Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать оригинальные задачи. В наши дни приоритетным качеством в человеке является способность создавать и придумывать. Школа тоже должна отреагировать на такие изменения в общественных требованиях: она должна создавать условия для творчества, так же одинаково, как и условия для обучения математике, чтению и другим учебным дисциплинам. Чтобы школа вносила свой вклад в развитие детского творчества - задача не простая, но все же выполнить ее могут только учителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого мышления на уроках химии»
Развитие творческого мышления на уроках химии
Изменения, происходящие в современном обществе, предъявляют к личности все более высокие требования, повышают роль человеческого фактора. Необходимо формировать личность, способную творчески мыслить и действовать. В решении этой ответственной задачи огромная роль принадлежит школе. Так как развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые и творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству. Химия, как предмет, изучаемый в школе, должна вносить свой образовательный вклад в развитие творческих способностей обучающихся. Это развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей, обучающихся в процессе изучения теоретических основ химии, проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.
Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать оригинальные задачи. В наши дни приоритетным качеством в человеке является способность создавать и придумывать. Школа тоже должна отреагировать на такие изменения в общественных требованиях: она должна создавать условия для творчества, так же одинаково, как и условия для обучения математике, чтению и другим учебным дисциплинам. Чтобы школа вносила свой вклад в развитие детского творчества - задача не простая, но все же выполнить ее могут только учителя.
В основе новых образовательных стандартов лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Основной задачей современной школы является создание таких условий, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями.
Для развития творческого потенциала, несомненно нужны задатки, определенные знания, умения и навыки, овладение определенными видами деятельности. Развитие творческих способностей, обучающихся эффективно протекает только в случае целенаправленного процесса, в ходе которого педагогу необходимо решить ряд психолого-педагогических задач, направленных на получение конечного результата.
Анализируя педагогическую и методическую литературу, можно выделить условия формирования творческих способностей обучающихся. 1.Компетентность педагогических работников в области управления развитием творческих способностей учащихся. Учитель должен уметь создавать и организовывать творчески развивающую среду обучения, владеть педагогикой сотрудничества, а также руководить творческой деятельностью учащихся. Важным качеством является открытость педагогическим новациям и постоянный поиск нового. 2.Создание благоприятного психологического климата и творческой атмосферы. Психологический климат обеспечивает эмоциональную окраску отношений между участниками учебного процесса на основе симпатий, интересов и склонностей. Данное условие выступает как ключ в выстраивании педагогического общения между учителем и учащимися, а также способствует сотворчеству участников образовательного процесса. 3.Обеспечение развивающего образовательного пространства в процессе обучения. Образовательное учреждение должно обеспечивать такую среду, в которой максимально используются возможности для самореализации личности учащихся, раскрытия их потенциальных возможностей. 4.Ориентация педагога на развитие творческого потенциала учащихся благодаря грамотному отбору форм и методов обучения. Данное условие предполагает умелое сочетание традиционных и развивающих методов в образовательном процессе. Раскрытию творческих способностей способствует применение эвристических методов учебно-познавательной деятельности. К числу наиболее известных можно отнести мозговой штурм, метод свободных ассоциаций, метод гирлянд, кластера, случайностей и ассоциаций, метод моделирования маленькими человечками, конференцию идей, приёмы аналогий. 5.Содействие самореализации учащихся. Важным фактором является отсутствие резкой критики и осуждения, вера в способности каждого учащегося и постоянная убежденность в наличии творческого потенциала. 6.Создание ситуации успеха в процессе обучения и эмоциональная поддержка успехов ребенка. Данное условие является результатом продуманной и заранее подготовленной стратегии учителя, обеспечивающей создание организованной и целенаправленной возможности достижения высоких и значимых результатов деятельности как отдельного школьника, так и коллектива в целом.
7. Сотворчество учителя и учащихся. Развитию творческой активности способствует такой фактор, как взаимодействие учителя и учащихся. При этом в центре педагогического процесса должна находится личность ребенка, а учитель выступает в роли помощника, поддерживающего развитие школьника в процессе совместной деятельности.
8.Формирование положительного образа «Я». В процессе социализации и воспитания у детей складывается система представлений о себе и своих возможностях, на основе которых они строят свое поведение. Заниженная самооценка рождает чувство неуверенности. Для того, чтобы настроить учащихся на улучшение собственных показателей и простимулировать их движение вперед необходимо вести целенаправленную работу по формированию положительной Я-концепции. Основными условиями эффективности данного процесса являются искренность, позитивное отношение и эмпатическое понимание.
9. Включение учащихся в учебно-исследовательскую и практическую деятельность. С одной стороны, данное условие способствует освоению окружающей действительности, а с другой стороны является средством организации учебно-воспитательного процесса. Активная исследовательская деятельность, в отличие от репродуктивной, носит творческий характер и позволяет учащимся не только усваивать знания, но и создавать новые, приобретая положительный опыт.
10.Использование личностно-ориентированного подхода в обучении. Данный принцип предполагает учет индивидуальности и неповторимости каждого ученика при выборе форм и методов учебно-познавательной деятельности. Взаимодействие с учащимися при данном подходе должно строиться с опорой на потребности, интересы и способности детей, пробуждая их активность и придавая личностный смысл процессу учения.
11.Развитие у учащихся навыков самооценки и рефлексии собственной деятельности. Умение анализировать процесс и результат собственной деятельности, видеть свои положительные качества, понимать свою индивидуальность ведут к целенаправленной и осознанной самоорганизации творческого процесса. Причем рефлексивная направленность должна быть присуща как учителю, так и ученику. 12.Использование методов и приёмов педагогической импровизации с включением учащихся в «импровизационное поле деятельности. Импровизация активизирует знания, творческие стремления, а сам учебный процесс делает привлекательным, ненавязчивым, жизненным.
С целью развития творческих способностей учащихся в своей педагогической деятельности используем элементы следующих технологий: личностно-ориентированного обучения;
При этом предпочтений в какой-либо одной технологии нет, так как используем то, что соответствует уровню развития учеников, требованиям урока и материально-технической базе. Из методов обучения используем методы:
проблемного изложения (прежде чем излагать материал, ставим проблему, формулируем познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, показываем способ решения поставленной задачи)
частично-поисковый (эвристический) – организовываем активный поиск решения выдвинутых познавательных задач
исследовательский – после анализа материала, постановки проблемы и задачи, и краткого инструктажа, ученики самостоятельно изучают литературу, ведут наблюдения и выполняют другие действия поискового характера.
проектов
Применяем множество приемов развития творческих способностей, обучающихся на уроках и во внеурочное время: составление и разгадывание кроссвордов и ребусов; решение творческих задач в условиях ограничений; работа в жанре эссе и др.
К высокоэффективным нестандартным формам обучения, которые мы используем в своей работе, можно отнести:
Урок-диспут. Инициированный педагогом спор на общественно значимую и неоднозначную тему. Дети высказывают разные точки зрения по заявленной теме, необязательно выступать со своей личной точкой зрения, детям может быть намеренно дана точка зрения, с которой они не согласны, но в рамках урока они должны защищать ее.
Деловая игра. На уроке воспроизводится жизненная ситуация или проблема, и в рамках урока происходит ее «обыгрывание» и решение.
Урок-конференция. Такой тип урока наиболее востребован в старших классах. Детям заранее сообщается тема конференции, класс делится на группы, каждая из которых получает тему для подготовки доклада.
Интегрированный урок. Уроки, проводимые сразу по двум и более предметам, часто двумя педагогами (литература и химия, химия и биология – чем неожиданные сочетание, тем интереснее). Задача интегрированного урока – показать связь между различными предметами, между предметом и реальной жизнью.
Урок-игра. Урок, на котором дети играют, например, в аналоги телевизионных игр: «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» (отличником), «Что? Где? Когда?» и другие. Такие уроки отлично подходят для закрепления и обобщения знаний по предмету, как начальные или заключительные уроки в начале или в конце четверти.
Урок-исследование. Отличие данного урока в том, что входе решения поставленной проблемы в классе выдвигается гипотеза, а дальнейшие действия сводятся к алгоритму. В результате работы дети должны сформулировать выводы, интерпретировать результат своей деятельности.
Таким образом, нетрадиционную форму обучения можно именовать синтезом развивающих, творческих и воспитательных дисциплин мероприятий. Такие уроки интересны обучающимся. Это обусловлено тем, что вольная и простая организация учебного времени являются для них необыкновенной и располагающей к творчеству. Нетрадиционные уроки с данной точки зрения очень эффективны.
Все уроки по развитию творческих способностей выстраиваются нами с учетом творческой активности обучающихся. Планируемая педагогическая ситуация продумывается с опорой на достижения обучающихся, на то, что они умеют и знают, с учетом их творческих возможностей. Обязательные условия проведения урока, направленного на развитие творческих способностей обучающихся, можно сформулировать следующим образом:
1. Учитель должен принимать все ответы и реакции детей (устные и письменные ответы; ответы, имеющие литературную и нелитературную форму; ответы в графической и пластической форме, в форме поведения и реакции на другого человека).
2. Необходимо обеспечить независимость выбора и принятия решений учащимися для того, чтобы они могли самостоятельно контролировать собственное продвижение.
3. Каждой идеей ученика учитель должен восхищаться.
4. Ошибка ученика должна использоваться как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное.
5. Непременным условием проведения урока является положительная поддержка личности каждого ребенка.
6. Во время урока (занятия) исключается всякая критика личности и деятельности детей.
7. Следует шире использовать в учебной деятельности повседневный опыт детей.
Содержание учебного материала для урока отбираем в соответствии с особенностями конкретного класса и ГОС. В него включается дополнительный материал, необходимый для формирования познавательных мотивов, творческих способностей, приемов мыслительной деятельности. Проектируя урок, продумываем, как обеспечить принятие обучающимися целей и задач урока, включение их в активную познавательную деятельность. С этой целью обучение начинаем с создания таких ситуаций, в которых школьник сможет осмыслить необходимость для себя изучаемого материала и формируемых способов деятельности.
Исходя из опыта работы, можно отметить, что процессу развитию творческих способностей способствуют:
1) создание проблемных ситуаций, основанных на закономерностях проблемного обучения;
2) обучающийся должен обладать высокой мотивацией к решению проблемной задачи. Для этого необходимы приемы и методы активации восприятия, усвоения информации и самостоятельного творческого мышления;
3) проблемный диалог обеспечивает высокую познавательную мотивацию учащихся, а процесс припоминания того, что учащийся уже изучил, превращает учение в подлинно творческий процесс.
Значительная роль в развитии творческой активности отводится групповым формам организации учебно-познавательной деятельности детей. Установлено, что групповые формы организации занятий в наибольшей степени способствуют формированию ответственности, взаимопонимания. Учащиеся более заинтересовано выполняют задания, обсуждают возникшие проблемы, что повышает прочность полученных знаний. Опыт групповых форм организации учебно-познавательной деятельности свидетельствует о формировании умений творческой работы в коллективе, о проявлении инициативы, настойчивости в принятии решений.
Одной из форм развития творческих способностей учащихся является их научно-исследовательская работа в рамках Малой Академии Наук. Замечено, что наибольшее проявление творчества можно достичь в работах, связанных с практическими исследованиями.
Используя разные методы и формы творческого обучения, учитель вносит свой вклад в становление характера школьника, учит видеть его все краски окружающего мира, созидать, не бояться рутинной работы, так как именно труд, в основу которого заложены интерес и желание работать, дает нам ростки, из которых произрастает творчество.