kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"В мире минеральных удобрений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие познавательного интереса к естественным дисциплинам и создание мотивационной основы для осознанного выбора профильного обучения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"В мире минеральных удобрений"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Конарская средняя общеобразовательная школа»













Элективный курс по химии 9 класс тема курса:

« В мире минеральных удобрений»


Выполнил: Иванов Евгений Евстафьевич

учитель химии

МБОУ«Конарская СОШ» Цивильского района Чувашской Республики














Конар-2021

Цель курса: развитие познавательного интереса к естественным дисциплинам и создание мотивационной основы для осознанного выбора профиля.

Задачи:

  • Расширить знания учащихся о практической роли химии.

  • Развивать самостоятельность в приобретении новых знаний, творческое мышление

  • Совершенствовать практические умения и знания

  • Формировать умение планировать и проводить лабораторные исследования и химический эксперимент.

Пояснительная записка.

В настоящее время программа по химии для 9 классов очень перегружена теоретическим материалом, абстрактными понятиями и далека от практической повседневной жизни человека. Предлагаемый курс дает возможность пополнить знания о свойствах веществ окружающих человека.

Предусмотренные программой исследовательские работы помогут познакомить учащихся с важнейшими минеральными удобрениями и способами их применения.

При изучении истории и использования минеральных удобрений учащиеся пользуются различными источниками информации, совершенствуют умение собирать и структурировать полученные сведения.

Программа предусматривает подготовку к эксперименту и его проведение в домашних условиях. Описание наблюдений, обсуждение полученных результатов на занятиях группы.

Курс представляет собой единое целое, но состоит из отдельных разделов. Такая структура дает возможность учащимся подключиться к изучению на любом этапе, что расширяет возможность более гибкого использования программы в процессе предпрофильного обучения.

Программа рассчитана на 34 часа, заканчивается экскурсией.


Оценка уровней учебных достижений учащихся.

п/

п

Уровни учебных достижений учащихся

Уровни усвоения учебного материала

Балл

ы

1

Удовлетворительный(репродуктивно-репродуктивный)

Неосознанное воспроизведение теоретического материала и демонстрация простейших умений при выполнении практических заданий. Учащийся отвечает только на вопросы репродуктивного плана.

1

2

Средний

(репродуктивно-продуктивный)

Воспроизведение на уровне понимания. Оценивает правильность рассуждений, классифицирует, выделяет главное,

делает выводы. Объясняет решения практических заданий на основе теоретических знаний.

2

3

Высокий

(продуктивный,

творческий)

Применение знаний и умений в незнакомой ситуации. Выполняет

исследовательские работы, создает новые алгоритмы решения задач.

3



В соответствии со спецификой курса “Эксперимент в естественных науках” выделяют следующие основные формы проверки результатов учебной деятельности учащихся: устный, письменный и практический контроль уровня теоретической и практической подготовленности.

При оценке теоретических знаний необходимо руководствоваться

следующими критериями:

  • владение фактическим материалом, изложение его с использованием

терминологии по предмету;

  • уровень усвоения программного материала;

  • проявление познавательной активности, самостоятельности, творчества, умение отвечать на нестандартные вопросы и решать расчетные химические задачи и предлагать эксперименты направленные на изучение минеральных удобрений применяемых в сельском хозяйстве и личном подсобном хозяйстве.

При оценке практических умений необходимо руководствоваться

следующими критериями:

  • выполнение правил техники безопасности и норм поведения в кабинете химии;

  • усвоение приемов работы с лабораторным оборудованием и реактивами;

  • умение применять приобретенные знания на практике и пользоваться справочной информацией по осуществлению химических экспериментов;

  • уровень самостоятельности при работе, творческий подход к ней.


Учебно - тематическое планирование

Номер

темы

занятий

Название темы

Кол-во

часов

1.

Введение

1

2.

Роль отечественных и зарубежных ученых в разработке вопросов в химизации сельского хозяйства

1

3.

Применение минеральных удобрений - решающий фактор повышение урожайности с/х культур

1 |

4.

Электролитическая диссоциация в-в применяемых в качестве минеральных удобрений

1

5.

Упражнения на электролитическую диссоциацию

1

6.

Гидролиз солей

1

7.

Практическая работа

2

8.

Азот. Нитраты

1

9.

Фосфор. Ортофосфаты.

1

10.

Роль металлов в росте растений

1

11.

Бор. Бораты. Борные удобрения

1

12.

Молибден. Молибденовые удобрения

1

13.

Цинк. Цинковые удобрения

1

14.

Марганец и марганцевые удобрения

1

15.

Медь и медные удобрения

1

16.

Окислительно-восстановительные реакции протекающие в почвенном растворе

1

17.

Контрольная работа и ее анализ

2

18.

Химическая защита растений

1

19.

Вода. Растворитель

2

20.

Реакции ионного обмена

1

21.

Практическая работа

1

22.

Алгоритмы решения расчетных задач

7

23.

Контрольная работа и ее анализ

2

24.

Экскурсия СХПК

1


Итого

34



Курс составлен для учащихся 9 кл. из расчета одного часа в неделю. Всего запланировано, проведение 34 занятий. Данный курс направлен на формирование у учащихся химических знаний, навыков и умений в производстве и использовании минеральных удобрений. Учащиеся должны понять, что знание законов химии дает возможность управлять химическими превращениями веществ с целью создания минеральных удобрений.

Выделено много учебного времени для решения расчетных задач, лабораторных опытов и практических работ. Выделено одно занятие для проведения экскурсии.

Элективный курс рассчитан на развитие интереса у учащихся к

увлекательной науке химия и химическому производству.


. Практическая работа 1-2.


Занятие-1.

Ход работы: Работа выполняется фронтально. Учащиеся определяют удобрение согласно схеме «Распознавание минеральных удобрений».

При выполнении работы учащиеся записывают ход работы и химические уравнения реакций. По мере определения каждого удобрения записывают его название. По окончании работы результаты сравнивают с контрольным листом.

Занятие-2. Учащиеся на втором занятии оформляют отчеты и работают по классификации минеральных удобрений по следующему образцу.

Удобрения: 1) Органические: а) местные

б) промышленные

  • Минеральные: а) местные

б) промышленные

  • азотные

  • фосфорные

  • калийные

  • сложные

  • известковые

  • микроудобрения




Распознавание основных минеральных удобрений.

Цель: Закрепить знания о минеральных удобрениях, умения определять и

распознавать их, закреплять навыки работы с лабораторным оборудованием и реактивами в соответствии правилами ТБ.

Оборудование, реактивы и материалы для работы.

Коллекция: «Основные минеральные удобрения».

Таблицы: «Растворимость солей оснований и кислот в воде»,

«Важнейшие свойства минеральных удобрений»,

«Схема распознавания минеральных удобрений».

Реактивы

и оборудования: Дистиллированная вода, свежеприготовленная гашенная известь, 5%

раствор хлорида бария, 3-5% раствор НС1 или уксусной кислоты, древесный уголь, 3-5% раствор карбоната натрия, 1-2% раствор нитрата серебра, кусочки меди, конц. Серная кислота, графитовая стержень от карандаша, лакмусовая бумага, пробирки, химические стаканы и колбы, пипетка, промывалка, шпатель, щипцы, стеклянные пластинки, фарфоровые чашки, удобрения в занумерованных стаканчиках или пробирках, контрольный лист с написанными удобрениями.




Содержание программы курса

Занятие 1.

Занятие 2.

Занятие 3.

*

Занятие 4.

Занятие 5.

Занятие 6.


Занятие 7-8

Введение.

Значение химических методов защиты растений и повышение урожайности с использованием минеральных удобрений.

Роль отечественных и зарубежных ученых в разработке вопросов химизации сельского хозяйства.

Доклады учащихся о работах Ю. Либиха, Ж. Буссенго, Д.И. Менделеева, Д.Н. Прянишникова и др.

Применение минеральных удобрений - решающий фактор повышении урожайности с/х культур.

Беседа с учащимися. Самостоятельная работа со справочными материалами по химии и раздаточным материалом.

Электролитическая диссоциация веществ применяемых в качеств

минеральных удобрений ( NaNO3, KCl,NH4,NO3 и др.).

Лабораторный опыт: Определение электропроводности растворов хлорида калия, глюкозы, спирта.

Упражнения на электролитическую диссоциацию в-в применяемых в качестве минеральных удобрений.

Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. Составить молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения.

Гидролиз солей.

Задание для учащихся: какая из приведенных солей подвергается гидролизу

  • КCl(хлорид калия)

  • Na2 SO4 (сульфат натрия)

  • ZnCl2 (хлорид цинка)

Ответ: 3

Составить уравнение гидролиза для соли, которая подвергается гидролизу.

Практическая работа №1,2

Распознавание, получение и определение минеральных удобрений.

Задания для учащихся:

  • определение суперфосфата и его анализ;

  • определение сульфата аммония и его анализ.

  • распознавание дигидрофосфата аммония;

  • выделение хлорида калия из сильвинита и его анализ.

Классификация удобрений и меры предосторожности при работе с минеральными удобрениями.

Удобрения:

  • Органические: 1) местные;

2)промышленные.

II. Минеральные:

1) местные; .

2) промышленные

а)азотные;

б)фосфорные;

в)калийные;

г)сложные;

л известковые:



Занятие 9. Азот. Нитраты.

Азот входит в состав белков. При его недостатке задерживается образование земной массы растения плохо растут, их листья становятся бледно-зелеными или даже желтеют. Азотные удобрения нужны растениям в весенний период. При избыточном внесении в почву азотосодержащих удобрений в организме растений скапливаются нитраты.

Лабораторный опыт: «Качественная реакция на нитраты.»

Занятие 10. Ортофосфаты.

Р содержится в нуклеиновых кислотах, которые участвуют в окислительно- восстановительных реакциях протекающих в растениях. Фосфор особенно необходим при росте и развитии репродуктивных органов.

Лабораторный опыт: «Качественная реакция на ортофосфаты».

Занятие 11. Роль металлов в росте растений.

Металлы играют определенную роль в жизни растений. Влияние недостатка Ме на состояние живых организмов. Использование комплексных удобрений для роста растений.

Занятие 12. Бор. Бораты. Борные удобрения.

Значение бора в процессах углеводного и белкового обмена в процессах образования завязи, семян, улучшение качества плодов, семян и корнеплодов. Влияние Бора на повышение засухоустойчивости и на предохранение растений от болезней.

Занятие 13. Молибден. Молибденовые удобрения.

Содержание молибдена в основных с/х культурах. Значение молибдена для усвоения молекулярного азота воздуха клубеньковыми бактериями бобовых культур. Влияние хлорофилла, витамина с и на образование ферментов. Внешние признаки у растений показывающие недостаток Мо в растениях.

Занятие 14. Цинк. Цинковые удобрения.

Содержания цинка в растениях. Влияние цинка на образование хлорофилла и процесс фотосинтеза на оплодотворение и развитие зародыша. Действие цинка на образование ростовых веществ, на засухоустойчивость и морозостойкость.

Занятие 15. Марганец и марганцевые удобрения.

Основные марганцевые удобрения. Содержание Мn в основных с/х культурах. Внешние признаки у растений показывающих недостаток марганца в процессе фотосинтеза хлорофилла и витамина С, в образовании некоторых ферментов в окислительно-восстановительных процессах, связанных газообменом. Влияние на усвоение растениями нитратного и аммиачного азота.

Занятие 16. Медь. Медные удобрения.

Внешние признаки у растений, показывающие недостаток меди. Значение меди в окислтельно-восстановительных процессах в клетках растений, в углеводном обмене, в синтезе белка, а также для образования и сохранения


хлорофилла .Влияние меди на улучшение качества урожая и повышение содержания витамина С.

Занятие 17. Окислительно-восстановительные реакции протекающие в почвенном растворе.

Лабораторный опыт: Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой.

Задания для учащихся: Составить уравнение реакций взаимодействия Си и Азотной кислоты ( конц.), расставить степени окисления элементов, показать Переход электронов, определить восстановитель и окислитель. Подготовиться к контрольной работе.


Занятие 18-19.


Контрольная работа.

Анализ контрольной работы.

Занятие 20. Химическая защита растений.

Основные правила опрыскивания и опыления ядохимикатами. Химические вещества комплексного действия. Меры предосторожности при работе с ядохимикатами.

Занятие 21-22. Вода.

Жизнь на планете и свойства воды. Вода - великий обманщик. Разве вода имеет структуру? Универсальный растворитель. Вода основной компонент растворов. Практическое использование воды и растворов.

Занятие 23. Реакции ионного обмена.

Свойства ионов. Взаимодействие ионов в растворе, реакции между растворами. идущие до конца.

Задание для учащихся: Определить карбонаты. Составить уравнения реакций в молекулярном, ионном полном и сокращённом виде.

Занятие 24. Практическая работа.

Приготовление раствора NН3 в воде.

Раствор аммиака в воде широко применяется в качестве азотсодержащего минерального удобрения.

Занятие 25. Алгоритм вычисления относительных молекулярных масс и вычисление массовых долей элементов в веществах.

Задание для учащихся: Вычислите относительные молекулярные массы и XV Элементов следующих веществ: угольной к-ты, гидроксида кальция, сульфата железа(III), природного газа.

Занятие 26. Алгоритм вычисления реакции среды.

Задача: Какую среду имеет раствор ортофосфата калия?

К3 Р04 + Н20=К0Н+ К2НР04

Р03-4+ НОН= НР02-4+ ОН-

1.Кислая

2.Основаная

Ответ 2

Занятие 27. Алгоритм определения содержания примесей или чистого вещества в природных или технических продуктах.

Задача:Какая масса фосфорита с массовой долей примесей. Равной 12% необходима для получения фосфора массой 200 кг.

Ответ: 1136,4 кг.

Занятие 28. Алгоритм нахождения массовой доли растворенного вещества. Если известны массы растворенного вещества и раствора.

Задача: Вычислите массовую долю в (%) соли в растворе, содержащем 50г соли и 200 г. воды.

Ответ: 20 г.

Занятие 29. Алгоритм вычисления массовой доли полученного раствора, если известны массовые доли раствора и растворенного вещества и масса первоначального раствора.

Задача: Смешали 20 г. раствора с массовой долей растворенного вещества 1% и 50 г. раствора с массовой долей 4%. Вычислите массовую долю полученного раствора.

Ответ: 1,6%

Занятие 30. Алгоритм вычисления массы минерального удобрения для в несения ь

поле, если известны:1) массовая доля элементов в минеральном

удобрении;

2) норма внесения.

Задача: Определить сколько аммиачной селитры содержащей 35% N. потребуется для внесения под кукурузу при норме 60 кг/га азота(N).

Ответ: 171,4кг.

Занятие 31. Алгоритм вычисления количества вещества по известному числу его частиц.

Задача: Рассчитайте относительную плотность кислорода по водороду.

Ответ: 16

Занятие 32-33.

Контрольная работа.

Анализ контрольной работы.

Занятие 34. Экскурсия в сельскохозяйственный производственный кооператив.







Ожидаемый результат.


Учащиеся должны знать: о роли минеральных удобрений в повышении урожайности культурных растений; общие физические и химические свойства элементов и применение их важнейших соединений в производстве минеральных удобрений. Должны научиться применять минеральные удобрения в огородничестве и садоводстве.

Учащиеся должны уметь: давать определения, определять и получать минеральные удобрения в лаборатории; характеризовать свойства удобрений для роста растений и химические свойства солей с точки зрения электролитической диссоциации, гидролиза веществ, окислительно-восстановительных реакций в растворах, распознавать важнейшие в катионы и анионы, решать расчётные задачи.






Список литературы.

  • В.Г.Андросов, В.А.Карпов, И.И.Климов « Внеклассная работа по химии в сельской школе». М. « Просвещение» 1983.

  • В.А.Криуман « Книга для чтения по неорганической химии», М.,

  • Э.М.Мовсумзаде и др. « Химия вопросах и ответах с использованием ЭВМ», М., « высшая школа» 1986.

  • Л.А.Николаев «Металлы в живых организмах», М., « Просвещение» 1986.

  • М.Пак «Алгоритмы в обучении химии», М., « Просвещение» 1993.

6.П.А.Федер Агрохимические опыты по химии», М.. «Просвещение» 1975.

7.Д.А.Эпштейн «Факультативные занятия по химии в средней школе», М.. «Просвещение» 1971.

Список ЦОРов

1.Химия «Просвещение». Мультимедийное пособие.

2 Химия «ТеаЬРго». Интерактивные лекции. Решение задач.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"В мире минеральных удобрений"

Автор: Иванов Евгений Евстафьевич

Дата: 09.12.2021

Номер свидетельства: 594056

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Элективный курс по химии "В мире минеральных Удобрений" ( 9 класс) "
    ["seo_title"] => string(67) "eliektivnyi-kurs-po-khimii-v-mirie-minieral-nykh-udobrienii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "243208"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445668026"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Итоговый тест по "Окружающему миру" за 1 четверть 3 класс "
    ["seo_title"] => string(65) "itoghovyi-tiest-po-okruzhaiushchiemu-miru-za-1-chietviert-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "123754"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1414561296"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Познание мира. Тема: Охрана воды. "
    ["seo_title"] => string(33) "poznaniie-mira-tiema-okhrana-vody"
    ["file_id"] => string(6) "123582"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414516248"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока познания мира "Почва и её состав" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-pochva-i-ieio-sostav"
    ["file_id"] => string(6) "114153"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411318208"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Урок - практическая работа по химии в 9 классе по теме "Минеральные удобрения""
    ["seo_title"] => string(85) "urok-praktichieskaia-rabota-po-khimii-v-9-klassie-po-tiemie-minieral-nyie-udobrieniia"
    ["file_id"] => string(6) "250277"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447066276"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства