставленного раздаточного материала.

Дают название выбранному веществу ( «4-5» записывают ответы формулами, «3» словами).

(Учащиеся работают в парах, желающие у доски. ( «4-5» записывают ответы формулами, «3» словами).

12 ответов «5», 11-10- «4», 9-8- «3», 7 и менее – «2»

Ответы: слайд 5

1. медь, магний;

2.уголь

3. оксид кремния, оксид магния;

4. фосфорная;

5. карбонат магния, сульфат натрия

6. гидроксид бария, гидроксид железа (III);

7. соляная

III. Изучение нового материала.

1.Определение темы урока совместно с учащимися.

В результате химических превращений вещества одного класса превращаются в вещества другого: из простого вещества образуется оксид, из оксида – кислота, из кислоты – соль. Иными словами, изученные вами классы соединений взаимосвязаны. Распределим вещества по классам, по усложнению состава, начиная с простого вещества, согласно нашей схеме.

Учащиеся высказывают свои версии, благодаря которым мы составляем простые схемы 2-х рядов: металлов и неметаллов. Схема генетических рядов.

Обращаю внимание учащихся на то, что в каждой цепочке есть общее – это химические элементы металл и неметалл, которые переходят из одного вещества в другое (как бы по наследству).

(для сильных уч-ся)CaO, Р2O5 , MgO, Р, H3 РO4, Ca, Na3 РO4, Ca(OH)2, NaOH, CaCO3, H2 SO4

(Для слабых уч-ся)CaO, CO2, C, H2 CO3, Ca, Ca(OH)2, CaCO3 слайд 6

Ответы: слайд 7

Р Р2O5 H3РO4 Na3 РO4

Ca CaO Ca(OH)2 CaCO3

? Как в биологии называется носитель наследственной информации?(Ген).

? Как вы думаете, какой элемент будет являться “геном” для каждой цепочки? (металл и неметалл).

Поэтому такие цепочки или ряды называют генетическими. Тема нашего урока «Генетическая связь Ме и неМе» слайд 8. Откройте тетрадь запишите число и тему урока. Как вы думаете какие цели нашего урока? Познакомиться с понятием «генетическая связь».Научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

2.Давайте дадим определение генетическая связь.

Генетической связью – называется связь между веществами разных классов, основанная на их взаимопревращениях и отражающая единство их происхождения. Слайд 9,10

Признаки которые характеризуют генетический ряд: слайд 11

1.Вещества разных классов;

2.Разные вещества образованные одним химическим элементом, т.е. представляют собой разные формы существование одного элемента;

3.Разные вещества одного химического элемента связаны взаимопревращениями.

3.Рассмотреть примеры генетической связи Ме.

2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений: слайд 12

металл→основный оксид→соль→нерастворимое основание→основный оксид→металл

Например, Cu→CuO→CuCl2→Cu(OH)2→CuO
1. 2 Cu+O2→ 2 CuO 2. CuO+ 2HCI→ СuCI2 3. СuCI2+2NaOH→ Сu(OH)2 +2NaCI

4.Сu(OH)2  CuO +H2O

4.Рассмотреть примеры генетической связи неМе.

Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов: слайд 13

2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде: неметалл→кислотный оксид→растворимая кислота→соль Например, P→P2 O5→H3 PO4→Сa3 (PO4)2
1. 4P+5O2→ 2P2O5 2. P2O5+ H2O→ 2H3PO4 3. 2H3PO4+3 Ca(ОН )2→ Ca3 (PО4)2+6 H2O

5.Составление генетического ряда. Слайд 14

1. Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений: металл→основный оксид→щёлочь→соль

2, +Н2О, + НCI

Например, K→ K2 O →KOH→ KCl(составить уравнения самостоятельно, кто работает «3», одна ошибка «3», две ощибки «2»).

4K+О2= 2K2 O K2 O +Н2О= 2KOH KOH+ НCI= KCl слайд 15

2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота:

неметалл→кислотный оксид→соль→кислота→кислотный оксид→неметалл

Например, Si→SiO2→Na2 SiO3→H2 SiO3→SiO2→Si (составить уравнения самостоятельно, кто работает «4-5»). Самопроверка. Все уравнения верны «5», одна ошибка «4», две ошибки «3».

