_______________М.В. Перебайло
«____»__________ 2022 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413, Примерной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з., Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по - специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело», утвержденного Приказом Минобрнауки России от 09 декабря 2016 № 1565 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2016 года, регистрационный № 44828)
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Минераловодский региональный многопрофильный колледж»
Горох Наталья Ивановна – преподаватель химии ГБПОУ «Минераловодский региональный многопрофильный колледж»
Рецензент: Константинова О.В. - преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ «Минераловодский региональный многопрофильный колледж».
Руководитель объединения ___________Майшева Н.И.
Рабочая программа элективного курса «Химия в пищевой промышленности» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования по профессиям естественно- научного профиля:
Рабочая программа может быть использована для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по профессиям среднего профессионального образования
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные (ЛР), метапредметные ( МР) и предметные результаты базового уровня (ПРб) в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования
Коды | Планируемые результаты освоения дисциплины включают |
ЛР 01 | химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами; |
ЛР 02 | готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом |
ЛР 03 | умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности |
ЛР 04 | обучающийся должен знать качественные показатели пищевых продуктов; основы рационального питания |
ЛР 05 | биологическую роль, функции и свойства основных компонентов пищи; принципы обеспечения качества продукции. |
ПР 01 | использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; |
ПР 02 | владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой |
ПР 03 | владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач |
ПР 04 | владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач |
ПР 05 | сформировать собственную позицию по отношению к химической информации, получаемой из разных источников |
ПР6 | определять пищевую и биологическую ценность пищевых продуктов; |
ПР7 | оценивать влияние процессов, применяемых при переработке пищевого сырья, на различные качественные характеристики пищевых продуктов; |
ПР8 | определять контрольные точки для безопасного производства продуктов, разрабатывать системы контроля качества продуктов |
ПР 9 | определять наличие химических компонентов пищи с помощью характерных реакций |
ПР 10 | проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников |
МР 01 | использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи |
МР 02 | применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; |
МР 03 | использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
| 1.Введение. Предмет, содержание и основные направления дисциплины. | 1 | О |
Раздел 1. | Питание как составная часть процесса формирования здорового образа жизни. | | ОК 2, ОК9,ЛР 03, ЛР 04, ПР 02-ПР 04 |
Тема 1.1. Качество пищи. | Содержание учебного материала | 7 |
2.Понятие качества пищевых продуктов. Общие пищевые законоположения и инструкции. Проблемы повышения качества пищевых продуктов | 1 |
3-4. Пищевая, биологическая, энергетическая ценность пищи. | 2 |
5-6. Основные компоненты продуктов, их превращение в процессе хранения и переработки | 2 |
Лабораторные работы – не предусмотрены | - | ОК 1,ОК4,ОК 7, ЛР 01,ЛР 02, ЛР 05,ПР 06, ПР 07, ПР 10, МР 02, МР 03 |
Практические работы | |
1 | Практическая работа №1Определение энергетической ценности различных продуктов питания. Определение пищевой ценности продуктов | 2 |
Контрольные работы -– не предусмотрены | - |
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена | - |
Тема 1.2. Вода и минеральные вещества. | Содержание учебного материала | 6 | 0К 07,ОК 09,ЛР 01, ПР 03,ПР 04,МР 01 |
9-10. Биологическая роль воды. Свободная и связанная вода. Активность воды. Роль воды в формировании качества продуктов. | 2 |
11-12. Роль минеральных веществ в организме человека. Физиологическая роль отдельных макроэлементов и микроэлементов. | 2 |
Лабораторные работы. | 1 | ОК 1,ОК4,ОК 7, ЛР 01,ЛР 02, ЛР 05,ПР 06, ПР 07, ПР 10, МР 02, МР 03 |
1 | Лабораторная работа№1 Способы определения и устранения жёсткости воды». |
Практические работы | 1 |
1 | Практическая работа№2 Составление таблицы минерального состава пищевых продуктов Определение минерального состава пищевых продуктов. |
Контрольные работы -– не предусмотрены | - |
Самостоятельная работа обучающихся - не предусмотрена | - |
Тема 1.3. Пищевые вещества. | Содержание учебного материала | 25 | ОК 1, ОК 2,ОК 7, ЛР 03, ЛР 04, ЛР 05,ПР 05, ПР 06, ПР 07 |
15-16. Белки: понятие, строение, классификация, свойства, гидратация, денатурация, пенообразование, гидролиз, горение, цветные реакции. Пищевая ценность белков | 2 |
17-18. Общая характеристика белков и аминокислот пищевых систем | 2 |
19-20. Физиологическое значение белков и аминокислот в питании человека | 2 |
21-22. Общая характеристика углеводов. Физиологическое значение углеводов. | 2 |
23-24. Функции моносахаридов и олигосахаридов в пищевых продуктах. Функции полисахаридов в пищевых продуктах. Превращения углеводов в технологических процессах. Пищевая ценность углеводов | 2 |
25-26. . Физиологическое значение липидов в питании человека. Строение и состав липидов. Классификация жиров . Пищевая ценность масел и жиров. Превращения липидов при производстве продуктов питания. | 2 |
27-28. Физиологическое значение витаминов в питании человека. Общие сведения о витаминах. Физиологическое значение водорастворимых витаминов. Физиологическое значение жирорастворимых витаминов. | 2 |
29-30. Физиологическое значение пищевых кислот в питании человека. Содержание пищевых кислот в продуктах питания. Значение пищевых кислот в питании человека. Кислотность пищевых продуктов .Основные функции пищевых кислот. Отдельные представители кислот | 2 |
31-32. Физиологическое значение ферментов в питании человека. Понятие о ферментах. Размер молекул. Селективность. Эффективность. Зависимость от температуры и среды раствора. Классификация ферментов. Использование ферментов в промышленности | 2 |
Лабораторные работы | | ОК 1,ОК4,ОК 7, ЛР 01,ЛР 02, ЛР 05,ПР 06, ПР 07, ПР 10, МР 02, МР 03 |
1 | Лабораторная работа№2 Физическими свойствами глюкозы. (аптечная упаковка, таблетки). Знакомство с образцами полисахаридов | 1 |
2 | Лабораторная работа№3.Растворение белков в воде и их коагуляция. Обнаружение белка в курином яйце и молоке Денатурация белка. Цветные реакции белков. | 1 |
3 | Лабораторная работа№4. Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции.( в меде, хлебе, йогурте, маргарине, макаронных изделиях, крупах) | 1 |
4 | Лабораторная работа№5 Обнаружение витаминов ( А в подсолнечном масле. Обнаружение витамина С в яблочном соке. Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке) | 1 |
Практические работы | 2 |
1 | Практическая работа№3 Обнаружение лактозы в молоке. Действие йода на крахмал |
2 | Практическая работа№4 Действие каталазы на пероксид водорода. Действие амилозы слюны на крахмал | 2 |
Контрольные работы | 1 |
1 | Контрольная работа №1.Пищевые вещества. |
Самостоятельная работа обучающихся –не предусмотрена | - |
Тема 1.4. Основы питания и биохимия пищеварения. | Содержание учебного материала | 8 | ОК 7,ОК 9,ЛР 05, ПР 04,ПР 07, МР 01 |
41.42Питание и пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы | 2 |
43-44 Основные пищеварительные процессы. Схемы процессов переваривания макронутриентов | 2 |
45-46.Основные принципы рационального питания. | 2 |
Лабораторные работы – не предусмотрены | - | ОК 1,ОК4,ОК 7, ЛР 01,ЛР 02, ЛР 05,ПР 06, ПР 07, ПР 10, МР 02, МР 03 |
Практические работы | 2 |
1 | Практическая работа №5. Составление суточного рациона питания |
Контрольные работы – не предусмотрены | - |
Самостоятельная работа обучающихся – не предусмотрена. | - |
Раздел 2. | Пищевые добавки и добавки к пище. | |
Тема 2.1. Пищевые добавки. Искусственные и генетически-модифицированные пищевые продукты. | Содержание учебного материала | 16 |
49-50.Понятие «пищевые добавки». Требования к безопасности пищевых добавок. Основные виды классификации пищевых добавок. Принципы международной цифровой кодификации. | 2 | ОК2,ОК7,ОК9, ЛР 01,ЛР 03,ЛР 04, ПР 01,ПР 02, ПР 05, ПР 06 |
51-52 Вещества, добавляемые для улучшения органолептических характеристик продуктов. Вещества, добавляемые для улучшения технологических свойств продуктов. Вещества, улучшающие внешний вид пищевых продуктов. Вещества, изменяющие структуру и физико-химические свойства пищевых продуктов. Вещества, влияющие на вкус и аромат пищевых продуктов. | 2 |
53- 54.Пищевые добавки, замедляющие микробиологическую и окислительную порчу пищевого сырья и готовых продуктов. | 2 |
55-56. Биологически активные добавки. Нутрицевтики, пробиотики, пребиотики. Формирование функциональной направленности питания. | 2 |
57-58. Искусственные и генетически-модифицированные пищевые продукты. Основные особенности ИПП и технологии их получения. Белок как сырье для искусственных продуктов питания. Источники получения белка. | 2 |
59-60. Генетически модифицированные продукты питания. Фальсификация пищевых продуктов. | 2 |
Лабораторные работы – не предусмотрены | - | ОК 1,ОК4,ОК 7, ЛР 01,ЛР 02, ЛР 05,ПР 06, ПР 07, ПР 10, МР 02, МР 03 |
Практические работы | 4 |
1 | Практическая работа № 6Определение свойств пищевых добавок, влияющих на цвет. Химия цвета. | 2 |
2 | Практическая работа №7. Определение свойств пищевых добавок, влияющих на вкус. Химия вкуса и запаха. | 2 |
Контрольные работы – не предусмотрены | - |
Самостоятельная работа обучающихся – не предусмотрена | - |
Раздел 3. | Безопасность пищевых продуктов. | | ОК 1,ОК 02,ОК 07,ОК 09-ОК 11, ЛР02- ЛР 05, МР 02,МР 03 |
Тема 3.1. Безопасность пищевых продуктов. | Содержание учебного материала | 12 |
65-66. Понятие безопасности пищи. Чужеродные вещества и пути их поступления в продукты питания Система критической контрольной точки при анализе опасного фактора. Окружающая среда, как основной источник загрязнения сырья и пищевых продуктов. Основные типы чужеродных веществ. | 2 |
67-68. Чужеродные вещества в сельском хозяйстве. Природные токсиканты. Загрязнения веществами, применяемыми в растениеводстве. Загрязнения веществами, применяемыми в животноводстве. Бактериальные токсины. Микотоксины. Метаболизм чужеродных соединений | 2 |
69-70 Пищевые продукты как дисперсные системы. | 2 |
71-72.Экологическая маркировка и ее значение для потребителей. | 2 |
Лабораторные работы – не предусмотрены | | ОК 1,ОК4,ОК 7, ЛР 01,ЛР 02, ЛР 05,ПР 06, ПР 07, ПР 10, МР 02, МР 03 |
Практические работы | |
1 | Практическая работа № 8Определение показателей безопасности пищевых продуктов. | 2 |
2 | Практическая работа № 9 . Изучение экологической маркировки продукта. | 2 |
Контрольная работа – не предусмотрена | - |
Самостоятельная работа обучающихся - не предусмотрена | - |
Дифференцированный зачет | 2 |
Всего: | 78 |
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биология, химия» и химической лаборатории.
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедийным проектором.
- комплект учебно–методических пособий.
результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных учебных исследовательских проектов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
ПР 01 - использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; | Защита отчетов по лабораторным работам и практическим занятиям. Контрольная работа. |
ПР 02- владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой | Защита отчетов по лабораторным работам и практическим занятиям. Контрольная работа. |
ПР 03 -владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач | Защита отчетов по лабораторным работам и практическим занятиям. Контрольная работа. |
ПР 04 - владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач | Защита отчетов по лабораторным работам и практическим занятиям. |
ПР 05- сформировать собственную позицию по отношению к химической информации, получаемой из разных источников | Ответы на контрольные вопросы. Тестовые задания. Контрольная работа. |
ПР06 - определять пищевую и биологическую ценность пищевых продуктов; | Ответы на контрольные вопросы. Тестовые задания. Контрольная работа. |
ПР 07 - оценивать влияние процессов, применяемых при переработке пищевого сырья, на различные качественные характеристики пищевых продуктов; ПР 08 - определять контрольные точки для безопасного производства продуктов, разрабатывать системы контроля качества продуктов | Ответы на контрольные вопросы. Тестовые задания. Контрольная работа. |
ПР 09 - определять наличие химических компонентов пищи с помощью характерных реакций ПР 10 - проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников | Защита отчетов по лабораторным работам и практическим занятиям. Подготовка докладов и сообщений |
Итоговый контроль – дифференцированный зачет |