Конспект интегрированного урока химия-ОБЖ для 8 класса по теме Вода с использованием глобально ориентированных технологий
Пояснительная записка.
Пропедевтические понятия о воде и её свойствах учащиеся получили в процессе изучения учебных предметов, таких как природоведение, основы безопасности жизнедеятельности, биологии, физики, географии. В процессе изучения темы: к Вода» в 8 классе учащиеся имеют возможность соединить общие представления о свойствах, а также углубить свои знания и применение её в жизни. В течение последних лет наше методическое объединение в составе учителя химии, биологии, географии работает над темой «интегрированный подход в изучении естественных наук».
Цели: Раскрыть идею многообразия проявлений свойств воды.
Образовательная: развивать познавательную активность и творческие способности через познание законов природы, осознание сложных взаимосвязей человека и окружающей среды в единстве учебных предметов.
Развивающая: способствовать успешному формированию мыслительных форм деятельности на основе развития зрительного и слухового восприятия, внимания и воображения.
Воспитательная: воспитывать научную компетентность в решении нравственных проблем, а также бережливое отношение к природным богатствам родной Земли - воде.
Задачи: интегрировать знания о свойствах и значении воды в природе, полученные на уроках физики, химии,; систематизировать знания о физических свойствах воды, развивать знания о химических свойствах воды, о типах химической связи на примере водородной связи, раскрыть роль воды в зарождении, развитии живых организмов на Земле.
Оборудование: Компьютер, программные диски,( химия), мультимедийная презентация по теме урока, опорный конспект, видеофильм «Вода»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок ОБЖ-химия по теме " Вода" »
Конспект интегрированного урока по химии, биологии, ОБЖ, географии с использованием глобально - ориентированных технологий.
Город: Дедовск Московской области
МОУ Дедовская СОШ №4.
Учитель химии: Михайлина Вера Михайловна
Учитель ОБЖ: Хрулева Людмила Николаевна.
Класс: 8
Тема учебного занятия: Вода.
Продолжительность учебного занятия: 45 минут
Тип учебного занятия: комбинированный.
Пояснительная записка.
Пропедевтические понятия о воде и её свойствах учащиеся получили в процессе изучения учебных предметов, таких как природоведение, основы безопасности жизнедеятельности, биологии, физики, географии. В процессе изучения темы: к Вода» в 8 классе учащиеся имеют возможность соединить общие представления о свойствах, а также углубить свои знания и применение её в жизни. В течение последних лет наше методическое объединение в составе учителя химии, биологии, географии работает над темой «интегрированный подход в изучении естественных наук».
Цели: Раскрыть идею многообразия проявлений свойств воды.
Образовательная: развивать познавательную активность и творческие способности через познание законов природы, осознание сложных взаимосвязей человека и окружающей среды в единстве учебных предметов.
Развивающая: способствовать успешному формированию мыслительных форм деятельности на основе развития зрительного и слухового восприятия, внимания и воображения.
Воспитательная: воспитывать научную компетентность в решении нравственных проблем, а также бережливое отношение к природным богатствам родной Земли - воде.
Задачи: интегрировать знания о свойствах и значении воды в природе, полученные на уроках физики, химии,; систематизировать знания о физических свойствах воды, развивать знания о химических свойствах воды, о типах химической связи на примере водородной связи, раскрыть роль воды в зарождении, развитии живых организмов на Земле.
Оборудование: Компьютер, программные диски,( химия), мультимедийная презентация по теме урока, опорный конспект, видеофильм «Вода»
Ход урока
1.Вводный этап.
Организационный момент урока. 2-мин.
Приветствие учителя и присутствующих гостей.
Учитель химии.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать
На землю падает опять, (вода)
( слайд небо в облаках и дождь)
Проверка домашнего задания.3 мин.
Дополнительным заданием вам было предложено подобрать пословицы и поговорки о воде.
С высоты большой срываясь, Течёт-течёт-
Грозно он ревёт не вытечет,
И, о камни разбиваясь Бежит- бежит-
Пеною встаёт. не выбежит.
( водопад) (река)
Пословицы о воде.
« Вода камень точит». «Вода и мельницу ломает»
2.Основная часть
Сегодня у нас вами не совсем обычный урок. Этот урок интегрированный, он помогает объединить знания по биологии, химии, физике для создания целостного представления об изучаемом объекте.
Мы сегодня будем говорить о самом необычном веществе планеты, обладающем особыми свойствами и, безусловно, важнейшим для всего живого,- о воде. Тема нашего урока «Вода. Известная и неизвестная» Нам предстоит выяснить, какие свойства воды определяют её значение для жизни на Земле.
Эпиграф урока - «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле»
(Леонардо да Винчи.)
Учитель химии. Вода имеет ключевое значение в создании и поддержании жизни на Земле, в химическом строении живых организмов, в формировании климата и погоды. Является важнейшим веществом для всех живых существ на планете Земля. Интересна она по своим свойствам, как химическим, так и физическим. У этого термина существуют значения вода - оксид водорода или гидрид кислорода, химическое вещество в виде прозрачной жидкости, не имеющей цвета,
( учащиеся дополняют), цвета( в малом объёме), запаха, вкуса.( при н. у.)
Химическая формула ( учащиеся помогают) Н2о,
в твердом состоянии-лёд, снег, иней, а газообразном- водяной пар.
Около 71% поверхности Земли покрыто водой, хороший растворитель .В природе вода всегда содержит растворённые вещества( соли, газы).
( слайд вода в твёрдом, жидком, газообразном виде).
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда.
Струя водопада и брызги фонтана,
И всё это только вода.
(слайды)
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности - только вода.
Учитель ОБЖ. К сожалению по данным ВОЗ: «Каждый год в реки всего мира сбрасывается до 450 млрд. кубометров бытовых и промышленных отходов, поэтому вода содержит более 13000 токсичных элементов.
-Что можно сказать о содержании воды в природе?
Ученик. Вывод. Вода является очень распространённым веществом на Земле. Нет такого организма, в состав которого не входила бы вода.
Учитель химии. Кем, когда и при помощи каких методов был установлен качественный и количественный состав воды?
Учащиеся. Лавуазье. Записывают на доске уравнение синтеза воды:
2 Н2 + 02~ 2Н20
Ученик записывает на доске реакцию разложения воды.
2Н20= 2Н2+02
Учитель химии. Дадим общую характеристику воды по химической формуле. Запишите формулу молекулы воды и рассчитайте её молекулярную и молярную массу, массовые доли элементов.
( запись на доске учащимся)
Молекулярная формула-Н20 Мг(Н20) =18г/моль
W(H)=11%, W(0)=89%.
Диск «химия»: химическое строение воды; химическая связь между молекулами воды.
( презентация)
Первая особенность. Воде по её химической структуре положено плавиться и кипеть при низких температурах, которых па Земле не бывает. Не было бы, значит, на Земле ни твёрдой, ни жидкой воды, а был бы пар. А она кипит при температуре 100° С.
Вторая особенность. У воды высокие удельные теплоты замерзания и парообразования. Если бы у воды не было этого свойства, многие озёра и реки летом быстро бы пересохли, а зимой промёрзли до дна, и вся жизнь в них погибла бы.
Третья особенность. Замерзая, вода расширяется. Поэтому лёд всегда легче незамёрзшей воды и всплывает вверх. Под такой « шубой» даже зимой в Арктике морским животным не очень холодно.
Четвёртая особенность. Высокая теплоемкость. Уводы она в 10 раз больше, чем у железа. Из-за исключительной способности воды поглощать тепло температура при ее нагревании и охлаждении изменяется незначительно, поэтому морским обитателям никогда не угрожает ни сильный перегрев, ни чрезмерное охлаждение.
Учитель ОБЖ. Земля давно бы остыла и стала безжизненной, если бы не вода. Земная вода поглощает и выделяет много тепла, тем самым « выравнивая» климат. А от космического холода предохраняют молекулы воды, рассеянные в атмосфере.
Она жила и по стеклу текла.
Но вдруг её морозом оковало.
И неподвижной льдинкой капля стала.
И в мире поубавилось тепла.
Учитель химии. Вспомним химические свойства воды.
( диск «Химические свойства воды»).
Учащиеся записывают уравнения реакций воды с металлами, неметаллами, основными оксидами, , кислотными оксидами.
2Na + 2НОН= 2NaOH+ Н2
Р205 + ЗН20= 2Н3Р04
с + н2о = СО+ н2
СаО + Н20= Са (ОН)2
А в живых клетках вода и углекислый газ участвуют в другой, куда более сложной и важной реакции. Что это за реакция?
6С02 + 6Н20 -С6Н1206 + 602
Глюкоза
Ученик. Этот процесс происходит в растительных клетках и называется фотосинтезом. При фотосинтезе солнечная энергия запасается в органических веществах. Исходными соединениями для фотосинтеза служат углекислый газ и вода. В качестве одного из продуктов фотосинтеза образуется молекулярный кислород.
3.Закрепление.
(схема фотосинтеза)
Решите задачу.
132г Хг
6С02 + 6Н20-------------С6Н1206 + 602
264г 180г
Учитель химии. Вода хороший растворитель. В воде растворяются минеральные соли почвы.
Учитель ОБЖ. В воде растворяются не только полезные для человека вещества , но и опасные для здоровья таких как свинца, алюминия, меди, никеля, цинка, мышьяка. В большинстве российских регионов качество питьевой воды вызывает тревогу. В тяжелейшем состоянии находится город Астрахань. Вся грязь стекает к низовью Волги, которая уже лишилась способности к самоочищению. Спад промышленности в Москве не сделал чище Москву - реку. В Москве и области в водопроводной воде отмечена большая концентрация железа, что приводит к заболеваниям печени, крови и вызывает аллергические реакции, а наличие в ней стронция способствует развитию рахита и хрупкости костей.
Учитель химии. Человечество всегда живёт надеждой и думаем о том, что здравый смысл восторжествует и всё изменится к лучшему.
Фильм. Вода - основа жизни.
Как мы с вами убедились - жизнь человека зависит от воды.
В заключении посмотрим фрагмент видеофильма: « Вода».
Интересные факты о воде, которыми может быть дополнен ваш урок.
В природе существует около 1330 видов воды. Они различаются по происхождению (родниковая, дождевая, почвенная, из свежего или долго лежащего снега и пр.), по количеству и характеру растворенных в ней веществ.
В кубическом сантиметре морской воды содержится 1,5 грамма белка и немало других питательных веществ. Ученые подсчитали, что Атлантический океан "по питательности" оценивается в 20 тысяч урожаев, собираемых в год на всей суше.
Если бы все люди употребляли в пищу и использовали на корм скоту растительные ресурсы морей и океанов, то пищи было бы достаточно для 290 миллиардов человек.
• Средняя температура поверхности воды мирового океана равна 17,4 градуса, в то время как средняя температура нижнего слоя воздуха над мировым океаном равна 14,4 градуса.
Занимая почти 3/4 поверхности земного шара, океан служит мощным и постоянно действующим фактором обогревания нижних слоев атмосферы и смягчения климата земного шара.
• 46 процентов всей воды Земли находятся в Тихом океане. В Атлантическом океане - 23.9 процента; в Индийском - 20.3, а в Северном-Ледовитом - 3.7 процента.
Примерно 70 процентов Земли покрыто водой. Только 1 процент из этой воды годен для питья.
В самой глубокой точке мирового океана (Мариинский желоб, 11034 м.) железному шарику брошенному в воду потребуется больше часа, чтобы достигнуть океанского дна.
Мировой океан содержит 328,000,000 кубических миль морской воды.
В мире есть только одна река, которая берет свое начало у экватора и течет в зону умеренного климата: Нил. По малопонятной причине большинство рек текут в обратном направлении.
Самая короткая британская река называется Бран.
Самая большая дельта из всех рек на Земле у реки Ганг.
Мы никогда не будем иметь больше воды, чем имеем сейчас.
Ежедневно с поверхности земли испаряется 1,000,000,000,000 (триллион) тонн воды
• Вода — единственная субстанция, которая встречается в природе в трех
формах: твердой (лед), жидкой и в виде газа.
• 80% земной поверхности покрыта водой.
• 3% воды на земле пресная; большая часть пресной воды содержится в замерзшем состоянии в ледниках.
• 66% человеческого тела состоит из воды. • Кровь человека на 83% состоит из воды.
• Арбуз на 93% состоит из воды.
Недалеко от села Кергалан в Азербайджане есть горючая вода. От спички
вода загорается голубым пламенем из-за метана.
Загрязненные подземные воды очищаются в течение нескольких тысячелетий.
* Человек может обходиться 30 суток без пищи и менее недели без воды.
В стакане воды содержится около 8,000,000,000,000,000,000,000,000 (8 септилионов) молекул.
Обезвоживающие напитки. Бессмыслица? Нет. Спиртные напитки, а также чай и кофе весьма коварно воздействуют на головной мозг: содержащийся в них алкоголь и кофеин подавляют выработку АДГ. После чашки чая вам не хочется пить. Однако почки работают на полную мощность, создавая угрозу обезвоживания. Не волнуйтесь: организм обязательно восстановит порядок. Однако если вы пьете чай и кофе часто и помногу, стоит либо сократить их употребление. Либо выпивать больше воды.
Вода против запоров. Если вас мучают запоры, не торопитесь бежать в аптеку за слабительным. Сначала подумайте: не слишком ли мало вы пьете? Обезвоживание часто бывает причиной этого неприятного состояния. Вместо того, чтобы глотать таблетки, начните больше пить и обязательно введите в рацион продукты с высоким содержанием клетчатки. Если вы принимаете пищевые добавки, содержащие клетчатку, обильно запивайте их.
Вода против сухости кожи. Эта проблема мучает многих, особенно зимой, и велико искушение смачивать кожу водой и не вытирать руки после мытья.
Не делайте этого - вы только усугубите проблему. Дополнительное питье в данном случае тоже не поможет. Самое простое решение - насухо вытирайтесь после душа и смазывайте тело жирным лосьоном.
Вода от насморка. Чем закапывать в нос дорогие капли, устройте старую добрую ингаляцию. Горячий пар облегчает очистку носовых пазух, горла, бронхов.
Вода против воды. Иногда анализы показывают, что вода абсолютно безвредна, а пить ее все равно не хочется - мутноватую с неприятным привкусом и запахом: Верьте своему организму - он вас не обманывает.
Такая вода, конечно может быть безопасной для здоровья, но и пользы от нее не будет: установлено, что даже незначительное изменение органолептических свойств (неприятные привкус и запах - снижают секрецию желудочного сока; приятные вкусовые ощущения повышают остроту зрения и частоту сокращения сердца, а неприятные - понижают.