5.Выполнение упражнений диф-но (самопроверка). Слайд 15

Si+O2= SiO2 SiO2 +2NaOH= Na2 SiO3+ H2O Na2 SiO3+ 2НCI= H2 SiO3+2NaCI H2 SiO3= SiO2+ H2O

SiO2+2Mg=Si+2MgO

1.Осуществите превращения по схеме.(задание «4-5»)

Задание 1. На рисунке соедините линиями формулы веществ в соответствии с их расположением в генетическом ряду алюминия. Составить уравнения реакции. Слайд 16

AI(OH)3

Cu(OH)2

SO3

AI




AI2 O3



H2O

AICI3

AI2 O3




Самопроверка.

4AI+ 3О2= 2AI2 O3 AI2 O3+ 6НCI= 2AICI3+ 3Н2О AICI3+ 3NaOH= AI(OH)3+3NaCI

AI(OH)3= AI2 O3+ Н2О слайд 17

Задание 2. “Попади в цель”. Выберите формулы веществ, составляющих генетический ряд кальция. Составьте уравнения реакций этих превращений. Слайд 18

Самопроверка.

2Ca+О2 =2CaO CaO+Н2О =Ca(OH)2 Ca(OH)2 +2 НCI=CaCI2+ 2 Н2О CaCI2+2AgNO3=Ca(NO3)2+2AgCI слайд 19

2.Осуществить задание по схеме. Составьте уравнения реакций этих превращений.

2 2О +NaOH

S SO2 H2SO3 Na2SO3 или облегченный вариант

S+ О2 = SO22О= H2SO3 +NaOH =

S+ О2 = SO2

SO22О= H2SO3

H2SO3 +2NaOH = Na2SO3+2H2O

IV.Закрепление ЗУН

Вариант 1.

Часть А. (задания с одним правильным вариантом ответа)

1.Генетический ряд металла – это: а) вещества, образующие ряд на основе одного металла

б) вещества, образующие ряд на основе одного неметалла в) вещества, образующие ряд на основе металла или неметалла г) вещества из разных классов веществ, связанных превращениями

2.Определить вещество «Х» из схемы превращения: C → X → CaCO3

а)CO2 б)CO в)CaO г)O2

3.Определить вещество «Y» из схемы превращения: Na → Y→NaOH а)Na2O б)Na2O2 в)H2O г)Na

4.В схеме превращения: CuCl2 → A → B→ Cu формулами промежуточных продуктов А и В являются: а)CuO и Cu(OH)2 б)CuSO4 и Cu(OH)2 в)CuCO3 и Cu(OH)2 г)Cu(OH)2 и CuO

5.Конечным продуктом в цепочке превращений на основе соединений углерода CO2 → X1 → X2 → NaOH а)карбонат натрия б)гидрокарбонат натрия в)карбид натрия г)ацетат натрия

6.Элементом «Э», участвующим в цепочке превращений: Э → Э2О5 → Н3ЭО4 → Na3ЭO4 а)N б) Mn в)P г)Cl

Часть В. (задания с 2-мя и более правильными вариантами ответа)

1.Установите соответствие между формулами исходных веществ и продуктов реакции:

Формулы исходных веществ Формулы продуктов

  1. Fe + Cl2 A) FeCl2

  2. Fe + HCl Б) FeCl3

  3. FeO + HCl В) FeCl2 + H2

  4. Fe2O3 +HCl Г)FeCl3 + H2

Д) FeCl2 + H2O

Е ) FeCl3 + H2O

1 Б,2 А,3Д,4Е

2.Раствор сульфата меди (II) взаимодействует:

а) гидроксид калия (раствор) б) железом в) нитратом бария (раствор) г) оксидом алюминия

д) оксидом углерода(II) е) фосфатом натрия (раствор)

Часть С. ( с развернутым вариантом ответа)

1.Осуществить схему превращения веществ:Fe →FeO → FeCI2 → Fe(OH)2 → FeSO4

2Fe+O2=2FeO FeO+2HCI= FeCI2+ H2O FeCI2+ 2NaOH= Fe(OH)2+2NaCI

Fe(OH)2+ H2SO4= FeSO4+2 H2O

Вариант 2.

Часть А. (задания с одним правильным вариантом ответа)

1.Генетический ряд неметалла – это: а) вещества, образующие ряд на основе одного металла

б) вещества, образующие ряд на основе одного неметалла в) вещества, образующие ряд на основе металла или неметалла г) вещества из разных классов веществ, связанных превращениями

2.Определить вещество «Х» из схемы превращения: P → X → Ca3(PO4)2 а)P2O5 б) P2O3 в)CaO г)O2

3.Определить вещество «Y» из схемы превращения: Ca → Y→Ca(OH)2

а)Ca б)CaO в)CO2 г)H2O

4.В схеме превращения: MgCl2 → A → B→ Mg формулами промежуточных продуктов А и В являются: а)MgO и Mg(OH)2 б)MgSO4 и Mg(OH)2 в)MgCO3 и Mg(OH)2 г)Mg(OH)2 и MgO

5.Конечным продуктом в цепочке превращений на основе соединений углерода:

CO2 → X1 → X2 → NaOH а) карбонат натрия б)гидрокарбонат натрия

в) карбид натрия г)ацетат натрия

6.Элементом «Э», участвующим в цепочке превращений:

Э → ЭО2 →ЭО3→ Н2ЭО4 → Na2ЭO4 а)N б) S в)P г)Mg

Часть В. (задания с 2-мя и более правильными вариантами ответа)

1.Установите соответствие между формулами исходных веществ и продуктов реакции:

Формулы исходных веществ Формулы продуктов

  1. NaOH+ CO2 A) NaOH + H2

  2. NaOH +CO2 Б) Na2CO3 + H2O

  3. Na + H2O В) NaHCO3

  4. NaOH + HCl Г) NaCl + H2O

1Б, 2В,3 А,4Г

2. Соляная кислота не взаимодействует:

а) гидроксид натрия (раствор) б) кислородом в) хлоридом натрия (раствор) г) оксидом кальция

д) перманганатом калия (кристаллический) е) серной кислотой

Часть С. (с развернутым вариантом ответа)

  1. Осуществить схему превращения веществ:S →SO2 → SO3 → H2SO4 → CaSO4 → BaSO4

S+ О2 = SO2 2SO2 + О2 = 2 SO3 SO32О= H2SO4 H2SO4 +Сa(OH)2 = CaSO4+2 Н2О

CaSO4+ BaCI2 = BaSO4+CaCI2

V.Итоги урока. Выставление оценок.

VI.Д/З стр.215-216 подготовиться к пр№3 Вариант 1 задания №2,4, 6, Вариант 2 задания № 2,3, 6. слайд 20

VII. Рефлексия.

Учащиеся пишут на листочках, что у них получилось на уроке, а что нет. Какие были трудности. И пожелание учителю.

Урок окончен. Все спасибо и хорошего дня. Слайд 21

Если останется время.

Задача
Однажды Юх проводил эксперименты по измерению электропроводности растворов разных солей. На его лабораторном столе стояли химические стаканы с растворами KCl, BaCl2, K2CO3, Na2SO4 и AgNO3. На каждом стакане была аккуратно приклеена этикетка. В лаборатории жил попугай, клетка которого запиралась не очень хорошо. Когда Юх, поглощенный экспериментом, оглянулся на подозрительный шорох, он с ужасом обнаружил, что попугай, грубо нарушая правила техники безопасности, пытается пить из стакана с раствором BaCl2. Зная, что все растворимые соли бария чрезвычайно ядовиты, Юх быстро схватил со стола стакан с другой этикеткой и насильно влил раствор в клюв попугаю. Попугай был спасен. Стакан с каким раствором был использован для спасения попугая?
Ответ:
BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 (осадок) + 2NaCl (сульфат бария настолько малорастворим, что не способен быть ядовитым, как некоторые другие соли бария).






Приложение 1

9»Б» класс Ф.И._______________________( для слабых уч-ся)

Задание 1. “Третий лишний”. Определить лишнюю формулу и объяснить, почему она лишняя.


MgO

CO2

SO3

Na2SO4

HCI

H2SO4

LiOH

NaOH

KOH

H2S

KCI

MgSO4


( 4 правильных –«5», 3-«4», 2-«3», 1-«2»)

Задание 2. “Назови и выбери нас” (“Называй-ка”). Дают название выбранному веществу, заполнить таблицу.

Металлы

неметаллы

оксиды

Кислород содержащие кислоты

слои

гидроксиды

Бескислородные кислоты








Учащиеся дают определение выбранному классу и выбирают соответствующие вещества из предоставленного раздаточного материала.

медь, оксид кремния, соляная , гидроксид бария, уголь, магний, фосфорная, гидроксид бария,оксид магния, гидроксид железа (III), карбонат магния, сульфат натрия.

( «4-5» записывают ответы формулами, «3» словами).

12 ответов «5», 11-10- «4», 9-8- «3», 7 и менее – «2»

Задание 3.

2, +Н2О, + НCI

Например, K→ K2 O →KOH→ KCl(составить уравнения самостоятельно, кто работает «3», одна ошибка «3», две ощибки «2»).

Задание 4.Осуществить задание по схеме. Составьте уравнения реакций этих превращений.

2 2О +NaOH


S SO2 H2SO3 Na2SO3

или облегченный вариант

S+ О2 =

SO22О=

H2SO3 +NaOH =















Вариант 1.

Часть А. (задания с одним правильным вариантом ответа)

1.Генетический ряд металла – это: а) вещества, образующие ряд на основе одного металла

б) вещества, образующие ряд на основе одного неметалла в) вещества, образующие ряд на основе металла или неметалла г) вещества из разных классов веществ, связанных превращениями

2.Определить вещество «Х» из схемы превращения: C → X → CaCO3

а)CO2 б)CO в)CaO г)O2

3.Определить вещество «Y» из схемы превращения: Na → Y→NaOH а)Na2O б)Na2O2 в)H2O г)Na

4.В схеме превращения: CuCl2 → A → B→ Cu формулами промежуточных продуктов А и В являются: а)CuO и Cu(OH)2 б)CuSO4 и Cu(OH)2 в)CuCO3 и Cu(OH)2 г)Cu(OH)2 и CuO

5.Конечным продуктом в цепочке превращений на основе соединений углерода CO2 → X1 → X2 → NaOH а)карбонат натрия б)гидрокарбонат натрия в)карбид натрия г)ацетат натрия

6.Элементом «Э», участвующим в цепочке превращений: Э → Э2О5 → Н3ЭО4 → Na3ЭO4 а)N б) Mn в)P г)Cl

Часть В. (задания с 2-мя и более правильными вариантами ответа)

1.Установите соответствие между формулами исходных веществ и продуктов реакции:

Формулы исходных веществ Формулы продуктов

  1. Fe + Cl2 A) FeCl2

  2. Fe + HCl Б) FeCl3

  3. FeO + HCl В) FeCl2 + H2

  4. Fe2O3 +HCl Г)FeCl3 + H2

Д) FeCl2 + H2O

Е ) FeCl3 + H2O

2.Раствор сульфата меди (II) взаимодействует:

а) гидроксид калия (раствор) б) железом в) нитратом бария (раствор) г) оксидом алюминия

д) оксидом углерода(II) е) фосфатом натрия (раствор)

Часть С. ( с развернутым вариантом ответа)

1.Осуществить схему превращения веществ:

Fe →FeO → FeCI2 → Fe(OH)2 → FeSO4



























Приложение 2

9»Б» класс Ф.И._______________________ (для сильный уч-ся)


Задание 1. “Третий лишний”. Определить лишнюю формулу и объяснить, почему она лишняя.


MgO

CO2

SO3

Na2SO4

HCI

H2SO4

LiOH

NaOH

KOH

H2S

KCI

MgSO4


( 4 правильных –«5», 3-«4», 2-«3», 1-«2»)

Задание 2. “Назови и выбери нас” (“Называй-ка”). Дают название выбранному веществу, заполнить таблицу.

Ме,

неМе

МехОy

НМехОy

МеХRy

Меm (ОН)n

НхRy








Учащиеся дают определение выбранному классу и выбирают соответствующие вещества из предоставленного раздаточного материала.

медь, оксид кремния, соляная , гидроксид бария, уголь, магний, фосфорная, гидроксид бария,оксид магния, гидроксид железа (III), карбонат магния, сульфат натрия. ( «4-5» записывают ответы формулами, «3» словами).

12 ответов «5», 11-10- «4», 9-8- «3», 7 и менее – «2»

Задание 3.

Si→SiO2→Na2 SiO3→H2 SiO3→SiO2→Si (составить уравнения самостоятельно, кто работает «4-5»). Самопроверка. Все уравнения верны «5», одна ошибка «4», две ошибки «3».

Задание 4. На рисунке соедините линиями формулы веществ в соответствии с их расположением в генетическом ряду алюминия. Составить уравнения реакции. Все уравнения верны «5», одна ошибка «4», две ошибки «3».

AI(OH)3

Cu(OH)2

SO3

AI




AI2 O3



H2O

AICI3

AI2 O3




Задание 5. “Попади в цель”. Выберите формулы веществ, составляющих генетический ряд кальция. Составьте уравнения реакций этих превращений. Все уравнения верны «5», одна ошибка «4», две ошибки «3».



Вариант 2.

Часть А. (задания с одним правильным вариантом ответа)

1.Генетический ряд неметалла – это: а) вещества, образующие ряд на основе одного металла

б) вещества, образующие ряд на основе одного неметалла в) вещества, образующие ряд на основе металла или неметалла г) вещества из разных классов веществ, связанных превращениями

2.Определить вещество «Х» из схемы превращения: P → X → Ca3(PO4)2 а)P2O5 б) P2O3 в)CaO г)O2

3.Определить вещество «Y» из схемы превращения: Ca → Y→Ca(OH)2

а)Ca б)CaO в)CO2 г)H2O

4.В схеме превращения: MgCl2 → A → B→ Mg формулами промежуточных продуктов А и В являются: а)MgO и Mg(OH)2 б)MgSO4 и Mg(OH)2 в)MgCO3 и Mg(OH)2 г)Mg(OH)2 и MgO

5.Конечным продуктом в цепочке превращений на основе соединений углерода:

CO2 → X1 → X2 → NaOH а) карбонат натрия б)гидрокарбонат натрия

в) карбид натрия г)ацетат натрия

6.Элементом «Э», участвующим в цепочке превращений:

Э → ЭО2 →ЭО3→ Н2ЭО4 → Na2ЭO4 а)N б) S в)P г)Mg

Часть В. (задания с 2-мя и более правильными вариантами ответа)

1.Установите соответствие между формулами исходных веществ и продуктов реакции:

Формулы исходных веществ Формулы продуктов

  1. NaOH+ CO2 A) NaOH + H2

  2. NaOH +CO2 Б) Na2CO3 + H2O

  3. Na + H2O В) NaHCO3

  4. NaOH + HCl Г) NaCl + H2O

2. Соляная кислота не взаимодействует:

а) гидроксид натрия (раствор) б) кислородом в) хлоридом натрия (раствор) г) оксидом кальция

д) перманганатом калия (кристаллический) е) серной кислотой

Часть С. (с развернутым вариантом ответа)

  1. Осуществить схему превращения веществ:S →SO2 → SO3 → H2SO4 → CaSO4 → BaSO4



























Приложение 3

Лист ответов «4-5» :

Задание 1. MgO, Na2SO4, H2S

Задание 2.

1. медь, магний;

2.уголь

3. оксид кремния, оксид магния;

4. фосфорная,

5. карбонат магния, сульфат;

6. гидроксид бария, гидроксид железа (III);

7. соляная натрия

Задание 3.

Si+O2= SiO2

SiO2 +2NaOH= Na2 SiO3+ H2O

Na2 SiO3+ 2НCI= H2 SiO3+2NaCI

H2 SiO3= SiO2+ H2O

SiO2+2Mg=Si+2MgO

Задание 4.

4AI+ 3О2= 2AI2 O3

AI2 O3+ 6НCI= 2AICI3+ 3Н2О

AICI3+ 3NaOH= AI(OH)3+3NaCI

AI(OH)3= AI2 O3+ Н2О

Задание 5.

2Ca+О2 =2CaO

CaO+Н2О =Ca(OH)2

Ca(OH)2 +2 НCI=CaCI2+ 2 Н2О

CaCI2+2AgNO3=Ca(NO3)2+2AgCI



Лист самооценки.

Ф.И.учащегося

№ задания

оценка


1


2


3


4


5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Генетическая связь металлов, неметаллов и их соединений

Автор: Яковлева Галина Анатольевна

Дата: 15.03.2017

Номер свидетельства: 400479

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Классификация неорганических соединений  Генетическая связь неорганических соединений "
    ["seo_title"] => string(105) "klassifikatsiia-nieorghanichieskikh-soiedinienii-gienietichieskaia-sviaz-nieorghanichieskikh-soiedinienii"
    ["file_id"] => string(6) "104758"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402755868"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Урок по теме:"Генетическая связь между классами неорганических соединений"."
    ["seo_title"] => string(88) "urok-po-tiemie-gienietichieskaia-sviaz-miezhdu-klassami-nieorghanichieskikh-soiedinienii"
    ["file_id"] => string(6) "260861"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449040150"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Технологическая карта урока по теме "Генетическая связь между классами неорганических веществ""
    ["seo_title"] => string(107) "tiekhnologhichieskaiakartaurokapotiemiegienietichieskaiasviazmiezhduklassaminieorghanichieskikhvieshchiestv"
    ["file_id"] => string(6) "273464"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452234339"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Рабочая программа по химии в 9 классе ( 2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК О.С.Габриеляна базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(117) "rabochaia-proghramma-po-khimii-v-9-klassie-2-chasa-v-niedieliu-vsiegho-68-chasov-umk-o-s-gabriieliana-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "111951"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408096071"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок-презентация "Основные классы неорганических соединений" "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-priezientatsiia-osnovnyie-klassy-nieorghanichieskikh-soiedinienii"
    ["file_id"] => string(6) "119044"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413308814"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства