Элективный курс по химии "В мире минеральных Удобрений" ( 9 класс)
Элективный курс по химии "В мире минеральных Удобрений" ( 9 класс)
Программа элективного курса "В мире минеральных удобрений " рассчитана на учащихся 9 класса.Объём учебных часов-34 часа.В структурном отношении в программе представлены:
-объяснительная записка
-определены цели и задачи
-содержание
-наиболее эффективные методы проведения занятий
-ожидаемый результат
-представлен список используемой и рекомендуемой литературы для учащихся
В программе подробно представлены темы, способствующие формированию творческого химического мышления, расширению кругозора учащихся.Курс состоит из двух частей: первая часть теоретическая, направлена на совершенствование у учащихся химических знаний,навыков и умений в производстве и использовании минеральных удобрений.Вторая часть содержит расчётные задачи,лабораторные и практические работы.
Программа составлена с учётом задач, которые стоят перед учащимися, выбирающим химико-биологический профиль и желающим поступить в ВУЗы, где одним из профильных предметов является химия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по химии "В мире минеральных Удобрений" ( 9 класс) »
Элективный курс по химии 9 класс) тема курса:
« В мире минеральных удобрений»
Выполнил: Иванов Евгений Евстафьевич
учитель химии
МБОУ«Чиричкасинская ООШ» Цивильского района Чувашской Республики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чиричкасинская основная общеобразовательная школа»
р ррона
Чиричкасы-2015
Цель курса: развитие познавательного интереса к естественным дисциплинам и создание мотивационной основы для осознанного выбора профиля.
Задачи:
Расширить знания учащихся о практической роли химии.
Развивать самостоятельность в приобретении новых знаний, творческое мышление
Совершенствовать практические умения и знания
Формировать умение планировать и проводить лабораторные исследования и химический эксперимент.
Пояснительная записка.
В настоящее время программа по химии для 9 классов очень перегружена теоретическим материалом, абстрактными понятиями и далека от практической повседневной жизни человека. Предлагаемый курс дает возможность пополнить знания о свойствах веществ окружающих человека.
Предусмотренные программой исследовательские работы помогут познакомить учащихся с важнейшими минеральными удобрениями и способами их применения.
При изучении истории и использования минеральных удобрений учащиеся пользуются различными источниками информации, совершенствуют умение собирать и структурировать полученные сведения.
Программа предусматривает подготовку к эксперименту и его проведение в домашних условиях. Описание наблюдений, обсуждение полученных результатов на занятиях группы.
Курс представляет собой единое целое, но состоит из отдельных разделов. Такая структура дает возможность учащимся подключиться к изучению на любом этапе, что расширяет возможность более гибкого использования программы в процессе предпрофильного обучения.
Программа рассчитана на 34 часа, заканчивается экскурсией.
Оценка уровней учебных достижений учащихся.
№
п/
п
Уровни учебных достижений учащихся
Уровни усвоения учебного материала
Балл
ы
1
Удовлетворительный(репродуктивно-репродуктивный)
Неосознанное воспроизведение теоретического материала и демонстрация простейших умений при выполнении практических заданий.
1
Учащийся отвечает только на вопросы репродуктивного плана.
2
Средний
(репродуктивно-продуктивный)
Воспроизведение на уровне понимания. Оценивает правильность рассуждений, классифицирует, выделяет главное,
делает выводы. Объясняет решения практических заданий на основе теоретических знаний.
2
3
Высокий
(продуктивный,
творческий)
Применение знаний и умений в незнакомой ситуации. Выполняет
исследовательские работы, создает новые алгоритмы решения задач.
3
1
В соответствии со спецификой курса “Эксперимент в естественных науках” выделяют следующие основные формы проверки результатов учебной деятельности учащихся: устный, письменный и практический контроль уровня теоретической и практической подготовленности.
При оценке теоретических знаний необходимо руководствоваться
следующими критериями:
владение фактическим материалом, изложение его с использованием
терминологии по предмету;
уровень усвоения программного материала;
проявление познавательной активности, самостоятельности, творчества, умение отвечать на нестандартные вопросы и решать расчетные химические задачи и предлагать эксперименты направленные на изучение минеральных удобрений применяемых в сельском хозяйстве и личном подсобном хозяйстве.
При оценке практических умений необходимо руководствоваться
следующими критериями:
выполнение правил техники безопасности и норм поведения в кабинете химии;
усвоение приемов работы с лабораторным оборудованием и реактивами;
умение применять приобретенные знания на практике и пользоваться справочной информацией по осуществлению химических экспериментов;
уровень самостоятельности при работе, творческий подход к ней.
Учебно - тематическое планирование
Номер
темы
занятий
Название темы
Кол-во
часов
1.
Введение
1
2.
Роль отечественных и зарубежных ученых в разработке вопросов в химизации сельского хозяйства
1
3.
Применение минеральных удобрений - решающий фактор повышение урожайности с/х культур
1 |
4.
Электролитическая диссоциация в-в применяемых в качестве минеральных удобрений
1
5.
Упражнения на электролитическую диссоциацию
1
6.
Гидролиз солей
1
7.
Практическая работа
2
8.
Азот. Нитраты
1
9.
Фосфор. Ортофосфаты.
1
10.
Роль металлов в росте растений
1
11.
Бор. Бораты. Борные удобрения
1
12.
Молибден. Молибденовые удобрения
1
13.
Цинк. Цинковые удобрения
1
14.
Марганец и марганцевые удобрения
1
15.
Медь и медные удобрения
1
16.
Окислительно-восстановительные реакции протекающие в почвенном растворе
1
17.
Контрольная работа и ее анализ
2
18.
Химическая защита растений
1
19.
Вода. Растворитель
2
20.
Реакции ионного обмена
1
21.
Практическая работа
1
22.
Алгоритмы решения расчетных задач
7
23.
Контрольная работа и ее анализ
2
24.
Экскурсия СХПК
1
Итого
34
Курс составлен для учащихся 9 кл. из расчета одного часа в неделю. Всего запланировано, проведение 34 занятий. Данный курс направлен на формирование у учащихся химических знаний, навыков и умений в производстве и использовании минеральных удобрений. Учащиеся должны понять, что знание законов химии дает возможность управлять химическими превращениями веществ с целью создания минеральных удобрений.
Выделено много учебного времени для решения расчетных задач, лабораторных опытов и практических работ. Выделено одно занятие для проведения экскурсии.
Элективный курс рассчитан на развитие интереса у учащихся к
увлекательной науке химия и химическому производству.
.
Практическая работа 1-2.
Занятие-1.
Ход работы: Работа выполняется фронтально. Учащиеся определяют удобрение согласно схеме «Распознавание минеральных удобрений».
При выполнении работы учащиеся записывают ход работы и химические уравнения реакций. По мере определения каждого удобрения записывают его название. По окончании работы результаты сравнивают с контрольным листом.
Занятие-2. Учащиеся на втором занятии оформляют отчеты и работают по классификации минеральных удобрений по следующему образцу.
Удобрения: 1) Органические: а) местные
б) промышленные
Минеральные: а) местные
б) промышленные
азотные
фосфорные
калийные
сложные
известковые
микроудобрения
Распознавание основных минеральных удобрений.
Цель: Закрепить знания о минеральных удобрениях, умения определять и
распознавать их, закреплять навыки работы с лабораторным оборудованием и реактивами в соответствии правилами ТБ.
Оборудование, реактивы и материалы для работы.
Коллекция: «Основные минеральные удобрения».
Таблицы: «Растворимость солей оснований и кислот в воде»,
«Важнейшие свойства минеральных удобрений»,
«Схема распознавания минеральных удобрений».
Реактивы
и оборудования: Дистиллированная вода, свежеприготовленная гашенная известь, 5%
раствор хлорида бария, 3-5% раствор НС1 или уксусной кислоты, древесный уголь, 3-5% раствор карбоната натрия, 1-2% раствор нитрата серебра, кусочки меди, конц. Серная кислота, графитовая стержень от карандаша, лакмусовая бумага, пробирки, химические стаканы и колбы, пипетка, промывалка, шпатель, щипцы, стеклянные пластинки, фарфоровые чашки, удобрения в занумерованных стаканчиках или пробирках, контрольный лист с написанными удобрениями.
Содержание программы курса
Занятие 1.
Занятие 2.
Занятие 3.
*
Занятие 4.
Занятие 5.
Занятие 6.
Занятие 7-8
Введение.
Значение химических методов защиты растений и повышение урожайности с использованием минеральных удобрений.
Роль отечественных и зарубежных ученых в разработке вопросов химизации сельского хозяйства.
Доклады учащихся о работах Ю. Либиха, Ж. Буссенго, Д.И. Менделеева, Д.Н. Прянишникова и др.
Применение минеральных удобрений - решающий фактор повышении урожайности с/х культур.
Беседа с учащимися. Самостоятельная работа со справочными материалами по химии и раздаточным материалом.
Электролитическая диссоциация веществ применяемых в качеств
минеральных удобрений ( NaNO3, KCl,NH4,NO3 и др.).
Лабораторный опыт: Определение электропроводности растворов хлорида калия, глюкозы, спирта.
Упражнения на электролитическую диссоциацию в-в применяемых в качестве минеральных удобрений.
Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. Составитьмолекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения.
Гидролиз солей.
Задание для учащихся: какая из приведенных солей подвергается гидролизу
КCl(хлорид калия)
Na2 SO4 (сульфат натрия)
ZnCl2 (хлорид цинка)
Ответ: 3
Составить уравнение гидролиза для соли, которая подвергается гидролизу.
Практическая работа №1,2
Распознавание, получение и определение минеральных удобрений.
Задания для учащихся:
определение суперфосфата и его анализ;
определение сульфата аммония и его анализ.
распознавание дигидрофосфата аммония;
выделение хлорида калия из сильвинита и его анализ.
Классификация удобрений и меры предосторожности при работе с минеральными удобрениями.
Удобрения:
Органические: 1) местные;
2)промышленные.
II. Минеральные:
1) местные; .
2) промышленные
а)азотные;
б)фосфорные;
в)калийные;
г)сложные;
л известковые:
Занятие 9. Азот. Нитраты.
Азот входит в состав белков. При его недостатке задерживается образование земной массы растения плохо растут, их листья становятся бледно-зелеными или даже желтеют. Азотные удобрения нужны растениям в весенний период. При избыточном внесении в почву азотосодержащих удобрений в организме растений скапливаются нитраты.
Лабораторный опыт: «Качественная реакция на нитраты.»
Занятие 10. Ортофосфаты.
Р содержится в нуклеиновых кислотах, которые участвуют в окислительно- восстановительных реакциях протекающих в растениях. Фосфор особенно необходим при росте и развитии репродуктивных органов.
Лабораторный опыт: «Качественная реакция на ортофосфаты».
Занятие 11. Роль металлов в росте растений.
Металлы играют определенную роль в жизни растений. Влияние недостатка Ме на состояние живых организмов. Использование комплексных удобрений для роста растений.
Занятие 12. Бор. Бораты. Борные удобрения.
Значение бора в процессах углеводного и белкового обмена в процессах образования завязи, семян, улучшение качества плодов, семян и корнеплодов. Влияние Бора на повышение засухоустойчивости и на предохранение растений от болезней.
Занятие 13. Молибден. Молибденовые удобрения.
Содержание молибдена в основных с/х культурах. Значение молибдена для усвоения молекулярного азота воздуха клубеньковыми бактериями бобовых культур. Влияние хлорофилла, витамина с и на образование ферментов. Внешние признаки у растений показывающие недостаток Мо в растениях.
Занятие 14. Цинк. Цинковые удобрения.
Содержания цинка в растениях. Влияние цинка на образование хлорофилла и процесс фотосинтеза на оплодотворение и развитие зародыша. Действие цинка на образование ростовых веществ, на засухоустойчивость и морозостойкость.
Занятие 15. Марганец и марганцевые удобрения.
Основные марганцевые удобрения. Содержание Мn в основных с/х культурах. Внешние признаки у растений показывающих недостаток марганца в процессе фотосинтеза хлорофилла и витамина С, в образовании некоторых ферментов в окислительно-восстановительных процессах, связанных газообменом. Влияние на усвоение растениями нитратного и аммиачного азота.
Занятие 16. Медь. Медные удобрения.
Внешние признаки у растений, показывающие недостаток меди. Значение меди в окислтельно-восстановительных процессах в клетках растений, в углеводном обмене, в синтезе белка, а также для образования и сохранения
хлорофилла .Влияние меди на улучшение качества урожая и повышение содержания витамина С.
Занятие 17. Окислительно-восстановительные реакции протекающие в почвенном растворе.
Лабораторный опыт: Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой.
Задания для учащихся: Составить уравнение реакций взаимодействия Си и Азотной кислоты ( конц.), расставить степени окисления элементов, показать Переход электронов, определить восстановитель и окислитель. Подготовиться к контрольной работе.
Занятие 18-19.
Контрольная работа.
Анализ контрольной работы.
Занятие 20. Химическая защита растений.
Основные правила опрыскивания и опыления ядохимикатами. Химические вещества комплексного действия. Меры предосторожности при работе с ядохимикатами.
Занятие 21-22. Вода.
Жизнь на планете и свойства воды. Вода - великий обманщик. Разве вода имеет структуру? Универсальный растворитель. Вода основной компонент растворов. Практическое использование воды и растворов.
Занятие 23. Реакции ионного обмена.
Свойства ионов. Взаимодействие ионов в растворе, реакции между растворами. идущие до конца.
Задание для учащихся: Определить карбонаты. Составить уравнения реакций в молекулярном, ионном полном и сокращённом виде.
Занятие 24. Практическая работа.
Приготовление раствора NН3 в воде.
Раствор аммиака в воде широко применяется в качестве азотсодержащего минерального удобрения.
Занятие 25. Алгоритм вычисления относительных молекулярных масс и вычисление массовых долей элементов в веществах.
Задание для учащихся: Вычислите относительные молекулярные массы и XV Элементов следующих веществ: угольной к-ты, гидроксида кальция, сульфата железа(III), природного газа.
Занятие 26. Алгоритм вычисления реакции среды.
Задача: Какую среду имеет раствор ортофосфата калия?
К3 Р04 + Н20=К0Н+ К2НР04
Р03-4+ НОН= НР02-4+ ОН-
1.Кислая
2.Основаная
Ответ 2
Занятие 27. Алгоритм определения содержания примесей или чистого вещества в природных или технических продуктах.
Задача:Какая масса фосфорита с массовой долей примесей. Равной 12% необходима для получения фосфора массой 200 кг.
Ответ: 1136,4 кг.
Занятие 28. Алгоритм нахождения массовой доли растворенного вещества. Если известны массы растворенного вещества и раствора.
Задача: Вычислите массовую долю в (%) соли в растворе, содержащем 50г соли и 200 г. воды.
Ответ: 20 г.
Занятие 29. Алгоритм вычисления массовой доли полученного раствора, если известны массовые доли раствора и растворенного вещества и масса первоначального раствора.
Задача: Смешали 20 г. раствора с массовой долей растворенного вещества 1% и 50 г. раствора с массовой долей 4%. Вычислите массовую долю полученного раствора.
Ответ: 1,6%
Занятие 30. Алгоритм вычисления массы минерального удобрения для в несения ь
поле, если известны:1) массовая доля элементов в минеральном
удобрении;
2) норма внесения.
Задача: Определить сколько аммиачной селитры содержащей 35% N. потребуется для внесения под кукурузу при норме 60 кг/га азота(N).
Ответ: 171,4кг.
Занятие 31. Алгоритм вычисления количества вещества по известному числу его частиц.
Задача: Рассчитайте относительную плотность кислорода по водороду.
Ответ: 16
Занятие 32-33.
Контрольная работа.
Анализ контрольной работы.
Занятие 34. Экскурсия в сельскохозяйственный производственный кооператив.
Ожидаемый результат.
Список литературы.
В.Г.Андросов, В.А.Карпов, И.И.Климов « Внеклассная работа по химии в сельской школе». М. « Просвещение» 1983.
В.А.Криуман « Книга для чтения по неорганической химии», М.,
Э.М.Мовсумзаде и др. « Химия вопросах и ответах с использованием ЭВМ», М., « высшая школа» 1986.
Л.А.Николаев «Металлы в живых организмах», М., « Просвещение» 1986.
М.Пак «Алгоритмы в обучении химии», М., « Просвещение» 1993.
6.П.А.Федер Агрохимические опыты по химии», М.. «Просвещение» 1975.
7.Д.А.Эпштейн «Факультативные занятия по химии в средней школе», М.. «Просвещение» 1971.
Список ЦОРов
1.Химия «Просвещение». Мультимедийное пособие.
2 Химия «ТеаЬРго». Интерактивные лекции. Решение задач.
Учащиеся должны знать: о роли минеральных удобрений в повышении урожайности культурных растений; общие физические и химические свойства элементов и применение их важнейших соединений в производстве минеральных удобрений. Должны научиться применять минеральные удобрения в огородничестве и садоводстве.
Учащиеся должны уметь: давать определения, определять и получать минеральные удобрения в лаборатории; характеризовать свойства удобрений для роста растений и химические свойства солей с точки зрения электролитической диссоциации, гидролиза веществ, окислительно-восстановительных реакций в растворах, распознавать важнейшие в катионы и анионы, решать расчётные задачи.