Тема: Фенолы
Цель: Познакомить учащихся с новым классом органических кислородо- содержащих веществ. Рассмотреть строение, физические и химические свойства.
Задачи: Продолжить формирование понятия «функциональная группа», зависимость свойств от строения. Закрепить положение теории А.М.Бутлерова о взаимном влиянии групп атомов в молекуле.
Тип урока: Комбинированный (изучение нового на основе закрепления пройденного)
Технология: проблемно-поисковая.
Реактивы: фенол кристалл, раствор щелочи, металлический натрий, этиловый спирт 95%. ( тема не написана, цель не названа)
Проверяется домашнее задание и еще раз проговаривается определение и классификация спиртов.
2.Восприятие новой темы (создание проблемной ситуации).
Ребята, на доске видите запись формулы вещества (1).
ОН К какому классу соединений вы бы отнесли?
(Как правило отвечают, что отнести можно
к спиртам ароматическим)
Тогда пишу вторую формулу на доске.
СН2ОН
А это к какому классу отнесли бы?
(тоже ароматические спирты)
Создается проблемная ситуация : на основании знакомых групп атомов определить принадлежность веществ к классу. К какому же классу на самом деле они относятся?
Отмечаем сходства и различия в строении этих двух веществ между собой и с классами веществ при изучении которых эти группы встречались.
Учитель:
На примере изучения классов веществ перечислите, что может влиять на свойства?
- состав;
- строение;
- взаимное влияние групп атомов;
В каком из этих двух веществ влияние групп атомов проявляется сильнее?
На основе рассуждений заключаем, что вещество под формулой (2) – это ароматический спирт, а строение вещества под формулой (1) настолько отличается по свойствам от ароматических спиртов, что позволило выделить его в отдельный класс, называемый фенолами. И это простейший представитель класса – фенол.
(Пишем название темы и проговаривается цель).
Учитель:
Какое определение можно дать фенолам? (Дается определение и записывается в тетрадь).
-Предъявление к классу учебной задачи:
Что лежит в основе выделения фенолов в отдельный класс? Что мы должны знать, чтобы это определить?
-Решение учебной задачи:
Демонстрационный эксперимент (если есть фенол)
1.Сравнение растворимости бензола и фенола в воде.
а) С6Н6 в воде не растворим
б) С6Н5ОН при большой температуре растворяется
В чем причина такого отличия? (На уроке разобрать возникновение водородных связей не представляется возможным, поэтому это будет поисковым заданием конкретному ученику).
2.Химические свойства фенола.
а) Сходен ли фенол с предельными одноатомными спиртами? Как это сходство повлияет на химические свойства фенола? (Опыт с фенолом проводится в вытяжном шкафу).
Реакции по ОН – группе:
- 2C2H5OH + 2Na → 2C2H5ONa + H2↑
- 2C6H5OH + 2Na → 2C6H5ONa + H2↑
- C2H5OH + NaOH →
- C6H5OH + NaOH → C6H5ONa + H2↑
На основе этих реакций выявляем сходства и различия С2Н5ОН и С6Н5ОН Вывод: кислотные свойства водного раствора С6Н5ОН больше, чем у С2Н5ОН (водород в ОН группе замещается легче). Это подчеркивается и другим названием фенола – карболовая кислота.
Оформляем схему:
О ← Н ( Н более подвижен)
↓
С6Н5
С2Н5 → О ← Н ( Н подвижен)
Н в ОН группе
(подвижность)
↓ ↓
С2Н5-; СН3- С6Н5-
уменьшают увеличивают
б) Сходен ли фенол с аренами? Как это сходство повлияет на свойства фенола?
Реакции по С6Н5 – кольцу:
FeBr3
- С6Н6 + Br2 t→ C6H5Br + HBr
(чист)
- С6Н5ОН + Br2 → C6H2(Br3)OH↓ + 3HBr
(раст) (белый осадок)
В чем причина?
После выдвижения предположений строим схему:
ОН
6 2 (Н в положениях 2, 4, 6 бензольного кольца
из-за наличия ОН группы более подвижен,
чем в самом бензоле)
4
Ответ (вывод): Причиной определения фенолов в отдельный класс являются…….
строение фенолов и взаимное влияние групп атомов непосредственно связанных друг с другом.
С6Н5 ↔ ОН
усиливает облегчает и
подвижность ↓ ↓ направляет
Н в ОН-гр. замещ.Н в С6Н5
3.Закрепление материала темы.
1) Что определяет разную растворимость в воде С6Н6 и С6Н5ОН?
2) Как доказать, что С6Н5ОН является «кислотой?»
3) Упражнение. Являются ли гомологами следующие пары веществ:
а) С6Н5ОН и С6Н4(ОН)2 гидрохинон
б) С6Н5ОН и С6Н4(СН3)ОН крезол
Дайте обоснованный ответ в свете теории строения органических веществ.
4. Домашнее задание: Работая с параграфом обратить внимание на получение фенола и применение.
Осуществить цепочку превращений и назвать вещества.
СН4 → С2Н2 → ? → С6Н5Br → C6H5OH → C6H2(NO2)3OH