kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Фенол. Строение и свойства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмастривается место фенола в классификации органических веществ, взаимосвязь строения и свойств, и взаимное влияние атомов в молекуле друг на друга.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«фенол»


Тема: Фенолы


Цель: Познакомить учащихся с новым классом органических кислородо- содержащих веществ. Рассмотреть строение, физические и химические свойства.

Задачи: Продолжить формирование понятия «функциональная группа», зависимость свойств от строения. Закрепить положение теории А.М.Бутлерова о взаимном влиянии групп атомов в молекуле.

Тип урока: Комбинированный (изучение нового на основе закрепления пройденного)

Технология: проблемно-поисковая.

Реактивы: фенол кристалл, раствор щелочи, металлический натрий, этиловый спирт 95%. ( тема не написана, цель не названа)

  1. Проверяется домашнее задание и еще раз проговаривается определение и классификация спиртов.

2.Восприятие новой темы (создание проблемной ситуации).

Ребята, на доске видите запись формулы вещества (1).


ОН К какому классу соединений вы бы отнесли?

(Как правило отвечают, что отнести можно

к спиртам ароматическим)




Тогда пишу вторую формулу на доске.

СН2ОН


А это к какому классу отнесли бы?

(тоже ароматические спирты)




Создается проблемная ситуация : на основании знакомых групп атомов определить принадлежность веществ к классу. К какому же классу на самом деле они относятся?

Отмечаем сходства и различия в строении этих двух веществ между собой и с классами веществ при изучении которых эти группы встречались.

Учитель:

На примере изучения классов веществ перечислите, что может влиять на свойства?

- состав;

- строение;

- взаимное влияние групп атомов;

В каком из этих двух веществ влияние групп атомов проявляется сильнее?

На основе рассуждений заключаем, что вещество под формулой (2) – это ароматический спирт, а строение вещества под формулой (1) настолько отличается по свойствам от ароматических спиртов, что позволило выделить его в отдельный класс, называемый фенолами. И это простейший представитель класса – фенол.

(Пишем название темы и проговаривается цель).

Учитель:

Какое определение можно дать фенолам? (Дается определение и записывается в тетрадь).

-Предъявление к классу учебной задачи:

Что лежит в основе выделения фенолов в отдельный класс? Что мы должны знать, чтобы это определить?

-Решение учебной задачи:

Демонстрационный эксперимент (если есть фенол)

1.Сравнение растворимости бензола и фенола в воде.

а) С6Н6 в воде не растворим

б) С6Н5ОН при большой температуре растворяется

В чем причина такого отличия? (На уроке разобрать возникновение водородных связей не представляется возможным, поэтому это будет поисковым заданием конкретному ученику).

2.Химические свойства фенола.

а) Сходен ли фенол с предельными одноатомными спиртами? Как это сходство повлияет на химические свойства фенола? (Опыт с фенолом проводится в вытяжном шкафу).

Реакции по ОН – группе:

- 2C2H5OH + 2Na → 2C2H5ONa + H2

- 2C6H5OH + 2Na → 2C6H5ONa + H2

- C2H5OH + NaOH →

- C6H5OH + NaOHC6H5ONa + H2

На основе этих реакций выявляем сходства и различия С2Н5ОН и С6Н5ОН Вывод: кислотные свойства водного раствора С6Н5ОН больше, чем у С2Н5ОН (водород в ОН группе замещается легче). Это подчеркивается и другим названием фенола – карболовая кислота.

Оформляем схему:


О ← Н ( Н более подвижен)

С6Н5


С2Н5 → О ← Н ( Н подвижен)




Н в ОН группе

(подвижность)

↓ ↓

С2Н5-; СН3- С6Н5-

уменьшают увеличивают

б) Сходен ли фенол с аренами? Как это сходство повлияет на свойства фенола?

Реакции по С6Н5 – кольцу:

FeBr3

- С6Н6 + Br2 tC6H5Br + HBr

(чист)

- С6Н5ОН + Br2C6H2(Br3)OH↓ + 3HBr

(раст) (белый осадок)

В чем причина?

После выдвижения предположений строим схему:


ОН

6 2 (Н в положениях 2, 4, 6 бензольного кольца

из-за наличия ОН группы более подвижен,

чем в самом бензоле)

4


Ответ (вывод): Причиной определения фенолов в отдельный класс являются…….

строение фенолов и взаимное влияние групп атомов непосредственно связанных друг с другом.

С6Н5 ↔ ОН

усиливает облегчает и

подвижность ↓ ↓ направляет

Н в ОН-гр. замещ.Н в С6Н5


3.Закрепление материала темы.

1) Что определяет разную растворимость в воде С6Н6 и С6Н5ОН?

2) Как доказать, что С6Н5ОН является «кислотой?»

3) Упражнение. Являются ли гомологами следующие пары веществ:

а) С6Н5ОН и С6Н4(ОН)2 гидрохинон

б) С6Н5ОН и С6Н4(СН3)ОН крезол

Дайте обоснованный ответ в свете теории строения органических веществ.

4. Домашнее задание: Работая с параграфом обратить внимание на получение фенола и применение.

Осуществить цепочку превращений и назвать вещества.

СН4 → С2Н2 → ? → С6Н5BrC6H5OHC6H2(NO2)3OH



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Фенол. Строение и свойства"

Автор: Виноградова Раиса Константиновна

Дата: 21.10.2018

Номер свидетельства: 481461

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Презентация для урока по теме "Фенолы" "
    ["seo_title"] => string(44) "priezientatsiia-dlia-uroka-po-tiemie-fienoly"
    ["file_id"] => string(6) "227979"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441034438"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "презентация к уроку химии "Фенолы", 10 класс "
    ["seo_title"] => string(47) "priezientatsiia-k-uroku-khimii-fienoly-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "225556"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1439749067"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Фенол. Строение молекулы и его свойств "
    ["seo_title"] => string(43) "fienol-stroieniie-moliekuly-i-iegho-svoistv"
    ["file_id"] => string(6) "154455"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421160525"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(13) "Фенолы."
    ["seo_title"] => string(8) "fienoly1"
    ["file_id"] => string(6) "282970"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453745165"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(13) "Фенолы "
    ["seo_title"] => string(7) "fienoly"
    ["file_id"] => string(6) "140584"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417970371"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства