kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие исследовательской культуры учащихся и учителя на уроках химии в процессе совместной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описана сущность исследовательского подхода в обучении, в развитии познавательной самостоятельности, в организации учебной и внеурочной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие исследовательской культуры учащихся и учителя на уроках химии в процессе совместной деятельности»

1сл.

«Развитие исследовательской культуры учащихся и учителя на уроках химии в процессе совместной деятельности»

2сл.

Цель: Создание условий способствующих формированию у учащихся навыков исследовательской деятельности.

3сл.

Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине XVIII века, однако более 100 лет понадобилось, чтобы она стала востребована педагогическим сообществом.

4 сл.

Сущность исследовательского подхода в обучении состоит в развитии познавательной самостоятельности, в организации учебной и внеурочной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности, в актуализации межпредметных связей, в знакомстве учащихся с методами научного познания, в изменении характера взаимоотношений “учитель-ученик-коллектив учащихся” в сторону сотрудничества.

5 сл.

Исследовательский метод, как ни какой другой, позволяет превратить ребёнка в активного субъекта совместной деятельности, даёт возможность не только успевающим, но и слабым ученикам использовать свои сильные стороны.

Ещё Конфуций говорил:

  • «Я слышу – и забываю,

  • Я вижу – и запоминаю,

  • Я делаю – и понимаю.

6сл.


7 сл.

Исследовательская культура характеризуется интегративным качеством, выражающим единство знаний целостной картины мира, умения научного познания и ценностное отношение к его результатам. Овладение исследовательской культурой способствует проявлению индивидуальных особенностей учащихся, создаёт предпосылки для осознанного вхождения их в социальную жизнь.

8 сл.

Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознает смысл и результат своих усилий. Только те знания, которые добыты исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными, образующими научную картину мира в сознании ребенка. Исследовательская деятельность способствует формированию определенного опыта по поиску подходов к проблеме, проигрыванию ситуаций в уме, прогнозированию последствий тех или иных действий, проведению анализа результатов, поиску новых подходов, логичности знаний и умений.

9 сл.

  • Системно – деятельностный подход в обучении базируется на базовые технологии:

  • Формированию исследовательской культуры учащихся способствуют: технология проблемного обучения, критического мышления, кейс – технология, проектное обучение, ИКТ - технологии

10 сл.

Уроки - исследования начинаем проводить на уроках химии с восьмого класса. По объему осваиваемой методики научного исследования уроки делим на три вида: 

1. «Образец исследования» 
2. «Исследование» 
3. «Собственное исследование»

11 сл. 

Основные этапы учебного исследования

1)  Мотивация исследовательской деятельности

2)Формулирование проблемы

3)Сбор, систематизация и анализ фактического материала

4)Выдвижение гипотез

5)Проверка гипотез

6)Доказательство или опровержение гипотез

12 сл.

Структура урока исследования состоит из нескольких этапов: 
1. Актуализация знаний 
2. Мотивация 
3. Создание проблемной ситуации 
4. Постановка проблемы исследования 
5. Определение темы исследования 
6. Формулирование цели исследования 
7. Выдвижение гипотезы 
8. Проверка гипотезы 
9. Интерпретация полученных данных. 
10. Вывод по результатам исследовательской работы 
11. Применение новых знаний в учебной деятельности 
12. Подведение итогов урока

13 сл.  

Развитие исследовательской культуры учащихся и учителя осуществляется через совместную деятельность на уроках химии и в процессе внеурочной работы по предмету. Как урочная, так и внеурочная деятельность учителя по химии развивает у учащихся исследовательские умения разных уровней, а именно, умения выделять проблему, формулировать гипотезу, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интерпретировать данные, делать выводы. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не потребителями готовой информации.

14 сл.

Исследовательская работа учителя и ученика – это взаимообуславливающий процесс: педагог формирует исследовательскую позицию и направляет деятельность ученика; только через совершенствование (своей личности, навыков, методики) педагог будет интересен и полезен не только детям, но и самому себе.

15 сл.

Для освоения навыков исследовательской работы на уроках химии основная нагрузка ложится на лабораторный практикум, который является сочетанием экспериментальной задачи, расчетной части и теоретической работы в виде формирования научной гипотезы и выводов и отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности.

Лабораторный опыт - это непродолжительное по времени исследование, позволяющее зафиксировать количественные или качественные характеристики изучаемого объекта, процесса или явления.

При изучении темы «Электролитическая диссоциация веществ», например, предлагаем выполнить следующее индивидуальное задание для каждой группы ребят (класс при этом разбит на экспериментальные группы).


Тип урока: урок – исследование.

Цель: 
Создание условий для исследования свойств веществ и установления их практической значимости в процессе электролитической диссоциации через экспериментально - исследовательскую деятельность учащихся. 


Задачи: 
1.Актуализировать знания учащихся о химических свойствах веществ 2. Развивать исследовательские способности и навыки экспертной работы в практике данной темы. 


3.Совершенствовать навыки самообразования, самоконтроля и самореализации и самопознания через интерактивные и активные формы обучения. 
4.Воспитание лидерских качеств и коммуникативного общения в группах. 
Подготовительная часть:

•Определение темы (теория + практика + актуальность) 
•Определение круга проблем для обсуждения, вопросов и заданий для учащихся. 
•Подготовка необходимых материалов к уроку, перенос материала на интерактивную доску.

 
Класс делится на группы – экспериментальные лаборатории. 


Задание. 
Исследуйте, какое из веществ: AlCl3, Al2 (SO4)3, Na2 SO4, NaOH – вам выдано, если известно, что в растворе этого вещества лакмусовая бумажка становится красной и раствор проводит электрический ток. 


Исследовательская деятельность учащихся осуществляется по следующим этапам (алгоритму):

1.Систематизация фактов:

а).раствор проводит электрический ток – это электролит 
AlCl3, Al2(SO4)3, Na2SO4, NaOH;

б).лакмусовая бумажка окрашивается в красный цвет – раствор имеет кислую реакцию - AlCl3, Al2(SO4)3.

2.Теоретическое доказательство последнего вывода на основе сравнения систематизированных фактов:

а).AlCl3+H2O=(AlOH)Cl2+HCl; 
б).Al2(SO4)3+2H2O=2(AlOH)SO4+H2SO4.
В растворах исследуемых солей будут находиться ионы (AlOH)2++Н+. Кислая реакция среды растворов объясняется образованием ионов водорода. 
3. Построение гипотезы.

Итак, предложена одна из солей: хлорид алюминия и сульфат алюминия. 
Если использовать различие в свойствах хлорид - и сульфат – ионов, то можно узнать, какая из этих двух солей дана.
4. Проектирование опыта.

При добавлении нитрата серебра к растворам, содержащим хлорид – ион, выпадает осадок хлорида серебра. Осадок образуется и в том случае, когда в растворе находятся сульфат – ионы, так как сульфат серебра не растворяется в воде.

Реактивом на сульфат – ионы являются ионы бария. Значит, если дано вещество сульфат алюминия, то при взаимодействии с раствором нитрата или хлорида бария выпадает осадок – сульфат бария.

5.Составление плана эксперимента:

а). Растворить вещество, испытать раствор индикатором. б). Проверить, возможна ли реакция с нитратом серебра и хлоридом бария. 
6.Оформление результатов эксперимента:

Номер исследуемого вещества. Реактивы 
раствор лакмуса. Ba (NO)3, AgNO3.

№1.Цвет раствора красный. Реакция не идёт. Выпадает белый осадок. 
Следовательно, прошла реакция - Ag++Cl-=AgCl (осадок).

7.Формулировка вывода.

Для исследования предложена соль – хлорид алюминия. 





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Бакашева Людмила Леонидовна

Дата: 03.11.2016

Номер свидетельства: 354902

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Развитие исследовательской культуры учащихся и учителя на уроках химии в процессе совместной деятельности"
    ["seo_title"] => string(79) "razvitiie_issliedovatiel_skoi_kul_tury_uchashchikhsia_i_uchitielia_na_urokakh_1"
    ["file_id"] => string(6) "354903"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478162455"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Исследовательская работа учащихся как форма организации деятельности учащихся на уроках географии"
    ["seo_title"] => string(80) "issledovatelskaia_rabota_uchashchikhsia_kak_forma_organizatsii_deiatelnosti_ucha"
    ["file_id"] => string(6) "630899"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1683275812"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Статья по теме "Формирование экологической культуры учащихся при обучении биологии" "
    ["seo_title"] => string(97) "stat-ia-po-tiemie-formirovaniie-ekologhichieskoi-kul-tury-uchashchikhsia-pri-obuchienii-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "108138"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403587036"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Развитие  творческих способностей  учащихся через практическую деятельность  на уроках кулинарии"
    ["seo_title"] => string(103) "razvitiietvorchieskikhsposobnostieiuchashchikhsiachieriezpraktichieskuiudieiatielnostnaurokakhkulinarii"
    ["file_id"] => string(6) "258766"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448558309"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа факультатива "Мир глазами ученика" "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-fakul-tativa-mir-ghlazami-uchienika"
    ["file_id"] => string(6) "127583"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415344809"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства