Фенолы: изучение общей формулы, гомологического ряда. Изомерия. Физические и химические свойства. Получение и применение.
Урок № 35-36 по теме «Фенолы»
Ход урока:
1.( слайд 1) Здравствуйте ребята, садитесь.
2. Староста - кто сегодня отсутствует на уроке (отметить)
На прошлом уроке мы с вами изучали кислородсодержащие органические вещества – спирты. Кратко повторим о них.
- Какая функциональная группа характерна всем спиртам?
- На какие группы по количеству гидроксильных групп делятся спирты?
- Что вы знаете о первых двух представителях одноатомных спиртов?
- Назвать и дать краткую характеристику двухатомному и трехатомному спиртам?
- В какие реакции вступают одноатомные спирты?
- Качественная реакция на многоатомные спирты?
Молодцы, я думаю - вы повторили домашний материал и сейчас готовы ответить на тесты. Откройте тетради, запишите дату урока 25.11.14 г , тему «Спирты».
Слайд 2 : Записываем - тест 1.( всего 15 вопросов) , если вы внесли исправления в ответы- скажите сейчас, чтобы я заверила это исправление.
Слайд 3: проверить ответы и выставить оценку.
Записывает в тетради «Тест 2»- этот тест более сложный, всего 10 вопросов.
Слайд 4 – 5 (тест)
Слайд 6- проверяем и выставляем оценку, критерии – вы видите на слайде.
Вы получили за каждый слайд оценку, а сейчас - выставьте себе на полях среднеарифметическую оценку, она пойдет в журнал.
Поднимите, пожалуста руки те, у кого оценка «5» «4» -? «3 »-? «2»-? Спасибо за работу, продолжаем урок.
Слайд 7. Откройте рабочие тетради, запишем число и тему нашего урока. Я давала опережающее домашнее задание найти в Интернете – историю открытия фенолов.( дать слово уч-ся)
Слайд 8. ( подведем итог).
Слайд 9: Запишем определение фенолам. (записывают)
Вызвать к доске уч-ся. Попробуйте написать формулу первого представителя фенолов- сам фенол. Какой вы знаете ароматический углеводород(бензол), напишите его структурную формулу, теперь внимательно прочтите заново определение- поменяйте один атом водорода на гидроксильную группу. Молодец- мы написали формулу фенола. Какая это формула? Напишите его молекулярную формулу. Вы видите, что в молекуле фенола присутствуют 2 функциональные группы
Слайд 10.: фенильная и гидроксильная.( запишите)
Слайд 11. Записываем- классификация фенолов. Мы в вами более подробно будем изучать одноатомные фенолы и в частности- сам фенол.
Слайд 12. (записываем).- общая формула одноатомных фенолов. Представители: ( вызываю к доске)-пишем молекулярную, структурную формулы, даем название.
Слайд 13. Посмотрите на слайд и убедитесь, что мы написали и назвали правильно гомологи фенола.
Слайд 14. Следующий вопрос «изомерия»- вспомните определение изомерии (ответ) .- запишите…
Слайд 15.( в зависимости от времени) на доске пишем или даем ответы по рисунку.
16 слайд. Назвать хим. формулы веществ.
Слайд 17. Для того чтобы закрепить в памяти, то что изучили сейчас- запишите дом работу №1.
Я вам уже говорила, что более подробно мы будем изучать одноосновные фенолы на примере первого представителя- самого фенола.
Напомните его молекулярную и структурную формулу.
Слайд 18 обратите внимание в скобках написано второе название фенола- карболовая кислота. Рассмотрим, с чем это связано. Для этого, вспомните, пожалуйста 4 положение теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова.(спросить)Как видите, в молекуле фенола 2 функциональные группы и они взаимно влияют друг на друга.
Слайд 19. показать шаростержневую модель и как происходит распределение электронной плотности.
Я просила вас посмотреть в Интернете, спросить у родителей, что связывает производственное объединение «Химпром» и фенол. Кто может ответить?
А сейчас посмотрим видео- будьте внимательны.
Слайд 20. Что вы узнали о феноле(Отвечают)
Слайд 21. Записываем- физические свойства.
Ребята, какой у нас следующий вопрос?- правильно, химические свойства.
Записываем в тетрадях , а так как у фенола две функциональные группы, которые ,как мы знаем, взаимно влияют друг на друга, то и химические свойства будем рассматривать по каждой группе .Пригласить к доске.
1. Реакции за счет гидроксильной группы.т.е. фенол ведет себя как спирт и взаимодействует .как вы думаете- с кем? –
А) с активными металлами.
Слайд 22(записываем реакцию)
Но вы помните, что на активность ОН –группы влияет фенильная группа, она повышает ее , поэтому фенолы взаимодействуют не только с активными металлами, но в отличии от спирт – взаимодействуют
Б) с щелочами. (вы помните-фенол- слабая, но кислота)
Слайд23. Записываем реакцию.
2 за счет фенильной группы.
Вспомните, пожалуйста, в каком положении водород более активен в бензольном кольце? (ответ).Какие реакции характерны для бензола(ответ).Смотрите видео и записываем
А) замещение галогенами. Слайд 24.
Слайд 25- 26 Качественная реакция на фенол
3C6H5OH + FeCl3 → (C6H5O) 3 Fe + 3НCI
Слайд 27. Получение фенолов ( если мало времени -дать задание на дом- написать 2 реакцию).
Было дано дополнительное задание- рассмотреть вопрос получения фенола и применение фенола- пожалуйста, вам слово.(Слайд 28)
Слайд 29-30 Остались 2 небольших, но очень важных вопроса- физиологическое воздействие фенола и биологическая роль – кто нашем материал?.
Мы закончили изучения классов «Фенолы» , мне бы хотелось узнать, что вы запомнили с сегодняшнего урока
Слайд 30-32
Запишите домашнее задание.
Сегодняшние оценки за работу на уроке:
За тесты вы получите все, на следующем уроке- озвучу оценки.
Спасибо за урок.