Элективный курс "Металлы в природе и жизни человека" предназначен для учащихся 9 - х классов. Темы курса актуализируют экологические и экономические проблемы, связанные с коррозий металлов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по химии "»
Элективный курс «Металлы в окружающей среде и жизни человека»
Т.В.Мещерякова
учитель химии средней общеобразовательной школы №56 г. Пензы
Программа элективного курса «Металлы в окружающей среде и жизни человека» предназначена для учащихся 9 классов.
В тему «Металлы» (программа О. С. Габриеляна, IX класс) не включена информация о роли металлов как биогенов и как загрязнителей природной среды, их положительном и отрицательном воздействии на организм человека, а также экологических проблемах, обусловленных промышленным получением металлов и их коррозией.
Я считаю, что одним из вариантов решения этой проблемы — включение в учебный план элективного курса «Металлы в окружающей среде и жизни человека», структура которого и время проведения (первая четверть) не противоречат последовательности изучения металлов в базовом курсе химии IX класса.
Темы курса актуализируют экологические и экономические проблемы, связанные с коррозией металлов.
Основные задачи курса:
вооружение учащихся знаниями о биологической роли и последствиях загрязнения окружающей среды металлами;
изучение истории становления и развития металлургической отрасли;
создание условий для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации;
развитие внутренней мотивации обучения, повышение интереса к познанию.
Учащиеся должны знать: понятия «биогенный металл», «биологическая взаимозаменяемость»; двойственную роль металлов природе; качественные реакции на ионы металлов; причины, источники и основные способы предупреждения загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами; состояние природной среды региона — загрязнение тяжелыми металлами; влияние гипо- и гиперконцентрации металлов на состояние здоровья человека; профессии, востребованные на предприятиях металлургической отрасли.
Уметь проводить качественные реакции на ионы металлов; решать расчётные задачи с экологическим содержанием; работать в группе; определять цель, выделять объект исследования, способы регистрации полученной информации и её обработки; составлять схемы миграции тяжёлых металлов пищевых цепях; писать рефераты, придерживаясь определённой структуры.
Элективный курс рассчитан на 12 часов.
Формы итоговых работ:
Отчёты по практическим работам
Презентации сообщений по индивидуальным темам на семинарах
Защита исследовательских работ.
Содержание_курса
Введение (1 ч.). Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И.Мендеелева. Особенности строения атомов металлов, обусловливающих их физические, химические и биологические свойства. Закономерности, проявляющиеся в ряду металлов (в группах и периодах).
Тема 1. Металлы в живых организмах (1 ч.). Понятие о металлах – биогенах. Биологическая роль металлов. Токсическое действие металлов. Биологическая взаимозаменяемость.
Лабораторный практикум (2 ч.). Практическая работа 1 «Качественные реакции на ионы железа (II,III)_, свинца (II), цинка, меди (II). Практическая работа 2 «Действие солей металлов на биологические объекты».
Тема 2. Загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами (2 ч.). Понятие «тяжелые металлы». Антропогенные источники поступления металлов в окружающую среду, промышленность, автотранспорт, коррозия, сельское хозяйство. Последствия загрязнения природной среды металлами. Миграция тяжелых металлов в биогеоценозах. Пищевые цепи. Заболевания человека, вызванные воздействием металлов на организм.
Тема 3. Способы предупреждения загрязнения окружающей среды (2 ч.). Пути выхода из экологических ситуаций, обусловленных техногенными выбросами, содержащими металлы; комплексное использование руд, улавливание и использование газообразных выбросов, переработка твердых отходов, повторное вовлечение в технологический процесс очищенных стоков, разработка и внедрение малоотходных технологий, использование новых видов топлива и способов получения энергии.
Практикум по решению расчетных задач (1 ч.).
Тема 4. Основные источники загрязнения природной среды тяжелыми металлами. Направления деятельности по предупреждению загрязнений окружающей среды региона. Экскурсия к возможным источникам загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами. (2 ч)
Итоговая конференция (1 ч.)
Темы проектных работ и сообщений учащихся
Железо и процессы дыхания для живых организмов.
Металлы: когда их много или мало.
«Металлические болезни».
Водород – экологически чистое топливо.
Коррозия металлов как источник антропогенного загрязнения окружающей среды.
О металлах и ферментах.
Железо и медь в организме: их роль в энергетике клетки.
Учебный модуль «Задачи и упражнения с экологическим содержанием».
Химические средства защиты памятников культуры от вредных воздействий окружающей среды.
Литература
Энциклопедический словарь юного химика. М.: 1989.
Мир химии. СПб. М.:М – Экспресс, 1995
Сычёв А.М., Фадеев Г.Н.Химия металлов. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 10 – х классов. – М.: Просвещение, 1974
Химия платиновых и тяжёлых металлов. – М.: Наука, 1975
Глинка Н.А. Общая химия. Ленинград: Химия, 1998
Ртуть. Экологические аспекты применения. – М.: медицина, 1992
Кадмий: экологические аспекты. – М.: Медицина. 1994