kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология развития критического мышления в работе с одарёнными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится о возможности использования технологии критического мышления в работе с одарёнными детьми, с целью повышения качества образования и его преимуществах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления в работе с одарёнными детьми»

Направление: «Развитие одарённости обучающихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования»


Технология развития критического мышления в работе с одарёнными детьми.



Аннотация: В статье говорится о возможности использования технологии критического мышления в работе с одарёнными детьми, с целью повышения качества образования и его преимуществах.


Проблема работы с одаренными детьми – одна из современных задач модернизации образования. Она решается посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Задача преподавателя – создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для его самореализации.

Поскольку в настоящее время, в современной школе, достаточно остро стоит задача повышения качества образования, а успешность современного урока во многом зависит от личности учителя, его мастерства и индивидуального подхода к обучающимся, поэтому на уроке должны использоваться разные методы и формы работы.

Химия – один из наиболее сложных образовательных предметов. Однако, в свою очередь, он обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит, и для выявления одаренных детей, так как здесь, как нигде еще, реализуются межпредметные связи. Как сказал М.В. Ломоносов: «Химия – правая рука физики, а математика – её глаз».

В условиях обычного обучения одаренному ребенку просто скучно, обучение не соответствует его способностям, поскольку работа с одаренными детьми, прежде всего, обращена к ребенку, а конкретно, его индивидуальности. Кроме того, одаренные дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным занятиям. А обучение химии относится к такому типу обучения, когда необходимо работать постоянно и кропотливо, совмещая теоретическую и практическую форму работы на уроках.

С такими учениками работать и легко, и в то же время сложно. Они требуют к себе особого внимания. Основной задачей является организация образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями обучаемых. И технология развития критического мышления может помочь учителю в работе с одарёнными детьми, так как она обращена, прежде всего, к ребенку, к его индивидуальности. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение – продвижение от незнания к знанию – в совместный и интересный поиск.

Так что же такое критическое мышление?

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. Это активное и открытое мышление, которое развивается путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Современная жизнь при этом устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, а способность пользоваться приобретенным знаниями; не объем информации, а умение получать её и моделировать; не приобретательство, а созидание и сотрудничество.

Целью данной технологии является – формирование и развитие нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений, формирование культуры чтения, стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации решений.

Основная идея технологии – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Особенностью данного метода – является полное вовлечение обучающихся в работу, где они являются главными действующими лицами, которые думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, решают, пишут, обсуждают прочитанное.

Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, в рамках технологии критического мышления выделяют следующие этапы работы: Вызов – Осмысление – Размышление.

При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале) у каждого учащегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения.

Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала.

Мною выделено несколько приемов технологии критического мышления, применяемых на уроках химии: «МОЗГОВОЙ ШТУРМ», «МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ», «МЕТОД АССОЦИАЦИЙ», «ЛОВИ ОШИБКУ», «ВЕРНО – НЕ ВЕРНО».

Современный педагог понимает, что ни одна наука в одиночку не может дать ответа ни на один заявленный вопрос, ни одна педагогическая технология, взятая в отрыве от других социальных ситуаций взаимодействия, не обеспечит растущему поколению ориентацию на самореализацию в мире современной науки.

Именно поэтому организация учебного процесса, связанная с развитием склонностей к критическому мышлению, представляется нам инструментом, который позволяет разрешить противоречия между консервативными установками традиционного образования и авангардными идеями, позволит в большей степени реализовать педагогические задачи, поставленные в связи с развитием новых стандартов в образовании.

В результате нашей работы я пришла к выводу, что процесс обучения химии в основной школе необходимо и возможно организовать таким образом, чтобы наряду с формированием химических знаний, умений и навыков происходило формирование критического мышления учащихся. Это способствует приобретению значимо важных личностных качеств, более качественному усвоению химического материала. Критическое мышление учащихся при обучении химии в средней школе позволяет улучшить качество химических знаний и повысить уровень учебной мотивации.

Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей и социализироваться, следовательно, способствует развитию информационной компетентности.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технология развития критического мышления в работе с одарёнными детьми

Автор: Феоктистова Александра Вениаминовна

Дата: 12.09.2024

Номер свидетельства: 656106

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "«РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»"
    ["seo_title"] => string(46) "rabota-s-odarionnymi-diet-mi-na-urokakh-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "277979"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453027613"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы                                 Опыт работы"
    ["seo_title"] => string(82) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "249105"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446825066"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "«Работа с одаренными детьми в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(49) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "208381"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430804798"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ "
    ["seo_title"] => string(69) "programma-profiessional-nogo-razvitiia-uchitielia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "193572"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427649667"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства