kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс по химии "В мире минеральных Удобрений" ( 9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса "В мире минеральных удобрений " рассчитана на учащихся 9 класса.Объём учебных часов-34 часа.В структурном отношении в программе представлены:

-объяснительная записка

-определены цели и задачи

-содержание

-наиболее эффективные методы проведения занятий

-ожидаемый результат

-представлен список используемой и рекомендуемой литературы для учащихся

В программе подробно представлены темы, способствующие формированию творческого химического мышления, расширению кругозора учащихся.Курс состоит из двух частей: первая часть теоретическая, направлена на совершенствование у учащихся химических знаний,навыков и умений в производстве и использовании минеральных удобрений.Вторая часть содержит расчётные задачи,лабораторные и практические работы.

Программа составлена с учётом задач, которые стоят перед учащимися, выбирающим химико-биологический профиль и желающим поступить в ВУЗы, где одним из профильных предметов является химия. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по химии "В мире минеральных Удобрений" ( 9 класс) »

Элективный курс по химии 9 класс) тема курса:

« В мире минеральных удобрений»



Выполнил: Иванов Евгений Евстафьевич

учитель химии

МБОУ«Чиричкасинская ООШ» Цивильского района Чувашской Республики







Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чиричкасинская основная общеобразовательная школа»

р ррона





































Чиричкасы-2015



Цель курса: развитие познавательного интереса к естественным дисциплинам и создание мотивационной основы для осознанного выбора профиля.

Задачи:

  1. Расширить знания учащихся о практической роли химии.

  2. Развивать самостоятельность в приобретении новых знаний, творческое мышление

  3. Совершенствовать практические умения и знания

  4. Формировать умение планировать и проводить лабораторные исследования и химический эксперимент.


Пояснительная записка.

В настоящее время программа по химии для 9 классов очень перегружена теоретическим материалом, абстрактными понятиями и далека от практической повседневной жизни человека. Предлагаемый курс дает возможность пополнить знания о свойствах веществ окружающих человека.

Предусмотренные программой исследовательские работы помогут познакомить учащихся с важнейшими минеральными удобрениями и способами их применения.

При изучении истории и использования минеральных удобрений учащиеся пользуются различными источниками информации, совершенствуют умение собирать и структурировать полученные сведения.

Программа предусматривает подготовку к эксперименту и его проведение в домашних условиях. Описание наблюдений, обсуждение полученных результатов на занятиях группы.

Курс представляет собой единое целое, но состоит из отдельных разделов. Такая структура дает возможность учащимся подключиться к изучению на любом этапе, что расширяет возможность более гибкого использования программы в процессе предпрофильного обучения.

Программа рассчитана на 34 часа, заканчивается экскурсией.



Оценка уровней учебных достижений учащихся.


п/

п

Уровни учебных достижений учащихся

Уровни усвоения учебного материала

Балл

ы

1

Удовлетворительный(репродуктивно-репродуктивный)

Неосознанное воспроизведение теоретического материала и демонстрация простейших умений при выполнении практических заданий.

1











































Учащийся отвечает только на вопросы репродуктивного плана.


2

Средний

(репродуктивно-продуктивный)

Воспроизведение на уровне понимания. Оценивает правильность рассуждений, классифицирует, выделяет главное,

делает выводы. Объясняет решения практических заданий на основе теоретических знаний.

2

3

Высокий

(продуктивный,

творческий)

Применение знаний и умений в незнакомой ситуации. Выполняет

исследовательские работы, создает новые алгоритмы решения задач.

3

1

В соответствии со спецификой курса “Эксперимент в естественных науках” выделяют следующие основные формы проверки результатов учебной деятельности учащихся: устный, письменный и практический контроль уровня теоретической и практической подготовленности.

При оценке теоретических знаний необходимо руководствоваться

следующими критериями:

  • владение фактическим материалом, изложение его с использованием

терминологии по предмету;

  • уровень усвоения программного материала;

  • проявление познавательной активности, самостоятельности, творчества, умение отвечать на нестандартные вопросы и решать расчетные химические задачи и предлагать эксперименты направленные на изучение минеральных удобрений применяемых в сельском хозяйстве и личном подсобном хозяйстве.

При оценке практических умений необходимо руководствоваться

следующими критериями:

  • выполнение правил техники безопасности и норм поведения в кабинете химии;

  • усвоение приемов работы с лабораторным оборудованием и реактивами;

  • умение применять приобретенные знания на практике и пользоваться справочной информацией по осуществлению химических экспериментов;

  • уровень самостоятельности при работе, творческий подход к ней.


Учебно - тематическое планирование


Номер

темы

занятий

Название темы

Кол-во

часов

1.

Введение

1

2.

Роль отечественных и зарубежных ученых в разработке вопросов в химизации сельского хозяйства

1

3.

Применение минеральных удобрений - решающий фактор повышение урожайности с/х культур

1 |

4.

Электролитическая диссоциация в-в применяемых в качестве минеральных удобрений

1

5.

Упражнения на электролитическую диссоциацию

1

6.

Гидролиз солей

1

7.

Практическая работа

2

8.

Азот. Нитраты

1

9.

Фосфор. Ортофосфаты.

1

10.

Роль металлов в росте растений

1

11.

Бор. Бораты. Борные удобрения

1

12.

Молибден. Молибденовые удобрения

1

13.

Цинк. Цинковые удобрения

1

14.

Марганец и марганцевые удобрения

1

15.

Медь и медные удобрения

1

16.

Окислительно-восстановительные реакции протекающие в почвенном растворе

1

17.

Контрольная работа и ее анализ

2

18.

Химическая защита растений

1

19.

Вода. Растворитель

2

20.

Реакции ионного обмена

1

21.

Практическая работа

1

22.

Алгоритмы решения расчетных задач

7

23.

Контрольная работа и ее анализ

2

24.

Экскурсия СХПК

1


Итого

34



Курс составлен для учащихся 9 кл. из расчета одного часа в неделю. Всего запланировано, проведение 34 занятий. Данный курс направлен на формирование у учащихся химических знаний, навыков и умений в производстве и использовании минеральных удобрений. Учащиеся должны понять, что знание законов химии дает возможность управлять химическими превращениями веществ с целью создания минеральных удобрений.

Выделено много учебного времени для решения расчетных задач, лабораторных опытов и практических работ. Выделено одно занятие для проведения экскурсии.

Элективный курс рассчитан на развитие интереса у учащихся к

увлекательной науке химия и химическому производству.


.







































Практическая работа 1-2.



Занятие-1.

Ход работы: Работа выполняется фронтально. Учащиеся определяют удобрение согласно схеме «Распознавание минеральных удобрений».

При выполнении работы учащиеся записывают ход работы и химические уравнения реакций. По мере определения каждого удобрения записывают его название. По окончании работы результаты сравнивают с контрольным листом.

Занятие-2. Учащиеся на втором занятии оформляют отчеты и работают по классификации минеральных удобрений по следующему образцу.

Удобрения: 1) Органические: а) местные

б) промышленные

  1. Минеральные: а) местные

б) промышленные

  1. азотные

  2. фосфорные

  3. калийные

  4. сложные

  5. известковые

  6. микроудобрения






Распознавание основных минеральных удобрений.

Цель: Закрепить знания о минеральных удобрениях, умения определять и

распознавать их, закреплять навыки работы с лабораторным оборудованием и реактивами в соответствии правилами ТБ.

Оборудование, реактивы и материалы для работы.

Коллекция: «Основные минеральные удобрения».

Таблицы: «Растворимость солей оснований и кислот в воде»,

«Важнейшие свойства минеральных удобрений»,

«Схема распознавания минеральных удобрений».

Реактивы

и оборудования: Дистиллированная вода, свежеприготовленная гашенная известь, 5%

раствор хлорида бария, 3-5% раствор НС1 или уксусной кислоты, древесный уголь, 3-5% раствор карбоната натрия, 1-2% раствор нитрата серебра, кусочки меди, конц. Серная кислота, графитовая стержень от карандаша, лакмусовая бумага, пробирки, химические стаканы и колбы, пипетка, промывалка, шпатель, щипцы, стеклянные пластинки, фарфоровые чашки, удобрения в занумерованных стаканчиках или пробирках, контрольный лист с написанными удобрениями.





Содержание программы курса


Занятие 1.


Занятие 2.


Занятие 3.


*

Занятие 4.


Занятие 5.


Занятие 6.



Занятие 7-8


Введение.

Значение химических методов защиты растений и повышение урожайности с использованием минеральных удобрений.

Роль отечественных и зарубежных ученых в разработке вопросов химизации сельского хозяйства.

Доклады учащихся о работах Ю. Либиха, Ж. Буссенго, Д.И. Менделеева, Д.Н. Прянишникова и др.

Применение минеральных удобрений - решающий фактор повышении урожайности с/х культур.

Беседа с учащимися. Самостоятельная работа со справочными материалами по химии и раздаточным материалом.

Электролитическая диссоциация веществ применяемых в качеств

минеральных удобрений ( NaNO3, KCl,NH4,NO3 и др.).

Лабораторный опыт: Определение электропроводности растворов хлорида калия, глюкозы, спирта.

Упражнения на электролитическую диссоциацию в-в применяемых в качестве минеральных удобрений.

Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. Составить молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения.

Гидролиз солей.

Задание для учащихся: какая из приведенных солей подвергается гидролизу

  1. КCl(хлорид калия)

  2. Na2 SO4 (сульфат натрия)

  3. ZnCl2 (хлорид цинка)

Ответ: 3

Составить уравнение гидролиза для соли, которая подвергается гидролизу.

Практическая работа №1,2

Распознавание, получение и определение минеральных удобрений.

Задания для учащихся:

  1. определение суперфосфата и его анализ;

  2. определение сульфата аммония и его анализ.

  3. распознавание дигидрофосфата аммония;

  4. выделение хлорида калия из сильвинита и его анализ.

Классификация удобрений и меры предосторожности при работе с минеральными удобрениями.

Удобрения:

  1. Органические: 1) местные;

2)промышленные.

II. Минеральные:

1) местные; .

2) промышленные

а)азотные;

б)фосфорные;

в)калийные;

г)сложные;

л известковые:




Занятие 9. Азот. Нитраты.

Азот входит в состав белков. При его недостатке задерживается образование земной массы растения плохо растут, их листья становятся бледно-зелеными или даже желтеют. Азотные удобрения нужны растениям в весенний период. При избыточном внесении в почву азотосодержащих удобрений в организме растений скапливаются нитраты.

Лабораторный опыт: «Качественная реакция на нитраты.»


Занятие 10. Ортофосфаты.

Р содержится в нуклеиновых кислотах, которые участвуют в окислительно- восстановительных реакциях протекающих в растениях. Фосфор особенно необходим при росте и развитии репродуктивных органов.

Лабораторный опыт: «Качественная реакция на ортофосфаты».


Занятие 11. Роль металлов в росте растений.

Металлы играют определенную роль в жизни растений. Влияние недостатка Ме на состояние живых организмов. Использование комплексных удобрений для роста растений.

Занятие 12. Бор. Бораты. Борные удобрения.

Значение бора в процессах углеводного и белкового обмена в процессах образования завязи, семян, улучшение качества плодов, семян и корнеплодов. Влияние Бора на повышение засухоустойчивости и на предохранение растений от болезней.

Занятие 13. Молибден. Молибденовые удобрения.

Содержание молибдена в основных с/х культурах. Значение молибдена для усвоения молекулярного азота воздуха клубеньковыми бактериями бобовых культур. Влияние хлорофилла, витамина с и на образование ферментов. Внешние признаки у растений показывающие недостаток Мо в растениях.


Занятие 14. Цинк. Цинковые удобрения.

Содержания цинка в растениях. Влияние цинка на образование хлорофилла и процесс фотосинтеза на оплодотворение и развитие зародыша. Действие цинка на образование ростовых веществ, на засухоустойчивость и морозостойкость.


Занятие 15. Марганец и марганцевые удобрения.

Основные марганцевые удобрения. Содержание Мn в основных с/х культурах. Внешние признаки у растений показывающих недостаток марганца в процессе фотосинтеза хлорофилла и витамина С, в образовании некоторых ферментов в окислительно-восстановительных процессах, связанных газообменом. Влияние на усвоение растениями нитратного и аммиачного азота.


Занятие 16. Медь. Медные удобрения.

Внешние признаки у растений, показывающие недостаток меди. Значение меди в окислтельно-восстановительных процессах в клетках растений, в углеводном обмене, в синтезе белка, а также для образования и сохранения


хлорофилла .Влияние меди на улучшение качества урожая и повышение содержания витамина С.

Занятие 17. Окислительно-восстановительные реакции протекающие в почвенном растворе.

Лабораторный опыт: Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой.

Задания для учащихся: Составить уравнение реакций взаимодействия Си и Азотной кислоты ( конц.), расставить степени окисления элементов, показать Переход электронов, определить восстановитель и окислитель. Подготовиться к контрольной работе.











Занятие 18-19.

Контрольная работа.

Анализ контрольной работы.

Занятие 20. Химическая защита растений.

Основные правила опрыскивания и опыления ядохимикатами. Химические вещества комплексного действия. Меры предосторожности при работе с ядохимикатами.

Занятие 21-22. Вода.

Жизнь на планете и свойства воды. Вода - великий обманщик. Разве вода имеет структуру? Универсальный растворитель. Вода основной компонент растворов. Практическое использование воды и растворов.

Занятие 23. Реакции ионного обмена.

Свойства ионов. Взаимодействие ионов в растворе, реакции между растворами. идущие до конца.

Задание для учащихся: Определить карбонаты. Составить уравнения реакций в молекулярном, ионном полном и сокращённом виде.

Занятие 24. Практическая работа.

Приготовление раствора NН3 в воде.

Раствор аммиака в воде широко применяется в качестве азотсодержащего минерального удобрения.

Занятие 25. Алгоритм вычисления относительных молекулярных масс и вычисление массовых долей элементов в веществах.

Задание для учащихся: Вычислите относительные молекулярные массы и XV Элементов следующих веществ: угольной к-ты, гидроксида кальция, сульфата железа(III), природного газа.

Занятие 26. Алгоритм вычисления реакции среды.

Задача: Какую среду имеет раствор ортофосфата калия?

К3 Р04 + Н20=К0Н+ К2НР04

Р03-4+ НОН= НР02-4+ ОН-

1.Кислая

2.Основаная

Ответ 2






























































Занятие 27. Алгоритм определения содержания примесей или чистого вещества в природных или технических продуктах.

Задача:Какая масса фосфорита с массовой долей примесей. Равной 12% необходима для получения фосфора массой 200 кг.

Ответ: 1136,4 кг.

Занятие 28. Алгоритм нахождения массовой доли растворенного вещества. Если известны массы растворенного вещества и раствора.

Задача: Вычислите массовую долю в (%) соли в растворе, содержащем 50г соли и 200 г. воды.

Ответ: 20 г.


Занятие 29. Алгоритм вычисления массовой доли полученного раствора, если известны массовые доли раствора и растворенного вещества и масса первоначального раствора.

Задача: Смешали 20 г. раствора с массовой долей растворенного вещества 1% и 50 г. раствора с массовой долей 4%. Вычислите массовую долю полученного раствора.

Ответ: 1,6%

Занятие 30. Алгоритм вычисления массы минерального удобрения для в несения ь

поле, если известны:1) массовая доля элементов в минеральном

удобрении;

2) норма внесения.

Задача: Определить сколько аммиачной селитры содержащей 35% N. потребуется для внесения под кукурузу при норме 60 кг/га азота(N).

Ответ: 171,4кг.

Занятие 31. Алгоритм вычисления количества вещества по известному числу его частиц.

Задача: Рассчитайте относительную плотность кислорода по водороду.

Ответ: 16


Занятие 32-33.

Контрольная работа.

Анализ контрольной работы.


Занятие 34. Экскурсия в сельскохозяйственный производственный кооператив.


Ожидаемый результат.















Список литературы.

  1. В.Г.Андросов, В.А.Карпов, И.И.Климов « Внеклассная работа по химии в сельской школе». М. « Просвещение» 1983.

  2. В.А.Криуман « Книга для чтения по неорганической химии», М.,

  3. Э.М.Мовсумзаде и др. « Химия вопросах и ответах с использованием ЭВМ», М., « высшая школа» 1986.

  4. Л.А.Николаев «Металлы в живых организмах», М., « Просвещение» 1986.

  5. М.Пак «Алгоритмы в обучении химии», М., « Просвещение» 1993.

6.П.А.Федер Агрохимические опыты по химии», М.. «Просвещение» 1975.

7.Д.А.Эпштейн «Факультативные занятия по химии в средней школе», М.. «Просвещение» 1971.

Список ЦОРов

1.Химия «Просвещение». Мультимедийное пособие.

2 Химия «ТеаЬРго». Интерактивные лекции. Решение задач.





Учащиеся должны знать: о роли минеральных удобрений в повышении урожайности культурных растений; общие физические и химические свойства элементов и применение их важнейших соединений в производстве минеральных удобрений. Должны научиться применять минеральные удобрения в огородничестве и садоводстве.

Учащиеся должны уметь: давать определения, определять и получать минеральные удобрения в лаборатории; характеризовать свойства удобрений для роста растений и химические свойства солей с точки зрения электролитической диссоциации, гидролиза веществ, окислительно-восстановительных реакций в растворах, распознавать важнейшие в катионы и анионы, решать расчётные задачи.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Элективный курс по химии "В мире минеральных Удобрений" ( 9 класс)

Автор: Иванов Евгений Евстафьевич

Дата: 24.10.2015

Номер свидетельства: 243208


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства