kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рефлексия по внедрению изменений в практику преподавания и учения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа отражает мои размышления о внедрениии изменений в ход и методику учебного процесса. Может послужить примером для написания отчетов в период прохождения  курсов повышения учителей по программе третьего (базового) уровня. Внедряя в учебный процесс идеи семи модулей я убедилась в эффективности конструктивистского подхода к обучению, получила положительный результат, заметила изменения, произошедшие с детьми. Данный материал расскрывает проблемы и трудности в ходе работы над новым содержанием образования, понимание того, что пути решения существуют, также красной линией в данном материале проходит самостоятельная деятельность учащися и роль учителя-наставника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рефлексия по внедрению изменений в практику преподавания и учения»

Аюпова Дина Дюсембаевна Портфолио учителя Отчет С

группа №1 3 (базового уровня)

г. Астана 26.10.2015 год


Отчет по серии последовательных уроков,

демонстрирующий ход и методику внедрения изменений в практику преподавания и учения и управление ими

Приступая к отчету, я задумалась, какие изменения произошли, и поняла, что мои мысли были не только об учащихся, но и о себе. Если глубоко поразмышлять оказывается, чтобы изменить детей, нужно в первую очередь менять себя. На первом этапе курсов изменилось мое понимание эффективного преподавания, я поняла, что наши дети – это дети нового времени. Так почему же их должны обучать учителя прошлого времени. Сейчас каждый ученик может найти любую информацию в интернете, так какой смысл мне дублировать интернет, рассказывая детям тему. Меняясь я твердо решила создавать для своих детей условия для обучения, чтобы на моих уроках каждый мог сам понять тему и найти для этого свои пути. Составляя планирование по серии последовательных уроков, я осознала, что то чему нас научили на курсах, только изначально показалось сложным и ненужным, построив свой урок по принципам программы я могу не просто облегчить свое преподавание, но и добиться поставленных целей. Эти убеждения подтолкнули меня к действиям и я проанализировала выбранный класс, который мне знаком. В 9 классе дети активные и любознательные, но слабо развито умение анализировать, делать выводы, высказывать свои мысли, находить разные пути решения проблемы. Исходя из этого поставила перед собой следующую цель: «Развитие критического мышления учащихся через внедрение идей программы».

Тема серии последовательных уроков: «Химические свойства кислот, солей и оснований в свете теории электролитической диссоциации». Исходя из темы урока поставила цель обучения: «Учащиеся смогут объяснять химические свойства кислот, солей и оснований на примере уравнений химических реакций».

Для заинтерессованности детей, которые являются постоянными пользователями новых технологий я использовала в серии уроков технические средства обучения, интернет ресурсы и материалы, подготовленных с помощью компьютера и интернета. Я применила на своих уроках слайды для активизации знаний, предоставление нового материала, показывала музыкальный видеоролик для создания коллаборативной среды, включала видеоролики, демонстрирующие химические свойства веществ.

Модель обучения Л. Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. «Обучение будет успешным в случае, если обсуждаемые идеи еще не являются частью настоящего понимания ученика, но входят в его зону ближайшего развития» (Руководство для учителя, стр144). Таким образом, при применении в работе модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» мною были использованы формы работы в классе в виде диалога.

Общаясь друг с другом в парах, в группах, обращаясь за помощью к учителю, учились критически мыслить, постигать истину в споре и в конструктивистской беседе, уважать мнение друг друга. По результатам занятий во время практики изменилось и мое мнение об учениках – я увидел, что Артур и Алихан очень хорошо могут выступать публично и красиво и образно мыслить, у Миланы был преодолен комплекс выступления перед классом, Нуржан стал более внимательно прислушиваться к мнению своих товарищей.

При проведении уроков я ещё раз убедилась в необходимости создания атмосферы сотрудничества на уроке. На каждом из уроков применила разные виды психологического настроя: "Доброе утро!" "Здравствуй друг!" "Атомы", "Фруктовый салат". Эти виды настроя не только разнообразили начало уроков, но и формировали у учащихся сплоченность, уравновешенность, собранность, а также позволили мне и  всем без исключения учащимся  настроиться на дальнейшую работу.

Каким образом дальше организовать обучение так, чтобы были задействованы все учащиеся? Решение этого вопроса является одной из основных задач процесса обучения. Основываясь на пирамиде обучения я сделала вывод, что наиболее продуктивна работа  в группах, где идет обсуждение материала, обучение учениками друг друга является наиболее эффективной деятельностью с точки зрения усвоения и запоминания учебного материала. 

До прохождения курсов на своих уроках я большое внимание уделяла индивидуальной работе учащихся на всех этапах уроков, редко используя организацию групповой работы. Я осознавала, что знание теории организации данного вида работы недостаточно для того, чтобы научить учащихся активно взаимодействовать в группе, поэтому я опасалась  практически внедрить  работу в  больших группах. Разрешить все мои сомнения и страхи удалось в течение первого этапа курсов, где каждый день работая в группах, я убедилась в эффективности групповой работы. Вместе работая над заданиями, мы активно обменивались опытом и идеями, уважительно относились к мнению каждого члена группы, в сотрудничестве находили пути решения проблем, обучали членов группы и помогали друг другу достигать более высоких  коллективных результатов. Я получила возможность сравнить себя с другими коллегами и наметить пути совершенствования своих знаний и умений, которые лучше развиты у других. Опробовав на себе групповое взаимодействие и получив практические навыки организации и  проведения групповой работы, я теперь с уверенностью, не опасаясь получить отрицательный результат, могла внедрить в серию последовательных уроков  взаимодействие своих учеников в группе. Предварительно вместе с учащимися сформулировали правила работы в группе. В течение четырех уроков я формировала группы по разному принципу, но  так, чтобы ученики имели разный уровень подготовки. Работа в группах была организована на всех этапах уроков: проверка знаний, определение темы  урока и целеполагание, составление флипчартов, кластеров, их защита, выполнение эксперимента. Учащиеся работали в группах сменного состава с различными источниками информации, консультировали и обучали друг друга, готовили кластеры и флипчарты, поочередно защищали результаты работы группы и формативно оценивали свои достижения. Для себя я отметила, что дети, работая  совместно, чувствовали  себя комфортно и уверенно.  Они являлись  активными участниками на уроках. Я заметила, что три ученика (Айдана, Алия, Диас), которые на первом уроке не хотели работать в группе, поэтому предпочитали чаще  сидеть молча. Но благодаря обучению через диалог и созданию атмосферы сотрудничества и взаимопомощи, эти ребята не только активно участвовали в составлении кластеров, но и в их  защите. Из замкнутых и стеснительных учеников, я получила детей, которые начали стремится к развитию своих  коммуникативных способностей, избавлению от лишних  комплексов, попробовали себя в роли  ораторов. Я в течение уроков выполняла только роль наблюдателя, координатора действий учеников и поощряла их действия и идеи.

Умение мыслить складывается из овладения учащимися умений анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, ставить и разрешать проблемы. Я расширила и разнообразила приемы развития критического мышления учащихся: метод "Мозгового штурма" позволил ребятам самостоятельно сформулировать темы уроков и поставить цели к их изучению. У всех была возможность высказать свои предложения, выслушать и проанализировать идеи других ребят,  прийти к общей идее. Я, направляла детей в правильное русло размышлений, стараясь сдерживать свой порыв ответить за них. Например, при целеполагании имел место, такой диалог по слайду:

- Какие уравнения вы видите на слайде?

Артур: Уравнения химических реакций

- Какой тип химических реакций здесь приведен?

Диляра: Реакции обмена

- Почему вы так решили?

Алихан: Потому что, вещества поменялись друг с другом.

- А чем поменялись вещества и как это произошло?

Нуржан: Ионами

Виолетта: В растворах вещества распадаются на ионы и происходит взаимодействие между ионами.

- Так как назвать эти реакции правильно?

Милана: Реакции ионного обмена.

В Результате такого диалога я осознала, что учащиеся сами пришли к правильному ответу, а я только направляла.

При создании флипчартов на двух уроках ребятам пришлось анализировать информацию не только из текста учебников, но и Интернет ресурсов, выбирать ключевые понятия и совместно решать, слушая мнение каждого как графически и творчески это оформить на бумаге. При составлении кластера ребята  делились друг с другом  известными знаниями, выясняли, в чем совпали их представления,  а по поводу чего возникли разногласия. Очень бурно они обсуждали выдвигаемые ими идеи, понятия и предположения. Составленные группами флипчарты и кластеры были использованы на стадии осмысления - для структурирования учебного материала. Навыки критического мышления развивались при оценивании презентаций флипчартов спикерами (которые каждый урок менялись): ученики должны были определить утверждения как верные или неверные и обосновать свои решения. Если ошибались спикеры, то другие высказывали верные предложения, приводя свои доводы. Также другие группы  отвечали на вопросы: Вы согласны с..? Какой выбор вы сделали бы на их месте? Каково ваше мнение о ...? Как бы вы доказали ...?  Как вы думаете, почему ...? Для развития  мыслительной деятельности на всех своих уроках я использовала и ранее   вопросы низкого и высокого порядка, а также задания из олимпиад разного уровня. Вопросы, побуждающие учеников к интерпретации, осознанию причин, вызвали у многих затруднения. Практические вопросы, связанные с новым материалом вызывали наибольший интерес и давали им больше возможности развивать навыки критического мышления.

Внедрение модуля "Развитие Талантливых и одаренных детей" в свою практику позволило мне понять, что выявление талантливых детей и их развитие идет и на уроке, через расширение знаний (самостоятельный поиск определений  новых понятий), составление учениками вопросов, через поиски ответов на вопросы высокого порядка и через включение вопросов прикладного характера. Такие учащиеся (Артур, Виолетта, Татима, Диляра, Алихан), работая в группах, смогли стать лидерами, организаторами, "мозговым центром", развивая не только свои способности, но и помогая остальным одноклассникам также стать успешными.

Модуль "Оценивание для обучения и оценивание обучения" позволил мне провести не только суммативное оценивание мною достижений учащихся, но и ученики, выступая в роли консультанта и учителя также проводили консультации и опрос учащихся с выставлением оценок. Критериальное оценивание устных защит флипчартов, их содержания и оформления проводилось самостоятельно  учениками. Большое внимание я уделила формативному оцениванию, которое позволило мне и ученикам отследить  их продвижение в обучении.

    Еще один момент, которому я не придавала значение на своих уроках – это стадия рефлексии, которую я также применяла до этого только на открытых уроках, направлена на интенсивное осмысление учащимися своих способностей, своей работы в сравнении с деятельностью одноклассников и содействует преобразованию личности и опыта учащихся. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Рефлексия "Дерево Блоба", "Лестница успеха" позволила ученикам размышлять об уроке, о себе; анализировать  собственные мысли и переживания; размышлять о работе своей группы,  вспоминать, думать. Я же полученную информацию старалась применить для внесения поправок в дальнейшее планирование или действия. Также я заметила, что стала задумываться над своей деятельностью, размышлять правильно ли я веду урок, использую ли все возможные стратегии для достижения целей, что можно сделать лучше, что не получается и над чем нужно работать. Рефлексивное преподавание предполагает критические размышления над тем, что изучили учащиеся, что в свою очередь требует исследования, записи и оценивания поведений и навыков критического мышления, которые они демонстрируют( Руководство для учителя, 2015 год, стр. 148).

          Внедряя в учебный процесс идеи семи модулей я убедилась в эффективности конструктивистского подхода к обучению, получила положительный результат, заметила изменения, произошедшие с детьми:

- повышение мыслительной деятельности: обучение учащихся активизировалось, они строили свое собственное понимание  темы, опираясь на личный опыт и имеющиеся знания и умения;

- активизация познавательной деятельности, в ходе которой учащиеся развивали исследовательское отношение, желание глубже вникнуть в суть вопроса или проблемы;

- научились спокойно относиться к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы

- развитие положительного отношения к заданиям творческого и проблемно-поискового характера;

- повышение мотивации учащихся к дальнейшей деятельности (ребята учились проводить рефлексию не только своей деятельности, но и работы группы, всего класса, и учителя)

- изменилось отношение детей к урокам, которые  вовлекали в учебный процесс всех без исключения и стали  более  эмоциональными и  увлекательными для всего класса.

     Анализируя результаты своей практики в школе, я определила план работы по усовершенствованию учебного процесса на будущее:

- продолжать организацию групповой работы, чтобы учащиеся  выражали  идеи и мысли собственными словами, взаимодействовали друг с другом самостоятельно оценивая свои способности;

- шире практиковать организацию исследовательских бесед и дебатов, которые эффективны с точки зрения общего развития ребёнка и его воспитания социально адаптированной личности;

- в каждодневной практике использовать вопросы, составленные по таксономии Блума, а также привлечь к этому самих учеников;

- развивать навыки работы с текстом и с большим объёмом информации, получаемой  учениками в Интернете;

- разнообразить  виды  заданий;

- усовершенствовать владение навыками формативного оценивания и применения результатов для изменения практики.

   

Использованная литература:

1. Руководство для учителя, 3 (базовый) уровень, 2015 год.



  



2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рефлексия по внедрению изменений в практику преподавания и учения

Автор: Аюпова Дина Дюсембаевна

Дата: 26.02.2016

Номер свидетельства: 299095

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "«Внедрение в практику школы педагогического подхода- Lesson Study». "
    ["seo_title"] => string(74) "vniedrieniie-v-praktiku-shkoly-piedaghoghichieskogho-podkhoda-lesson-study"
    ["file_id"] => string(6) "166463"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422964140"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Новые подходы в преподавании. Диалоговое обучение. "
    ["seo_title"] => string(56) "novyie-podkhody-v-priepodavanii-dialoghovoie-obuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "171474"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423673666"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Инновационные технологии на уроках эстетического цикла "
    ["seo_title"] => string(65) "innovatsionnyie-tiekhnologhii-na-urokakh-estietichieskogho-tsikla"
    ["file_id"] => string(6) "140390"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417950127"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
    ["seo_title"] => string(156) "izuchieniieiosvoieniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiivobuchieniiinostrannomuiazykukaksriedstvorazvitiiakommunikativnykhnavykovuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "267748"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450452394"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1660 руб.
2370 руб.
1650 руб.
2350 руб.
1830 руб.
2620 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства