Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса и методических рекомендаций для обучающихся 11 классов «Химия в задачах» (Автор: Павленко С.В.- учитель химии МОУ СОШ № 8)
Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса химии профильной школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений при решении задач.
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.
Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Данная программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов и рассчитана на 17 часов.
В нем используются общие подходы к методу решения, как усложненных типов задач, так и задач школьного курса; применяется методика их решения с точки зрения рационального приложения идей математики и физики, в части случаев используется несколько способов решения задач.
Наряду с расчетными задачами предлагаются и задачи на определение качественного состава веществ, что требует от учеников не только теоретических навыков, но и практических.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Химия в задачах" »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
Советского района г.Волгограда
«Рассмотрено»
На заседании МО учителей
естественнонаучного цикла
Протокол № ___ от
«____»____________2013 г.
Руководитель МО
__________ Попова Н.И.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________Брусенская М.С.
«____»____________2013 г.
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ № 8
____________Малиновская С.Н.
Приказ № ___ от
«___»________________ 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ХИМИИ «Химия в задачах»
для 11 класса
Учитель: Павленко Светлана Валентиновна
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса и методических рекомендаций для обучающихся 11 классов «Химия в задачах» (Автор: Павленко С.В.- учитель химии МОУ СОШ № 8)
Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса химии профильной школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений при решении задач.
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.
Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Данная программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов и рассчитана на 17 часов.
В нем используются общие подходы к методу решения, как усложненных типов задач, так и задач школьного курса; применяется методика их решения с точки зрения рационального приложения идей математики и физики, в части случаев используется несколько способов решения задач.
Наряду с расчетными задачами предлагаются и задачи на определение качественного состава веществ, что требует от учеников не только теоретических навыков, но и практических.
Главным назначением данного курса является:
• совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации, к изучению химии, к участию в районном и областном турах предметной олимпиады;
• первоначальный тренинг к ЕГЭ по химии за курс полной общей средней школы по проблеме применения расчетов при выполнении заданий, с которыми и развернутым ответом. Определяя выбор задач и последовательность их рассмотрения, учитывалось содержание и построение курса химии средней школы по типовой программе.
Цели курса:
• совершенствование обучения решению различных типов химических задач на основе систематизации базовых знаний о химических процессах и закономерностях их протекания;
• расширение знаний качественной характеристики соединений молекулярного и немолекулярного строения.
Задачи курса:
• способствовать упрочнению и конкретизации учебных знаний по химии;
• учить детей мыслить, ориентироваться в проблемных ситуациях, делать прогнозы;
• решать качественные и расчетные задачи, выполнять опыты в соответствии с требованиями правил безопасности;
• продолжить формирование навыков исследовательской деятельности;
• развивать учебно-коммуникативные умения;
• совершенствование умений устанавливать взаимосвязь между химическими явлениями в свете важнейших химических теорий.
Особенности курса:
• рациональное использование знаний учащихся по физике и математике;
• разработка учащимися авторских задач и защита внеурочных проектов;
• использование активных внеурочных форм занятий учащихся;
• использование компьютерных технологий.
Умения и навыки учащихся, формируемые элективным курсом:
Умение проводить расчеты:
а) молекулярной формулы комплексных соединений и кристаллогидратов;
б) растворимости веществ;
в) приведения объема газа к нормальным условиям;
е) переход от одного способа выражения концентрации растворов к другому;
ж) массовой доли компонентов смеси;
2. Составить план решения экспериментательных задач и прогнозировать результаты химического эксперимента.
3. Осуществлять усложненные варианты цепей генетической взаимосвязи на примере неорганических веществ.
4. Владеть химической терминологией.
5.Расстановка коэффициентов в ОВР методом полуреакций и электронного баланса.
6. Умение пользоваться графиками и справочниками по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.
7. Умение проводить качественные реакции в неорганической химии, задачи на идентификацию веществ.
Формы контроля:
• домашние и классные контрольные работы;
• рефераты;
• итоговые конференции по окончании крупных тем;
• зачетные практикумы;
• защита авторских задач;
• семинары, практикумы.
Методические рекомендации
Отличительная особенность построения курса, определяющая методику его изучения, состоит в том, что содержание элективного курса сопряжено с основным курсом общей химии, развертывается во времени параллельно ему (с незначительным опозданием). Это дает возможность учителю постоянно и последовательно увязывать учебный материал основного курса с содержанием задач; а учащимся получать разносторонние задания по данному предмету.
Ограниченная взаимосвязь основного и элективного курса хорошо прослеживается в приведенном ниже распределения учебного материала по занятиям. Одному занятию элективного курса соответствует один урок основного курса.
В соответствии с авторской программой и методическими рекомендациями
1) разработано содержание рабочей программы, рассчитанной на 17 часов:
-уменьшено количество часов по теме «Решение заданий «ЕГЭ – 2011-2012 г.» на 1 час в связи с добавлением контрольной работы;
-внесена тема «Электролиз», рассчитанная на 1 часа (в соответствии с тематическим планированием автора;
2) в тематическое планирование внесены темы зачетное занятие-практикум «Решение различных вариантов задач по изученным темам» (в соответствии с содержанием программы автора);
3) составлен учебно-методический план с указанием необходимого количества практических, семинарских, контрольных и зачетных занятий по данному курсу.
Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование разделов
и тем
Все
го
ча
сов
В том числе
прак
тич.
ра
бот
Контр.
работ
Лек
ции
Семи
на
ры
Кон
фе
ренции
Формы контроля
1
Ведение.
1
1
Сообщения о правилах решения и оформле
ния задач.
2
Периодическая система химических элементов и периодический закон Д.И. Менделеева. Строение атома.
Задачи на переход от одной количественной величины выражения концентрации вещества к другой: от молярности к нормальности, от молярной концентрации к массовой доли растворённого вещества и обратно. Задачи на разбавление, упаривание и сливание растворов. Растворимость.
Тема 6.Решение задач по термохимии (1 час)
Термохимия. Энтальпия, энтропия. Решение задач на вычисление теплоты образования и теплоты сгорания неорганических веществ.
Тема 7. Окислительно-восстановительные реакции (3 часа)
Окислительно-восстановительные реакции:
а) метод электронного баланса.
б) метод полуреакций.
Тема 9. Электролиз (1 часа)
Задачи на электролиз растворов солей и щелочей. Применение ряда стандартных электродных потенциалов.
Решение задач с коротким и развернутым ответом «ЕГЭ – 2010 г.».
Тема 11. «Защита авторских задач» (1 час)
Итоговое занятие «Защита авторских задач».
Литература.
Для учителя.
1. Обязательный минимум содержания полного общего образования по химии (приказ Минобразования №1236 от 19.05.98г.)
2. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян). Программы «Химия» М. «Дрофа», 2008г
3. Гара Н. Н., Габрусева Н. И. Сборник задач для проведения устного экзамена по химии за курс средней школы. 11 класс. -2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2000. -64 с.
4. Князева Т. П. Теоретические основы школьного курса химии (методическое пособие). Выпуск 1. Белгород, 1992.
5. Ушкалова В. Н., Ионадис Н. В. Химия: конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Просвещение, 2000.- 224 с. ил.
Для обучающихся.
1. Гольдфарб Я. Л. И др. Химия. Задачник. 8-11 кл.: Учеб. Пособие для общеобразоват. Учеб. Заведений. -3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001.- 272 с.: ил.
2. Лидин Р.А., Молочко В.А. Химия для абитуриентов. От средней школы к вузу. М, Химия, 1993г.
3. Химия. Пособие – репетитор для поступающих в вузы// 8-е изд. – Ростов н/ Д.: изд-во «Феникс», 2003.- 768 с.
4. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. М., Новая Волна, 1996г.
5. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы.М., Новая Волна, 1996г.