Просмотр содержимого документа
«Развитие жизненных компетенций на уроках химии»
Онищенко Людмила Пантелеевна
учитель химии
МБОУ «Школа №146 города Донецка»
«Развитие жизненных компетенций на уроках химии».
Выбор мною методической темы обусловлен в первую очередь основными целями химического образования:
- ознакомить учащихся с многообразием и единством веществ и химических явлений, их значением в природе и жизни человека;
- ознакомить с методами познания природы, общими для естественных наук;
- - воспитать ценностное отношение к природе, здоровью человека;
- развивать способности критически осмысливать полученную информацию;
- применять полученные знания в жизни.
Сформулированные цели не могут быть достигнуты вне связи с задачей развития учащихся. А значит моей задачей является не только теоретическое наполнение материала, а такое построение учебной деятельности, в котором нарастает самостоятельная, поисковая деятельность учащихся, выполняются задания, ведущие от воспроизводящей деятельности к творческой. Кроме того, наряду с развитием индивидуальных способностей и возможностей учащихся, я применяю формы организации коллективной учебной деятельности.
На мой взгляд, достижению этих целей и решению задач способствует компетентностный подход к преподаванию предмета.
Компетенция в образовании – это готовность ученика использовать полученные знания, умения и навыки в жизни или способность осуществлять какие – либо практические действия.
Целью моей методической работы является формирование у учащихся ключевых компетенций: ценностно – смысловой, образовательной, учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, социально-трудовой, компетенции личностного самосовершенствования
Я на своих уроках стараюсь так организовать работу учащихся, чтобы он получал свои знания не в готовом виде, а создавал его большей частью самостоятельно в результате познавательной деятельности.
Ценностно - смысловая компетенция
Формирую путем постоянного обращения к реальной жизни, к окружающей действительности. На уроках использую живые объекты, рассматриваю явления, с которыми ученик часто сталкивается в жизни, не зная причин и механизмов их возникновения. Это формирует новый взгляд на уже знакомые вещи.
В рамках этой компетенции формирую способность
видеть и понимать окружающий мир,
ориентироваться в нем (задавать себе и окружающим вопросы “почему?”, “зачем?”, “в чем причина?”, “как это устроено?”,
осознавать свою роль и предназначение в нем - “а я смогу так?”, “как это сделать?”);
уметь выбирать целевые установки своих действий и поступков; способность видеть и понимать химические явления в природе;
отличать их от физических явлений;
прогнозировать направление научного использования биологических и химических знаний в практической деятельности человека.
Сюда же можно отнести формирование индивидуальной образовательной траектории, программы жизнедеятельности и выбора профессий, связанных с биологией; химией.
Образовательная
На уроках учу учеников с разных сторон рассматривать одну и ту же проблему, аргументировано отстаивать любую точку зрения, даже отличную от их собственной и общепринятой, чтобы затем самостоятельно или в обсуждении в группе сформулировать верное решение. В настоящее время для формирования образовательных компетенций я стала использовать информационно – коммуникационные педагогические технологии (ИКТ).
На своих уроках я активно использую материал интернет ресурсов: видеоопыты, презентации; В результате повышается интерес, происходит более осмысленное понимание химических процессов, развивается абстрактное мышление. Презентации по изучаемому материалу составляют и сами учащиеся. Они при этом расширяют свои знания по предмету, учатся выбирать главное, контролировать свою мысль, овладевают способами работы с информацией: поиск информации; её сохранение и копирование.
Информационно - коммуникативная
Формирую навык работы в паре, овладение различными социальными ролями в коллективе, через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую; формирую умения правильно задать вопрос, вести опрос, организовать работу группы, проанализировать результаты деятельности.
На уроках оцениваю умение учащегося логично и грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных терминов. Большое значение имеет составление планов и опорных конспектов по изученному материалу – сначала по образцу, потом самостоятельно, как по отработанному, так и по новому материалу, для закрепления и для контроля знаний.
Важной частью формирования информационной компетенции учащихся является умение использовать информационные ресурсы Интернет. - Рассказываю детям о правилах работы с информацией Интернет, которыми пользуюсь сама.
Интерактивные методики позволяют задействовать чувства, эмоции, волевые качества, т. е. включают в процесс обучения «целостного человека». Это позволяет увеличить процент усвоения материала, что обеспечивает универсальность возможность их использования в жизненных ситуациях.
Поэтому еще одной из компетентностей, которая формируется на этапах обучения, станет коммуникативная с возможностью включения школьников в активную речевую деятельность; развивающая искусство общения в процессе сознательного освоения основ науки, повседневно совершенствующая внешнюю и внутреннюю культуру и грамотное общение. На уроке приветствует атмосфера доверия и сотрудничества, учащиеся выражают не только свои мысли, но и учатся слушать других, обмениваться знаниями и умениями. В рамках общения каждый учащийся развивает новые умения и навыки.
Формирую социальную активность и функциональную грамотность; овладение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере (знать преимущества и недостатки биологического образования), в области профессионального самоопределения.
Формирую умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
В процессе работы индивидуально или в парах учу учеников решать сложные задачи, стоящие перед ними, делить на более мелкие. И, решая каждую из задач, обобщать и делать вывод о наблюдаемом явлении или процессе. На практических и лабораторных работах, экскурсиях при проведении классных и домашних опытов у учащихся формируется навык определения основных этапов работы, составление алгоритма для выполнения практических работ и умение корректировать или изменять алгоритм в зависимости от условий.
Ученики работают с дополнительной литературой. Формирование навыков работы с большим объемом информации, представленной огромным количеством видов учебных материалов, формируется постепенно. На уроках всегда привожу список дополнительной литературы, имеющийся в школьной библиотеке. Работа с некоторыми источниками (энциклопедии, хрестоматии, мультимедийные продукты) провожу на уроках для закрепления навыка видеть и выделять главное и умения донести информацию для остальных учащихся.
Моя педагогическая система строится на внедрении в учебный процесс различных форм, методов, средств обучения для повышения познавательной активности обучающихся. И она реализуется через систему учебной деятельности, внеклассную, учебно-исследовательскую, методическую работу. Формами организации учебного процесса внедрять нетрадиционные, осуществляя учёт возрастных особенностей учащихся такие как урок-исследование. Такие учебные занятия помогают ребятам глубже осознать материал, помогают увидеть взаимосвязь строения веществ с их свойствами, высказывать своё мнение, делать выводы. Развитие умений коллективной работы, самостоятельного поиска недостающей информации, умения выделять главное, умения защищать свою точку зрения, выступать перед публикой осуществляется при использовании метода проектов в учебном процессе. Применение в качестве дидактических средств компьютера, коллекция видео опытов учебном процессе значительно облегчает проведение урока, позволяет использовать индивидуальный, дифференцированный подход при осуществлении обратной связи между учеником и учителем, оказывает существенную помощь учителю при подготовке к уроку.
. Учебно-деловая игра даст возможность : - приобретения школьниками предметно-профессионального и социального опыта, принятия индивидуальных и совместных решений; - формирования познавательной и выявления профессиональной мотивации; - закрепления знаний учащимися, применения их в нестандартной обстановке; - развития теоретического и практического мышления; - выработке умений самостоятельного приобретения знаний и навыков добывания информации. Деловые игры предлагаю использовать при изучении больших тем курса, когда возникает необходимость работы с дополнительной литературой. Например, «Химия и окружающая среда». Применение деловых игр снизит утомляемость при однотипной работе, разовьет чувство коллективизма, придаст значимость изучаемой проблеме. Наибольшую активность учащихся всех возрастов вызывают уроки по аналогии с телевизионными играми — «Что? Где? Когда?», и «Удивительное рядом». Их можно проводить в рамках недели естественных наук, как внеклассные мероприятия. Их цель: развитие устойчивого интереса к изучению химии. можно использовать как элемент типового урока или как внеклассное мероприятие. Домашнее задание, по моему мнению, тоже может принимать форму игры. Предлагаю использовать следующие его формы: • взаимный опрос; • эвристическая беседа; • творческие домашние задания: • составление ребусов; • сканвордов; • кроссвордов;
На уроках использую следующие виды проблемных ситуаций: неожиданности, неопределённости, конфликта, предположения Используя проблемные ситуации, создаю осознанное затруднение учащегося, преодоление которого, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует формированию учебно-познавательной компетенции. Таким образом, формирование компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса. На каждом этапе стремлюсь развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций:
Активизировать мыслительную деятельность я стараюсь, осуществляя контроль знаний. Разноуровневые контрольные задания способствуют формированию ключевых компетенций компетентностно-ориентированного образования учащихся. Контрольные задания стараюсь формулировать таким образом, чтобы учащийся не просто воспроизводил имеющиеся у него знания, а активизировал свою мыслительную деятельность, опираясь на уже полученные знания.
Анализируя свою педагогическую деятельность, я пришла к выводу, что моя система работы позволяет решить задачи:
- повысить мотивацию к изучению химии:
- повысить интерес к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету;
- способствует формированию информационной грамотности: развитию способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией;
- создает условия для повышения социальной компетентности.
При этом подходе помимо знаний и умений, учащихся важным показателем качества обучения становиться наличие у них опыта решения жизненных проблем, социальных функций, практических навыков деятельности. То есть сформированность того, что мы называем ключевыми компетенциями.
Представленный педагогический опыт считаю результативным, поскольку проводимая работа помогает успешно преодолевать разнообразные трудности в обучении детей, а также развивает творческие способности и раскрывает индивидуальные возможности учеников.