kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие навыков грамотной речи на уроках химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Грамотная речь- это отражение четко сформулированных мыслей человека.

При изучении химии учащиеся встречаются с языком науки, т.е. особым языком, с помощью которого объясняются химические факторы, явления, решают задачи, пишут уравнения реакций

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков грамотной речи на уроках химии»

Развитие навыков грамотной речи на уроках химии

Грамотная речь- это отражение четко сформулированных мыслей человека.

При изучении химии учащиеся встречаются с языком науки, т.е. особым языком, с помощью которого объясняются химические факторы, явления, решают задачи, пишут уравнения реакций.

Химический язык включает три главных раздела: символику, терминологию и номенклатуру.

Терминология была введена в химию известным французским ученым А.Л.Лавуазье. Терминология- совокупность терминов, употребляемых в какой-либо области науки. В химии она имеет большое значение и знакомство с ней осуществляется в школьном курсе химии уже в первой главе учебника 8 класса. Термины вводятся, формируются и развиваются на протяжении всего школьного курса. Школьники должны знать значение и смысл химических терминов, раскрывать этимологическое и смысловое значение термина. Учащегося следует учить произношению и записи термина, заменять его близким по смыслу и значению термином.

Большое значение придается работе с суффиксами. Если сообщить учащимся, что суффикс «ид» в названии вещества указывает на то, что вещество состоит из двух элементов, то можно предложить расшифровать слова «хлорид», «бромид», «фторид», «иодид».

При формировании понятий важно сочетание понятийного толкования и этимологического анализа. Разве неинтересно школьнику узнать, что название элемента фтора произошло от греческого «фторос», что означает разрушающий; название брома – от «бромос», что означает зловонный. В переводе на русский язык раскрываются во многих случаях наиболее характерные свойства химических элементов.

Приемы работы над химическими терминами

  1. Обязательная запись каждого нового термина на доске

  2. Запись слова в словарь химических терминов с кратким объяснением

  3. Терминологические диктанты

Они позволяют проконтролировать, насколько правильно учащиеся воспринимают термины и названия «на слух» и записывают их. Можно практиковать и толкование отдельных терминов.

Символика- это наиболее специфическая часть языка химии, это система условных знаков науки, которая включает химические знаки элементов, химические формулы и химические уравнения.

Учащийся должен уметь произносить, записывать и использовать знаки.

После того, когда учащиеся изучили химические знаки, начинается формирование знаний о химических формулах, которые отображают качественный и количественный состав молекулы. Показать связь химической формулы вещества с законом постоянства состава веществ.

Менделеев писал, говоря о химическом языке, что «химические формулы говорят химику целую историю вещества, что химические знаки, формулы, уравнения- это «международный язык, придающий химии, кроме точности понимания, простоту и ясность, основанные на исследовании знаков природы.»

Учащийся должен уметь по формуле определить валентность и степень окисления элемента, устанавливать связь между составом и свойствами вещества, производить расчеты.

Химические уравнения отображают сущность химической реакции. Развиваются следующие умения: составлять и читать химические уравнения, определять по уравнению тип химической реакции.

Наряду с этим, учителю нужно акцентировать внимание учащихся на том факте, что по химическим уравнениям можно производить различные вычисления.

Наибольшее число ошибок школьники допускают при составлении уравнений химических реакций. Необходимо, чтобы учащиеся поняли, что уравнения химических реакций составляются на основе закона сохранения массы веществ.

Как же, пользуясь химическим языком, записать ход химической реакции? В качестве примера рассмотрим реакцию разложения оксида ртути (II).

Учащимся задается вопрос: «В чем суть этой реакции?» На доске записывается её схема словами, а под названиями веществ написать их формулы:

HgO→Hg+O2



Обращаем внимание на чтение химических уравнений в двух формулах:

  1. Чтение с произношением химических знаков

  2. Чтение с произношением полных названий веществ и с указанием количества молекул

Необходимо сразу же предупредить учащихся, чтобы они не «говорили формулами», а называли вещества и при чтении уравнений не употребляли выражения «соединяется», когда уравнение не изображает реакцию соединения. Лучше приучить учащихся во всех случаях употреблять выражения : «вступает в реакцию», «взаимодействует» или реагирует.

Терминологию и символику дополняет химическая номенклатура.

Следует научить школьников читать, произносить, истолковывать названия веществ неорганического и органического происхождения. Соотносить международные, русские и тривиальные названия, составлять рациональные и систематические названия изомеров по формулам органических соединений.

Назначение номенклатуры- давать названия веществам. В отличие от терминов, названия не имеют прямого отношения к понятиям. Названия большинства химических веществ давались на основе происхождения этого вещества, приготовления или использования соединения, которые чаще всего были случайными. Такие названия относятся к тривиальным. Интересно происхождение древних названий химических элементов. Разные народы называли один и тот же элемент по-разному, что привело к разноликой номенклатуре. Так, древнегреческое название железа «сидерос» означает звездный, латинское «феррум» означает крепость, а русское слово «жель»- блеск.

Современная номенклатура содержит названия с разных языков и эпох. Из более чем сотни названий химических элементов 44 указывают на химические и физические свойства. Например, висмут- «белое вещество», фосфор – «светоносный», хлор- «желто-зеленый». Некоторым химическим элементам даны названия на основе географических наименований (иттрий, рутений, калифорний, скандий и др.), мифологических образов (титан, ниоблий, тантал, прометий), названий планет (уран, нептун, плутоний), имен ученых (кюрий, курчатовий).

Химический язык имеет огромное значение в обучении химии. Химический язык участвует в познании веществ и химических реакций. Велико значение химического языка в совершенствовании и проверке знаний, в активном применении их на практике.

Все это позволяет считать химический язык важнейшим средством и методом обучения химии.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие навыков грамотной речи на уроках химии

Автор: Хасцаева Фатима Рамазановна

Дата: 13.02.2021

Номер свидетельства: 573059

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Статья "Устные формы опроса учащихся на уроках химии как один из методов повышения качества образования" "
    ["seo_title"] => string(119) "stat-ia-ustnyie-formy-oprosa-uchashchikhsia-na-urokakh-khimii-kak-odin-iz-mietodov-povyshieniia-kachiestva-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "113356"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1409993793"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Интегрированный урок по биологии и химии по теме "Пищевые продукты и питательные вещества""
    ["seo_title"] => string(106) "intieghrirovannyi-urok-po-biologhii-i-khimii-po-tiemie-pishchievyie-produkty-i-pitatiel-nyie-vieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "276555"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452761307"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока на тему "Решение квадратных уравнений" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rieshieniie-kvadratnykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "112739"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408881806"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Реализация межпредметной связи на уроках "Самопознания" "
    ["seo_title"] => string(63) "riealizatsiia-miezhpriedmietnoi-sviazi-na-urokakh-samopoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "158762"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421781081"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) ""Можно ли жить и не дышать?" урок природоведения в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(62) "mozhno-li-zhit-i-nie-dyshat-urok-prirodoviedieniia-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "222143"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435873400"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства