Авторская программа элективного предмета по химии "Химия на 100 баллов"
Авторская программа элективного предмета по химии "Химия на 100 баллов"
Единый государственный экзамен по химии предусматривает совмещение государственной (итоговой) аттестации по химии выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений и вступительных экзаменов в вузах и ссузах согласно сделанному выбору самим выпускником. Требования к знаниям и умениям выпускников достаточно высоки, сложна программа по химии для поступающих в высшие учебные заведения, большое количество учебного материала - это те трудности, с которыми сталкивается ученик. Поэтому с целью помощи выпускникам качественно подготовиться к экзаменам предлагается обучение на данном элективном предмете «Химия на 100 баллов»
Элективный предмет может дополнить, углубить содержание базового курса, способствовать удовлетворению познавательных интересов учащихся. Предмет предназначен для учащихся универсальных классов и химико-биологического профиля. Предмет компенсирует содержательное различие между стандартами химического образования на базовом и профильном уровнях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Авторская программа элективного предмета по химии "Химия на 100 баллов" »
МБОУ «Корниловская COШ»
Согласовано: Зам.директора поУВР Носкова Н.В.
2014 г.
Утверждаю:
Директор школы
Наумова М.Н.
2014 г.
Элективный предмет «Химия на 100 баллов»
11 класс
2014-2015 учебный год
Программа утверждена Верхнетоемским Районным экспертным советом от 19.09.2007г.
Автор-составитель: Учитель химии –
Прохорова Наталия Ивановна
Первая квалификационная категория
П. Двинской
Верхнетоемский район
Архангельская область
2014 год
Пояснительная записка
Химия является одной из фундаментальных естественных наук. Она прямо или косвенно участвует в формировании мировоззрения человека, определяет его подход к окружающему миру, его понимание наблюдаемых явлений. Поэтому не случайно химии уделяется внимание на вступительных экзаменах.
Единый государственный экзамен по химии предусматривает совмещение государственной (итоговой) аттестации по химии выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений и вступительных экзаменов в вузах и ссузах согласно сделанному выбору самим выпускником. Требования к знаниям и умениям выпускников достаточно высоки, сложна программа по химии для поступающих в высшие учебные заведения, большое количество учебного материала - это те трудности, с которыми сталкивается ученик. Поэтому с целью помощи выпускникам качественно подготовиться к экзаменам предлагается обучение на данном элективном предмете «Химия на 100 баллов»
Элективный предмет может дополнить, углубить содержание базового курса, способствовать удовлетворению познавательных интересов учащихся. Предмет предназначен для учащихся универсальных классов и химико-биологического профиля. Предмет компенсирует содержательное различие между стандартами химического образования на базовом и профильном уровнях.
В школьной программе по химии некоторые вопросы либо изучаются поверхностно, либо вообще не изучаются. К примеру, изучение d- элементов ведется на нескольких уроках в малом объеме, а потому приобретенные учащимися знания недостаточны для дальнейшего успешного обучения. Программа элективного предмета предусматривает более детальное изучение вопросов общей химии и химии элементов.
Для обеспечения практических навыков и наиболее глубокого и осознанного понимания учебного материала используются практические (лабораторные) работы и демонстрации, часто выходящие за рамки школьной программы. Например, лабораторные работы: «Жесткость воды», «Свойства комплексных соединений» и другие.
Значительное место в программе отводится решению тестовых заданий, задач как качественного, так и количественного характера. Большинство рассматриваемых задач -комбинированные и комплексные.
Программа элективного предмета состоит из трех частей. Первая часть содержит изучение вопросов теоретической химии (строение веществ, периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и прочее). Вторая часть посвящена изучению материала по неорганической химии, третья часть - по органической химии. Каждая глава завершается контрольным уроком - проверочным тестом по пройденной теме. Программа составлена на 34 занятия.
Расширение, углубление, обобщение предметных знаний учащихся по химии, качественная подготовка их к итоговой аттестации, успешное обучение и продолжение соответствующего профилю образования в высшей школе и сознательному выбору будущей специальности.
Задачи элективного предмета:
Развитие естественно-научного мировоззрения учащихся, приемов умственной деятельности, познавательных интересов, склонностей и способностей, внутренней мотивации учения, формирование потребности в получении новых знаний и применении их на практике.
Расширение, углубление и обобщение знаний по теоретической, неорганической и органической химии.
Совершенствование экспериментальных умений и навыков в соответствии с требованиями правил техники безопасности, рассмотрение связи химии с жизнью, с важнейшими сферами деятельности человека.
Развитие умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, электронными изданиями и другими средствами информации.
Формирование умений анализировать, сопоставлять, применять теоретические знания на практике, решать экспериментальные и теоретические задачи.
Цель элективного предмета:
Программа элективного предмета
Введение (1 час)
Предмет и задачи химии. Явления физические и химические. Атомно-молекулярное учение в химии. Атомы. Атомное ядро и электронная оболочка. Химические элементы. Химическая символика. Абсолютные массы атомов и молекул. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Количество вещества. Моль. Число Авогадро.
II. Теоретическая химия (11 часов)
Простые и сложные вещества. Химические и физические свойства веществ. Химические реакции. Число Авогадро. Молярная масса. Молярный объем. Плотность вещества. Относительная плотность вещества. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ. Закон Авогадро. Молекулярные и ионные соединения. Формульные единицы. Массовая доля элемента. Определение молекулярных и истинных формул веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Периоды и группы. Строение электронных оболочек атомов. Энергетические уровни, подуровни, атомные s, р, d и q - орбитали. Распределение электронов по энергетическим уровням и подуровням; принцип минимума энергии, принцип Паули, правило Хунда. Электронные конфигурации. Валентные электроны. Энергия ионизации и сродство к электрону. Радиоактивные элементы и их распад. Искусственная радиоактивность. Ядерные реакции.
Теория химического строения. Ковалентная связь. Метод валентных связей. Ковалентная неполярная, полярная, донорно-акцепторная связь. Направленность ковалентной связи. Энергия связи. Полярность и прочность ковалентной связи. Гибридизация атомных электронных орбиталей. Многоцентровые связи. Метод молекулярных орбиталей. Ионная связь. Водородная связь.
Межмолекулярное взаимодействие. Кристаллическое состояние вещества. Внутреннее строение кристаллов. Аморфное состояние вещества. Жидкости. Аллотропия.
Энергетика химических реакций. Тепловой эффект и энтальпия реакций. Направление реакций, энтропия, энергия Гиббса. Химико-термодинамические расчеты. Калории.
Химическая кинетика. Скорость химических реакций, ее зависимость от факторов. Кинетический закон действующих масс. Цепные реакции. Катализ.
Химическое равновесие. Равновесный закон действующих масс. Константа равновесия. Энергетический критерий равновесия. Температура равновероятности. Принцип Jle- Шателье. Влияние температуры, давления, концентрации.
Растворы. Массовая доля и молярная концентрация растворенного вещества. Нормальность. Растворимость. Гидратация растворенного вещества. Кристаллогидраты. Осмос. Давление пара растворов. Замерзание и кипение растворов. Дисперсные системы.
Особенности растворов солей, кислот и оснований. Теория электролитической диссоциации. Степень и константа диссоциации. Сила электролитов. Закон Рауля. Закон разведения Оствальда. Диссоциация воды. Водородный показатель.
Окислительно-восстановительные реакции. Восстановление и окисление. Реакции межмолекулярного и внутримолекулярного окисления-восстановления, реакции дисмутации и конмутации. Электролиз. Уравнения электролиза. Электродные потенциалы.
III. Неорганическая химия (11 часов)
Классификация неорганических веществ. Амфотерные соединения. Комплексные соединения. Ангидриды. Оксиды. Соли. Основные и кислотные гидроксиды. Бинарные соединения.
Характеристика неметаллов. Электроотрицательность и окислительная способность неметаллов. Водород. Изотопы водорода. Вода. Тяжелая вода. Пероксид водорода. Пероксиды.
Галогены как элементы и как простые вещества. Галогеноводороды. Галогениды. Окислительные свойства гипохлоритов. Хлорат калия. Фреоны.
Халькогены. Водородные соединения халькогенов. Озон и кислород. Сера. Селен. Сероводород. Сульфиды металлов. Кислородные соединения серы. Пероксодвусерная и тиосерная кислоты.
Элементы VA-группы. Простые вещества. Аммиак. Кислородные соединения азота и фосфора. Аллотропия фосфора. Азотные и фосфорные удобрения.
Элементы IVA-группы. Электронная конфигурация. Простые вещества. Аллотропия. Кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства оксидов и гидроксидов. Водородные соединения, их восстановительные свойства. Карбиды. Карбонилы металлов. Силициды. Силикаты. Кремниевые кислоты. Стекло.
Щелочные и щелочноземельные металлы. Простые вещества, их восстановительная способность. Оксиды, гидроксиды, соли металлов. Нитриды, карбиды, гидриды металлов. Амиды. Магнийорганические соединения. Жесткость воды.
Элементы IIIA-группы. Алюминий. Алюминотермия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Алюмосиликаты. Бор. Бура.
Элементы Б-групп (побочных подгрупп) периодической системы (df - элементы). Электронное строение атомов. Степени окисления. Изменение кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств соединений элементов Б-групп при возрастании степени окисления элемента. Простые вещества. Благородные металлы. Соединения данных элементов. Комплексные соединения.
Промышленное получение и использование важнейших неорганических веществ. Металлургия.
IV. Органическая химия (11 часов)
Теория химического строения А.М. Бутлерова. Структурные формулы. Изомерия. Ациклические и циклические соединения. Первичный, вторичный, третичный и четвертичный атомы углерода. Классы органических соединений. Реакции образования радикалов и ионов. Электрофилы и нуклеофилы. Индуктивный и мезомерный эффекты.
Предельные углеводороды. Гомологический ряд. Алкилы. Строение. Свойства алканов. Механизм реакций замещения. Получение алканов.
Непредельные углеводороды. Алкены. Алкины. Алкадиены. Гомологические ряды. Номенклатура. Строение. Изомерия. Свойства. Правило Марковникова. Правило Зайцева. Полимеры. Каучуки.
Ароматические углеводороды. Гомологический ряд. Ароматичность. Взаимное влияние атомов в молекуле. Свойства аренов. Получение. Природные источники углеводородов.
Гидроксильные соединения. Спирты. Простые эфиры. Фенолы. Многоатомные спирты. Гомологические яды. Изомерия. Номенклатура. Свойства. Получение. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола.
Карбонильные соединения. Альдегиды и кетоны. Гомологический ряд. Строение. Свойства и получение. Поликонденсация. Фенолформальдегидные смолы.
Карбоновые кислоты и их производные. Сложные эфиры. Жиры. СМС.
Углеводы. Классификация. Строение, свойства моно, олиго и полисахаридов. Циклические формы молекул углеводов.
Белки. Строение белков. Свойства белков. Протеины и протеиды. Полипептиды. Синтетические полиамидные волокна. Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК. Состав, строение, свойства, биологическая роль. Рибонуклеотид. Д^оксирибонуклеотид. Гетероциклы. Азотистые основания.
Демонстрации:
Образцы веществ в разном агрегатном состоянии, с разным типом химической связи и кристаллической решетки, простых и сложных, неорганических и органических разных классов, дисперсных систем.
«Экзотермические и эндотермические реакции».
«Влияние концентрации на смещение химического равновесия».
«Окислительно-восстановительные реакции».
«Получение и свойства озона».
«Вулкан».
«Несгораемый платочек».
Лабораторные работы:
«Гомогенный и гетерогенный катализ».
«Ионные реакции в растворах».
«Жесткость воды и способы ее устранения».
«Цепочки превращений с соединениями металлов».
«Свойства комплексных соединений».
«Свойства органических веществ (бензин, керосин, ацетон и др.)».
Тематическое планирование З4 часа (1 час в неделю)
№
урока
Тема занятия
Основные понятия, вводимые на уроке
ТСО, эксперимент
Задание на дом
I тема. Введение (1 час)
1.
Начальный тест на проверку элементарных знаний по химии.
количество вещества, моль, валентность, элементарные частицы, степень окисления И др.
образцы тестов
повторить законы и понятия химии (начать подготовку проекта)
II тема. Теоретическая химия (11 часов)
1(2).
Основные понятия и законы химии.
атомы, молекулы, ионы, вещество, Ar, Mr, М, элемент, V, Vm, g, D и др.
сигма и пи связь, дихромат аммония, пентахлорид фосфора, царская водка, селитры и др.
д/о «Вулкан»
задания (3)
6(18).
Подгруппа углерода.
аллотропия, сода, алюмосиликаты, карборунд и др.
кристаллические
решетки
модели из пластилина, аллотроп, модиф.
7(19).
Щелочные и щелочноземельные металлы.
s-элементы, амиды, магнийорганические соединения
лб/р «Цепочки превращений»
тест
8(20).
Главная подгруппа III группы.
алюмокалиевые квасцы и др.
тест
9(21).
Главные переходные металлы.
d-элементы, комплексные соединения
лб/р «Свойства комплексных соединений»
задачи (2)
10(22).
Промышленное получение и использование важнейших неорганических веществ.
минералы, руды, электролиз, преципитат и др.
презентация
(м/медиа)
тест
11(23).
Проверочный тест на обобщение материала по теме. Знакомство с проектными работами по теме.
IV тема. Органическая химия (11часов)
1(24).
Основные понятия органической химии.
изомерия, гомология, индуктивный и мезомерный эффекты
схемы, таблицы, формулы веществ, образцы веществ,
повторить классификацию органических веществ
2(25)
Предельные углеводороды.
крекинг, декарбоксилирование и др.
табл. «Свойства алканов»
тест,
подготовка проектов
3(26)
Непредельные углеводороды.
цис-транс-изомерия, полимеры и др.
табл. «Свойства алкенов, алкинов»
тест,
подготовка презентаций
4 (27)
Ароматические углеводороды.
электрофилы, нуклеофилы и др.
табл. «Свойства аренов»
тест
5 (28)
Гидроксильные соединения.
эфиры простые, дегидратация и др.
материалы тестов, д/о «Несгораемый платочек»
тест
6 (29)
Карбонильные соединения.
кетоны, ориентанты и др.
материалы тестов
тест
Карбоновые кислоты и их производные.
многоосновность, ангидриды и др.
лб/р «Свойства органических соединений»
тест
8(31)
Углеводы.
оптические изомеры, циклические формы молекул и др.
лб/р «Свойства органических соединений»
тест
9 (32)
Амины. Аминокислоты.
оптические изомеры и др.
материалы тестов
тест
10 (33)
Белки. Нуклеиновые кислоты.
гетероциклы, нуклеотиды и др.
табл. «Белки», «Нуклеин, кислоты»
тест
11(34)
Заключение. Итоговый тест по теме. Знакомство с проектными работами или презентациями учащихся по данной теме.
образцы тестов, проекты м/медиа презентации
тест ЕГЭ
ВСЕГО ЧАСОВ – 34 часа
Ожидаемые результаты обучения учащихся на элективном предмете
Обучение учащихся на элективном предмете ориентировано на проверку овладения выпускниками определенными умениями, среди которых наиболее важны следующие:
называть:
примеры веществ молекулярного и немолекулярного строения;
виды химических связей;
типы кристаллических решеток в веществах с различным видом химической связи;
признаки классификации неорганических и органических веществ;
общие свойства металлов главных подгрупп I-III групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов;
общие свойства неметаллов главных подгрупп VII-IV групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов;
общие свойства классов неорганических и органических веществ;
условия смещения химического равновесия;
основные положения теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова;
функциональные группы различных классов органических веществ.
определять:
принадлежность веществ к соответствующему классу: по химическим формулам и по характерным химическим свойствам;
валентность и степень окисления химических элементов по формулам соединений;
вид химической связи в неорганических и органических веществах;
характерные свойства высших оксидов и соответствующих им гидроксидов металлов и неметаллов;
тип химической реакции по всем известным признакам классификации;
окислитель и восстановитель в ОВР;
реакцию среды растворов солей;
изомеры и гомологи по структурным формулам.
составлять:
электронные формулы и графические схемы строения электронных слоев атомов химических элементов;
уравнения ОВР на основе электронного баланса и метода полуреакций;
уравнения реакций гидролиза солей;
уравнения ЭЛД кислот, щелочей, солей;
полные и сокращенные ионные уравнения реакций;
уравнения химических реакций, характеризующих свойства органических веществ, их генетическую связь, важнейшие способы получения.
характеризовать:
химические элементы по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева и строению атома;
свойства высших оксидов химических элементов первых четырех периодов, а также соответствующих им гидроксидов;
общие химические свойства кислот, оснований, амфотерных соединений, солей на основе представлений об ОВР и РИО;
общие химические свойства металлов, общие и особенные свойства неметаллов как простых веществ на основе представлений об ОВР.
объяснять:
структуру периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева;
зависимость свойств химических элементов от заряда ядра атома и строения атомных электронных оболочек;
закономерности изменения свойств химических элементов, расположенных в одном периоде, в главной подгруппе периодической системы;
способы образования ионной, ковалентной, металлической, водородной связей;
механизм ЭЛД в воде веществ с ионной и ковалентной полярной связью;
сущность реакций ионного обмена;
сущность электролиза.
проводить:
вычисления:
молекулярной и молярной массы вещества;
массовой доли растворенного вещества в растворе;
массовой доли химического элемента в веществе;
количества вещества (массы) по количеству вещества (массе) одного из веществ, участвующих в реакции;
массы одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей;
массы одного из продуктов реакций по массе раствора, содержащего определенную массовую долю одного из исходных веществ;
массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного;
массовой доли (массы) химического соединения в смеси.
расчеты:
молярной концентрации растворов;
массы вещества (количества) по известной молярной концентрации раствора;
расчеты на нахождение молекулярной формулы газообразного вещества по его плотности, или массовой доле элементов, или по продуктам сгорания.
Формы работы с учащимися на занятиях
индивидуальная (составление модели молекулы, кристаллической решетки вещества из подручного материала и др.)
Повестка дня: 1. Утверждение программ элективных курсов
Слушали: Баскакову В. В. но итогам экспертной оценки программы
элективного курса «Как справиться с математическим тестом» Е.В.Купцовой, программы элективного учебного предмета «Готовимся к ЕГЭ по химии» Н.И. Прохоровой.
Решили: программы элективных курсов рекомендовать к использованию.
Выписка верна.
Председатель РЭК Баскакова В.В.
Вх. №358 от 21.09.07 г.
Пояснительная записка
Химия является одной из фундаментальных естественных наук. Она прямо или косвенно участвует в формировании мировоззрения человека, определяет его подход к окружающему миру, его понимание наблюдаемых явлений. Поэтому не случайно химии уделяется особое внимание на вступительных экзаменах.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по химии предусматривает совмещение государственной (итоговой) аттестации по химии выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений и вступительных экзаменов по химии в вузах и ссузах. Требования к абитуриентам по химии достаточно высоки, сложна программа по химии для поступающих в высшие учебные заведения, большое количество учебного материала - это те трудности, с которыми сталкивается выпускник. Поэтому с целью помощи выпускникам качественно подготовиться к экзаменам предлагается обучение на данном элективном предмете. Элективный предмет может дополнить, углубить содержание базового курса, способствовать удовлетворению познавательных интересов учащихся. Данный элективный предмет предназначен для учащихся универсальных классов и химико-биологического профиля. Предмет компенсирует содержательное различие между стандартами химического образования на базовом и профильном уровнях.
В школьной программе по химии многие важные вопросы либо изучаются поверхностно, либо вообще не изучаются. К примеру, изучение d-элементов ведется очень поверхностно, а потому приобретенные учащимися знания недостаточны для успешного обучения в вузе. Программа предусматривает более детальное изучение вопросов общей химии и химии элементов.
Для обеспечения практических навыков и наиболее глубокого и осознанного понимания учебного материала используются практические работы (лабораторные) и демонстрации, часто выходящие за рамки школьной программы. Например, лабораторные работы: «Жесткость воды», «Свойства комплексных соединений» и другие.
Значительное место в программе отводится решению тестовых заданий, задач как качественного, так и количественного характера. Большинство рассматриваемых задач - комбинированные и комплексные.
Программа элективного предмета состоит из трех частей. Первая часть содержит изучение вопросов теоретической химии (строение веществ, периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и прочее). Вторая часть посвящена изучению материала по неорганической химии, третья часть - по органической химии. Каждая глава завершается контрольным уроком - проверочным тестом по пройденной теме.
Экспертное заключение по итогам оценки программы элективного предмета «Готовимся к ЕГЭ по химии» Прохоровой Н.И.
Оформление программы соответствует требованиям: имеется титульный лист, пояснительная записка, цели и задачи, указаны демонстрации, лабораторные работы, есть тематическое планирование, результаты обучения, учебно-методический комплекс, список литературы.
Программа содержит знания, вызывающие интерес у учащихся, содержит новые знания для детей, не содержащиеся в базовых программах.
Наталья Ивановна составила программу так. чтобы она соответствовала целям курса и могла подготовить к поступлению в высшие учебные заведения.
Данная программа развивает мышление школьника, она содержит лабораторные работы и демонстрационные опыты, и это способствует развитию практических навыков у учащихся.
Учитель использует различные формы работы на занятиях: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
В программе указаны ожидаемые результаты обучения учащихся и предполагаемые виды контроля над усвоением знаний.
Учитель продумала программу таким образом, чтобы в любой момент можно было внести корректировки.
Данная программа может быть использована в средней школе, так как у педагога имеется учебно-методический комплекс и технические средства.
Наталья Ивановна последовательно и научно повторяет и углубляет знания учащихся, чтобы быстрее и более кратким путём приготовить их для поступления.
Вывод: Данная программа может быть рекомендована для использования.
Эксперт: Долинина С.В., учитель химии Верхнетоемской средней школы.