kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Амфотерные соединения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа сформирует у учащихся представления о переходных элементах, амфотерных соединениях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Амфотерные соединения»














Тема урока: оксиды и гидроксиды

Общеобразовательная цель:

  • формирование у учащихся представления о переходных элементах, амфотерных соединениях;

  • создание условий для выявления амфотерности соединений посредством решения экспериментальных задач;

  • отработка умений в написании уравнений реакций с участием амфотерных соединений.

Развивающая цель: 

  • формирование исследовательских навыков учащихся при выполнении экспериментальной работы.

Воспитательная цель: 

  • поддержание интереса к изучению темы через самостоятельную работу;

  • воспитывать сотрудничество, способствовать развитию грамотной химической речи.

Тип урока: изучение нового материала с использованием системно- деятельностного подхода.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Оборудование: хлорид алюминия AlCl3, гидроксид натрия NaOH, соляная кислота HCl, пробирки, штативы для пробирок, проектор, компьютер.


Структура урока:

Этап урока

Время

Формы работы

(деятельность учителя)

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Мотивационный

Сформировать у учащихся потребность в овладении знаниями по данной теме. Показать важность программного материала для дальнейшего изучения предмета.


1 мин

Организация и объяснение основных этапов урока, психологическая подготовка учащихся и настрой к работе (в спокойной, уверенной манере)


Обсуждение и беседа по процедуре урока


Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


  1. Ориентировочный

Формирование цели и задач и составление плана изучения темы. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.


8 мин

1.Регулирует обсуждение целей и задач. Актуализирует опыт учащихся и предлагает схему организации учебной деятельности.

2. Подготовительный этап.

Повторение основных химических понятий за 8 класс:

А) Что такое оксиды, их классификация;

Б) Что такое основания, их классификация;

В) Что такое кислоты, их классификация;

Г) Что такое соли, их классификация;

Д) Вопрос по технике безопасности:

  • Как нужно обращаться с кислотами и щелочами?

  • Как правильно держать пробирку и налить вещество в пробирку?

Обращает внимание на лабораторное оборудование, предлагает выполнить эксперимент для подтверждения гипотезы.


Определяет цель своих действий в предложенных рамках работы, формулирует тему урока и задачи, исходя из того, что им известно по этой теме, просматривают план предложенных действий и вносят изменения с учетом предыдущего опыта и собственных знаний.

Повторение техники безопасности при выполнении эксперимента.


Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Формулирование гипотезы и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные: определение целей, функций участников, способов их взаимодействия.


  1. Исполнительский

Реализация плана действий по логической цепочке: теоретический анализ – прогнозирование – вывод


22 мин

Наблюдает за умениями обучаться, самообучаться и консультирует. Поддерживает эмоциональный и творческий настрой.

Следит за техникой безопасности и «чистотой» эксперимента.

Проводит здоровьесберегающую паузу.

Осуществляют учебные действия индивидуально и в группах, выполняют практико-ориентированные задания по предложенным схемам или собственной траектории. Учатся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её,

работают с презентацией.

Познавательные: анализ, синтез (составлять целое из частей, в том числе достраивать с восполнением недостающих компонентов), установление причинно – следственных связей, выдвижение гипотез, структурирование знаний;

Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения его.

Коммуникативные: описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;


  1. Контрольный

Проверка правильности поставленной цели и степени достижения цели

9 мин

Проводит разъяснение проблемных вопросов (по необходимости)

Формулируют затруднения и корректируют знания. Анализируют результаты и подтверждают гипотезу. Применяют формы само и взаимоконтроля.

Оценивают результаты деятельности друг друга.

Формулируют выводы исследования по теории и практике.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, понимая позицию другого.

Умение адекватно воспринимать оценки и отметки и критично относиться к самооцениванию.

  1. Рефлексивный

Анализ оптимальности путей решения задач

3 мин.

Оценка результатов работы класса и отдельных учащихся и доказательства принципов сотрудничества.



Фронтальная беседа по отрывку из сказки.

Регулятивные: самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.



  1. Домашнее задание

2 мин

Информирует о том, как выполнить домашнее задание, вместе с учениками определяет план его выполнения, дает необходимые пояснения.


Выбирают домашнее задание из учебника:

О.С.Габриелян.

Познавательные: планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Коммуникативные: обращаться за помощью и консультацией.


Ход урока

1. Организационный этап.

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку, настрой на работу.
2. Подготовительный этап.

Повторение основных химических понятий за 8 класс:

А) Что такое оксиды, их классификация;

Б) Что такое основания, их классификация;

В) Что такое кислоты, их классификация;

Г) Что такое соли, их классификация;

Д) Вопрос по технике безопасности:

  • Как нужно обращаться с кислотами и щелочами?

  • Как правильно держать пробирку и налить вещество в пробирку? (Продемонстрировать с помощью ученика).

На доске записана только часть темы урока. Попробуем дополнить, опираясь на классификацию оксидов и гидроксидов.

Беседа по классификации.

Дописываем тему урока и ставим цель, как они ее видят (варианты - узнать, что такое амфотерность, уметь писать уравнения реакций…)

Обращаю внимание учащихся на оборудование для проведения исследования, а это значит, что с помощью исследовательской работы они должны выяснить?

(учащиеся определяют задачи)

Учитель: знакомлю с планом изучения данной темы.

План урока:

Исследование по теме «Амфотерность»;

Наблюдение за экспериментом;

Вывод

Химические реакции, подтверждающие вывод.

Вопросы для актуализации знаний:

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы в форме «химической рулетки». На первый вопрос отвечает ученик, названный учителем, а на следующий тот, кого выберет этот ученик (актуализация знаний).

С чем реагируют кислоты и щелочи?

С чем реагируют кислотные и основные оксиды?

Как доказать основный характер оксида, гидроксида?

Как доказать кислотный характер оксида, гидроксида?

3. Усвоение новых знаний.

Выдвигаем гипотезу: можно ли в алюминиевой посуде хранить кислую капусту и мыть кастрюлю содой?

Экспериментальная работа.

Учитель:  Для начала получим гидроксид алюминия.

Учащиеся выполняют опыт №1  «Получение гидроксида алюминия».

В пробирку налейте 1-1,5 мл. раствора гидроксида натрия и прибавьте раствор хлорида алюминия до образования осадка. Разделите осадок в две пробирки.

Вопросы:

Какой характер у гидроксида алюминия?

Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде (работа в тетради и на доске).

При необходимости возьмите подсказку (на столе карточка -схема с уравнениями реакций).

Учитель: Как проверить основный характер гидроксида алюминия?

Учащиеся проводят опыт № 2 «Взаимодействие гидроксида алюминия с кислотами».

К полученному в первом опыте осадку добавьте раствор соляной кислоты.

Вопросы:

Что наблюдаете?

Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

(работа в тетради и на доске).

При необходимости возьмите подсказку (на столе карточка - схема с уравнениями реакций).

Опыт № 3 «Взаимодействие гидроксида алюминия с щелочами».

К полученному в первом опыте осадку добавьте раствор гидроксида натрия.

Вопросы:

Что наблюдаете?

Есть ли подсказка в генетической таблице?

Какой характер в этой реакции проявил гидроксид алюминия?

Рассуждаем.

Показываю из презентации животное – Хамелеон. Какое сходство просматривается?

Учитель помогает составить уравнение реакции.

Вывод эксперимента. Учащиеся выводят определение «Амфотерные соединения» и проверяют правильность написания с учебником стр. 10

Здоровьесберегающая пауза.

Можно ли определить, какие элементы периодической таблицы обладают такими свойствами? Учитель работает хаотично указкой по таблице, дети только глазами находят эти элементы, тем самым учитель знакомит учащихся с другими переходными элементами, которые образуют амфотерные соединения.

Подтверждение гипотезы:

Учитель: Является ли алюминий типичным металлом? (Ответы учащихся).

Алюминиевая кастрюля хороша, только? Что только? Почему?

4. Закрепление новых знаний.

Заполните таблицу


элемент

простое вещество

амфотерный оксид

амфотерный гидроксид

соль

Zn

 

 

 

 

Be

 

 

 

 


5. Рефлексия урока

Отрывок из сказки: «Налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – себя не найдешь, прямо пойдешь – в сказку попадешь». Изменив это высказывание, получилось: «Налево пойдешь – неметалл найдешь, за него зайдешь – кислотный оксид найдешь, дальше пройдешь – кислоту найдешь. Направо пойдешь – металл найдешь, за него зайдешь – основный оксид найдешь, дальше пройдешь – основание найдешь. А как вы думаете, что будет, если прямо пойдешь?».

6. Домашнее задание.

Параграф № 2, упр. 1 (устно), упр. 2 записать в виде уравнений реакций.

Для факультатива упр. 3 (а).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Амфотерные соединения

Автор: Леонтьева Валентина Ивановна

Дата: 24.07.2016

Номер свидетельства: 337990

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "конспект урока по химии "Соединения алюминия" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-khimii-soiedinieniia-aliuminiia"
    ["file_id"] => string(6) "234258"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443380408"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока химии "Алюминий и его соединения" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-khimii-aliuminii-i-iegho-soiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "172679"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423845426"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Практическая работа на тему:  «Получение амфотерных гидроксидов и доказательство их амфотерности» "
    ["seo_title"] => string(106) "praktichieskaia-rabota-na-tiemu-poluchieniie-amfotiernykh-ghidroksidov-i-dokazatiel-stvo-ikh-amfotiernosti"
    ["file_id"] => string(6) "126406"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415173911"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Соединения алюминия "
    ["seo_title"] => string(24) "soiedinieniia-aliuminiia"
    ["file_id"] => string(6) "244180"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445881728"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Практическая работа по химии 9 класс, на тему: "Железо и его соединения""
    ["seo_title"] => string(73) "prakticheskaia_rabota_po_khimii_9_klass_na_temu_zhelezo_i_ego_soedineniia"
    ["file_id"] => string(6) "648500"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1712156144"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства