Данный урок является первым в группе уроков “Фенолы”.
Цель: Изучить состав, строение, свойства фенола и его соединений.
Образовательные задачи: 1. На примере фенола конкретизировать знания учащихся об особенностях строения веществ, принадлежащих к классу фенолы; рассмотреть зависимость взаимного влияния атомов в молекуле фенола на его свойства.
2. Изучить физические и химические свойства фенола и некоторых его соединений. Рассмотреть качественные реакции на фенолы.
3. Рассмотреть нахождение в природе, применение фенола и его соединений, их биологическую роль.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока по теме "Фенолы" »
«Откуда всё сие окружающее?
Уж не химия ли это?»
М. Зощенко
НО
НО
ОН
НО
ОН
гидрохинон
ОН
ОН
гидрохинон
С
О
С
О
NHCОCH3
карболовая кислота
Что объединяет?
ОН
парацетамол
ОН
ОН
ОН
NHCОCH3
НО
НО
ОН
С
О
С
О
НО
Фенолы– это производные ароматических углеводородов, в молекулах которыхОН – группынепосредственно связаныс атомами углеродабензольного кольца
ОН
СН2-ОН
ОН
:
Строение молекулы фенола
Неподелённая электронная пара кислорода притягивается 6-электронным облаком бензольного кольца, из-за этого связь О – Н ещё сильнее поляризуется.
Поэтому фенол – более сильная кислота, чем вода и спирты.
В бензольном кольце нарушается симметричность электронного облака, электронная плотность повышается в положениях 2,4,6.
Это делает более реакционноспособными связи С – Н в положениях 2,4,6 и-связи бензольного кольца.
О Н
Химические свойства
Реакции по группе ОН
1. Со щелочными металлами:
ОNa
ОН
+2Na=
+H2
2
2
2. Со щелочами:
ОNa
ОН
+H2О
+NaОН=
Химические свойства
Реакции по бензольному кольцу
1 . С азотной кислотой:
ОН
ОН
NО2
О2N
+ 3H2О
+ 3НО –NО2=конц.
NО2
Пикриновая кислота
Качественные реакции на фенолы
Взаимодействие сFeCI3
Взаимодействие сBr2
ОН
ОН
ОН
Br
Br
(С6Н5О)3Fe+ 3 НСI
+FeCI3=
3
+ 3НBr
+ 3Br2=
Фиолетовое окрашивание
Br
Белый осадок
Физические свойства
Бесцветное, кристаллическое вещество с характерным запахом,tплавления= 40,9°С, малорастворим в холодной воде, но приt=60 - 70°С растворяется в любых отношениях
Окисляется на воздухе
Водный раствор называется карболовой кислотой – антисептическое (обеззараживающее) средство
Физические свойства
Фенол ядовит!При попадании на кожу вызывает ожоги, при этом он всасывается через кожу и вызывает отравление!
Биологическая роль соединений фенола
Положительная
Отрицательная
(токсическое действие)
Лекарственные препараты
Антисептики
Эфирные масла
Флавоноиды
Фенолформальдегидные смолы
Пестициды,
( способствуют удалению радиоактивных элементов из организма)
инфектициды,гербициды
Загрязнение вод фенольными отходами
Влияние фенолформальдегидных смол на здоровье человека
число заболевших на предприятии
Заболевания дыхательных путей
Рак лёгких
кардиозабо-левания
Заболевания ЦНС
Фенол из организма человека не выводится!!!
Подумай и ответь
а
1
б
2
в
3
г
4
д
5
Подумай и ответь
Фенол –
а) сладкий на вкус;
б) сильный антисептик;
в) вызывает ожоги кожи;
г) ядовит;
д) жидкость с неприятным запахом
Подумай и ответь
2.Функциональной группой фенолов является группа атомов:
а) СОН
б) ОН
в) СООН
г)NH2
д)NO2
НО
НО
Подумай и ответь
3. К фенолам относятся формулы следующих веществ:
ОН
ОН
СН3
в)
б)
а)
СН2ОН
ОН
д)
г)
ОН
Подумай и ответь
4.Качественная реакция на фенолы – это реакция с:
а)NaOH
б)Cu(OH)2
в)CuO
г)FeCI3
д) HNO3
Подумай и ответь
5. Фенол применяют для:
а) домашнего консервирования;
б) производства лекарственных препаратов;
в) производства красителей;
г) дезинфекции;
д) очистки воды.
а
1
2
б
в
3
г
4
д
5
Домашнее задание
§18Фенолы
«3»- с. 164 вопросы 1,2
«4»- с. 164 вопросы 3,7
«5»- с. 164 задача 5, составить схему генетической связи фенола с другими классами веществ; составьте уравнения соответствующих реакций.
Творческий проект:
«Фенолформальдегидные смолы: нет ли альтернативы?»