kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Можно ли жить и не дышать?" урок природоведения в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока  «Можно ли жить и не дышать?»

Предмет: природоведение

Класс: 5 

Межпредметные связи: экология, биология, химия, изобразительное искусство.

Образовательная цель: сформировать знания о дыхании, состоящем из двух процессов: газообмена, процесса окисления питательных веществ с высвобождением энергии, необходимой для жизни.

Развивающие цели:

-развивать способности ученика, оригинальность мышления;

-расширить кругозор учащихся.

-продолжить формирование навыков групповых видов деятельности, работы с новой информацией, коммуникативных и творческих начал личности.

Воспитательные цели:

-формировать у школьников умения преодолевать трудности в учении, закалять волю;

-формировать экологическую грамотность.

Ход урока

I. Мобилизующее начало урока

– Здравствуйте, уважаемые ребята и гости нашего урока. Сегодня пойдет речь о том, что позволяет нам жить (дети сами предлагают свои варианты, что же нам позволяет жить: питание, дыхание и т.д. и все живые организмы отличаются от неживых тел, дыхание, питание, рост, размножение, развитие, движение, выделение.

 Действительно, одно из таких чудес природы – возможность дышать.

– Дыхание – это жизненно важная функция. Давайте попробуем в этом разобраться. Затаите своё дыхание на 20–30 секунд и поделитесь своими ощущениями.

Обсуждение своих ощущений. Возможное предположение, что клеткам не хватает кислорода.

2. Актуализация форм деятельности

– Как мы будем работать на уроке?

К доске приглашаются 2 ученика. Одному дать яблоко красного цвета, а другому – жёлтого. (инсценировка притчи “Два яблока – две идеи”)

– Маша, у тебя было яблоко красного цвета, а у тебя, Саша, зеленого. Когда вы ими обменяетесь, у вас в руках побывают и красное, и жёлтое яблоки. Маша, а если у тебя есть какая-нибудь идея и у тебя, Саша, есть идея и вы ими обменяетесь (поделитесь). Каждый из вас будет знать по две идеи?

Учащиеся отвечают.

– Ребята, вы поделились на 3 группы, каждая из которых будет получать свои знания, а потом поделиться ими с другими.

 Подготовка проектов

Формулирование тем проектов (предварительно формируем группы)

Ребята, сегодня мы разработаем проекты. Давайте вместе попробуем из основополагающего вопроса «Можно ли жить и не дышать?» составить учебные вопросы для каждой группы.

 «Мозговой штурм»: Почему же дышать мы должны постоянно, даже когда спим?

В процессе дыхания вдох сменяется выдохом, при котором часть воздуха возвращается из организма в окружающую среду.

1. Отличается ли вдыхаемый воздух от выдыхаемого?

Если организм состоит из одной клетки, то клетка поглощает кислород прямо из окружающей среды. Амеба, например, поглощает кислород из воды, а в воду выделяет из организма углекислый газ. Куда сложнее обеспечить каждую клетку организма, состоящего из множества разных клеток, большая часть которых находится внутри тела.

2. Как дышат животные и человек?

3. А как дышат растения?

4. Куда кислород исчезает?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Можно ли жить и не дышать?" урок природоведения в 5 классе »


Тема урока «Можно ли жить и не дышать?»

Предмет: природоведение

Класс: 5 а

Межпредметные связи: экология, биология, химия, изобразительное искусство.

Образовательная цель: сформировать знания о дыхании, состоящем из двух процессов: газообмена, процесса окисления питательных веществ с высвобождением энергии, необходимой для жизни.

Развивающие цели:

-развивать способности ученика, оригинальность мышления;

-расширить кругозор учащихся.

-продолжить формирование навыков групповых видов деятельности, работы с новой информацией, коммуникативных и творческих начал личности.

Воспитательные цели:

-формировать у школьников умения преодолевать трудности в учении, закалять волю;

-формировать экологическую грамотность.

Ход урока

I. Мобилизующее начало урока

– Здравствуйте, уважаемые ребята и гости нашего урока. Сегодня пойдет речь о том, что позволяет нам жить (дети сами предлагают свои варианты, что же нам позволяет жить: питание, дыхание и т.д. и все живые организмы отличаются от неживых тел, дыхание, питание, рост, размножение, развитие, движение, выделение.

Действительно, одно из таких чудес природы – возможность дышать.

– Дыхание – это жизненно важная функция. Давайте попробуем в этом разобраться. Затаите своё дыхание на 20–30 секунд и поделитесь своими ощущениями.

Обсуждение своих ощущений. Возможное предположение, что клеткам не хватает кислорода.

2. Актуализация форм деятельности

– Как мы будем работать на уроке?

К доске приглашаются 2 ученика. Одному дать яблоко красного цвета, а другому – жёлтого. (инсценировка притчи “Два яблока – две идеи”)

– Маша, у тебя было яблоко красного цвета, а у тебя, Саша, зеленого. Когда вы ими обменяетесь, у вас в руках побывают и красное, и жёлтое яблоки. Маша, а если у тебя есть какая-нибудь идея и у тебя, Саша, есть идея и вы ими обменяетесь (поделитесь). Каждый из вас будет знать по две идеи?

Учащиеся отвечают.

– Ребята, вы поделились на 3 группы, каждая из которых будет получать свои знания, а потом поделиться ими с другими.

Подготовка проектов

Формулирование тем проектов (предварительно формируем группы)

Ребята, сегодня мы разработаем проекты. Давайте вместе попробуем из основополагающего вопроса «Можно ли жить и не дышать?» составить учебные вопросы для каждой группы.

«Мозговой штурм»: Почему же дышать мы должны постоянно, даже когда спим?

В процессе дыхания вдох сменяется выдохом, при котором часть воздуха возвращается из организма в окружающую среду.

1. Отличается ли вдыхаемый воздух от выдыхаемого?

Если организм состоит из одной клетки, то клетка поглощает кислород прямо из окружающей среды. Амеба, например, поглощает кислород из воды, а в воду выделяет из организма углекислый газ. Куда сложнее обеспечить каждую клетку организма, состоящего из множества разных клеток, большая часть которых находится внутри тела.

2. Как дышат животные и человек?

3. А как дышат растения?

4. Куда кислород исчезает?

Реализация проектов

2. Групповая работа по информационным листам 1–3 с использованием наглядных пособий.

Информационный лист 1

1. Разработка проекта

Вопрос: отличается ли вдыхаемый воздух от выдыхаемого?

Используя текст учебника на странице140, проведите опыт, доказывающий, что известковая вода станет мутной в присутствии углекислого газа. Следовательно, в выдыхаемом воздухе углекислого газа стало больше, чем было во вдыхаемом.

Продумайте ход деятельности, распределите обязанности в группе.

Оформите на ватмане результаты своей работы по плану:

  • Вопрос

  • Название проекта

  • Цель (проверить, …..)

  • Задачи проекта (1. Изучить …2. Проделать…..3. Сформулировать выводы)

  • Гипотеза (Если мы проделаем…….., то мы узнаем…)

  • Ход работы (Вы рассказываете об опыте, который вы выполнили)

  • Результаты и выводы

  • Использованная литература

Оцените работу каждого участника группы

2. Презентация проекта: распределите роли так, чтобы при защите проекта каждый ученик выступил перед ребятами: один говорит название проекта, второй цель и так далее.







Информационный лист 2

1. Разработка проекта

Вопрос: Как дышат животные и человек?

Используя текст учебника на странице141 - 144, представьте информацию о том, как дышат животные и человек, какие приспособления к получению кислорода у животных, обитающих в воде и на суше.

Продумайте ход деятельности, распределите обязанности в группе.

Оформите на листах результаты своей работы по плану:

  • Вопрос

  • Название проекта

  • Цель (узнать, как …..)

  • Задачи проекта (1. Изучить …2. Сформулировать выводы 3. Представить результаты…)

  • Гипотеза (Если мы …….., то мы узнаем…)

  • Ход работы (Вы рассказываете об органах дыхания человека и животных)

  • Результаты и выводы

  • Использованная литература

Первый лист: вопрос, над которым вы работали, второй - название проекта, третий – цель и так далее.

Оцените работу каждого участника группы

2. Презентация проекта: распределите роли так, чтобы при защите проекта каждый ученик выступил перед ребятами: один говорит название проекта, второй цель и так далее.













Информационный лист 3

1. Разработка проекта

Вопрос: А как дышат растения?

Используя текст учебника на странице 144 – 145, а также дополнительную литературу, представьте информацию о том, как дышат растения.

Продумайте ход деятельности, распределите обязанности в группе.

Оформите на ватмане результаты своей работы по плану:

  • Вопрос

  • Название проекта

  • Цель (узнать, как …..)

  • Задачи проекта (1. Изучить …2. Сформулировать выводы 3. Представить результаты…)

  • Гипотеза (Если мы …….., то мы узнаем…)

  • Ход работы (Вы рассказываете о дыхании растений)

  • Результаты и выводы

  • Использованная литература

Первый лист: вопрос, над которым вы работали, второй - название проекта, третий – цель и так далее.

Оцените работу каждого участника группы

2. Презентация проекта: распределите роли так, чтобы при защите проекта каждый ученик выступил перед ребятами: один говорит название проекта, второй цель и так далее.











Учитель корректирует ход реализации проектов.


Презентация проектов. Подведение итогов, выводы.

Анализ результатов работы над проектами.


Рефлексия. Использую методику «ЗУХ»: знали до урока

узнали на уроке

хотели бы узнать.


Домашнее задание.

  1. § 30, задание 1 в учебнике на странице 146.

Заключение. Эмоционально окрашенный финал урока

– Этот урок я хотела бы завершить словами известного поэта:

Нам в этом мире многое дано:
Расти, искать и ошибаться,
Но, главное, дано дышать,
Любить, найти и не сдаваться!



















Лист оценки проекта

Оценка внутри группы

Название проекта_________________________________________________

Фамилия, имя

Оценка 1 ученика

Оценка 2 ученика

Оценка 3 ученика

Оценка 4 ученика

Оценка 5 ученика

Оценка 5 ученика

Итого

1








2








3








4








5








6








7












Внешняя оценка проектов


1

2

3

4

Замечания

1. Выбор темы.

2. Наличие цели проекта.

3. Задачи проекта, гипотеза

4. Практическое выполнение проекта.

5. Оформление работы, наглядность.

6..Защита проекта.

7. Источники информации

8. Результаты обсуждения.

9. Итоговая оценка.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Можно ли жить и не дышать?" урок природоведения в 5 классе

Автор: Гончарова Анастасия Михайловна

Дата: 03.07.2015

Номер свидетельства: 222143

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "" Конспект урока окружающего мира, презентация для урока "Сохраним природу Земли!" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-priezientatsiia-dlia-uroka-sokhranim-prirodu-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "209774"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1431286693"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Открытый урок по природоведению в 5 классе по теме "Роль воды в жизни растений и животных" "
    ["seo_title"] => string(97) "otkrytyi-urok-po-prirodoviedieniiu-v-5-klassie-po-tiemie-rol-vody-v-zhizni-rastienii-i-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "122107"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414154641"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Человек живет природой "
    ["seo_title"] => string(27) "chieloviek-zhiviet-prirodoi"
    ["file_id"] => string(6) "128627"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415542554"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) ""Наше питание" "
    ["seo_title"] => string(15) "nashie-pitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "125926"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415095541"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства